Автор: Мезинова Ольга Григорьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: консультация
Тема: "Использование ТРИЗ технологии в работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Использование ТРИЗ технологии в работе
с детьми с нарушением зрения»
Подготовила методист
Мезинова О.Г.
Дети с нарушением зрения имеют индивидуальные особенности в развитии
когнитивно-познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной
сферы. Поэтому важно подбирать методы для коррекционно-развивающей работы
создающие условия позволяющей учитывать эти особенности и помогающие
восполнять нарушения, учить компенсировать отсутствующие компетенции.
ТРИЗ – педагогика выбрана одним из методов в работе с детьми с
нарушениями зрения, так как, способствует развитию творческого потенциала
ребенка через все доступные каналы восприятия.
Цель
методики:
формирование
системно-диалектического
мышления
используя все сохранные анализаторы.
Задачи методики:
формирование навыков, умений и знаний;
развитие наблюдательности, любознательности;
обогащение словарного запаса;
развитие мыслительных процессов;
обогащение сенсорного опыта детей;
воспитание уверенности в своих силах.
Коррекционные задачи внедрения методики:
формирование бинокулярного зрения (необходимость в решении этой задачи
обуславливается тем, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного
характера зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при
определении насыщенности цвета, оттенков, целостности и размеров предметов);
формирование умения обследовать предмет и выделять основные признаки с
помощью
работы
всех
сохранных
анализаторов (решения
данной
задачи
необходимо для полноценного восприятия окружающего мира и дальнейшего
развития творческого мышления на основе сенсорного опыта);
развитие
прослеживающей функции глаз, фиксации взора, зрительного
внимания, зрительной памяти
формирование
умения
у
детей
видоизменять,
преобразовывать,
комбинировать имеющиеся представления в памяти (создавать на этой основе
относительно новые образы и ситуации).
В процессе внедрения данной технологии стимулируем воспитанников
использовать сохранные анализаторы - глаза, уши, руки, нос, язык. Таким образом,
работа направлена на:
обучение узнаванию и выделению предметов среди других, определение его
свойства и назначения на основе овладения приемом сравнения;
формирование
приемов
целенаправленного
восприятия
с
помощью
алгоритмизации;
обогащение
знаний
и
формирование
представлений
об
эталонах,
обеспечивающая полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма,
величина, пространственное расположение);
обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о
предметах и явлениях с целью формирования понятий;
совершенствование представлений о деталях предметов труднодоступных для
восприятия;
совершенствование способов восприятия движущихся предметов;
совершенствование способов восприятия предметов в пространстве при
разной их удаленности;
умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств
предметов;
развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных
действий;
сенсорное ознакомление с предметами окружающего мира, их узнавание,
называние;
развивать и совершенствовать способность длительно сохранять чёткость
видения объектов (целого, детали) в меняющихся условиях восприятия;
закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за
счёт включения их в новые виды деятельности;
дальнейшее развитие всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание,
вкус);
совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей
действительности по средствам всех органов чувств, выделять в процессе
восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать
предметы;
развитие световосприятия. Закрепление знаний основных цветов и оттенков,
обогащение представлений об их разнообразии;
развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии.
Характерным для слабовидящих является большой размах индивидуальных
колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношения механического и
осмысленного запоминания. Детям с нарушением зрения свойственно также
недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации,
сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами
объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных
качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Образы памяти слепых и
слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.
Примеры игр для работы с детьми с нарушением зрения:
1. Игры: «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», игры по методу «Таблица
противоречий», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры»,
«Перевертыши»,
Данные
игры
позволяют
увидеть
в
окружающей
действительности
противоречия, описывать противоположные качества, обогащать словарный запас.
2. Игры по «методу фокальных объектов», «Системный анализ»,
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), «Коллаж из
сказок», Моделирование сказки по предметно – схематической модели.
Эта подборка игр помогает нарабатывать навыки оперирования и разрешения
противоречий. Так же эти игры знакомят с методом решения задач при помощи
алгоритма. Знакомит с способами решения сказочных задач.
3. «Загадалки-узнавалки», «Логический поезд», метод «Мозговой штурм»,
Составь
цепочку
слов
(ассоциация)
«Исходное
слово»,
игры
по
методу
проектирования.
У детей при этом расширяются и углубляются знания об окружающем мире,
его объектах и их признаках, что важно для детей с нарушениями зрения.
Формируются
обследовательские
умения.
При
проговаривании
результатов
формируется словарь и связная речь. Эти игры учат детей работать со схемами,
помогают составлять загадки, моделировать и придумывать детали для описания
объектов.
Таким образом, использование элементов методики ОТСМ – ТРИЗ - РТВ с
детьми с нарушением зрения позволяет:
представлять
все
объекты
в
трех
каналах
восприятия
(визуальном,
аудиальном, кинестетическом) и на этой основе активизировать работу сохраненных
анализаторов;
представлять объекты окружающего мира как целостную систему, а также
анализировать объект в его составляющих;
формировать системность мышления, при котором объект воспринимается и
отражается как система, и устанавливаются связи между ним и другими системами;
мысленно делить объекты на части и объединять в новое целое;
находить положительные и отрицательные стороны объектов и явлений в
произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон).