Автор: Косухина Анна Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по мозаике в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Педагогические условия развития художественно-творческих
способностей учащихся на занятиях по мозаике в учреждении
дополнительного образования
Косухина Анна Сергеевна, студентка бакалавриата
Научный руководитель: Кузьмина Ирина Петровна, кандидат
педагогических наук, доцент
Нижнетагильский государственный социально-педагогический
институт (филиал) федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования "Российский
государственный профессионально-педагогический университет"
(г. Нижний Тагил)
Аннотация:
В
статье
раскрываются
понятия
«педагогические
условия», «способность», «художественные способности», предлагаются
необходимые
педагогические
условия
для
развития
творческих
способностей, в частности в рамках занятий по мозаике в учреждении
дополнительного образования.
Ключевые слова: педагогические условия, развитие, творческие
способности, занятия по мозаике, учащиеся.
Развитие художественно-творческих способностей детей начинается в
младшем
школьном
возрасте.
Дети
данного
возраста
наиболее
восприимчивы, впечатлительны, любознательны, они стремятся получать
новые знания, проявляют интерес и желание узнать о том, что их окружает.
Наиболее большое влияние на развитие творческих способностей оказывает
искусство в любом своем проявлении (изобразительное, музыкальное,
театральное и т.д.). Каждое направление искусства содержит в себе большой
арсенал возможностей для развития таких способностей. Исследования в
области задатков и способностей, в том числе художественно-творческих,
проводили
многие
ученые,
в
числе
которых
можно
выделить
Л. С. Выготского, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Теплова, Б. Д. Шадрикова,
Д. Б. Эльконина и других.
Сегодня проблема развития художественно-творческих способностей
учащихся остается актуальной. Благодаря таким способностям человек
самореализуется, обогащает свой внутренний духовный мир.
Художественные способности являются сложной и в тоже время интересной
категорией в психолого-педагогической науке. В психологической науке к
понимаю способностей применяют личностный подход, сторонниками
которого
являются
Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн,
Б. М. Теплов,
В. Д. Шадриков и другие [1].
Понятие «способность» имеет общее психологическое значение,
способности человека развиваются на основе природных задатков, с
которыми он родился. Способности – термин, который обеспечивает быстрое
приобретение, закрепление и применение знаний, умений и навыков в
практической деятельности. Данное определение является более узким и
активно применяется в настоящее время [3].
Структура
способностей
к
художественной
(изобразительной)
деятельности является сложной. В каждой конкретной деятельности ее
составляющие
различны.
Поэтому
в
психологии
способностей
А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев,
С. Л. Рубинштейн выделяют как
ведущие, так и вспомогательные свойства. (таблица 1).
Структура способностей к художественной деятельности
Ведущие свойства
Вспомогательные свойства
–
художественно-творческое
воображение
и
мышление
–
обеспечивают
отбор
главного,
наиболее
существенного
и
характерного
явления
действительности, конкретизацию и
обобщение художественного образа,
– зрительный анализатор –
отражает
фактуру
поверхности
воспринимаемых
предметов
(мягкость,
твердость,
шероховатость,
бархатистость
и
другое)
создание оригинальной композиции
– память на образы, острая
наблюдательность,
длительное
произвольное
внимание
–
способствуют
созданию
ярких
зрительных
образов
в
сознании
художника и помогают успешной
трансформации их в художественный
образ
–
сенсомоторные
качества,
связанные
особенно
с
длительностью руки художника –
обеспечивают быстрое и точное
усвоение
новых
технических
приемов в рисунке, живописи
– эмоциональное отношение к
воспринимаемому и изображаемому
явлению
– волевые свойства личности
художника
–
обеспечивают
практическую
реализацию
творческих замыслов
Художественные
способности
направлены
на
формирование
способности создавать прекрасное в процессе художественной деятельности.
Художественной деятельности присуще специфическая особенность – она
обращена ко всей личности человека. Художественная деятельность дает
человеку самовыразиться, раскрыть свои художественные способности, а
также усовершенствовать их.
Ярким
проявлением
художественной
деятельности
являются
ее
результаты.
Успешность
художественной
деятельности
определяется
увлеченностью
и
способностью
обучающихся
свободно
использовать
приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и
находить оригинальные решения поставленных задач. Когда речь идет о
художественных и творческих способностях на занятиях мозаикой, это
предполагает сочетание пространственного восприятия, мелкой моторики и
острого эстетического чувства.
Формирование единой системы развития творческих способностей
учащихся в рамках занятий мозаикой с учетом самореализации личности в
социуме требует целостного и личностно-ориентированного подхода. Таким
образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется
на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования [2].
Научно-педагогическая система развития творческих способностей
учащихся к изобразительной деятельности может успешно функционировать
и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.
Под педагогическими условиями развития творческих способностей
учащихся мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств
образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс
развития. Педагогические условия относятся к образовательной среде,
методам
и
стратегиям,
используемым
для
содействия
эффективному
обучению и развитию. Педагогические условия выступают при этом
необходимым компонентом процесса развития творческих способностей
учащихся
к
изобразительной
деятельности,
с
учетом
организации
образовательного процесса, который позволит обеспечить высокий уровень
развития способностей. В условиях занятий мозаикой эти условия имеют
решающее
значение
для
формирования
художественно-творческого
потенциала учащихся. Основными являются следующие педагогические
условия:
Среда обучения. Создание атмосферы, которая ценит разнообразие и
побуждает учащихся выражать свое мнение, не опасаясь осуждения, имеет
решающее
значение.
Такой
подход
способствует
развитию
чувства
принадлежности и раскрывает творческий потенциал. Учителя играют
ключевую роль в создании такой среды, способствуя открытому общению,
сотрудничеству и положительному подкреплению.
Практический опыт: на
занятиях по мозаике следует отдавать
предпочтение практическому опыту, позволяя учащимся экспериментировать
с различными материалами и техниками. Практическое участие улучшает
обучение и позволяет учащимся раскрыть свой уникальный художественный
голос.
Индивидуальное обучение. Признание разнообразных потребностей и
стилей
обучения
учащихся
имеет
важное
значение.
Обеспечение
индивидуального обучения позволяет преподавателям адаптировать свой
подход, решая конкретные проблемы и усиливая сильные стороны каждого
ученика.
Интеграция
истории
искусств:
Понимание
исторического
и
культурного контекста мозаичного искусства обогащает кругозор учащихся.
Интеграция истории искусств в учебную программу повышает понимание
этого ремесла и вдохновляет на творческие интерпретации.
Совместные
проекты.
Сотрудничество
способствует
командной
работе и знакомит учащихся с разными точками зрения. Объединение
совместных мозаичных проектов способствует общению, решению проблем
и синтезу разнообразных идей.
В мозаичных классах учреждений дополнительного образования
реализация художественно-творческого потенциала во многом зависит от
тщательно
подобранных педагогических условий.
Культивируя
среду,
предоставляя практический опыт, предлагая индивидуальное обучение,
интегрируя
историю
искусства
и
продвигая
совместные
проекты,
преподаватели
могут
создать
благодатную
почву
для
расцвета
художественных способностей учащихся. Принимая эти педагогические
условия, учреждения дополнительного образования играют решающую роль
в формировании нового поколения творческих умов в области мозаичного
искусства.
Литература:
1.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. –
СПб.: Союз, 1997. – 220 с.
2.
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация:
учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений. М., 2001.
3.
Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания: Книга для учителя / Б. М. Неменский. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 253 с.