Автор: Филиппова Родика Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека артикуляционной гимнастики для детей второй младшей группы "
Раздел: дошкольное образование
для детей второй младшей группы
Артикуляционная
гимнастика
—
это
система
упражнений,
помогающая
улучшить
подвижность
органов
артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию
артикуляционных поз.
Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного
произношения звуков речи.
Задачи гимнастики:
Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Развивать подвижность нижней челюсти.
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:
продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
гимнастика должна проходить в игровой форме;
комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не
нужно;
всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее
количества.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером.
Заниматься ей нужно регулярно.
№ 1
«Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
№ 2
«Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
№ 3
«Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
№ 4
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
№ 5
«Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме
«чашечки» облизать верхнюю губу.
№ 6
«Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под
счет: до 5, до 10…
№ 7
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за
нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.
№ 8
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать
до 10.
№ 9
«Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед
так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
Удерживать.
№ 10
«Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
№ 11
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им
слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-
так». (10-12 раз).
№ 12
«Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…
пррр…,вибрируя губами
(5 раз).
№ 13
«Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то
вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз
(10 раз).
№ 14
«Непослушный язычок»
(расслабление мышц я зыка)
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и,
пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,
«пя-пя-пя»… (10 раз).
№ 15
«Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать
(8-10 раз).
№ 16
«Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-
влево, вправо-влево…(8-10 раз).
№ 17
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в
каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
№ 18
«Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или
бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки
другого ребенка.
№ 19
«Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При
втягивании закругляем край языка, как бы захватывая
молоко.
№ 20
«Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-
б-б.
№ 21
«Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком
то одну щечку, то другую.
№ 22
«Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им
слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к
верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
№ 23
«Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе
(5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы
причесывая (5-6 раз).
№ 24
«Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на
лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между
двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить,
чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать
пальцами.
№ 25
«Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.
№ 26
«Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно
упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики –
«орешки».
№ 27
«Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка
(поймали мышку за хвостик).
№ 28
«Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.