Автор: Филиппова Родика Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека фонематических потешек для детей второй младшей группы"
Раздел: дошкольное образование
для детей второй младшей группы
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные
особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого
человека, любить музыку, понимать голоса природы…
Такая способность не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно
целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать в игре.
Общая цель игр – открывать для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о
чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают иго источник.
Последовательность игр должна определяться нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового
восприятия. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать
их.
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них
фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как
известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый
фонематический
слух
дает
возможность
ребенку
отличать
одни
звуки
от
других.
Недостаточная
же
сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков,
так и целых слов я даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к
обучению
грамоте
и
является
важнейшим
условием
усвоениями
грамматического
строя
русского
языка,
морфологической
системы,
а
также
предпосылкой
к
развитию
чувства
рифмы
и
ритма,
восприятия
музыкальноритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения
словообразованием, осознания связей между родственными ело попыток самостоятельно объяснять я толковать
значения слов.
Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки,
которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.
Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки,
потешки, в которых часто повторяются какие-то определённые звуки. Они дают возможность работать не только
над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают
слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый,
развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.