Автор: Шкерина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лицей №4
Населённый пункт: Московская область, Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие лексико-грамматического строя: употребление существительных с предлогами, в распространенных предложениях"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Дидактические игры для детей младшего дошкольного
возраста на развитие лексико-грамматического строя: употребление
существительных
с
предлогами,
в
распространенных
предложениях»
У детей с нормальным речевым развитием предлоги в устной
речи особых затруднений не вызывают и как правило дети
справляются с изменением слов по падежам.
Но не
у
всех дошкольников процесс
овладения
речью
происходит одинаково. Поэтому у некоторых детей, особенно с
нарушением речи, возникают трудности:
в построении фразы или предложения,
из-за бедности словарного запаса, они неправильно
подбирают слова в результате чего нарушается смысл
высказывания,
не умеют правильно пользоваться грамматическими
связями,
управлением
и
согласованием
слов
в предложении,
не могут повторить фразу, состоящую из четырех и
более слов,
искажают порядок слов и их количество.
В самостоятельной речи используют простые
нераспространенные предложения,
но
даже
и
здесь
могут
наблюдаться ошибки при употреблении падежных окончаний,
приставок, предлогов, согласования различных частей речи.
Предложно-падежные конструкции являются сложными для
дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного
времени. При нормальном речевом развитии формировать словарь
предлогов можно начинать с 3-х лет, и к 6 – 7 годам ребенок
должен использовать 21 предлог.
Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей
дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами
нужно через игру.
Для этого на занятиях, в игровой и свободной деятельности
проводятся,
специальные
игры
и
упражнения,
с
учетом
определенных этапов работы над предлогами:
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое
значение каждого предлога, так как только при этом условии он
сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём
объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным
показом на конкретных предметах.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги
(например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в
развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются
обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно.
1. Сначала уточняется понимание детьми пространственного
расположения предметов, выраженного данными предлогами.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо
выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в
ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в
ладоши.
На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки
звукового образа предлога.
3.Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного
значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может
лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол.
Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и
т.д.).
При этом следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание:
положить на стол, под стол,
лежит на столе, под столом.
Занятия
в
младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка
дает возможность производить разнообразные изменения места (на
столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет,
прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный;
шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а
котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится
соответствующим
образом
изменять
слова
и
усваивать
морфологические элементы языка.
Связь с другими зянятиями и видами деятельности
ФЭМП
Учить
находить
и располагать на
картине
местоположение предметов ( положи круг на квадрат, положи круг
под квадрат,)
В рисовании и аппликации также прослеживается употребление
предлогов, например: ( наложи фигуру на лист бумаги, листочки
рисуем над деревом, на дереве, под деревом, на земле)
В физкультминутке можно не только словами, но и движениями
закреплять предлоги
В комнате сижу и слышу (присесть руки возле ушек)
Дождик капает на крышу( движения рук над головой сверху вниз)
А под стол залез котенок ( имитация сидящего котенка)
И уснул там как ребенок ( сложить руки под ушком)
На занятиях физкультуры проводятся упражнения в которых
также употребляются предлоги ( поставили руки на пояс, положи
мяч на пол, убрали кегли в корзину и т.д)
Проводятся также игры с игрушками, дидактические игры на
закрепление знаний о предлогах ( игра « Помоги Незнайке», « Кто,
где живет»
Формировать
у
детей
умение
правильно
составлять
предложения мы начинаем с младшей группы. Речь трехлетних
детей ситуативна, поэтому ребенка учим строить фразы из двух-
трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни
развивается умение строить предложения разных типов – простые и
сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные
ситуации,
дидактические
игры,
режимные
моменты,
игры-
драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы
одежды, посуда, обувь, пища.
Самыми распространенными методами, используемыми нами,
являются:
составление
предложения
по
демонстрируемому
действию
и
по
картинке.
Составление
предложения
по
демонстрируемому
действию
возможно,
как
в
специально
организованной деятельности, так и на режимных моментах, в
играх драматизациях.
Составление предложения по картинке облегчается тем, что
действие
не
изменяется,
оно
зафиксировано.
В
играх-
драматизациях и режимных моментах — слово сочетается с
движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить
предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым
действиям, проговариваются детьми.
Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Например: Рассматривая картинку, сначала мы учим ребенка
односложно отвечать на вопросы: Что делает мама? (Читает) Что
делает собака? (Лает) Что делают дети? (Поют) Затем, учим детей
формировать простые предложения, путем полных ответов на
вопросы,
чтобы
ребенок
ощутил
основу
предложения
–
подлежащее и сказуемое. (Возможно составление и по картинке и
по демонстрируемому действию) Что Ксюша делает? – Ксюша
рисует. Что делают ребята? – Ребята играют. Работа над
грамматическим
оформлением
предложения
и
его
распространением проводится параллельно.
Формированию умения строить распространенные предложения
способствуют задания типа «закончи предложение»: по картинке и
по
демонстрируемому
действию
(Воспитатель
начинают
озвучивать предложение, а ребенок заканчивает) Например: Настя
поливает что? (Цветы) Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
Маша ловит что? (Шарик) Врач лечит кого? (Больных) При
рассматривании картинки дети распространяют предложение с
помощью воспитателя. Например: Это кто? – Кошка. Какая кошка?
Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос… …пушистая, –
договаривают дети. Что делает пушистая кошка? Пушистая кошка.
лежит на коврике. Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.
Далее детям предлагают повторить предложение. Подобный прием
можно закрепить и с помощью демонстрируемого действия.
Например: - Это кто? - Ваня! - Ваня какой – веселый или грустный?
- Веселый! - Что делает веселый Ваня? - Веселый Ваня сидит на
стуле.
В младшей группе мы так же учим детей учат
распространять предложения за счет однородных членов.
Перед детьми я выкладываю наборы картинок: овощи (морковь,
лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны),
животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья,
шкафчики). Сначала составляем простые предложения о том, что
(кто) нарисовано на картинке. Затем я начинаю предложение, а
дети продолжают: Мама купила в магазине морковь, лук. У
бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок. Далее
называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать
столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель» и т.д.) Дети упражняются в
употреблении обобщающих слов перед однородными членами
предложения. Воспитатель начинает: В детский сад привезли
новую мебель: столы, стулья, шкафы. В овощном магазине продают
вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины. Дети сначала
продолжают предложение, а потом повторяют его вслед за
воспитателем.
Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления
предложения, нежели предметная, потому что она, как правило,
динамична. Например, я задаю ребенку вопрос «Что делают дети?»
и тем самым подвожу его к построению простого предложения, к
осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе
«Дети идут в лес»
присутствуют подлежащее, сказуемое и
обстоятельство. В младшем возрасте мы уже начинаем учить детей
составлять предложения не только по демонстрируемому действию
и по одной картинке, но и по двум картинкам, связанным между
собой по смыслу. Например: медведь и мед, кошка и молоко,
клумба и лейка, доктор и шприц и т.д.
Структура работы по составлению предложений по двум и более
предметным картинкам, связанным по смыслу, та же, что и
перечисленная выше. Сначала дети просто называют каждую
картинку в отдельности. А затем с помощью вопросов составляют
предложение. Например, по двум предметным картинкам: медведь
любит мед, доктор делает укол и т.д. По трем предметным
картинкам: медведь, мед, дерево – Медведь полез за медом на
дерево. Для упражнения детей в построении предложений можно
использовать следующие игры-упражнения) в соответствии с
лексической темой недели (по демонстрируемым действиям,
картинкам) Например:
«День куклы» — Лексическая тема:
«Мебель» или «Посуда». (Что делает кукла? Кукла спит на кровати.
Кукла пьет чай. Кукла сидит на стуле. Кукла кушает ложкой. и т.д.)
«День медвежонка» — Лексическая тема «Дикие животные»
(Медвежонок
любит
мед.
Медвежонок
играет
на
поляне.
Медвежонок ищет маму).
Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка к
ней, организация наблюдений и речевой деятельности во время
прогулки,
обращение
к
впечатлениям.
Неограниченная
возможность составления предложений по демонстрации действия!
Так, собирая детей на прогулку, мы обязательно разговариваем с
детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? (Мы пойдем
гулять на улицу) Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай
мы ее наденем на голову. (Я надеваю шапку) Посмотри, какая у
тебя красивая шапка (У меня красивая шапка)». На прогулке нужно
постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы,
учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
Например: «Облака плывут», «Ветер шумит», «Деревья качаются»
«Деревья
машут
листочками»
«Цветут
красивые
цветы»,
«Маленький муравей ползет», «Бабочка порхает» и т.д. Динамика
игрового действия способствует заинтересованности детей и
облегчает решение дидактической задачи.
Таким образом, можно проследить последовательность работы
над формированием синтаксических умений у детей младшего
возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить
простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью
воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять
обобщающие слова перед однородными членами; наконец они
подводятся к составлению сложных предложений.