"Формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровья"
Автор: Игнатова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №81" Населённый пункт: город Ярославль Наименование материала: Статья Тема: "Формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровья" Раздел: дошкольное образование
Формы работы сотрудничества с родителями по вопросам здоровья.
Счастье мыслящего человека состоит
в том, чтобы вносить как можно больше
света и теплоты в существование всех
окружающих людей.
Д.И. Писарев
Представление
о
счастье
каждый
человек
связывает
с
семьёй.
Не
зря
говорят:
«Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал.
Это
одно
из
немногих
мест,
где
человек
может
почувствовать
себя
личностью,
получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают
первые
уроки
любви,
понимания,
доверия,
веры.
Это
первый
коллектив
ребёнка,
естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.
Семья
и
детский
сад–
родители
и
воспитатель
–
два
общественных
института,
которые стоят у истоков нашего будущего.
Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда педагог применяет свои
знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родитель и педагог являются
основными воспитателями дошкольников. Поэтому эффективность моей
воспитательной работы во многом зависит от умения работать с родителями, находить
с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействия с
родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с
ними. Мы договариваемся о совместных действиях. При общении с родителями чаще
стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как
быть», «Хочется услышать ваше мнение»… Общаясь с родителями, стараюсь показать,
что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки.
Мои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие из
них имеют недоразвитие речи разной степени выраженности. На практике убедилась,
что самостоятельная игровая, конструктивная, изобразительная деятельность для них
не совсем
доступна. У многих детей отмечены разнообразные нарушения мелкой
моторики. Неумение переключать внимание с одного рода деятельности на другой,
быстрая утомляемость.
Поэтому
применяю
новые
подходы
к
организации
коррекционно-воспитательного
процесса,
призванные
поднять
на
качественно
новый
уровень
результативность
воспитания и социальной адаптации данной категории детей.
Мои задачи совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к
сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и детского сада,
скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать
единое воспитательное пространство «семья-детский сад».
1
Роль
родителей
трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия для развития своего
ребенка.
Однако
часто
им
не
хватает
знаний
и
умений,
иногда
мешают
ложные
представления. Так, в ряде случаев приходится наблюдать, как мама делает за ребенка
многое из того, что он может сделать самостоятельно или с небольшой помощью.
( заправляет одежду, собирает игрушки, следит за вещами в шкафчике и т.д.). Ясно,
что такие дети нуждаются в помощи, обучении бытовыми навыками гораздо больше,
чем здоровые. Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости,
понимания и часто даже педагогической изобретательности.
Однако
правильный
подход,
повседневное
приучение
ребенка
к
выполнению
посильных заданий, со временем окупают себя. Поскольку ребенок из требующего
постоянной опеки и ухода существа, становится самостоятельно обслуживающим себя
маленьким человеком и даже в меру своих сил помощником родителей.
Стараюсь, чтобы родители основное внимание направляли на развитие общей
моторики и моторики рук и пальцев; самообслуживание. Учили выполнять просьбы
взрослых , выполнять простые практические инструкции; умение видеть и различать в
окружающем мире предметы и их отдельные свойства, осязать предметы, пользоваться
предметами практически, соответственных их назначению; развитие речи детей,
развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду,
привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к
окружающим.
Правильный подход родителей к своему ребенку, не безграничная опека, а
спокойная, доброжелательная требовательность, понимание целей и перспектив его
воспитания – дает очень хорошие результаты. Контакт ребенка с семьей, родительская
любовь и забота, а также расширение контактов вне стен школы (в транспорте, в
парках, кино, в общении с людьми), весьма положительно влияют на его развитие,
увеличивают его социальный опыт. Тесная связь семьи со школой, где воспитывается
ребенок, всех взаимная помощь – важное условие успешности этой работы.
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями включает два основных
направления: психолого – педагогическое просвещение родителей и вовлечение
родителей в учебно – воспитательный процесс.
2
Психолого – педагогическое просвещение родителей организую с помощью
следующих форм работы с семьей: родительские собрания, конференции,
индивидуальные и тематические консультации.
Вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс я стараюсь с помощью
следующих форм деятельности:
- открытые воспитательские занятия и внеклассные мероприятия,
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально
технической базы группы, участие родителей в работе родительского комитета
детского сада.
Большое внимание уделяла и уделяю просвещению родителей группы «
Солнышко», которое способствует развитию педагогического мышления и
воспитательных умений родителей, умению восприятия собственного ребенка в их
глазах. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями
является родительское собрание , которое проводится несколько раз в учебном году.
Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач
работы воспитателя с родителями и исходя из запросов родителей группы. Тема
родительского собрания должна быть актуальна для родителей. В этом учебном году
запланировано провести:
1.
«ФГОС ОО Физическое здоровье».
2.
«Здоровый образ жизни на примере родителей»
3.
«Влияние внутри семейных отношений на эмоциональное состояние ребенка»
4.
«Роль родителей в профилактике дорожно – транспортного травматизма»
3
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих
родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую
самостоятельно решить не могут. Также консультации могут быть проведены для
родителей по рекомендации специалистами детского сада. Если я вижу, что родители
не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до
конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации
приглашаем узких специалистов детского сада.. Индивидуальный контакт с
родителями, установление с ними дружеских, доверительных отношений, уважение -
оказывают решающее действие на всю дальнейшую работу с семьей.
