Напоминание

"Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие лексико-грамматического строя: употребление существительных с предлогами, в распространенных предложениях"


Автор: Шкерина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лицей №4
Населённый пункт: Московская область, Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие лексико-грамматического строя: употребление существительных с предлогами, в распространенных предложениях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Дидактические игры для детей младшего дошкольного

возраста на развитие лексико-грамматического строя: употребление

существительных

с

предлогами,

в

распространенных

предложениях»

У детей с нормальным речевым развитием предлоги в устной

речи особых затруднений не вызывают и как правило дети

справляются с изменением слов по падежам.

Но не

у

всех дошкольников процесс

овладения

речью

происходит одинаково. Поэтому у некоторых детей, особенно с

нарушением речи, возникают трудности:

в построении фразы или предложения,

из-за бедности словарного запаса, они неправильно

подбирают слова в результате чего нарушается смысл

высказывания,

не умеют правильно пользоваться грамматическими

связями,

управлением

и

согласованием

слов

в предложении,

не могут повторить фразу, состоящую из четырех и

более слов,

искажают порядок слов и их количество.

В самостоятельной речи используют простые

нераспространенные предложения,

но

даже

и

здесь

могут

наблюдаться ошибки при употреблении падежных окончаний,

приставок, предлогов, согласования различных частей речи.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для

дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного

времени. При нормальном речевом развитии формировать словарь

предлогов можно начинать с 3-х лет, и к 6 – 7 годам ребенок

должен использовать 21 предлог.

Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей

дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами

нужно через игру.

Для этого на занятиях, в игровой и свободной деятельности

проводятся,

специальные

игры

и

упражнения,

с

учетом

определенных этапов работы над предлогами:

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое

значение каждого предлога, так как только при этом условии он

сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём

объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным

показом на конкретных предметах.

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги

(например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в

развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются

обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно.

1. Сначала уточняется понимание детьми пространственного

расположения предметов, выраженного данными предлогами.

2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо

выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в

ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в

ладоши.

На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки

звукового образа предлога.

3.Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного

значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может

лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол.

Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и

т.д.).

При этом следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание:

положить на стол, под стол,

лежит на столе, под столом.

Занятия

в

младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка

дает возможность производить разнообразные изменения места (на

столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет,

прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный;

шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а

котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится

соответствующим

образом

изменять

слова

и

усваивать

морфологические элементы языка.

Связь с другими зянятиями и видами деятельности

ФЭМП

Учить

находить

и располагать на

картине

местоположение предметов ( положи круг на квадрат, положи круг

под квадрат,)

В рисовании и аппликации также прослеживается употребление

предлогов, например: ( наложи фигуру на лист бумаги, листочки

рисуем над деревом, на дереве, под деревом, на земле)

В физкультминутке можно не только словами, но и движениями

закреплять предлоги

В комнате сижу и слышу (присесть руки возле ушек)

Дождик капает на крышу( движения рук над головой сверху вниз)

А под стол залез котенок ( имитация сидящего котенка)

И уснул там как ребенок ( сложить руки под ушком)

На занятиях физкультуры проводятся упражнения в которых

также употребляются предлоги ( поставили руки на пояс, положи

мяч на пол, убрали кегли в корзину и т.д)

Проводятся также игры с игрушками, дидактические игры на

закрепление знаний о предлогах ( игра « Помоги Незнайке», « Кто,

где живет»

Формировать

у

детей

умение

правильно

составлять

предложения мы начинаем с младшей группы. Речь трехлетних

детей ситуативна, поэтому ребенка учим строить фразы из двух-

трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни

развивается умение строить предложения разных типов – простые и

сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные

ситуации,

дидактические

игры,

режимные

моменты,

игры-

драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы

одежды, посуда, обувь, пища.

Самыми распространенными методами, используемыми нами,

являются:

составление

предложения

по

демонстрируемому

действию

и

по

картинке.

Составление

предложения

по

демонстрируемому

действию

возможно,

как

в

специально

организованной деятельности, так и на режимных моментах, в

играх драматизациях.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что

действие

не

изменяется,

оно

зафиксировано.

В

играх-

драматизациях и режимных моментах — слово сочетается с

движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить

предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым

действиям, проговариваются детьми.

Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Например: Рассматривая картинку, сначала мы учим ребенка

односложно отвечать на вопросы: Что делает мама? (Читает) Что

делает собака? (Лает) Что делают дети? (Поют) Затем, учим детей

формировать простые предложения, путем полных ответов на

вопросы,

чтобы

ребенок

ощутил

основу

предложения

подлежащее и сказуемое. (Возможно составление и по картинке и

по демонстрируемому действию) Что Ксюша делает? – Ксюша

рисует. Что делают ребята? – Ребята играют. Работа над

грамматическим

оформлением

предложения

и

его

распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения

способствуют задания типа «закончи предложение»: по картинке и

по

демонстрируемому

действию

(Воспитатель

начинают

озвучивать предложение, а ребенок заканчивает) Например: Настя

поливает что? (Цветы) Почтальон разносит что? (Письма, газеты)

Маша ловит что? (Шарик) Врач лечит кого? (Больных) При

рассматривании картинки дети распространяют предложение с

помощью воспитателя. Например: Это кто? – Кошка. Какая кошка?

Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос… …пушистая, –

договаривают дети. Что делает пушистая кошка? Пушистая кошка.

лежит на коврике. Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Далее детям предлагают повторить предложение. Подобный прием

можно закрепить и с помощью демонстрируемого действия.

Например: - Это кто? - Ваня! - Ваня какой – веселый или грустный?

- Веселый! - Что делает веселый Ваня? - Веселый Ваня сидит на

стуле.

В младшей группе мы так же учим детей учат

распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми я выкладываю наборы картинок: овощи (морковь,

лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны),

животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья,

шкафчики). Сначала составляем простые предложения о том, что

(кто) нарисовано на картинке. Затем я начинаю предложение, а

дети продолжают: Мама купила в магазине морковь, лук. У

бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок. Далее

называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать

столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель» и т.д.) Дети упражняются в

употреблении обобщающих слов перед однородными членами

предложения. Воспитатель начинает: В детский сад привезли

новую мебель: столы, стулья, шкафы. В овощном магазине продают

вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины. Дети сначала

продолжают предложение, а потом повторяют его вслед за

воспитателем.

Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления

предложения, нежели предметная, потому что она, как правило,

динамична. Например, я задаю ребенку вопрос «Что делают дети?»

и тем самым подвожу его к построению простого предложения, к

осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе

«Дети идут в лес»

присутствуют подлежащее, сказуемое и

обстоятельство. В младшем возрасте мы уже начинаем учить детей

составлять предложения не только по демонстрируемому действию

и по одной картинке, но и по двум картинкам, связанным между

собой по смыслу. Например: медведь и мед, кошка и молоко,

клумба и лейка, доктор и шприц и т.д.

Структура работы по составлению предложений по двум и более

предметным картинкам, связанным по смыслу, та же, что и

перечисленная выше. Сначала дети просто называют каждую

картинку в отдельности. А затем с помощью вопросов составляют

предложение. Например, по двум предметным картинкам: медведь

любит мед, доктор делает укол и т.д. По трем предметным

картинкам: медведь, мед, дерево – Медведь полез за медом на

дерево. Для упражнения детей в построении предложений можно

использовать следующие игры-упражнения) в соответствии с

лексической темой недели (по демонстрируемым действиям,

картинкам) Например:

«День куклы» — Лексическая тема:

«Мебель» или «Посуда». (Что делает кукла? Кукла спит на кровати.

Кукла пьет чай. Кукла сидит на стуле. Кукла кушает ложкой. и т.д.)

«День медвежонка» — Лексическая тема «Дикие животные»

(Медвежонок

любит

мед.

Медвежонок

играет

на

поляне.

Медвежонок ищет маму).

Особенно много для развития речи дает прогулка: подготовка к

ней, организация наблюдений и речевой деятельности во время

прогулки,

обращение

к

впечатлениям.

Неограниченная

возможность составления предложений по демонстрации действия!

Так, собирая детей на прогулку, мы обязательно разговариваем с

детьми: «Сейчас мы пойдем гулять. Куда мы пойдем? (Мы пойдем

гулять на улицу) Достань из шкафа шапку. Подай мне шапку. Давай

мы ее наденем на голову. (Я надеваю шапку) Посмотри, какая у

тебя красивая шапка (У меня красивая шапка)». На прогулке нужно

постоянно обращать внимание на красоту окружающей природы,

учить детей наблюдать за погодой, за изменениями в природе.

Например: «Облака плывут», «Ветер шумит», «Деревья качаются»

«Деревья

машут

листочками»

«Цветут

красивые

цветы»,

«Маленький муравей ползет», «Бабочка порхает» и т.д. Динамика

игрового действия способствует заинтересованности детей и

облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы

над формированием синтаксических умений у детей младшего

возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить

простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью

воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять

обобщающие слова перед однородными членами; наконец они

подводятся к составлению сложных предложений.



В раздел образования