Автор: Первухина Елена Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО Винзилинская детская школа искусств "Мечта"
Населённый пункт: Тюменская область, п. Винзили
Наименование материала: План - конспект открытого урока
Тема: Работа над полифонией в классе фортепиано на примере двухголосной инвенции ля минор И.С.Баха
Раздел: дополнительное образование
Тюменская область
Тюменский муниципальный район
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
План конспект открытого урока на тему:
Работа над полифонией в классе фортепиано
на примере двухголосной инвенции ля минор И.С.Баха
Выполнила: Первухина Е.Б.,
преподаватель специального
фортепиано
высшей
квалификационной
категории
2023
Открытый урок с учащейся 6 класса Ширинжоновой Лейлой
Тема урока:
Работа над полифонией в кассе фортепиано на примере
двухголосной инвенции ля минор И.С. Баха
Цель урока: Развить умение соединять мелодические линии голосов и
соотносить их по уровню значимости в одновременном звучании.
Задачи урока:
Образовательные:
1.
Расширить
знания
понятий
на
тему
«полифония»,
«инвенция»,
«мотив».
2.
Соединять голоса по вертикали двумя руками в удобном темпе и
ощущать совпадение голосов по пульсации.
3.
Уделить внимание артикуляции и динамике в каждом голосе.
Развивающие:
1.
Развивать навык мышления в работе над полифонией, умение слушать
одновременно две мелодические линии в разных голосах.
2.
Активизировать
слуховой
контроль
при
использовании
разных
способов работы.
Воспитательные:
1.
Воспитывать культуру интонирования.
2.
Воспитывать внимание, сосредоточенность.
Тип урока: комбинированный
Методы работы на уроке:
1.
Наглядный метод
2.
Словесный метод
3.
Практический метод
План урока
I Организационный момент (приветствие, сообщение темы и цели урока)
II Основная часть
1.
Чтение учащейся отрывка из книги Ф.Оржеховской «Себастьян Бах».
Закрепление понятий «полифония», «инвенция», «имитация», «мотив».
2.
Показ учащейся домашнего задания, исполнение инвенции наизусть
каждой рукой по голосам.
3.
Работа над инвенцией по частям, по голосам, показ приемов
исполнения, объяснение теоретических понятий.
4.
Физкультминутка. Упражнение на расслабление мышц шеи и спины
«Крылья бабочки»
5.
Работа над соединением голосов двумя руками.
6.
Показ исполнения инвенции педагогом.
III Заключительная часть.
1.
Исполнение инвенции учащейся.
2.
Рефлексия. Ученица оценивает соответствие исполнения с намеченной
целью урока. Определяет домашнюю работу.
3.
Педагог дает рекомендации к домашней работе. Оценивает работу
ученицы на уроке.
IV Подведение итога.
Ход урока:
I
Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы
урока и
сообщение о предварительной работе до открытого урока.
Предварительная работа (до открытого урока):
В начале ознакомления с произведением было предложено учащейся дома
посмотреть видеозапись со звучащими старинными инструментами эпохи
Баха и определить, на каком старинном инструменте лучше исполнять
инвенцию. На последующих уроках уточнили понятия по теме «полифония»
- «имитация», «противосложение», «межмотивная артикуляция». Во время
разбора произведения на уроке определили границы темы, ее мотивное
строение. Определили характер звучания темы и противосложения, которое
является как бы продолжением и завершением темы. В соответствии с
характером инвенции уточнили приемы звукоизвлечения. Объединили
мотивы во фразы и предложения, сочинили подтекстовку. Работали над
звуковой артикуляцией тем в каждом голосе. Большое внимание уделили
анализу формы. Форма инвенции – четырехчастная. Рассмотрели, как
преобразуются темы в каждой части инвенции, как изменяется тональный
план каждой части. К концу I этапа работы учащаяся выучила наизусть
каждый голос отдельно каждой рукой. Этот этап работы завершен. Мы
находимся в начале II этапа работы.
Задачи, стоящие перед учащейся на II этапе работы, следующие:
- Соединить голоса по вертикали двумя руками в удобном темпе и ощущать
совпадение голосов по пульсации.
