Автор: Нечаева Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №9 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в современных условиях в группе компенсирующей направленности
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в современных условиях
в группе компенсирующей направленности.
Нечаева Наталья Сергеевна
Учитель - логопед
МАДОУ № 9 «Чебурашка»
г. Южно- Сахалинска
Одним из наиболее сложных и распространённых дефектов речевой
патологии является общее недоразвитие развитие речи. Дети с ТНР имеют
особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной
помощи. Поиски эффективных приёмов и методов преодоления речевых
нарушений
не
утратили
своей
актуальности.
В
последнее
время
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
вопросу
взаимосвязи
и
преемственности в работе всех участников коррекционно-развивающей
работы уделяется особое внимание. Особо актуально это звучит для групп
компенсирующей
направленности.
Поэтому
вопрос
о
повышении
эффективности работы учителя-логопеда при внедрении стандартов нового
поколения является чрезвычайно актуальным и одним из резервов в
достижении хороших результатов является тесная связь между учителем-
логопедом и родителями. Задача учителя-логопеда – помочь родителям
осознать свою роль в процессе развития ребёнка, вооружить определёнными
методами и приёмами преодоления речевого нарушения. Непрерывное
взаимодействие учителя логопеда с родителями осуществляется с помощью
различных форм работы.
Увеличение контингента детей с речевыми нарушениями, посещающих
дошкольное
общеобразовательное
учреждение,
в
последние
годы,
к
сожалению, отмечается всё чаще. Перед нами стоит задача построения
системы коррекционно-развивающей работы,
эта помощь педагогам и
родителям в овладении знанием развития ребёнка. Работа предусматривает
комплексное педагогическое воздействие на выравнивание речевого развития
у детей раннего возраста, по четырём направлениям:
дыхательного,
голосового, артикуляционного и мелкой моторики.
Пластичность активно формирующегося мозга двух-трёхлетнего ребёнка
позволяет
компенсировать
многие
недостатки
формирования
речевой
деятельности. Для того чтобы
речь ребёнка была членораздельной и
понятной,
движения
речевых
органов
должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может
научить только взрослый. Нельзя мешать правильному развитию речи
ребёнка, подражая ему в неправильном произношении слов. Ребёнок учится
языку у взрослых, а чтобы речь ребёнка развивалась нормально, взрослым
необходимо произносить слова правильно. А чем раньше речевой аппарат
заработает в полную силу, тем быстрее произойдёт развитие восприятия,
понимания смыслового содержания словесных сигналов. За год, от двух до
трёх лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при
хороших условиях число слов, которыми владеет ребёнок этого возраста,
достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребёнку активно
пользоваться речью. Главное не упустить этот период в жизни ребёнка.
Дошкольное учреждение – это первое звено непрерывного образования,
предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-
воспитательного
процесса.
Педагоги
должны
подходить
к
обучению
комплексно,
используя
разные
эффективные
методы:
музыкальные,
изобразительные,
хореографические,
физкультурные,
художественные,
литературные и др.
К трём годам дети учатся говорить фразами,
предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать
свои мысли и чувства. Ранее предупреждение, диагностика и коррекция
речевых нарушений – одна из актуальных на сегодняшний день проблем
современной
логопедии.
Она
может
решаться
силами
дошкольных
учреждений.
Работа
логопеда
состоит
из
специально
направляющих
упражнений для детей раннего дошкольного возраста, которые благодаря
комплексному подходу используют воспитатель и специалисты дошкольного
учреждения на своих занятиях. Доказано, что на развитие ребёнка большое
влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он
находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения
такой средой является групповая комната. В состав предметно - развивающей
среды входит речевой уголок. С его помощью педагоги создают условия для
стимуляции речевой деятельности и речевого общения у детей раннего
возраста.
Материал,
содержащийся
в
речевом
уголке,
имеет
многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке
нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых
психических процессов и функций, составляющих психологическую базу
речи.
Воспитатель используя речевой уголок проводит ежедневную работу,
спланированную
логопедом
(упражнения
по
развитию
мелкой
и
артикуляционной моторики, речевого дыхания, уточнению произношения
гласных звуков и простых согласных звуков, развитие чувства ритма,
понимания
речи
фонематического
восприятия,
координации
слов
с
движениями, и т.д.). Все задания поводятся в игровой форме. Рекомендуя
специальные,
индивидуальные
упражнения для подготовки органов
артикуляции в раннем дошкольном возрасте, мы помогаем ребёнку вовремя
овладеть правильным звукопроизношением, а в старшем дошкольном
возрасте получим
хорошую почву для постановки звуков, которые он
самостоятельно освоить не смог.
Целью артикуляционной гимнастики
является выработка правильных полноценных движений артикуляционных
органов. Упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые
нарушены.
Рекомендуются специальные, индивидуальные упражнения для подготовки
органов артикуляции в раннем дошкольном возрасте как статические так и
динамические («Птенчики», «Дудочка», «Заборчик», «Песенка комарика»,
«Песенка жука», «Насосик», «Лошадки», «Трубочка» и т.д.).
Занимаясь постановкой звукопроизношения, мы за собой подтягиваем и
все компоненты речи: словарь, грамматический строй, связную речь,
фонематический слух. Известно, что, стимулируя развитие мелкой
моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребёнка. У детей с
задержкой
развития
речи
очень
часто
наблюдается
недостаточность
двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой
моторики пальцев рук. Простые игры с участием пальчиков и ручек, да ещё
и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки – не просто
поднимут настроение малышу, но будут иметь и оздоровительный эффект.
Пальчиковые игры – это самое простое, что можно провести с ребёнком и в
дошкольном
учреждении
и
дома.
Пальчиковые
игры
не
требуют
специального
оборудования
и
педагогического
образования.
Любое
стихотворение, или песенка, которую вы знаете наизусть, подойдут для
занятий пальчиковой гимнастикой. Гимнастика для пальцев рук делится на
пассивную
и
активную.
Пассивная
гимнастика
(массаж
кистей
рук:
поглаживание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный
этап перед активной гимнастикой, детям с низким уровнем развития мелкой
моторики. Затем, следует перейти к пальчиковым играм, проводя их в
игровой форме и дозируя упражнения в зависимости от уровня развития
тонкой моторики рук ребёнка.
Так же для активного развития мелкой
моторики подойдут не только крупные яркие игрушки из различных
материалов чистых цветов и несложных форм, но и разные настольные игры.
Например, шнуровки: из дерева, ткани и пластика.
Маленькие дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют
разговаривать
шёпотом.
Развитию
голосового
аппарата
способствуют
упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся
с различной громкостью. Это подготавливает ребёнка к правильному
интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в
зависимости от содержания высказывания).
Использование театрализованных игр на самом элементарном уровне
способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию голоса.
Все детские игры обязательно должны сопровождаться детской песенкой,
потешкой, которые не только поднимут малышу настроение, но будут иметь
и оздоровительный эффект.
Использование пальчикового театра: на палочках, ложках, прищепках.
Дети имитируют движения и проговаривают вместе с воспитателем слова
стихотворения. Например: в сценке «Доктор Айболит» дети голосом
выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик. Также можно
использовать арсенал игр на имитацию заданных движений (пройди как лиса,
попрыгай как зайка, походи как мишка).
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства
детей с речевой патологией
и обусловлены различными факторами:
незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией
органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости
и т.д.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без
отклонений,
то
у
детей
с
речевыми
нарушениями
оно
развивается
патологически.
Дошкольникам
с
речевой
патологией,
прежде
всего,
необходимо развивать объём лёгких, формировать грудобрюшной тип
дыхания,
чтобы
со
временем
перейти
на
речевое
дыхание.
В развитии дыхания у детей раннего возраста помогут использование разных
игрушек, таких как дудочки, султанчики, стаканчики, вертушки и многое
другое.
Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс
сопровождения речевого развития детей. Она приносит более эффективный
результат, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять
знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно
руководит процессом передачи этих знаний и умений. Не все родители
знают, что чем раньше речевой аппарат заработает в полную силу, тем
быстрее
произойдёт
развитие
восприятия,
понимания
смыслового
содержания словесных сигналов.
Вопросы воспитания детей раннего
возраста – это прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что
большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о
жизни ребёнка в детском саду, о закономерностях его психического развития,
не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и
обучения своих малышей.
Таким образом, эта проблема потребовала от нас организации семейного
клуба «Молодая семья» для родителей детей раннего дошкольного возраста.
Целью клуба является: повышение педагогической культуры молодых
родителей. Ежегодно на заседаниях клуба «Молодая семья» встреча
посвящается профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Принцип встреч у нас всегда один – это ровная активность родителей и
педагогов.
Мы постоянно говорим родителям: «Все приобретения
детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от
нас, взрослых. Самые чуткие, самые близкие ребёнку люди –
родители, вы всегда находитесь рядом, и только вы поможете создать
максимально благоприятные условия для развития ребёнка, надо
лишь
постараться».
На
наших
встречах
всегда
используется
практическая часть, показываются приёмы работы, предусматривающие
комплексное воздействие на выравнивание речевого развития у ребёнка.
Это дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, слуховая
динамическая
разминка,
пальчиковая
гимнастика,
мыслительная
разминка, игровая терапия. В конце встреч всегда, выдаются памятки для
родителей с советами.
Также
совместно
с
воспитателями
организуются
выставки
для
родителей, где они могут ознакомиться с настольными играми по развитию
мелкой моторики,
новинками литературы,
развивающими игрушками,
пособиями для лучшего развития ребёнка.
В
группе
оформлены папки-передвижки для родителей
«Советы
логопеда»,
с
подборкой
статей,
консультаций,
докладов,
различных
упражнений.
Для родителей
выпущены брошюрки
«Весёлый язычок»
по темам:
«Массаж», «Пальчиковые игры», «Словарик», «Дыхательная гимнастика».
Особая значимость этой работы заключается в том, что
осуществляется
постоянная
связь
содержания
коррекционно-
развивающей работы с ходом и результатами деятельности учителя-
логопеда и родителей, а также является материалом для практики
свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в
их повседневной жизни.
Список литературы
1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. М., 2000.
2.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям. - СПб.: Детство-пресс,2010.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.,1985.
4.Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.,2003.
5.Доронова Т.Н., Голубева Л.Г. Гордова Н.Г. Программа для родителей и
воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. М., 2002.
6.Мазанова
Е.В.
Методические
рекомендации
учителям-логопедам
и
воспитателям логопедических групп с общим недоразвитием речи.- Самара,
2007.
7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: Детство-ПРЕСС,2008.
8. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - СПб.:
Детство-ПРЕСС,2011.
9. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М.,2000.