Авторы: Орловская Александра Витальевна, Александра Витальевна Орловская
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный комплекс №8"
Населённый пункт: город Пушкино
Наименование материала: сообщение
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
педагогов:
«Патриотическое
воспитание
дошкольников»
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс.
В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.
Патриотическое воспитание
дошкольников -
актуальная
проблема
в
условиях современной России. Актуальность заключается в том, что
современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях
народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают
чужому горю.
Цель патриотического воспитания детей в нашем ДОУ состоит в том,
чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Педагоги нашего ДОУ рекомендуют начинать с достижения отдельных
целей, проводя в процессе их интеграцию.
Патриотическое
воспитание
–
это
воспитание
любви
к
Родине,
преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее
благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к
истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике
невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в
себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач
ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших
звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения
ФГОС ДО.
Из собственного опыта могу смело сказать, что патриотическое чувство
само по себе у детей не возникает. Это результат нашей систематичной,
упорной
и
длительной
деятельности,
начиная
с
самого
раннего
возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа
жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в
школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является
составной частью и одной из главных задач идеологической работы.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях
любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые
помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей
страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны,
любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес
к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога,
его
личный
пример,
взгляды,
суждения,
активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам
нужно показывать их с привлекательной стороны.
Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет
любить свою страну, свой город, свой народ.
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине,
родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной
жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее
интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии,
наблюдения,
объяснения,
побуждающие
детей
к
различной
деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в
повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у
детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой
природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему
любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет
непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День
защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки,
выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не
только представления о их городе, стране, но и возникает чувство
сопричастности к важным происходящим событиям.
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной
– процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к
случаю. Положительного результата можно достичь только систематической
работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к
пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах,
больших и маленьких, есть много общего.
Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского
сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная
работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его
хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности
или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем
славен родной край.
Главным
орудием воспитания
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека,
разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и
прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все
разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и
созданных талантливыми авторами.
Патриотическое воспитание дошкольников — очень широкая тема.
Сегодняшние воспитатели имеют возможность использовать в работе как
опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи.
Создано
множество
успешных
разработок конспектов
по
патриотическому
воспитанию,
богат
опыт
проведения
занятий
и
мероприятий для детей, но всегда стоит помнить, что воспитатель в своей
деятельности сталкивается с живыми людьми и некоторые ситуации
предугадать невозможно. В таких случаях важно сохранять способность
творчески подходить к решению возникающих задач и уметь использовать
сложившиеся обстоятельства с максимальной выгодой для обучения детей.