Напоминание

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по мозаике в учреждении дополнительного образования


Автор: Косухина Анна Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по мозаике в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогические условия развития художественно-творческих

способностей учащихся на занятиях по мозаике в учреждении

дополнительного образования

Косухина Анна Сергеевна, студентка бакалавриата

Научный руководитель: Кузьмина Ирина Петровна, кандидат

педагогических наук, доцент

Нижнетагильский государственный социально-педагогический

институт (филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования "Российский

государственный профессионально-педагогический университет"

(г. Нижний Тагил)

Аннотация:

В

статье

раскрываются

понятия

«педагогические

условия», «способность», «художественные способности», предлагаются

необходимые

педагогические

условия

для

развития

творческих

способностей, в частности в рамках занятий по мозаике в учреждении

дополнительного образования.

Ключевые слова: педагогические условия, развитие, творческие

способности, занятия по мозаике, учащиеся.

Развитие художественно-творческих способностей детей начинается в

младшем

школьном

возрасте.

Дети

данного

возраста

наиболее

восприимчивы, впечатлительны, любознательны, они стремятся получать

новые знания, проявляют интерес и желание узнать о том, что их окружает.

Наиболее большое влияние на развитие творческих способностей оказывает

искусство в любом своем проявлении (изобразительное, музыкальное,

театральное и т.д.). Каждое направление искусства содержит в себе большой

арсенал возможностей для развития таких способностей. Исследования в

области задатков и способностей, в том числе художественно-творческих,

проводили

многие

ученые,

в

числе

которых

можно

выделить

Л. С. Выготского, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Теплова, Б. Д. Шадрикова,

Д. Б. Эльконина и других.

Сегодня проблема развития художественно-творческих способностей

учащихся остается актуальной. Благодаря таким способностям человек

самореализуется, обогащает свой внутренний духовный мир.

Художественные способности являются сложной и в тоже время интересной

категорией в психолого-педагогической науке. В психологической науке к

понимаю способностей применяют личностный подход, сторонниками

которого

являются

Л. С. Выготский,

С. Л. Рубинштейн,

Б. М. Теплов,

В. Д. Шадриков и другие [1].

Понятие «способность» имеет общее психологическое значение,

способности человека развиваются на основе природных задатков, с

которыми он родился. Способности – термин, который обеспечивает быстрое

приобретение, закрепление и применение знаний, умений и навыков в

практической деятельности. Данное определение является более узким и

активно применяется в настоящее время [3].

Структура

способностей

к

художественной

(изобразительной)

деятельности является сложной. В каждой конкретной деятельности ее

составляющие

различны.

Поэтому

в

психологии

способностей

А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев,

С. Л. Рубинштейн выделяют как

ведущие, так и вспомогательные свойства. (таблица 1).

Структура способностей к художественной деятельности

Ведущие свойства

Вспомогательные свойства

художественно-творческое

воображение

и

мышление

обеспечивают

отбор

главного,

наиболее

существенного

и

характерного

явления

действительности, конкретизацию и

обобщение художественного образа,

– зрительный анализатор –

отражает

фактуру

поверхности

воспринимаемых

предметов

(мягкость,

твердость,

шероховатость,

бархатистость

и

другое)

создание оригинальной композиции

– память на образы, острая

наблюдательность,

длительное

произвольное

внимание

способствуют

созданию

ярких

зрительных

образов

в

сознании

художника и помогают успешной

трансформации их в художественный

образ

сенсомоторные

качества,

связанные

особенно

с

длительностью руки художника –

обеспечивают быстрое и точное

усвоение

новых

технических

приемов в рисунке, живописи

– эмоциональное отношение к

воспринимаемому и изображаемому

явлению

– волевые свойства личности

художника

обеспечивают

практическую

реализацию

творческих замыслов

Художественные

способности

направлены

на

формирование

способности создавать прекрасное в процессе художественной деятельности.

Художественной деятельности присуще специфическая особенность – она

обращена ко всей личности человека. Художественная деятельность дает

человеку самовыразиться, раскрыть свои художественные способности, а

также усовершенствовать их.

Ярким

проявлением

художественной

деятельности

являются

ее

результаты.

Успешность

художественной

деятельности

определяется

увлеченностью

и

способностью

обучающихся

свободно

использовать

приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и

находить оригинальные решения поставленных задач. Когда речь идет о

художественных и творческих способностях на занятиях мозаикой, это

предполагает сочетание пространственного восприятия, мелкой моторики и

острого эстетического чувства.

Формирование единой системы развития творческих способностей

учащихся в рамках занятий мозаикой с учетом самореализации личности в

социуме требует целостного и личностно-ориентированного подхода. Таким

образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется

на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования [2].

Научно-педагогическая система развития творческих способностей

учащихся к изобразительной деятельности может успешно функционировать

и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

Под педагогическими условиями развития творческих способностей

учащихся мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств

образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс

развития. Педагогические условия относятся к образовательной среде,

методам

и

стратегиям,

используемым

для

содействия

эффективному

обучению и развитию. Педагогические условия выступают при этом

необходимым компонентом процесса развития творческих способностей

учащихся

к

изобразительной

деятельности,

с

учетом

организации

образовательного процесса, который позволит обеспечить высокий уровень

развития способностей. В условиях занятий мозаикой эти условия имеют

решающее

значение

для

формирования

художественно-творческого

потенциала учащихся. Основными являются следующие педагогические

условия:

Среда обучения. Создание атмосферы, которая ценит разнообразие и

побуждает учащихся выражать свое мнение, не опасаясь осуждения, имеет

решающее

значение.

Такой

подход

способствует

развитию

чувства

принадлежности и раскрывает творческий потенциал. Учителя играют

ключевую роль в создании такой среды, способствуя открытому общению,

сотрудничеству и положительному подкреплению.

Практический опыт: на

занятиях по мозаике следует отдавать

предпочтение практическому опыту, позволяя учащимся экспериментировать

с различными материалами и техниками. Практическое участие улучшает

обучение и позволяет учащимся раскрыть свой уникальный художественный

голос.

Индивидуальное обучение. Признание разнообразных потребностей и

стилей

обучения

учащихся

имеет

важное

значение.

Обеспечение

индивидуального обучения позволяет преподавателям адаптировать свой

подход, решая конкретные проблемы и усиливая сильные стороны каждого

ученика.

Интеграция

истории

искусств:

Понимание

исторического

и

культурного контекста мозаичного искусства обогащает кругозор учащихся.

Интеграция истории искусств в учебную программу повышает понимание

этого ремесла и вдохновляет на творческие интерпретации.

Совместные

проекты.

Сотрудничество

способствует

командной

работе и знакомит учащихся с разными точками зрения. Объединение

совместных мозаичных проектов способствует общению, решению проблем

и синтезу разнообразных идей.

В мозаичных классах учреждений дополнительного образования

реализация художественно-творческого потенциала во многом зависит от

тщательно

подобранных педагогических условий.

Культивируя

среду,

предоставляя практический опыт, предлагая индивидуальное обучение,

интегрируя

историю

искусства

и

продвигая

совместные

проекты,

преподаватели

могут

создать

благодатную

почву

для

расцвета

художественных способностей учащихся. Принимая эти педагогические

условия, учреждения дополнительного образования играют решающую роль

в формировании нового поколения творческих умов в области мозаичного

искусства.

Литература:

1.

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. –

СПб.: Союз, 1997. – 220 с.

2.

Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация:

учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных

заведений. М., 2001.

3.

Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического

воспитания: Книга для учителя / Б. М. Неменский. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 253 с.



В раздел образования