Напоминание

"Методика работы учащихся с учебником при изучении технологии"


Автор: Ухалкина Галина Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Трещинская СОШ"
Населённый пункт: с. Черемичкино
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Методика работы учащихся с учебником при изучении технологии"
Раздел: полное образование





Назад




Исследовательская работа на тему "Методика работы учащихся

с учебником при изучении технологии"

Ухалкина Галина Михайловна,

учитель технологии

МБОУ «Трещинская СОШ»

Топкинский МО

Кемерово 2023

Введение

Среди многих средств и методов совершенствования трудового воспитания и

обучения, которыми располагает школа, первое место сегодня занимает ИКТ.

Мы часто забываем, какое важное место занимает учебная книга. Роль

учебников в формировании научных знаний у учащихся, их практических

умений и самостоятельного мышления огромна. Сложность проблемы

состоит в том, что

методика использования учебной литературы по

трудовому обучению имеет свои специфические особенности. Длительное

изучение состояния трудовой подготовки школьников позволяет сделать

вывод, что одной из причин этого является недостаток, а нередко и

отсутствие методических рекомендаций по пользованию учебников. Это

ведёт к недооценке теоретической подготовки школьников, ограничивает

возможности самостоятельного изучения нового материала, его закрепления

и повторения. Результаты экспертной оценки высказываний учителей ясно

указывают

на большое значение учебника для подготовки учащихся к

осознанной практической деятельности и в чуть меньшей степени – для

формирования интересов и мотивов учения. Учебник активно способствует

развитию

технического

мышления,

формирования

политехнических

и

специальных знаний. Заметно его влияния в решении воспитательных и

профориентационных задач. Здесь решающее значение приобретает весь

комплекс средств обучения и прежде всего сам учитель.

Методы обучения учащихся работе с учебником

1. Приемы самостоятельной работы с учебником

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных

классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под

руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать

с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с

печатными источниками.

Основные из них:

-

Конспектирование

(краткое

изложение,

краткая

запись

содержания

прочитанного). Конспектирование ведется от первого (от себя) или от

третьего

лица.

Конспектирование

от

первого

лица

лучше

развивает

самостоятельность мышления.

- Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для

составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и

озаглавить каждую часть.

- Тезирование (краткое изложение основных мыслей прочтенного).

- Цитирование (дословная выдержка из текста). Обязательно указываются

выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год

издания, страница).

- Аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без

потери существенного смысла).

-

Рецензирование

(написание

краткого

отзыва

с

выражением

своего

отношения о прочитанном).

- Составление справки (сведений о чем-нибудь, полученных после поисков).

Справки

бывают

статические,

биографические,

терминологические,

географические и т.д.

-

Составление формально-логической модели (словесно-схематического

изображения прочитанного).

- Составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых

понятий по разделу, теме).

-

Составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных

предметов,

явлений

в

трудах

разных

авторов).

Таковы

краткие

характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую

группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

2. Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний

В курсе каждого учебного предмета есть темы достаточно сложные,

вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких случаях

учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового

материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего

дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем

уже проводить беседу. В принципе следовало бы на каждом уроке после

объяснения

учителя

предоставить

учащимся

возможность

поработать

самостоятельно

с

учебником.

Это

обусловливается

закономерностями

познавательной деятельности. Чтобы прочно усвоить тот или иной материал,

требуется неоднократное обращение к его изучению. Всякая последующая

работа, если она правильно организована, не только способствует лучшему

запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттенки,

глубже подходить к их осмыслению. К сожалению, на это не всегда хватает

времени. Нужно правильно организовать работу с учебником, чтобы

учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и

усваивать изучаемый материал. Важнейшими приемами при использовании

этого метода являются следующие:

а) четкая постановка цели работы с учебником,

б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,

в) определение порядка самостоятельной работы и приемов

самоконтроля,

г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи

отдельным учащимся,

д) беседа по закреплению нового материала.

Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями

осуществляется

самостоятельно

каждым

учеником

путем

вдумчивого

изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов,

примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов,

законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся

приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и

не является безупречным, но, тем не менее, оно дает достаточно четкое

представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные

взаимосвязанные

стороны:

самостоятельное

овладение

учащимися

изучаемым материалом и формирование умения работать с учебной

литературой. Применение этого метода имеет свою историю. В 20-30-е годы,

когда в школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного,

а затем бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при

этих методах они считались ненужными) использовались так называемые

«рабочие книги», которые содержали главным образом местный материал,

самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не

находила широкого применения; к тому же принижалась роль учителя в

учебном процессе. Когда же эти методы как единственные и универсальные

были отменены, вся тяжесть учебной работы была переложена на учителя: он

обязан был сам объяснять каждую изучаемую тему. Это снова снижало

значение самостоятельной работы учащихся с учебником. Более того, если

некоторые учителя пытались организовать на уроке самостоятельную работу

с учебником по овладению новым материалом, такие попытки подвергались

критике. Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы

повышения качества знаний учащихся. В 1958 году в «Учительской газете»

появилась статья Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием:

«Раскрыть учебники».

Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы улучшения

самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены, если не

будут использоваться учебники и учебная литература. Поэтому вместо

ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они

предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с

целью активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого

времени

наметился

поворот

к

более

широкому

использованию

и

методическому совершенствованию работы с учебником в процессе учебных

занятий. Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект,

учителю необходимо соблюдать следующие требования:

а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала

(темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что

не

всякий

вопрос

учащиеся

могут

усвоить

самостоятельно

без

обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе

совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий

характер.

Их

изучение

вызывает

у

школьников

большие

трудности.

Естественно, что по таким темам не следует отсылать учащихся к

самостоятельной работе с учебником, их нужно излагать и объяснять самому

учителю. Таким образом, соблюдение принципа доступности обучения

является одним из условий правильной организации самостоятельной работы

учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.

б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна

предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего,

нужно

точно

определить

тему

нового

материала,

провести

общее

ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на те

вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске

или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке

самостоятельной работы и самоконтроле.

в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной

работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают

изучаемый

материал.

Если

некоторые

из

них

будут

встречаться

с

затруднениями,

необходимо

помочь

им

разобраться

в

непонятных

положениях.

г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения

самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.

д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать

демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии

проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому

осмыслению изучаемого материала.

е) Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме

выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения

вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала

учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость

обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным

методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако

зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда

могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях

лучше использовать самостоятельную работу с учебником.

з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее

необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после

работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения

изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и

навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.

Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с

учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от

учителя хорошего

знания и практического

владения

разнообразными

приемами ее организации.

3. Применение активных методов обучения работы с учебником на уроке

Одним из важных навыков, которыми должны овладеть учащиеся является

формирование умения работать с книгой - учебником.

В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с

разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний.

Однако

учебная

книга

не

в

состоянии

обеспечить

хорошие

знания

автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:

1. Самостоятельная работа с этой книгой преследует общие цели обучения,

воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие

познавательной - деятельности, формирование практических умений и

навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников:

самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с

учебником необходимо применять разнообразные методические приемы,

осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до

обобщений.

3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися

книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному

предмету.

Следует

планировать

соответствующий

вид

деятельности

школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и

гуманитарных. При этом важно выделять общие умения и специальные.

В старших классах формирование этих умений связано с более глубокой

проработкой материала, в частности, при обобщении изученного необходимо

придавать знаниям структуру теории. Это приводит к объединению, взаимно

дополнению методических приемов, что педагогически эффективно.

Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала,

вопросов

и

задач,

инструкций

к

лабораторным

работам,

сведений

справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом

этапе

обучения

(изучение

нового,

повторение,

закрепление

и

т.д.).

Рассмотрим, как это целесообразнее всего сделать.

3.1 Работа с текстом учебника

Этот вид использования учебника может быть при изучении новых вопросов,

знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по

тексту,

подготовке

его

к

пересказу.

Применяется

такая

форма

самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых

параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий.

Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание

письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока

могли выполнить полностью все задание.

Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных

работ

учащиеся

приобретают

нужные

организационные

навыки

и

практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает

затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и

соответствующее задание на дом.

Использование

учебника

на

уроке

способствует

выработке

умения

самостоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как

составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом

этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов,

цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве

дополнительного

вопроса

дать

цитату

из

учебника

с

просьбой

прокомментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание

фактологического

материала,

вопросы

мировоззренческого

и

методологического плана.

Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы

или темы, т.е. при обобщении материала. Для этого целесообразно

использовать схемы, таблицы, Она позволяет выделить основной материал,

дает ориентировку в изученном, обладает мнемоническими свойствами.

