Автор: Нечаева Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №9 "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие чувства ритма через логоритмические упражнения у детей трёх-четырёх летнего возраста
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ЧЕРЕЗ ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Нечаева Наталья Сергеевна
Учитель-логопед
МАДОУ №9 «Чебурашка»
г. Южно-Сахалинска
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее
нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,
возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному
ритму. По выражению Э. Жака Далькроза: «Ритм есть движение материи,
логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве»
1
.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь
слуховых ощущений с мышечными ощущениями. Еще великий русский
физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие
связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог и психиатр
В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное
воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр
звучащей музыки.
Ритмические
движения
способствуют
активизации
различных
анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга
человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься
с самого раннего возраста и в доступной форме: ритмических музыкальных
упражнениях и играх. Различные педагогические системы придают большое
значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система
ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской
педагогике,
система
элементарного
музицирования
Карла
Орфа,
фонетическая, логопедическая ритмика и др.). [3]
1
Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства: 6 лекций /
Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. // Театр и искусство. – 1914. – С. 364.
Появление
программы
«Музыкальный
язычок»
продиктовано
необходимостью
приобщения
детей
трех-четырех
летнего
возраста
к развитию чувства ритма.
Отличительные
особенности
программы
от
уже
существующих
в том, что содержание программы структурируется на основе синтеза
искусств. Это система интегрированных занятий, которые объединяют
музыкальную
и
изобразительную
деятельность,
развитие
речи
и
ознакомление детей с окружающим миром.
Вместе с тем при интегративной подаче материала доминирующая,
стержневая роль отводится музыке.
Учитывая тяготение дошкольников
к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению,
ведущее место на уроках отводится игре. Причем ставка делается на игры и
игровые
упражнения:
рече-двигательные,
танцевально-ритмические,
эмоционально-волевой тренинг.
Особое место отводится сказке и герою, присутствующему на занятии.
Сказка на занятиях интегрированного характера облегчает вхождение детей
в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного
и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных
детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как
вся эта информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк
и музыки. Построение их в форме мини спектаклей, сказок, игр создает
доброжелательную,
эмоционально-насыщенную
атмосферу
совместного
творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное
участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное
состояние детей. [5]
Использование элементов театрализации вносит в занятия моменты
занимательности,
способствует
осмыслению
изобразительного
образа.
Программа построена по принципу межпредметной связи – разнообразный
материал объединен по темам. Каждая игра, упражнение, рассказ или сказка,
рисунок или аппликация, музыкальное произведение решает одновременно
целый комплекс педагогических задач и воспитательных целей. На уроках
устанавливается связь между видимым и слышимым, между образом и его
воплощением, выявляется творческий потенциал ребенка, обогащается его
фантазия. Преподаватель, подчиняясь естественной тяге ребенка к фантазии,
сказке, раскрывает его внутренний и духовный мир, формирует эстетический
вкус, чувства, эмоции воспитанника. Кроме того, познание ребенком
произведений
искусства
должно
обязательно
проходить
как
через
эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через
осознание, понимание способов его воплощения. [5]
В основе программы лежит восприятие — воспроизведение структур
ритма
разной
модальности
(наглядных,
двигательных,
звуковых,
графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма
повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму
чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений
о
музыкальном,
двигательном,
речевом,
изобразительном
ритмах
осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети учатся
находить ритмическую организацию в музыке, речи, художественном образе,
выкладывать орнаментальные узоры. Сюжетно-тематическая организация
занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно,
так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
[4]
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры,
песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения,
несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах,
дидактические
игры,
способствующие
развитию
чувства
ритма
и
художественное
творчество
ребенка.[1]
Речевой
материал
доступен
в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и
стихи
современных
детских
поэтов.
Значительная
роль
в
работе
по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на
основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать
движения со словом.[2]
Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством
для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития
внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д. Такое
построение
занятий
позволяет
добиться
устойчивого
внимания
на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность
в усвоении знаний.
Многократное
повторение
изучаемого
материала
способствует
выработке
двигательных,
слуховых,
речевых
и
певческих
навыков.
Содержание уроков изменяется по мере поэтапного усложнения материала.
Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским
психофизическим данным.
Все упражнения проводятся по подражанию.
Занятия
являются
интегрированными,
продолжительность
их
может
превышать 15 минут.
Занятия включают в себя несколько видов деятельности:
1. Музицирование.
Это выражение своего активного отношения
к музыкальному искусству в реальном звучании:
Вокальное музицирование предполагает приведение голосового
аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство
с возможностями человеческого голоса.
Инструментальное музицирование является основой формирования
ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их
заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание
инструментов при создании музыкальных картин.
2. Рече-двигательные игры и упражнения. Предполагают развитие
координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают
дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между
выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации:
Дыхательно-артикуляционная
гимнастика.
Игры
и
игровые
упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются
основой
для
формирования
неречевого
и
речевого
дыхания,
артикуляционной базы звуков.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит
для
снятия
излишнего
мышечного
тонуса,
утомления,
умственного
напряжения.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития
просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной
выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие
на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
3. Танцевально-ритмические упражнения.
Являются основой для
развития чувства ритма и двигательных способностей:
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные
группы мышц, регулировать мышечный тонус.
Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы,
выполняемые под специально подобранную музыку.
4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые
упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение
основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса,
горя, спокойствия).
5. Художественное творчество. Дети охотно занимаются творчеством,
при условии постепенного и целенаправленного развития умений и навыков,
обогащения их впечатлений. Обучение детей художественному творчеству
решаются успешнее на интересном для детей материале, в процессе
изображения знакомых им предметов и явлений.
Наряду с индивидуальными работами, дети с удовольствием создают
коллективные композиции, которые поражают их воображение своей
масштабностью и завершенностью. Для того, чтобы дети научились
достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и
явления
на
бумаге,
необходимо
познакомить
их
с
элементами
нетрадиционного
и
традиционного
рисования,
изобразительными
материалами, разными приёмами аппликации на основе вырезывания
и обрывания. Необходимо вырабатывать у детей такие качества движений
руки, как слитность, ритмичность.
Изображение тех или иных предметов способствует не только навыкам
рисования, но и развитию фантазии, воображения, художественно-образному
мышлению,
развитию
у
детей
восприятия
произведений
искусства,
воспитание понимание красоты произведений искусства и потребности
общения
с
ними.
Умение
находить
новые
нестандартные
решения
творческих задач, способствует саморазвитию ребенка в самостоятельной
деятельности. Приобщаясь к искусству аппликации, дети учатся создавать
на бумаге разной формы
не только предметные, но и декоративные
композиции повторяя и чередуя их по форме и цвету развивая чувство ритма.
Таким
образом,
подводя
итог
вышесказанному,
необходимо
подчеркнуть, что осознанный подбор методических приемов и соблюдение
последовательности всех видов деятельности способствуют максимальному
результату обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аромштам, М.
Игры для детей раннего возраста // Дошкольное
образование. – 2001. – № 2. – № 2. – С. 5-8.
2.
Бардышева, Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. – 1998. – № 5. – С.48.
3.
Далькроз, Э.Ж.
Ритм. Его воспитательное значение для жизни и
искусства: 6 лекций / Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. // Театр и искусство. –
1914. – С. 364.
4.
Каплунова, И. Новоскольцева, И. «Этот удивительный ритм» – СПб.:
Композитор, 2005. – С.146
5.
Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г.
Кукольный театр —
дошкольникам. – М., 1982. – С. 125.