Напоминание

Развитие чувства ритма через логоритмические упражнения у детей трёх-четырёх летнего возраста


Автор: Нечаева Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №9 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие чувства ритма через логоритмические упражнения у детей трёх-четырёх летнего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Нечаева Наталья Сергеевна

Учитель-логопед

МАДОУ №9 «Чебурашка»

г. Южно-Сахалинска

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее

нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,

возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному

ритму. По выражению Э. Жака Далькроза: «Ритм есть движение материи,

логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве»

1

.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь

слуховых ощущений с мышечными ощущениями. Еще великий русский

физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие

связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог и психиатр

В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное

воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр

звучащей музыки.

Ритмические

движения

способствуют

активизации

различных

анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга

человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься

с самого раннего возраста и в доступной форме: ритмических музыкальных

упражнениях и играх. Различные педагогические системы придают большое

значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система

ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской

педагогике,

система

элементарного

музицирования

Карла

Орфа,

фонетическая, логопедическая ритмика и др.). [3]

1

Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства: 6 лекций /

Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. // Театр и искусство. – 1914. – С. 364.

Появление

программы

«Музыкальный

язычок»

продиктовано

необходимостью

приобщения

детей

трех-четырех

летнего

возраста

к развитию чувства ритма.

Отличительные

особенности

программы

от

уже

существующих

в том, что содержание программы структурируется на основе синтеза

искусств. Это система интегрированных занятий, которые объединяют

музыкальную

и

изобразительную

деятельность,

развитие

речи

и

ознакомление детей с окружающим миром.

Вместе с тем при интегративной подаче материала доминирующая,

стержневая роль отводится музыке.

Учитывая тяготение дошкольников

к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению,

ведущее место на уроках отводится игре. Причем ставка делается на игры и

игровые

упражнения:

рече-двигательные,

танцевально-ритмические,

эмоционально-волевой тренинг.

Особое место отводится сказке и герою, присутствующему на занятии.

Сказка на занятиях интегрированного характера облегчает вхождение детей

в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного

и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных

детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как

вся эта информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк

и музыки. Построение их в форме мини спектаклей, сказок, игр создает

доброжелательную,

эмоционально-насыщенную

атмосферу

совместного

творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное

участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное

состояние детей. [5]

Использование элементов театрализации вносит в занятия моменты

занимательности,

способствует

осмыслению

изобразительного

образа.

Программа построена по принципу межпредметной связи – разнообразный

материал объединен по темам. Каждая игра, упражнение, рассказ или сказка,

рисунок или аппликация, музыкальное произведение решает одновременно

целый комплекс педагогических задач и воспитательных целей. На уроках

устанавливается связь между видимым и слышимым, между образом и его

воплощением, выявляется творческий потенциал ребенка, обогащается его

фантазия. Преподаватель, подчиняясь естественной тяге ребенка к фантазии,

сказке, раскрывает его внутренний и духовный мир, формирует эстетический

вкус, чувства, эмоции воспитанника. Кроме того, познание ребенком

произведений

искусства

должно

обязательно

проходить

как

через

эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через

осознание, понимание способов его воплощения. [5]

В основе программы лежит восприятие — воспроизведение структур

ритма

разной

модальности

(наглядных,

двигательных,

звуковых,

графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма

повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму

чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений

о

музыкальном,

двигательном,

речевом,

изобразительном

ритмах

осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети учатся

находить ритмическую организацию в музыке, речи, художественном образе,

выкладывать орнаментальные узоры. Сюжетно-тематическая организация

занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно,

так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

[4]

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры,

песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения,

несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах,

дидактические

игры,

способствующие

развитию

чувства

ритма

и

художественное

творчество

ребенка.[1]

Речевой

материал

доступен

в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и

стихи

современных

детских

поэтов.

Значительная

роль

в

работе

по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на

основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать

движения со словом.[2]

Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством

для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития

внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д. Такое

построение

занятий

позволяет

добиться

устойчивого

внимания

на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность

в усвоении знаний.

Многократное

повторение

изучаемого

материала

способствует

выработке

двигательных,

слуховых,

речевых

и

певческих

навыков.

Содержание уроков изменяется по мере поэтапного усложнения материала.

Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским

психофизическим данным.

Все упражнения проводятся по подражанию.

Занятия

являются

интегрированными,

продолжительность

их

может

превышать 15 минут.

Занятия включают в себя несколько видов деятельности:

1. Музицирование.

Это выражение своего активного отношения

к музыкальному искусству в реальном звучании:

Вокальное музицирование предполагает приведение голосового

аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство

с возможностями человеческого голоса.

Инструментальное музицирование является основой формирования

ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их

заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание

инструментов при создании музыкальных картин.

2. Рече-двигательные игры и упражнения. Предполагают развитие

координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают

дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между

выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации:

Дыхательно-артикуляционная

гимнастика.

Игры

и

игровые

упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются

основой

для

формирования

неречевого

и

речевого

дыхания,

артикуляционной базы звуков.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит

для

снятия

излишнего

мышечного

тонуса,

утомления,

умственного

напряжения.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития

просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной

выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие

на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.

3. Танцевально-ритмические упражнения.

Являются основой для

развития чувства ритма и двигательных способностей:

Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные

группы мышц, регулировать мышечный тонус.

Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы,

выполняемые под специально подобранную музыку.

4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые

упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение

основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса,

горя, спокойствия).

5. Художественное творчество. Дети охотно занимаются творчеством,

при условии постепенного и целенаправленного развития умений и навыков,

обогащения их впечатлений. Обучение детей художественному творчеству

решаются успешнее на интересном для детей материале, в процессе

изображения знакомых им предметов и явлений.

Наряду с индивидуальными работами, дети с удовольствием создают

коллективные композиции, которые поражают их воображение своей

масштабностью и завершенностью. Для того, чтобы дети научились

достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и

явления

на

бумаге,

необходимо

познакомить

их

с

элементами

нетрадиционного

и

традиционного

рисования,

изобразительными

материалами, разными приёмами аппликации на основе вырезывания

и обрывания. Необходимо вырабатывать у детей такие качества движений

руки, как слитность, ритмичность.

Изображение тех или иных предметов способствует не только навыкам

рисования, но и развитию фантазии, воображения, художественно-образному

мышлению,

развитию

у

детей

восприятия

произведений

искусства,

воспитание понимание красоты произведений искусства и потребности

общения

с

ними.

Умение

находить

новые

нестандартные

решения

творческих задач, способствует саморазвитию ребенка в самостоятельной

деятельности. Приобщаясь к искусству аппликации, дети учатся создавать

на бумаге разной формы

не только предметные, но и декоративные

композиции повторяя и чередуя их по форме и цвету развивая чувство ритма.

Таким

образом,

подводя

итог

вышесказанному,

необходимо

подчеркнуть, что осознанный подбор методических приемов и соблюдение

последовательности всех видов деятельности способствуют максимальному

результату обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аромштам, М.

Игры для детей раннего возраста // Дошкольное

образование. – 2001. – № 2. – № 2. – С. 5-8.

2.

Бардышева, Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. – 1998. – № 5. – С.48.

3.

Далькроз, Э.Ж.

Ритм. Его воспитательное значение для жизни и

искусства: 6 лекций / Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. // Театр и искусство. –

1914. – С. 364.

4.

Каплунова, И. Новоскольцева, И. «Этот удивительный ритм» – СПб.:

Композитор, 2005. – С.146

5.

Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г.

Кукольный театр —

дошкольникам. – М., 1982. – С. 125.



В раздел образования