Напоминание

Современные педагогические технологии обучения дошкольников творческому рассказыванию


Автор: Ефимик Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 16 "Снежинка"
Населённый пункт: Города Радужный, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Современные педагогические технологии обучения дошкольников творческому рассказыванию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Современные педагогические технологии обучения

дошкольников творческому рассказыванию»

Подготовила:

Ефимик Надежда Николаевна,

воспитатель

муниципального

дошкольного

образовательного

учреждения детский сад № 16

«Снежинка,

(МАДОУ ДС № 16 «Снежинка»)

город Радужный, ХМАО – Югра

2023 г.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна

из основ воспитания и обучения дошкольников, так как от уровня овладения

связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит

успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее

интеллектуальное развитие.

Инновационные

технологии

кардинально

изменили

образ

жизни

воспитанников

дошкольных

образовательных

учреждений

(ДОУ),

их

приоритеты, возможности и цели. Те знания, которые передавали детям

педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными. Федеральный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

устанавливает

следующие

направления

работы

педагогов

дошкольных

образовательных учреждения (ДОУ) по речевому развитию детей:

-

владение речью как средством общения и культуры;

-

обогащение активного словаря;

-

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

-

развитие речевого творчества;

-

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

-

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно

взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно

владеть

диалогическим

общением

и

использовать

все

вербальные

и

невербальные средства этого общения.

2. ФГОС ДО направлен на развитие творческого потенциала каждого

ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача

2

развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции

активного участника в речевом взаимодействии.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности

ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин

«творческие

рассказы»

условное

название

рассказов,

которые

дети

придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в

том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет,

воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и

облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение

придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная

задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему

литературному

творчеству.

От

ребенка

требуется

умение

выбрать

из

имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и

составить творческий рассказ.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии

словесно-логического

мышления,

представляя

возможности

для

самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения

в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями,

способствует

активизации

знаний

и

представлений

об

окружающем.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню

монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей

(учебной) деятельности

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего

дошкольного возраста, иногда, связано с большими трудностями. Дети

испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа,

последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации.

Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа

на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные

3

трудности, могут быть обусловлены недостатком знаний и представлений об

окружающей действительности, инертностью процессов воображения.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации

занятий по обучению дошкольников составлению рассказов с элементами

творчества и к использованию эффективных педагогических технологий,

методов и приемов обучения.

Для поднятия интереса к речевому творчеству, к фантазированию можно

использовать такие технологии, как:

-

обучение составлению творческих рассказов,

-

моделирование,

-

технология ТРИЗ-РТВ,

-

синквейн.

Технология обучения детей составлению творческих рассказов.

Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании

связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным

высказываниям,

которые

характеризуются

самостоятельностью,

законченностью, логической связью между своими частями. Составление

рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в

соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую

форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала,

изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или

своему). Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим

можно выделить три категории рассказов:

1. Рассказ по восприятию – это рассказ о том, что видит ребенок в момент

рассказа.

2. Рассказ по памяти – это рассказ о том, что воспринимал ребенок до

момента рассказа.

3. Рассказ по воображению – это рассказ, придуманный ребенком,

основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся

представлений.

4

Рассказ

по

воображению

в

полном

смысле

творческая

речевая

деятельность, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у

него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и

ситуации.

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов

рассказов: текст реалистического характера, текст фантастического характера.

Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию

по

картинам

по

технологии

Т.А.

Ткаченко,

представляющее

собой

использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении

творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором

классификация видов творческого рассказывания:

1)

Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2)

Составление рассказа с заменого объекта.

3)

Составление рассказа с заменой действующего лица.

4)

Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5)

Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих

событий.

6)

Составление рассказа с добавлением объекта.

7)

Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8)

Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9)

Составление рассказа с изменением результата действия.

10)

Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится

направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при

формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых

сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации

сюжета сказки.

Моделирование. Широкое применение в обучение детей получила такая

технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот

5

прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и

отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование – способ, при котором речевая действительность может

быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления,

отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные

формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это

их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения

героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

В процессе организации образовательной деятельности по развитию речи

дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки,

придумывать загадки и небылицы. Моделирование может являться составной

частью как непосредственно образовательной деятельности, так и деятельности

в режимных моментах.

