Автор: Бежкинева Инга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: г.Кингисепп Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Тема: Русская народная сказка "Рукавичка"
Раздел: начальное образование
Конспект урока
Русская народная сказка «Рукавичка»
Литературное чтение, УМК «Школа России»
1 класс
Раздел «Сказки, загадки, небылицы», 3 урок
1.
Источники, используемые при подготовке к уроку:
Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. Учебник с аудиоприложением на
электронном носителе. Часть 1. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2021 г.
М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Москва, «Просвещение», 2021 г.
С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК
Л.Ф.Климановой и др. Москва. ВАКО, 2021 г.
2.
Цель урока: становление грамотного читателя, эмоционально откликающегося на
прослушанное или прочитанное произведение.
3.
Задачи:
— формирование положительной мотивации к систематическому чтению и
слушанию произведений устного народного творчества на примере русской
народной сказки «Рукавичка»;
— осознание значимости произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека;
— овладение техникой смыслового чтения вслух.
Предметные:
1.Находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта русского народа.
2.Понимать содержание прочитанного произведения: отвечать на вопросы по содержанию
произведения.
3.Участвовать в обсуждении прочитанного произведения: отвечать на вопросы о
впечатлении от произведения, подтверждать свой ответ примерами из текста.
4.Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов;
— понимать фактическое содержание прочитанного произведения;
— различать и группировать произведения по жанрам;
— анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в
произведении.
Работа с информацией:
— понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,
различных видах зрительного искусства (инсценировка);
— соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать
отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— читать, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;
— участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста:
слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой
проблеме;
— пересказывать (устно) содержание произведения с опорой
на вопросы, рисунки, предложенный план;
— описывать своё настроение после чтения сказки.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— понимать и удерживать поставленную учебную задачу;
— проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;
— с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/
трудности в освоении читательской деятельности.
Совместная деятельность:
— проявлять желание работать в парах, небольших группах;
— проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно
выполнять свою часть работы.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Оборудование: Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. 1 класс;
М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.;
карточки с изображением героев сказок, выставка книг, карточки с числами, веера,
сигнальные карточки (да-нет).
Структура и ход урока:
№
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые
УУД
Время
1
2
3
4
5
6
1.
Организационный
- Ученик, звенит
звонок.
Готов ли ты начать
урок?
Встают у парт,
проверяют
готовность
рабочего места.
Регулятивные:
подготовка
рабочего места
2.
Создание
положительной
мотивации.
- Чтоб умным
человеком стать –
Учись читать, учись
читать.
И помни: каждый
ученик
Не может жить без
добрых книг.
Наше путешествие
«В мире книг»
продолжается!
Эмоциональный
настрой на урок.
Личностные:
мотивация к
учению
1 мин.
3.
Актуализация
знаний (проверка
домашнего
задания).
- Кто готов показать
классу эпизод
сказки «Теремок»
Е.Чарушина?
Выходят
учащиеся,
показывают
инсценировки
выбранных
Личностные:
учебное
сотрудничество
6 мин.
- Ребята, чье
выступление вы
хотели бы отметить?
- Внимательно
посмотрите на
доску. Под каким
номером находится
то животное,
которое не является
героем сказки
«Теремок»
Е.Чарушина?
(рисунки на доске)
1
2
3
4
5
- Спасибо. Вы все
были правы.
- А кого не хватает?
Итог:
- Спасибо, вы
подготовили дома
творческое задание
к тексту:
проинсценировали
отрывки из сказки.
Знаете её героев.
эпизодов.
(высказывания
детей)
(Дети
показывают на
веере номер 4 -
ёжик.)
- Лягушки.
- Медведя.
Регулятивные:
эмоциональная
оценка
деятельности
учащихся
4.
Определение
темы и целей
урока
- Расположите числа
на карточках в
порядке
возрастания, и тогда
вы прочтете
название
произведения, с
которым мы
познакомимся
сегодня.
- Какие цели
поставим перед
собой на урок?
(дети работают в
парах на
карточках, на
оборотной
стороне - буквы)
Р У К А В И Ч К
А
2 3 4 5 6 7 8 9
10
- Рукавичка.
