Автор: Алекина Наталья Николаевна
Должность: психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение инновационных технологий как средство повышения качества работы педагога – психолога ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Внедрение инновационных технологий как средство повышения
качества работы педагога – психолога ДОУ
Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими
изменениями.
Изменяется,
совершенствуется
и
система
дошкольного
образования. Она всегда выполняла и выполняет важнейший социальный
заказ общества, является одним из факторов его развития.
В данное время возрастает огромная заинтересованность к оценке качества
дошкольного образования. Это довольно сложная проблема и связана она с
тем, что данное образование рассматривается как один из основных ресурсов
развития государства на разных уровнях.
Качество дошкольного образования – это интегративное понятие,
включающее
в
себя
несколько
компонентов:
условия
осуществления
образовательного процесса; организацию и содержание образовательного
процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения
результативности.
Организация образовательного процесса в детском саду в современных
инновационных условиях связана с расширением представлений о целях
образования, в число которых включены цели развития, воспитания,
обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и
социального
здоровья
детей.
ФГОС
определяет
новый
подход
к
дошкольному образованию, где одним из основных требований является
эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения
максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.
Такое положение требует от педагогов поиска новых форм, средств и
методов
организации
познавательной
деятельности
дошкольников,
реализации личностно-ориентированных подходов в обучении, применения
современных
образовательных
технологий в целях
оказания
ребенку
необходимой
своевременной
индивидуализированной
психолого-
педагогической помощи.
Трансформация в дошкольном образовании в новую систему не обошла и
наше дошкольное учреждение. Новая концепция нашего детского сада
представляет собой совокупность мер по его обновлению в результате
развития
инновационных
процессов;
занимает
позицию
личностно-
ориентированных отношений, где главной социальной ценностью предстает
ребенок, являющийся полноправным участником педагогического процесса.
Именно поэтому в рамках межрегионального сетевого инновационного
проекта «Новые образовательные практики» было решено организовать на
базе МБДОУ детский сад №20 «Ласточка» в период с 01.09.2023 г. по
30.06.2024 г.
инновационную методическую площадку (далее – Площадка) на
тему:
«Формирование
функциональной
грамотности
обучающихся»
,
участником которой я и являюсь.
Использование современных технологий мне, как педагогу - психологу дает
более
широкие
возможности
для
создания
благоприятных
условий
сопровождения и развития детей, для обеспечения развития качеств личности
дошкольника и достижения достаточного образовательного уровня в детском
саду в целом. В рамках ИМП (инновационной методической площадки) в
своей профессиональной деятельности
применяю в интеграции целый
комплекс технологий, таких как:
деятельностный подход (в
результате
изучения этой технологии провела для педагогов: семинар «Особенности
применения деятельностного подхода на уровне дошкольного образования»,
выступление
на
педсовете
«Деятельностный
подход
как
основа
формирования
ФГ
дошкольников»,
консультацию
«Сущность
зон
актуального и ближайшего развития»), ТРИЗ технологию.
Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство
детского
сада
интегрированно
включаю
различные
технологии:
социоигровые технологии, технология портфолио,
ИКТ в дошкольном
образовании, технология образовательного путешествия.
Делая вывод выше сказанному можно отметить, что качество образования в
дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, и
конкретно педагога – психолога, который определяется следующими
позициями:
как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное
развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор
программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения
профессионального роста педагогов через разные формы методической
работы, и т.д.);
какие условия созданы в ДОО (образовательная среда, ориентированная на
самоценность
дошкольного
детства;
положительный
микроклимат
в
коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая
направленность
деятельности
коллектива
ДОУ
и
его
руководителя;
ориентация
на
образовательные
потребности
и
запросы
семьи;
систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного
процесса и принятия грамотных управленческих решений).
Таким образом, повышение качества дошкольного образования и работы
педагога - психолога – это интеграция:
гарантированной реализации государственных стандартов образования, т.е.
качества образовательного процесса в дошкольном
образовательном
учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса
гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход
на следующую образовательную ступень – начальной школы
способности
субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их.
качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения
его здоровья;
качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного
образовательного учреждения;
качества управления системой дошкольного образования;
способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных
потребителей
и
заинтересованных
сторон,
т.е.
качества
результатов
дошкольного
образования,
удовлетворяющего
ожиданиям
и
запросам
потребителей
(в
первую
очередь
–
родителей)
и
соответствующего
государственным нормативам.
стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но
и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном
учреждении.
Исследования, проходившие на базе МБДОУ детский сад № 20 «Ласточка»,
показывают,
что
большинство
педагогов
мотивированы
на
успех
в
профессиональной деятельности, явно выражено стремление повысить свой
профессиональный уровень, желание самореализоваться через внедрение
инновационных технологий.
В
современных
условиях
образовательной
системы
только
активная
жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает
педагогу обеспечить одно из главнейших прав воспитанников – право на
качественное
образование.