- Уделить внимание залигованным нотам, удерживая звуки до следующей
сильной доли.
- Уделить внимание артикуляции и динамике в каждом голосе.
Работа над соединением мелодической линии голосов по вертикали и
соотношением их по уровню значимости в одновременном
звучании,
представляет немалую трудность. Это и стало целью нашего урока.
II Основная часть.
Педагог объявляет о том, что сегодня весь урок мы посвятим полифонии,
и предлагает ученице прочитать небольшой отрывок-рассказ из книги
Фаины Оржеховской «Себастьян Бах», в которой увлекательно и нескучно
говорится о полифонии.
Педагог спрашивает ученицу, что такое Полифония. Учащаяся говорит, что
Полифония – это многоголосие, сочетание двух и более голосов-мелодий с
одинаковыми правами на высказывание. Педагог одобряет ответ (если не
совсем точный, подправляет его) и продолжает объяснять, что Полифония в
Инвенции имитационная (от слова «имитация», что означает подражание).
В чем особенность имитации? После изложения темы в одном голосе, она
повторяется в других голосах. Каждый голос в инвенции - самостоятельный,
начало и окончания фраз не совпадают, в разное время возникают подъемы и
спады в разных голосах, не совпадают и кульминации.
Педагог предлагает ученице показать выполнение домашнего задания: играть
инвенцию наизусть каждой рукой отдельно. Ученица и педагог исполняют
инвенцию по голосам в ансамбле. Педагог оценивает знание наизусть
каждого голоса.
Педагог задает учащейся вопрос, что такое Инвенция.
Ученица дает ответ, что в переводе с латинского языка слово «инвенция»
означает «выдумка», «изобретение».
Педагог рассказывает о том, что Бах изобрел, а точнее усовершенствовал,
метод полифонической композиции - это «техника свободной перестановки
мотивов», в которых каждый голос обязан петь. Далее сообщает о том, что
мотив – это наименьший выразительный отрезок мелодии, мотив - это то, что
развивает музыку. Он аналогичен слову в речи. Есть мотивы « подъема»,
«вознесения» или «падения». Педагог спрашивает, из каких двух мотивов
построена тема в инвенции. Одобряет ответ ученицы и продолжает
рассказывать, что мотив дает представление о характере музыки. Характер
инвенции несет заряд возвышенного, бодрого, светлого настроя, благодаря
восходящим кварто – квинтовым интервальным ходам мотивов в теме,
мотивов «подъема, вознесения».
Педагог предлагает учащейся исполнить 1-2 такты темы в верхнем и
нижнем голосе и напоминает о необходимости
следить за ровностью исполнения и устремленностью темы вверх к
логической точке,
играть, как бы лаская, клавиши, для придания певучести и светлого
настроя.
Педагог предлагает учащейся исполнить 3-4 такты и напоминает, что в 3-4
тактах используется «техника свободной перестановки мотивов», имитация
тем в обращении, в низходящем движении («падение»), а противосложение -
в восходящем движении «вознесение» к голосу - вершине, залигованной
ноте. После исполнения, по необходимости, делает замечания и показывает,
как нужно исполнять.
Педагог обращает внимание на 5-6 такты, в которых имитация темы
проходит и в сокращении, и обращении, а широкий интервал - «голос
вершин», призывает играть с большей весовой атакой к вершине.
Педагог задает вопрос, какой инструмент подойдёт для исполнения этой
инвенции,
клавесин
или
клавикорд.
После
ответа
ученицы,
педагог
утверждает правильный ответ и отмечает, что клавикорду не свойственны
яркие оттенки и звуковые контрасты. Благодаря его тонкой и задушевной
звучности
можно
передать
некоторую
звуковую
гибкость,
певучесть
интонации. Педагог предлагает ученице еще раз исполнить 1 часть инвенции
каждой рукой, но тему в каждом голосе играть с большим весовым
наполнением руки, активными кончиками пальцев, а противосложение
играть с меньшим весом
и слушать себя. Можно использовать способ
«преувеличения», тему играть ярче, противосложение – тише (ученица
исполняет).