- Узнаем, о чем
новая сказка.
- Будем учиться
читать целым
словом,
Коммуникативные:
умение работать в
паре
Регулятивные:
определение целей
работы
2 мин.
- Поднимите руку,
кому предстоит
работать над
способом чтения?
- Над
выразительностью?
- Над
правильностью
чтения?
- А вместе мы будем
учиться сравнивать
произведения,
которые читаем.
выразительно,
правильно.
(дети поднимают
руки)
5.
Изучение нового
материала.
А) Работа с
текстом до
чтения.
Б) Работа с
текстом в ходе
чтения.
- А что такое
«рукавичка»?
- А каким словом
можно заменить
слово «рукавичка»?
- Кто уже знаком с
этой сказкой?
- Те, кто не читал
сказку,
предположите, о чем
она будет.
- Откройте учебник
на странице 38
(показывает ребятам
страницу).
Первичное чтение:
читает учитель и
хорошо читающие
учащиеся.
После слов «Влез и
этот (волк) – уже
стало их пятеро»
учитель задает
вопрос:
- Как вы думаете,
кто будет
- Это как
перчатка.
- Ее можно
надевать на руку.
- Мне кажется,
словом
«варежка»,
потому что они
похожи по форме.
(дети поднимают
сигнал)
- Я думаю, что о
зиме. Рукавички
одевают, когда на
улице холодно.
- Кто-то потеряет
рукавичку. А тот,
кто найдет ее,
будет искать
хозяина.
(дети открывают
учебник)
Дети следят за
чтением.
- Наверное,
медведь, он
Личностные:
учебное
сотрудничество
Познавательные:
отвечать на
вопросы учителя,
доказывать свое
мнение.
Личностные:
высказывать свою
точку зрения
Познавательные:
ориентироваться в
учебнике
Регулятивные:
контроль чтения
20 мин.
В) Работа с
текстом после
чтения.
следующим?
-Давайте, узнаем.
- Подтвердились ли
ваши
предположения о
содержании
прочитанного?
- Что удивило?
-Докажите, что мы
прочитали с вами
сказку.
Гимнастика для
глаз.
- Прочитаем сказку
еще раз. Будем
читать по цепочке.
Будьте
внимательны.
Постарайтесь
запомнить имена
героев.
- Назовите
действующих лиц
сказки.
всегда приходит
после волка.
- Да, я сказал, что
рукавичку
потеряют, а
другой кто-то
найдет.
- Но хозяина не
искали. Стали в
рукавичке жить.
- Пришел кабан к
рукавичке.
- Я думаю, что
это сказка,
потому что
рукавичка
маленькая, а в нее
поместились и
кабан, и волк, и
лиса.
- И медведь
поместился. А у
мужика руки не
такие большие.
- Все то, о чем мы
прочитали, не
может быть на
самом деле.
- Звери
разговаривали
как люди.
(читают по
цепочке)
- Мышка-
поскребушка,
лягушка-
попрыгушка,
зайчик-
побегайчик,
лисичка-
сестричка, волчок
серый бочок,
кабан-клыкан,
медведюшка-
Познавательные:
отвечать на
вопросы учителя,
доказывать свое
мнение.
Регулятивные:
контроль чтения
Г) Работа с
книгой.
- Как начинается
сказка?
- Кто за кем
появляется в сказке?
Расставьте цифры в
порядке появления
героев. Работаем в
паре.
- Проверьте себя.
Покажите сигнал.
- Кто был
последним?
- Пустили звери
медведя в
рукавичку?
- Кто испугал
зверей?
- Чему учит сказка?
-Какая из известных
нам пословиц
подходит к сказке?
- У кого другое
мнение?
- Как вы думаете, в
какой из
представленных
книг может
находиться сказка
«Рукавичка»?
Покажите номер
книги с помощью
веера. Объясните.
1
2
3
4
батюшка.
- Шел дед по
лесу, за ним
бежала собачка.
Шел дед, шел, да
и обронил
рукавичку.
(работают в парах
на карточках)
(проверяют по
опорной
карточке)
- Последним был
медведь.
- Да, пустили. Но
стало очень
тесно.
