Автор: Бугаева Ольга Александровна
Должность: учитель музыки и изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 44"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Песокотерапия: возможности творческого самовыражения школьников
Раздел: среднее образование
Песокотерапия: возможности творческого самовыражения школьников
Песок имеет удивительное свойство увлечь детей любого возраста. Его
тактильные качества и возможность свободно моделировать различные
формы и фигуры предоставляют детям уникальную возможность для
самовыражения и саморазвития. Песокотерапия – это метод, применяемый
специалистами для восстановления эмоционального здоровья детей и
подростков. В школе методы песокотерапии в рамках кружковой работы
открывают большие возможности для педагогов с целью улучшения
психоэмоционального
состояния
детей,
развития
творческих
навыков,
творческого мышления, возможности самовыражения.
Песокотерапия предоставляет ребенку возможность выразить свои
эмоции и переживания без необходимости использовать слова. Важно
учитывать, что дети среднего школьного возраста могут иметь ограниченные
навыки коммуникации или испытывать трудности в понимании и выражении
своих чувств. Работа с песком позволяет детям создавать свои миры и
представлять свои эмоции в безопасном и контролируемом окружении. Они
могут строить, разрушать, передвигать песочные горки и фигуры, что
способствует
освобождению
накопившейся
энергии
и
снятию
эмоционального напряжения.
Песокотерапия также способствует развитию творческого мышления у
детей. Во время сеансов песокотерапии они приобретают навыки идеаций,
образного и ассоциативного мышления. Работая с песком и различными
инструментами, дети находят нестандартные и креативные решения для
своих задач. Это развивает их способность мыслить гибко, находить новые
подходы к решению проблем и видеть вещи не только с традиционной точки
зрения.
Песокотерапия помогает развитию речи и коммуникативных навыков.
Ребенок может рассказывать и объяснять свои мысли с помощью созданных
им фигур и сюжетов. Это позволяет ему выражать свои чувства и эмоции в
наглядной форме и развивает у него уверенность в себе и своих
способностях. Кроме того, работа в группе помогает детям развивать
социальные навыки, умение слушать и выражать свои мысли в коллективе.
Не подвергается сомнению положительный эффект песокотерапии на
психоэмоциональное состояние учащихся 5-6 классов. Игра с песком
позволяет им снять напряжение, восстановить эмоциональное равновесие и
справиться с различными стрессовыми ситуациями. Этот метод также может
помочь детям разработать стратегии регуляции эмоций и повысить их
уровень самосознания.
Кроме
того,
песокотерапия
способствует
развитию
фантазии
и
креативного потенциала ребенка. При работе с песком у учащихся возникает
возможность создания своих историй, перенесения себя в другие миры и
образы. Это способствует развитию их воображения, способности к
сопереживанию и пониманию окружающего мира.
Кружок «Песокотерапия» начал свою работу в нашей школе в 2014 году
и на протяжении многих лет и по сей день пользуется большой
популярностью у учащихся 5-6 классов. Работа проводилась сначала в
небольших группах по 5-7 человек, затем с улучшением материально-
технической базы удалось увеличить группы до 10-12 человек в каждой.
Использовались различные формы и методы для проведения занятий:
1. Индивидуальная песокотерапия.
2. Групповая песокотерапия.
3. Символическая игра.
4. Возможность рассказа и описания.
5. Анализ символов и сюжетов.
6. Тематические занятия.
Эти формы и методы песокотерапии помогают учащимся 5-6 классов
выразить
свои
эмоции,
развить
творческое
мышление,
улучшить
коммуникативные навыки.
Особенно
полезны
занятия
песокотерапии
стали
для
детей,
отличающихся
неусидчивостью,
нарушением
дисциплины,
низкой
успеваемостью. Как отмечали большинство родителей и педагогов учащихся,
которые посещали кружок в течение года, дети стали более внимательными,
усидчивыми, проявляли усердие в подготовке к урокам, стали более
активными и не были замечены в нарушении дисциплины.
Таким
образом,
песокотерапия
является
эффективным
методом
развития
эмоциональной
сферы,
речи,
творческого
мышления
и
коммуникативных навыков у учащихся 5-6 классов. Этот метод помогает
детям самовыразиться и развить свои способности в безопасной и
поддерживающей атмосфере. Песокотерапия представляет собой ценный
инструмент для специалистов и педагогов, которые заботятся о нашем
будущем - о развитии детей и их эмоциональном благополучии.
Литература:
1.
Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога. Учебно-
методическое пособие. – М.: Сфера, 2019. – 112 с.
2.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации.
– М., 2010.
3.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. –
СПб., 2002.
4.
Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. – М.:
Вариант, 2018.