3.2 Работа с иллюстративным материалом учебника

Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях

включает

два

этапа.

На

первом

этапе

создается

представление

об

изображенном, осуществляется запоминание, на втором - деятельность

учащихся

направляется

на.

усвоение

связей

между

понятиями,

на

использование знаний в подобной и новой ситуациях.

В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с

иллюстрациями - выполнение определенных заданий. Они могут быть

самыми разнообразными.

3.3 Использование учебника для справок

Для

того,

чтобы

хорошо

усвоить

материал,

ученику

необходимо

неоднократно обращаться к изложенным в учебнике материалам. Прежде

всего такая необходимость возникает при повторении. 3.4 Применение

игровых приемов работы с учебным текстом

Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует

развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих

игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала

обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому

освоению изучаемой темы:

Вопрос-ответ.

Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант

находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ

стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа.

Шпаргалка.

Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из

учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалки» пересказать

текст.

Дотошный ученик.

Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности

текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот

список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

Части текста (по ролям).

Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна

группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль»,

третья - «заключение», четвертая - «дополнение».

Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет

право взять слово после любого выступления.

Коллективный рассказ.

Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так,

чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не

прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

Очевидное-невероятное.

Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту.

Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

Прочитать текст. И передать его материал так, чтобы объяснение было

наглядным

и

убедительным.

Причем

уч-ся

разбиваются

на

группы.

Математики - иллюстрируют материал примерами и расчетами. Техники -

сопровождают объяснения, проводимыми опытами. Теоретики - выводят

формулы и законы. Литераторы - пишут текст без формул.

Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие

приемы:

· Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)

· Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.

· Подобрать заголовок для текста.

· Составить план прочитанного, написать краткое изложение

· Можно провести игру «Восстанови текст».

Первый вариант. Каждый

учащийся получает текст без начала, конца или середины, знакомятся с

содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом

отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на

столе, учащийся находит тот, который ему нужен. Второй вариант - каждый

учащийся получает отрывок из текста и знакомится о его содержанием. Затем

все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и

восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и

решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому

учителю надо использовать его как можно более оптимально.

Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.

Содержание работы, ее форма выполнения должны вызывать интерес уч-ся,

желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются

так. Чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

Заключение

Когда говорят об умении читать, постоянно употребляют термины «культура

речи», «культура умственного труда».

Слово «культура»,

как известно,

обозначает совокупность достижений человеческого общества в той или иной

области, уровень, степень развития чего-либо.

Автор книги «Время в жизни человека» М.А. Клуит пишет: «Не стоит думать,

что учиться можно, только держа перед глазами книгу или конспект.

Психологами доказано, что необходимым элементом прочного освоения

материала является его воспроизведение в памяти. А для этого вовсе не

необходимы кабинет или библиотека. Нужны лишь некоторый (для каждого

свой) уровень тишины и два «инструмента»: один из них - наш мозг, второй -

интерес к изучаемому предмету…

Можно тратить на чтение не более часа в день, но все время находиться под

впечатлением прочитанного. Такое восприятие гораздо больше соответствует

назначению искусства, чем то, при котором содержание книги забывается

сразу же после того, как она закрыта».

Да, после приобретения некоторого читательского опыта «перед ненужным

ум замыкается».

Другими словами, при чтении наш мозг постепенно

обучается так чутко, избирательно относиться к материалу, что даже в

состоянии утомления не пропускает нужной информации и в то же время

легко расстается с ненужной, попросту не усваивает ее.

Известно: чем шире диапазон знаний, тем глубже ум проникает в существо

вопроса. Отсюда вывод: чем глубже читатель хочет проникнуть в суть

серьезной книги, тем больше дополнительной литературы и других, подчас

самых неожиданных источников ему может потребоваться.

Литература

1. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты/Г.Г. Гецов.-М.: Знание, 1989. -

144 с.

2. Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре

работы с науч. и науч.-попул. кн. 2-е изд./Л.А. /Л.А. Николаева.-М.:

Просвещение, 1982. - 191 с.

3. Шлин А. Самоучитель: Как научиться быстро читать/ А. Шлин. - М.:АСТ,

2001. - 272 с.

4. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование: Учебн.-метод. пособие/

Л.Ф. Штернберг.М.: Высш. шк., 1988.-31 с.



В раздел образования