Методы моделирования:

1. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об

игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы

схем для графического плана; детские схемы).

2. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов

героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации

рассказов, сказок, стихотворений)

3. Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг,

разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур и

др.).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на

речь детей.

Технология ТРИЗ-РТВ.

Умелое использование приемов и методов

теории решения изобретательных задач – развитие творческого воображения

(ТРИЗ-РТВ) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую

смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

6

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения

изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является

педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать

перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос,

не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам

об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами

подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса,

тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в

ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить

исторический путь познания предмета или явления.

Основные этапы технологии ТРИЗ-РТВ:

1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо

решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие:

«хорошо-плохо». Например, солнце – это хорошо или плохо. Хорошо – греет,

плохо – может сжечь.

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок). Например,

зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и

маленький, чтобы носит его в сумке. Решение этого противоречия – складной

зонтик.

Синквейн. В начале XX века форму синквейна разработала американская

поэтесса

Аделаида

Крэпси,

опиравшаяся

на

знакомство

с

японскими

силлабическими миниатюрами хайку и танка.

Как с помощью синквейна развивают речь детей?

Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для анализа

и синтеза ребенком полученной информации. Если включать в занятия с

ребенком дома этот прием, обличая его в игровую форму, можно решить сразу

множество важнейших задач:

7

-

отрабатываются умения ребенка употреблять в речи разные части речи;

-

закрепляются умения строить предложения;

-

развивается умение выстраивать предложения с точной интонацией;

-

значительно активизируется словарный запас ребёнка;

-

совершенствуется

навык

ребенка

использования

в

речи

синонимов,

антонимов;

-

активизируется и развивается мыслительная деятельность;

-

совершенствуется

умение

высказывать

собственное

мнение

и

формулировать отношение к чему-либо.

Синквейн – это пятистрочная строфа стихотворения.

1)

первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова,

обычно это существительное, означающее объект окружающего мира

(одушевленный или неодушевленный), о котором идёт речь;

2)

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль,

описание признаков объекта или его свойства, раскрывающие тему

синквейна;

3)

третья строка – три слова, обычно состоит из трёх глаголов или

деепричастий, описывающих действия объекта (человека, предмета и т.д.);

4)

четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из

нескольких слов, которые отражают эмоции автора синквейна, его личное

отношение к тому, о чем говорится в тексте;

5)

пятая строка – последняя, это одно слово – существительное, выражающее

чувства, ассоциации, связанные с объектом (человеком, предметом и др.), о

котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме

или повторение его сути, синоним.

Кажущаяся простота формы этого приема содержит эффективный

инструмент не только для развития речи и речевой активности ребенка, но и

8

для развития мышления и памяти. Ведь необходимо проанализировать

информацию, изложить точно мысли, чувства и представления в нескольких

словах. На самом деле, это не так-то просто сделать даже взрослому человеку.

Но это плодотворная работа, как для взрослого, так и для ребенка.

Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой

подготовки. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело,

полезно и легко.

Педагогическая

практика

показывает,

что

использование

в

педагогической

работе

таких

технологий,

как

обучение

составлению

творческих

рассказов,

моделирование,

технологии

ТРИЗ-РТВ,

синквейн

способствует развитию творческих способностей детей, что позволит им в

будущем решать задачи: находить решения в нестандартных ситуациях;

развивать

оригинальность

мыслительной

деятельности;

анализировать

проблемную ситуацию с разных сторон; развивать свойства мышления,

необходимые

для

плодотворной

жизнедеятельности

и

адаптации

в

быстроменяющемся

современном

мире,

реализации

потенциальных

возможностей ребенка, повышению его уверенности, самостоятельности,

личностному росту, развитию способности пространственного моделирования

и в дальнейшем успешному обучению в школе.

9

Библиографический список

1.

Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия [Текст] /

Под ред. Н. Казаковой. – М.: Феникс, 2010. – 127 с.

2.

Мухина В. С. Детская психология [Текст] – Учебник для студентов пед.

институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:

Просвещение, 1985. – 272 с.

3.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]. – М.: Издательство

Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

4.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и

сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский

центр «Академия», 2000. – 400 с.

10



В раздел образования