Напоминание

"Картотека артикуляционной гимнастики для детей второй младшей группы "


Автор: Филиппова Родика Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека артикуляционной гимнастики для детей второй младшей группы "
Раздел: дошкольное образование





Назад




для детей второй младшей группы

Артикуляционная

гимнастика

это

система

упражнений,

помогающая

улучшить

подвижность

органов

артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию

артикуляционных поз.

Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного

произношения звуков речи.

Задачи гимнастики:

Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Развивать подвижность нижней челюсти.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;

гимнастика должна проходить в игровой форме;

комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не

нужно;

всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее

количества.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером.

Заниматься ей нужно регулярно.

№ 1

«Рыбка шевелит губами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

№ 2

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

№ 3

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

№ 4

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

№ 5

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме

«чашечки» облизать верхнюю губу.

№ 6

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под

счет: до 5, до 10…

№ 7

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за

нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

№ 8

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать

до 10.

№ 9

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед

так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

Удерживать.

№ 10

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

№ 11

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им

слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-

так». (10-12 раз).

№ 12

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…

пррр…,вибрируя губами

(5 раз).

№ 13

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то

вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз

(10 раз).

№ 14

«Непослушный язычок»

(расслабление мышц я зыка)

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и,

пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

№ 15

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать

(8-10 раз).

№ 16

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-

влево, вправо-влево…(8-10 раз).

№ 17

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в

каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

№ 18

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или

бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки

другого ребенка.

№ 19

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При

втягивании закругляем край языка, как бы захватывая

молоко.

№ 20

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-

б-б.

№ 21

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком

то одну щечку, то другую.

№ 22

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им

слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к

верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

№ 23

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе

(5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы

причесывая (5-6 раз).

№ 24

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на

лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между

двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить,

чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать

пальцами.

№ 25

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу.

№ 26

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно

упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики –

«орешки».

№ 27

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка

(поймали мышку за хвостик).

№ 28

«Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.



В раздел образования