Напоминание

Дидактический материал по теме "Клетка"


Автор: Рябых Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Осиновка
Населённый пункт: с.Осиновка Михайловский район
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Дидактический материал по теме "Клетка"
Раздел: среднее образование





Назад




Примеры учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и

личностных результатов у учащихся 5-го класса при изучении темы «Клетка»

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные

ФОРМУЛИРОВКИ ИЗ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

характеризовать

биологию как науку

о живой природе;

называть признаки..,

сравнивать …;

• перечислять

источники

биологических

знаний;

характеризовать

значение

биологических

знаний для

современного

человека; профессии,

связанные с

биологией (4-5);

• приводить

примеры вклада

российских

учёных в развитие

биологии;

• иметь

представление о

важнейших

биологических

процессах

и явлениях…;

• применять

биологические

термины и

понятия…;

• различать ….

• проводить

описание организма

…..,

характеризовать

организмы …,

перечислять

особенности ….;

• раскрывать

понятие о…;

демонстрировать ..;

выполнять

практические

работы..;

применять методы

Универсальные

познавательные действия

Базовые логические

действия:

• выявлять и

характеризовать

существенные признаки

биологических объектов

(явлений);

• устанавливать

существенный признак

классификации и т.д.

Базовые

исследовательские

действия:

• использовать вопросы

как исследовательский

инструмент познания;

• формулировать

вопросы и т.д.

Работа с информацией:

• применять различные

методы,

выбирать,

анализировать,

систематизировать и

интерпретировать и т.д.

Универсальные

коммуникативные

действия

Общение:

воспринимать

и формулировать

суждения, выражать

эмоции и т.д.

Совместная

деятельность

(сотрудничество):

• понимать и

использовать

преимущества

командной и

индивидуальной работы

при решении

конкретной... и т.д.

Универсальные

регулятивные действия

Самоорганизация:

• выявлять проблемы для

Патриотическое воспитание:

• отношение к биологии как к

важной составляющей

культуры,

гордость за вклад российских

и советских учёных в развитие

мировой биологической

науки.

Гражданское воспитание:

• готовность к конструктивной

совместной деятельности при

выполнении исследований и

проектов, стремление к

взаимопониманию и

взаимопомощи.

Духовно-нравственное

воспитание:

• готовность оценивать

поведение и поступки с

позиции нравственных норм и

норм экологической культуры;

• понимание значимости

нравственного аспекта

деятельности

человека в медицине и

биологии.

Эстетическое воспитание:

• понимание роли биологии в

формировании эстетической

культуры личности.

Ценности научного

познания:

• ориентация на современную

систему научных

представлений

об основных биологических

закономерностях,

взаимосвязях

человека с природной и

социальной средой;

• понимание роли

биологической науки в

формировании научного

мировоззрения;

• развитие научной

любознательности, интереса к

биологической науке, навыков

биологии.. ;

проводить

наблюдения

.., описывать

биологические

объекты…;

выполнять

биологический

рисунок и измерение

биологических

объектов;

• владеть приёмами

работы с лупой,

световым и

цифровым

микроскопами при

рассматривании

биологических

объектов;

• соблюдать правила

безопасного труда

при работе с учебным

и лабораторным

оборудованием,

химической посудой

в соответствии с

инструкциями на

уроке, во внеурочной

деятельности;

• использовать при

выполнении учебных

заданий научно-

популярную

литературу по

биологии,

справочные

материалы,

ресурсы Интернета;

• создавать

письменные и устные

сообщения, грамотно

используя

понятийный аппарат

изучаемого раздела

биологии.

решения …

Самоконтроль

(рефлексия):

• владеть способами

самоконтроля,

самомотивации и

рефлексии;

Эмоциональный

интеллект:

• различать, называть и

управлять собственными

эмоциями и

эмоциями других;

Принятие себя и

других:

• осознанно

относиться…

исследовательской

деятельности.

Формирование культуры

здоровья:

• ответственное отношение к

своему здоровью и установка

на здоровый образ жизни

(здоровое питание,

соблюдение гигиенических

правил и норм,

сбалансированный режим

занятий

и отдыха, регулярная

физическая активность);

• осознание последствий и

неприятие вредных привычек

(употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных

форм вреда для физического и

психического здоровья;

• соблюдение правил

безопасности, в том числе

навыки безопасного

поведения в природной среде;

• сформированность навыка

рефлексии, управление

собственным эмоциональным

состоянием.

Трудовое воспитание:

• активное участие в решении

практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края)

биологической и

экологической

направленности, интерес к

практическому изучению

профессий, связанных с

биологией.

Экологическое воспитание:

• ориентация на применение

биологических знаний при

решении задач в области

окружающей среды;

• осознание экологических

проблем и путей их решения;

• готовность к участию в

практической деятельности

экологической

направленности.

Адаптация обучающегося к

изменяющимся условиям

социальной и природной

среды:

• адекватная оценка

изменяющихся условий;

• принятие решения

(индивидуальное, в группе) в

изменяющихся условиях на

основании анализа

биологической информации;

• планирование действий в

новой ситуации на основании

знаний биологических

закономерностей.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК

Смотреть в этой

колонке выше

Формирование базовых

логических действий

выявите существенные

признаки объектов (явлений)

 охарактеризуйте

существенные признаки

объектов

(явлений);

 установите существенный

признак классификации;

 установите основание для

обобщения и сравнения;

 выявите закономерности и

противоречия в фактах,

данных и наблюдениях;

 предложите критерии для

выявления

закономерностей и

противоречий;

 выявите дефициты

информации, необходимой

для

решения поставленной

задачи;

 выявите причинно-

следственные связи при

изучении

явлений и процессов;

 сделайте выводы на

основе умозаключений;

 сформулируйте гипотезы

о взаимосвязях;

 выберите способ решения

учебной задач.

Формирование умения

самоорганизации,

самоконтроля

Задания по формированию

умений самоорганизации

 выявите проблему,

возникающую при решении

жизненных/ учебных

ситуаций;

 выберите способ решения

учебной задачи с учетом

ресурсов и собственных

возможностей;

 составьте и аргументируйте

алгоритм решения учебной

задачи.

Задание.

Изучить текст

учебника и выделить

главные части

клетки. Составить

схему:

Главные части клетки

Задание.

Рассмотрите на рисунках

учебника клетки разных

частей тела растений и тела

человека. Как вы думаете,

почему в одном организме

так много разновидностей

клеток? Предположите, как

по их виду можно

определить, какую работу

они выполняют.

Задание.

Найти в дополнительных

источниках информацию о

вкладе российских ученых в

изучении клетки и

подготовить сообщение.

/патриотическое воспитание/

Задание.

Рассмотреть таблицы с

изображением разных

клеток, рисунков в

учебнике, сравнить

клетки, назвать отличия

клеток друг от друга.

Задание.

Используя текст учебника,

объясните, почему

яйцеклетки намного крупнее

большинства других клеток.

Или, изучить текст учебника

и рисунки, заполнить

таблицу по аналогии

«Органоиды клетки»

Структура

клетки

Функции

Мембрана

Защита

Цитоплазма

Связь между

органоидами

Ядро

?

?

?

?

?

?

?

Задание.

Подготовить доклад

«Космическая роль зеленых

органоидов»

Задание.

Создать письменное

сообщение «Открытие

клетки»

Задание.

Работа в группах: создание

модели клетки из

пластилина. 1-я гр. –

растительная клетка, 2-я гр.-

животная клетка.

Задание.

Используя предложенную

инструкцию, выполните

лабораторную работу

«Изготовление препарата

клеток кожицы лука»



В раздел образования