Педагог задает вопрос, в какую тональность происходит модуляция во 2
части. После ответа ученицы, педагог рассказывает, что тональность до
мажор – радостная, светлая, поэтому необходимо
тему в каждом голосе играть в соответствии с характером, с большим
весовым
наполнением
руки,
активными
кончиками
пальцев,
а
противосложение играть с меньшим весом и слушать себя,
следить за ровным восходящим, призывным движением темы к
«кульминации – вершине» в 9 такте, добавить весовое наполнение руки
(ученица исполняет).
Далее педагог предлагает
обратить внимание в 11-12 тактах на залигованные ноты, синкопы - это
смещение ритмической опоры с сильной доли на слабую, после взятия
синкопы необходимо расслабить руку.
Физкультминутка. Упражнение «Крылья бабочки» для снятия напряжения
мышц шеи и спины.
Педагог напоминает, что на прошлом уроке мы соединяли два голоса с
пульсацией по восьмым. Пульсация придаёт размеренность и устойчивость
темпу. Темп надо брать удобный, ни в коем случае не превращать инвенцию
в виртуозный этюд. Иначе теряется глубокий смысл инвенции.
Педагог предлагает ученице сменить пульсацию по восьмым на основную
пульсацию, по четвертям, насаживать на пульс каждые четыре звука (ноты).
Педагог показывает, что «подтекстовка» к теме – «Ты сможешь всё
преодолеть» помогает играть с пульсацией по четвертям (ученица играет
двумя руками). Во время исполнения педагог продолжает следить
за ровностью исполнения и устремленностью тем вверх к логической
точке в каждом голосе,
за правильным распределением весового наполнения рук
за активными кончиками пальцев в каждом голосе,
за интонационной выразительностью фраз.
Педагог исполняет инвенцию двумя руками и отмечает, что в работе над
одновременным звучанием голосов важно
сохранить интонационную выразительность голосов и внимательно
следить за расчлененностью фраз;
научиться распределять весовое наполнение рук, в которой один голос
играется более глубоким звуком, весом всей руки, другой – одними
пальцами в зависимости от значимости;
Переходя к работе по голосам в 3 части, педагог обращает внимание, что
тема «зашифрована» в арпеджированных секвенциях, то в верхнем, то в
нижнем голосе. Педагог напоминает, что секвенция – это повторение
мелодической фразы на другой высоте. Модуляция в тональность ми минор
требует
приглушенного
звучания.
Учащаяся
исполняет
по
голосам,
добиваясь ровного звучания мелодии из руки в руку. Далее соединяет два
голоса по уровню значимости, следит за разным весовым наполнением при
опорной правой руке.
III Заключительная часть
Педагог предлагает учащейся еще раз исполнить инвенцию двумя руками,
стараясь выполнить рекомендации, слушать две мелодические линии в
одновременном звучании. Ученица исполняет. Педагог спрашивает ученицу,
что получилось, и над чем надо поработать дома.
Рефлексия. Учащаяся оценивает свою работу на уроке.
Домашнее задание. Педагог предлагает продолжать работу над каждым
голосом, т.к. каждый голос наполнен своим внутренним развитием. При
соединении голосов просит уделять внимание мелодической линии по уровню
значимости, внимательно распределять весовое дополнение между руками,
используя способ «преувеличения». Однажды И.Баха спросили, как он достиг
такого совершенства в игре на органе и клавесине, на что музыкант ответил:
"Я много и упорно трудился. Кто будет делать также, тот добьется высокого
мастерства в игре». Поэтому, будешь следовать советам композитора, и ты
обязательно добьешься успеха в игре полифонии.
IV Подведение итога урока.
Инвенции – совершенно незаменимый материал в музыкальном образовании
ученика – пианиста. Изучение инвенций – это, прежде всего, большая
аналитическая работа. Для понимания полифонической музыки Баха нужны
не только специальные знания, но и умение слушать и слышать. Задача
педагога - научить детей понимать полифоническую музыку и с увлечением
работать над ней. Хочется привести высказывание Н.Перельмана: «полюби
полифонию смолоду, в старости она тебя не оставит».