Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Авторы: Орловская Александра Витальевна, Александра Витальевна Орловская
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный комплекс №8"
Населённый пункт: город Пушкино
Наименование материала: сообщение
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

педагогов:

«Патриотическое

воспитание

дошкольников»

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.

В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание

дошкольников -

актуальная

проблема

в

условиях современной России. Актуальность заключается в том, что

современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях

народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают

чужому горю.

Цель патриотического воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том,

чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,

родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Педагоги нашего ДОУ рекомендуют начинать с достижения отдельных

целей, проводя в процессе их интеграцию.

Патриотическое

воспитание

это

воспитание

любви

к

Родине,

преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее

благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к

истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике

невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в

себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач

ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших

звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения

ФГОС ДО.

Из собственного опыта могу смело сказать, что патриотическое чувство

само по себе у детей не возникает. Это результат нашей систематичной,

упорной

и

длительной

деятельности,

начиная

с

самого

раннего

возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа

жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в

школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является

составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях

любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые

помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей

страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,

родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны,

любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес

к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога,

его

личный

пример,

взгляды,

суждения,

активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам

нужно показывать их с привлекательной стороны.

Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет

любить свою страну, свой город, свой народ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине,

родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной

жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее

интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии,

наблюдения,

объяснения,

побуждающие

детей

к

различной

деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в

повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у

детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой

природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему

любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей,

традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет

непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День

защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки,

выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не

только представления о их городе, стране, но и возникает чувство

сопричастности к важным происходящим событиям.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной

– процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к

случаю. Положительного результата можно достичь только систематической

работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к

пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах,

больших и маленьких, есть много общего.

Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского

сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная

работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его

хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и

рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности

или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем

славен родной край.

Главным

орудием воспитания

патриотических

чувств

у

детей

дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека,

разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и

прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все

разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и

созданных талантливыми авторами.

Патриотическое воспитание дошкольников — очень широкая тема.

Сегодняшние воспитатели имеют возможность использовать в работе как

опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи.

Создано

множество

успешных

разработок конспектов

по

патриотическому

воспитанию,

богат

опыт

проведения

занятий

и

мероприятий для детей, но всегда стоит помнить, что воспитатель в своей

деятельности сталкивается с живыми людьми и некоторые ситуации

предугадать невозможно. В таких случаях важно сохранять способность

творчески подходить к решению возникающих задач и уметь использовать

сложившиеся обстоятельства с максимальной выгодой для обучения детей.



В раздел образования