Автор: Рябых Светлана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Осиновка
Населённый пункт: с.Осиновка Михайловский район
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: Дидактический материал по теме "Клетка"
Раздел: среднее образование
Примеры учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и
личностных результатов у учащихся 5-го класса при изучении темы «Клетка»
Предметные результаты
Метапредметные
Личностные
ФОРМУЛИРОВКИ ИЗ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
характеризовать
биологию как науку
о живой природе;
называть признаки..,
сравнивать …;
• перечислять
источники
биологических
знаний;
характеризовать
значение
биологических
знаний для
современного
человека; профессии,
связанные с
биологией (4-5);
• приводить
примеры вклада
российских
учёных в развитие
биологии;
• иметь
представление о
важнейших
биологических
процессах
и явлениях…;
• применять
биологические
термины и
понятия…;
• различать ….
• проводить
описание организма
…..,
характеризовать
организмы …,
перечислять
особенности ….;
• раскрывать
понятие о…;
демонстрировать ..;
выполнять
практические
работы..;
применять методы
Универсальные
познавательные действия
Базовые логические
действия:
• выявлять и
характеризовать
существенные признаки
биологических объектов
(явлений);
• устанавливать
существенный признак
классификации и т.д.
Базовые
исследовательские
действия:
• использовать вопросы
как исследовательский
инструмент познания;
• формулировать
вопросы и т.д.
Работа с информацией:
• применять различные
методы,
выбирать,
анализировать,
систематизировать и
интерпретировать и т.д.
Универсальные
коммуникативные
действия
Общение:
воспринимать
и формулировать
суждения, выражать
эмоции и т.д.
Совместная
деятельность
(сотрудничество):
• понимать и
использовать
преимущества
командной и
индивидуальной работы
при решении
конкретной... и т.д.
Универсальные
регулятивные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для
Патриотическое воспитание:
• отношение к биологии как к
важной составляющей
культуры,
гордость за вклад российских
и советских учёных в развитие
мировой биологической
науки.
Гражданское воспитание:
• готовность к конструктивной
совместной деятельности при
выполнении исследований и
проектов, стремление к
взаимопониманию и
взаимопомощи.
Духовно-нравственное
воспитание:
• готовность оценивать
поведение и поступки с
позиции нравственных норм и
норм экологической культуры;
• понимание значимости
нравственного аспекта
деятельности
человека в медицине и
биологии.
Эстетическое воспитание:
• понимание роли биологии в
формировании эстетической
культуры личности.
Ценности научного
познания:
• ориентация на современную
систему научных
представлений
об основных биологических
закономерностях,
взаимосвязях
человека с природной и
социальной средой;
• понимание роли
биологической науки в
формировании научного
мировоззрения;
• развитие научной
любознательности, интереса к
биологической науке, навыков
биологии.. ;
проводить
наблюдения
.., описывать
биологические
объекты…;
выполнять
биологический
рисунок и измерение
биологических
объектов;
• владеть приёмами
работы с лупой,
световым и
цифровым
микроскопами при
рассматривании
биологических
объектов;
• соблюдать правила
безопасного труда
при работе с учебным
и лабораторным
оборудованием,
химической посудой
в соответствии с
инструкциями на
уроке, во внеурочной
деятельности;
• использовать при
выполнении учебных
заданий научно-
популярную
литературу по
биологии,
справочные
материалы,
ресурсы Интернета;
• создавать
письменные и устные
сообщения, грамотно
используя
понятийный аппарат
изучаемого раздела
биологии.
решения …
Самоконтроль
(рефлексия):
• владеть способами
самоконтроля,
самомотивации и
рефлексии;
Эмоциональный
интеллект:
• различать, называть и
управлять собственными
эмоциями и
эмоциями других;
Принятие себя и
других:
• осознанно
относиться…
исследовательской
деятельности.
Формирование культуры
здоровья:
• ответственное отношение к
своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни
(здоровое питание,
соблюдение гигиенических
правил и норм,
сбалансированный режим
занятий
и отдыха, регулярная
физическая активность);
• осознание последствий и
неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и
психического здоровья;
• соблюдение правил
безопасности, в том числе
навыки безопасного
поведения в природной среде;
• сформированность навыка
рефлексии, управление
собственным эмоциональным
состоянием.
Трудовое воспитание:
• активное участие в решении
практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края)
биологической и
экологической
направленности, интерес к
практическому изучению
профессий, связанных с
биологией.
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение
биологических знаний при
решении задач в области
окружающей среды;
• осознание экологических
проблем и путей их решения;
• готовность к участию в
практической деятельности
экологической
направленности.
Адаптация обучающегося к
изменяющимся условиям
социальной и природной
среды:
• адекватная оценка
изменяющихся условий;
• принятие решения
(индивидуальное, в группе) в
изменяющихся условиях на
основании анализа
биологической информации;
• планирование действий в
новой ситуации на основании
знаний биологических
закономерностей.
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК
Смотреть в этой
колонке выше
Формирование базовых
логических действий
выявите существенные
признаки объектов (явлений)
охарактеризуйте
существенные признаки
объектов
(явлений);
установите существенный
признак классификации;
установите основание для
обобщения и сравнения;
выявите закономерности и
противоречия в фактах,
данных и наблюдениях;
предложите критерии для
выявления
закономерностей и
противоречий;
выявите дефициты
информации, необходимой
для
решения поставленной
задачи;
выявите причинно-
следственные связи при
изучении
явлений и процессов;
сделайте выводы на
основе умозаключений;
сформулируйте гипотезы
о взаимосвязях;
выберите способ решения
учебной задач.
Формирование умения
самоорганизации,
самоконтроля
Задания по формированию
умений самоорганизации
выявите проблему,
возникающую при решении
жизненных/ учебных
ситуаций;
выберите способ решения
учебной задачи с учетом
ресурсов и собственных
возможностей;
составьте и аргументируйте
алгоритм решения учебной
задачи.
Задание.
Изучить текст
учебника и выделить
главные части
клетки. Составить
схему:
Главные части клетки
Задание.
Рассмотрите на рисунках
учебника клетки разных
частей тела растений и тела
человека. Как вы думаете,
почему в одном организме
так много разновидностей
клеток? Предположите, как
по их виду можно
определить, какую работу
они выполняют.
Задание.
Найти в дополнительных
источниках информацию о
вкладе российских ученых в
изучении клетки и
подготовить сообщение.
/патриотическое воспитание/
Задание.
Рассмотреть таблицы с
изображением разных
клеток, рисунков в
учебнике, сравнить
клетки, назвать отличия
клеток друг от друга.
Задание.
Используя текст учебника,
объясните, почему
яйцеклетки намного крупнее
большинства других клеток.
Или, изучить текст учебника
и рисунки, заполнить
таблицу по аналогии
«Органоиды клетки»
Структура
клетки
Функции
Мембрана
Защита
Цитоплазма
Связь между
органоидами
Ядро
?
?
?
?
?
?
?
Задание.
Подготовить доклад
«Космическая роль зеленых
органоидов»
Задание.
Создать письменное
сообщение «Открытие
клетки»
Задание.
Работа в группах: создание
модели клетки из
пластилина. 1-я гр. –
растительная клетка, 2-я гр.-
животная клетка.
Задание.
Используя предложенную
инструкцию, выполните
лабораторную работу
«Изготовление препарата
клеток кожицы лука»