Напоминание

Песокотерапия: возможности творческого самовыражения школьников


Автор: Бугаева Ольга Александровна
Должность: учитель музыки и изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 44"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Песокотерапия: возможности творческого самовыражения школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Песокотерапия: возможности творческого самовыражения школьников

Песок имеет удивительное свойство увлечь детей любого возраста. Его

тактильные качества и возможность свободно моделировать различные

формы и фигуры предоставляют детям уникальную возможность для

самовыражения и саморазвития. Песокотерапия – это метод, применяемый

специалистами для восстановления эмоционального здоровья детей и

подростков. В школе методы песокотерапии в рамках кружковой работы

открывают большие возможности для педагогов с целью улучшения

психоэмоционального

состояния

детей,

развития

творческих

навыков,

творческого мышления, возможности самовыражения.

Песокотерапия предоставляет ребенку возможность выразить свои

эмоции и переживания без необходимости использовать слова. Важно

учитывать, что дети среднего школьного возраста могут иметь ограниченные

навыки коммуникации или испытывать трудности в понимании и выражении

своих чувств. Работа с песком позволяет детям создавать свои миры и

представлять свои эмоции в безопасном и контролируемом окружении. Они

могут строить, разрушать, передвигать песочные горки и фигуры, что

способствует

освобождению

накопившейся

энергии

и

снятию

эмоционального напряжения.

Песокотерапия также способствует развитию творческого мышления у

детей. Во время сеансов песокотерапии они приобретают навыки идеаций,

образного и ассоциативного мышления. Работая с песком и различными

инструментами, дети находят нестандартные и креативные решения для

своих задач. Это развивает их способность мыслить гибко, находить новые

подходы к решению проблем и видеть вещи не только с традиционной точки

зрения.

Песокотерапия помогает развитию речи и коммуникативных навыков.

Ребенок может рассказывать и объяснять свои мысли с помощью созданных

им фигур и сюжетов. Это позволяет ему выражать свои чувства и эмоции в

наглядной форме и развивает у него уверенность в себе и своих

способностях. Кроме того, работа в группе помогает детям развивать

социальные навыки, умение слушать и выражать свои мысли в коллективе.

Не подвергается сомнению положительный эффект песокотерапии на

психоэмоциональное состояние учащихся 5-6 классов. Игра с песком

позволяет им снять напряжение, восстановить эмоциональное равновесие и

справиться с различными стрессовыми ситуациями. Этот метод также может

помочь детям разработать стратегии регуляции эмоций и повысить их

уровень самосознания.

Кроме

того,

песокотерапия

способствует

развитию

фантазии

и

креативного потенциала ребенка. При работе с песком у учащихся возникает

возможность создания своих историй, перенесения себя в другие миры и

образы. Это способствует развитию их воображения, способности к

сопереживанию и пониманию окружающего мира.

Кружок «Песокотерапия» начал свою работу в нашей школе в 2014 году

и на протяжении многих лет и по сей день пользуется большой

популярностью у учащихся 5-6 классов. Работа проводилась сначала в

небольших группах по 5-7 человек, затем с улучшением материально-

технической базы удалось увеличить группы до 10-12 человек в каждой.

Использовались различные формы и методы для проведения занятий:

1. Индивидуальная песокотерапия.

2. Групповая песокотерапия.

3. Символическая игра.

4. Возможность рассказа и описания.

5. Анализ символов и сюжетов.

6. Тематические занятия.

Эти формы и методы песокотерапии помогают учащимся 5-6 классов

выразить

свои

эмоции,

развить

творческое

мышление,

улучшить

коммуникативные навыки.

Особенно

полезны

занятия

песокотерапии

стали

для

детей,

отличающихся

неусидчивостью,

нарушением

дисциплины,

низкой

успеваемостью. Как отмечали большинство родителей и педагогов учащихся,

которые посещали кружок в течение года, дети стали более внимательными,

усидчивыми, проявляли усердие в подготовке к урокам, стали более

активными и не были замечены в нарушении дисциплины.

Таким

образом,

песокотерапия

является

эффективным

методом

развития

эмоциональной

сферы,

речи,

творческого

мышления

и

коммуникативных навыков у учащихся 5-6 классов. Этот метод помогает

детям самовыразиться и развить свои способности в безопасной и

поддерживающей атмосфере. Песокотерапия представляет собой ценный

инструмент для специалистов и педагогов, которые заботятся о нашем

будущем - о развитии детей и их эмоциональном благополучии.

Литература:

1.

Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога. Учебно-

методическое пособие. – М.: Сфера, 2019. – 112 с.

2.

Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации.

– М., 2010.

3.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. –

СПб., 2002.

4.

Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. – М.:

Вариант, 2018.



В раздел образования