Напоминание

"Использование ТРИЗ технологии в работе с детьми с нарушением зрения"


Автор: Мезинова Ольга Григорьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: консультация
Тема: "Использование ТРИЗ технологии в работе с детьми с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Использование ТРИЗ технологии в работе

с детьми с нарушением зрения»

Подготовила методист

Мезинова О.Г.

Дети с нарушением зрения имеют индивидуальные особенности в развитии

когнитивно-познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной

сферы. Поэтому важно подбирать методы для коррекционно-развивающей работы

создающие условия позволяющей учитывать эти особенности и помогающие

восполнять нарушения, учить компенсировать отсутствующие компетенции.

ТРИЗ – педагогика выбрана одним из методов в работе с детьми с

нарушениями зрения, так как, способствует развитию творческого потенциала

ребенка через все доступные каналы восприятия.

Цель

методики:

формирование

системно-диалектического

мышления

используя все сохранные анализаторы.

Задачи методики:

формирование навыков, умений и знаний;

развитие наблюдательности, любознательности;

обогащение словарного запаса;

развитие мыслительных процессов;

обогащение сенсорного опыта детей;

воспитание уверенности в своих силах.

Коррекционные задачи внедрения методики:

формирование бинокулярного зрения (необходимость в решении этой задачи

обуславливается тем, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного

характера зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при

определении насыщенности цвета, оттенков, целостности и размеров предметов);

формирование умения обследовать предмет и выделять основные признаки с

помощью

работы

всех

сохранных

анализаторов (решения

данной

задачи

необходимо для полноценного восприятия окружающего мира и дальнейшего

развития творческого мышления на основе сенсорного опыта);

развитие

прослеживающей функции глаз, фиксации взора, зрительного

внимания, зрительной памяти

формирование

умения

у

детей

видоизменять,

преобразовывать,

комбинировать имеющиеся представления в памяти (создавать на этой основе

относительно новые образы и ситуации).

В процессе внедрения данной технологии стимулируем воспитанников

использовать сохранные анализаторы - глаза, уши, руки, нос, язык. Таким образом,

работа направлена на:

обучение узнаванию и выделению предметов среди других, определение его

свойства и назначения на основе овладения приемом сравнения;

формирование

приемов

целенаправленного

восприятия

с

помощью

алгоритмизации;

обогащение

знаний

и

формирование

представлений

об

эталонах,

обеспечивающая полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма,

величина, пространственное расположение);

обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о

предметах и явлениях с целью формирования понятий;

совершенствование представлений о деталях предметов труднодоступных для

восприятия;

совершенствование способов восприятия движущихся предметов;

совершенствование способов восприятия предметов в пространстве при

разной их удаленности;

умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств

предметов;

развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных

действий;

сенсорное ознакомление с предметами окружающего мира, их узнавание,

называние;

развивать и совершенствовать способность длительно сохранять чёткость

видения объектов (целого, детали) в меняющихся условиях восприятия;

закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

счёт включения их в новые виды деятельности;

дальнейшее развитие всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание,

вкус);

совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей

действительности по средствам всех органов чувств, выделять в процессе

восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать

предметы;

развитие световосприятия. Закрепление знаний основных цветов и оттенков,

обогащение представлений об их разнообразии;

развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии.

Характерным для слабовидящих является большой размах индивидуальных

колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношения механического и

осмысленного запоминания. Детям с нарушением зрения свойственно также

недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации,

сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами

объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных

качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Образы памяти слепых и

слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.

Примеры игр для работы с детьми с нарушением зрения:

1. Игры: «Да-Нетки», «Угадай, что я загадала», игры по методу «Таблица

противоречий», «Хорошо – плохо», «Черное – белое», «Адвокаты – Прокуроры»,

«Перевертыши»,

Данные

игры

позволяют

увидеть

в

окружающей

действительности

противоречия, описывать противоположные качества, обогащать словарный запас.

2. Игры по «методу фокальных объектов», «Системный анализ»,

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), «Коллаж из

сказок», Моделирование сказки по предметно – схематической модели.

Эта подборка игр помогает нарабатывать навыки оперирования и разрешения

противоречий. Так же эти игры знакомят с методом решения задач при помощи

алгоритма. Знакомит с способами решения сказочных задач.

3. «Загадалки-узнавалки», «Логический поезд», метод «Мозговой штурм»,

Составь

цепочку

слов

(ассоциация)

«Исходное

слово»,

игры

по

методу

проектирования.

У детей при этом расширяются и углубляются знания об окружающем мире,

его объектах и их признаках, что важно для детей с нарушениями зрения.

Формируются

обследовательские

умения.

При

проговаривании

результатов

формируется словарь и связная речь. Эти игры учат детей работать со схемами,

помогают составлять загадки, моделировать и придумывать детали для описания

объектов.

Таким образом, использование элементов методики ОТСМ – ТРИЗ - РТВ с

детьми с нарушением зрения позволяет:

представлять

все

объекты

в

трех

каналах

восприятия

(визуальном,

аудиальном, кинестетическом) и на этой основе активизировать работу сохраненных

анализаторов;

представлять объекты окружающего мира как целостную систему, а также

анализировать объект в его составляющих;

формировать системность мышления, при котором объект воспринимается и

отражается как система, и устанавливаются связи между ним и другими системами;

мысленно делить объекты на части и объединять в новое целое;

находить положительные и отрицательные стороны объектов и явлений в

произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон).



В раздел образования