Напоминание

"Проблемы обучения языку школьников с нарушениями слуха и их пути преодоления"


Автор: Чередниченко Оксана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ ШИ1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы обучения языку школьников с нарушениями слуха и их пути преодоления"
Раздел: начальное образование





Назад




«Проблемы обучения языку школьников с нарушениями

слуха и пути их преодоления»

Проблемы обучения языку неслышащих младших школьников связаны с

нарушением слуха и как следствие отклонением в развитии словесной речи,

формировании устной и письменной речи, тормозят развитие всех

познавательных процессов, ведут к возникновению трудностей в усвоении

программного материала по учебным предметам, ограничивают общение с

окружающими, накладывают отпечаток на развитие коммуникативных

способностей, ведут к социальной ограниченности, дезадаптации.

Обучения языку неслышащих младших школьников зависит от:

1.

Времени потери слуха.

2.

Места поражения слуховой функции.

3.

Семьи школьника и условий воспитания.

4.

Наличие дошкольной подготовки.

5.

Качества и эффективности процесса обучения.

Система обучения языку младших школьников с нарушением слуха строится по

принципу формирования речевого общения. Она построена с учётом

закономерностей развития речи.

Для успешного освоения АООП НОО неслышащих младших школьников

необходимым условием является формирование речи неслышащих младших

школьников как средства общения. Благодаря общению происходит познание,

усвоение опыта, воспроизведение деятельности.

Трудности обучения языку:

А) У неслышащих младших школьников недостаточно сформирован

грамматический строй речи.

Б) Характерен обеднённый словарный запас.

В) Отмечен недостаток развития навыков связной речи.

Причины проблемы обучения языку.

1. Отсутствие дошкольного обучения.

2. Недостаточное использование слуховой функции на этапе дошкольного

обучения.

3. Недостаточная осведомлённость родителей о необходимости систематических

занятий по развитию речи в дошкольный период.

Причины обучения языку, связанные с мотивацией обучения языку.

1.Непонимание учеником важности языка как средства общения и орудия

мышления, необходимого для собственного развития и дальнейшего образования.

2. Недостаточная квалификация педагога.

Причины обучения языку, связанные с психофизическими возможностями

школьника.

1.Недостаточная и некорректная диагностика ребёнка на начальном этапе

обучения.

2.Дополнительные нарушения развития (дисграфия, интеллектуальные нарушения

и т.д)

3. Недостаточная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания.

Пути преодоления трудностей по обучению языку.

Система работы по достижению планируемых результатов с постепенным

наращиванием языковых умений обучающихся.

1.

Составление учебного плана с учётом возможностей ученика.

2.

Диагностика языковых умений на начальном этапе школьного этапе

обучения.

3.

Определение планируемых результатов.

4.

Планирование совместной работы с педагогом-дефектологом,

педагогом предметником, педагогом –психологом)по развитию речевой

деятельности.

5.

Рациональное сочетание средств обучения (различные формы речи).

6.

Развитии связной речи неслышащих учащихся.

7.

Чёткое планирование коррекционных задач на каждом этапе урока.

8.

Отбор речевых средств, расширение активного словаря.

9.

Стимулирование речевой деятельности обучающихся и их общее

развитие, а также потребности в использовании остаточных возможностей слуха.

10.

Проведение всех этапов урока (артикуляционная гимнастика,

словарная работа, задания на слухо-зрительное восприятие изученного материала)

11.

Закрепление лексики, необходимой для выполнения учебных действий.

12.

Использование индивидуального и дифференцированного подходов

(проводить слуховые диктанты с 1 по 4 классы, слухо – зрительные для глухих,

создание ситуаций успеха, проводить диагностику уровня развития речи с учётом

индивидуальных возможностей).

13.

Адаптация учебного материала с целью сделать его доступным

обучающимся с нарушением слуха.

14.

Создание речевой практики (речевой среды).

15.

Использование возможностей технических средств для поддержания

речевой среды(С/А).

Итак, у детей со сниженным слухом процесс обучения языку нарушен

вследствие нарушенного слуха и недоразвития речи. Решение данной проблемы

очень сложная, но решаемая задача.



В раздел образования