В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о
тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает
поведение ребенка.
Бывают и радости, которыми хочется поделиться с человеком, понимающим и
разделяющим их. Кому, как не воспитателю, рассказать, что «вчера впервые Миша
самостоятельно сел и стал рисовать», что «Женя аккуратно убрал свою постель», что
«Милана собрала игрушки», что «избалованная и капризная Варя стала спокойнее и
послушнее», что «Андрей самостоятельно ест». И даже если я знаю, что радость
преждевременна и до полного исправления характера ребенка еще далеко, все равно
радуюсь вместе с мамой и хвалю ребенка за достигнутые успехи. Следующая форма
работы с родителями это посещение семей . Основная цель посещения – знакомство с
домашней обстановкой, в которой живет воспитанник (изучаю семейные
обстоятельства и жилищно – бытовые условия). Посещение семьи
воспитанника помогает лучше изучить ее влияние на ребенка, узнать сильные и
слабые стороны семейного воспитания, знакомство с семьей помогает глубже
проникнуть во внутренний мир детей.
Родители активно участвуют в учебно - воспитательном процессе . Одной из форм
участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский
4
комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Выборы
родительского комитета осуществляют общим голосованием родителей группы. В поле
зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний,
установления контактов, организации в группе мероприятий. Родительский комитет
группы привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
В этом учебном году были совместно проведены мероприятия: «Осенний бал»,
«Мамин день», «Весёлые бегунки», «Воскресные катания с горки». Мероприятия
проходят интересно, родители принимают активное участие. Дети и родители
получают положительный заряд эмоций, устремленность в будущем (развитие
проблемы семейного воспитания в следующих годах обучения и воспитания).
Можно утверждать, что воспитанники группы и родители живут интересной,
творческой, интенсивной жизнью. Предлагаемые воспитательские мероприятия
позволили сделать воспитательную среду группы более гуманной, положение ребенка
– более защищенным и комфортным, детский опыт более социальным и
созидательным.
Родители посещают воспитательские занятия и самоподготовку . Их
интересует, как дети ведут себя на занятиях, как работают, чем занимаются. Родители
посетили НОД : ФЦКМ, Музыка, Познание Обучение грамоте, мастер класс по
артикуляционной гимнастике, «Зимние забавы».
5
Знакомясь с системой воспитательских занятий, родители в свою очередь тоже
прививают детям умение находить удовольствие и отдых в разнообразной
деятельности.
Родители оказывают помощь в поддержании чистоты в помещении группы.
Родители охотно помогают в утеплении окон, уборке снега на участке . Мои родители
также помогают в сборе необходимого материала для занятий (различных коробочек,
приносят нам проволоку, катушки, шнурки, тесьму, разнообразную бумагу, целлофан,
семена растений и т.д.). Все это используется в нашей работе.
Также родители оказывают помощь в сборе и оформлении поисковых заданий «О чем
рассказала фотография в семейном альбоме», «Знакомство с улицами города», «Вот
какая мама». Родители являются главными союзниками, помощниками в моей
работе. Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю
своеобразную семью, в которой все переживают друг за друга. Выстраиваю свои
отношения с родителями так, чтобы они не стеснялись обращаться ко мне за помощью,
были уверены в том, что всегда найдут поддержку и понимание.
Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Родители моих
учеников – инициаторы многих интересных дел. Общие дела сплачивают, помогают
найти общий язык и достичь взаимопонимания.
Систематическая работа в группе, семье, общение со сверстниками дает
возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Задуматься над своими
поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что «должно стать
главным результатом воспитания».
Привлекая родителей к участию в воспитательной работе в группе, обращаю
внимание на поощрение самых активных. Формы поощрения родителей самые
6
разнообразные – это и благодарственные письма, изготовление сувениров самими
детьми и т.д.
Настоящий педагог – мастер похвалы. А доброе слово – великое слово. Оно рождает
энергию, желание сделать больше, стать лучше. Взрослые люди нуждаются в
одобрении.
В заключение считаю важным подчеркнуть ещё раз одну непреложную истину: в
своей воспитательной работе с семьёй, с родителями воспитатель лишь в том случае
достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для них
тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и
родителями
дело
воспитатель
должен
использовать
для
того,
чтобы
показать
родителям,
как
строить
общение
с
ребёнком,
учитывая
его
индивидуальность,
соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные
стороны
развития;
как
регулировать
взаимодействие
детей
в
естественно
складывающихся
группах,
считаясь
с
их
уже
возникшими
привязанностями
и
предпочтениями, учитывая и поддерживая организаторские способности естественных
вожаков, поднимая престиж отвергаемых детей; как разрешать конфликтные ситуации,
не
унижая
детей
и
не
оскорбляя
их
достоинства;
как,
наконец,
ненавязчиво
моделировать,
строить
взаимоотношения
детей
с
тем,
чтобы
каждый
научился
соотносить свои действия с действиями других, прошёл хорошую школу товарищества
и взаимопомощи.
7