- Так тесно, что
рукавичка чуть не
разорвалась.
- Собака залаяла,
звери и
испугались.
- Надо жить
дружно, не
ссориться.
- Я думаю: «В
тесноте, да не в
обиде».
(Дети
показывают № 1,
3, 4.)
- Я выбрал книгу
1. Она называется
«Русские
народные
сказки».
- Думаю, что в
книге 4. Она
называется
«Русские сказки
про зверей».
- Может быть в
книге № 3
«Русские
народные
Коммуникативные:
умение работать в
паре
Регулятивные:
самоконтроль
Познавательные:
работа с
информацией,
размещенной на
обложке книги
5
6
Физкультминутка.
Солнце глянуло в
окошко,
Раз, два, три,
четыре, пять.
Все мы делаем
зарядку,
Надо нам присесть и
встать.
Руки вытянуть
пошире,
Наклониться, три –
четыре
И на месте
поскакать - пять.
сказки».
Выполняют
действия в
соответствии с
текстом.
6.
Работа в тетради.
- Посмотрите на
значок, который
стоит рядом с
третьим заданием.
Что он означает?
- Прочитайте, какое
задание выполним в
тетради.
- Откройте рабочую
тетрадь на
странице32.
- Найдите таблицу.
Что обозначает
цифра 1?
Что обозначает
цифра 2?
- Внесите в таблицу
названия сказок.
(на доске таблица
аналогичная таблице
в тетради, в которую
вносят данные,
написанные на
карточках)
- У кого по-
другому?
- Герои сказки
- Будем
выполнять
задание в
тетради.
- Сравни сказки:
«Теремок» и
«Рукавичка». Чем
они похожи? Чем
различаются?
(дети открывают
тетрадь)
- Сказка
«Рукавичка».
- Под цифрой 2
сказка
«Теремок».
(к доске выходят
дети,
прикрепляют
слова-карточки в
таблицу на доске)
- Разные. В сказке
«Рукавичка» есть
Познавательные:
ориентироваться в
учебнике и тетради
Работа с
информацией:
чтение и
заполнение
простейших таблиц
Познавательные:
10 мин.
(разные или
одинаковые)?
Докажите.
- События сказки
(разные или
одинаковые)?
Почему вы так
считаете?
- Конец сказки
(разный или
одинаковый)?
- Сделаем выводы.
Чем похожи сказки?
- Чем различаются
сказки?
кабан, а в сказке
«Теремок» - нет.
- События сказки
одинаковые.
Приходят по
очереди герои и
просятся пожить
в теремок или
рукавичку.
- Конец у сказок
разный. В сказке
«Теремок» из-за
медведя теремок
рассыпался.
- А в сказке
«Рукавичка»
собака испугала
зверей.
- Медведь по
характеру разный
в сказках. В
«Теремке» от
злости бегает и
ловит зверей. В
«Рукавичке» сам
испугался.
- Сказки похожи
событиями.
- Сказки учат
жить в дружбе, не
ссориться.
- Сказки
различаются
названиями,
героями, концом.
- У сказки
«Теремок» есть
автор – Евгений
Чарушин, а
сказка
«Рукавичка» -
народная сказка.
сравнение и
обобщение
7.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
- Что нового узнали
сегодня на уроке?
- Чему мы учились?
- Чью работу на
уроке отметим?
- Мы
познакомились с
русской народной
сказкой
«Рукавичка».
- Мы учились
сравнивать
сказки.
- Соня много
отвечала,
Регулятивные:
соотнесение целей
с достигнутым.
4 мин.
- Кто сегодня
прочитал без
ошибок?
- Кто прочитал
выразительно?
- Чью работу на
уроке отметим?
объясняла.
- Максим при
сравнении сказок
сказал про автора.
(поднимают
сигнал)
Личностные:
самооценка
8.
Рекомендации по
выполнению
домашнего
задания.
1. Прочитать сказку,
подобрать отрывки к
иллюстрациям
(всем).
2. Пересказ сказки
(по желанию).
3*. Задание № 4 на
стр. 41 (задание
повышенной
сложности – по
желанию)
1 мин.