Напоминание

Русская народная сказка "Рукавичка"


Автор: Бежкинева Инга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: г.Кингисепп Ленинградская область
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Тема: Русская народная сказка "Рукавичка"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока

Русская народная сказка «Рукавичка»

Литературное чтение, УМК «Школа России»

1 класс

Раздел «Сказки, загадки, небылицы», 3 урок

1.

Источники, используемые при подготовке к уроку:

Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. Учебник с аудиоприложением на

электронном носителе. Часть 1. 1 класс. Москва, «Просвещение», 2021 г.

М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Москва, «Просвещение», 2021 г.

С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК

Л.Ф.Климановой и др. Москва. ВАКО, 2021 г.

2.

Цель урока: становление грамотного читателя, эмоционально откликающегося на

прослушанное или прочитанное произведение.

3.

Задачи:

— формирование положительной мотивации к систематическому чтению и

слушанию произведений устного народного творчества на примере русской

народной сказки «Рукавичка»;

— осознание значимости произведений устного народного творчества для

всестороннего развития личности человека;

— овладение техникой смыслового чтения вслух.

Предметные:

1.Находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей,

традиций, быта русского народа.

2.Понимать содержание прочитанного произведения: отвечать на вопросы по содержанию

произведения.

3.Участвовать в обсуждении прочитанного произведения: отвечать на вопросы о

впечатлении от произведения, подтверждать свой ответ примерами из текста.

4.Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов;

— понимать фактическое содержание прочитанного произведения;

— различать и группировать произведения по жанрам;

— анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в

произведении.

Работа с информацией:

— понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,

различных видах зрительного искусства (инсценировка);

— соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать

отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— читать, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;

— участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста:

слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой

проблеме;

— пересказывать (устно) содержание произведения с опорой

на вопросы, рисунки, предложенный план;

— описывать своё настроение после чтения сказки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— понимать и удерживать поставленную учебную задачу;

— проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;

— с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/

трудности в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность:

— проявлять желание работать в парах, небольших группах;

— проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно

выполнять свою часть работы.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Оборудование: Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. 1 класс;

М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.;

карточки с изображением героев сказок, выставка книг, карточки с числами, веера,

сигнальные карточки (да-нет).

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

Время

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный

- Ученик, звенит

звонок.

Готов ли ты начать

урок?

Встают у парт,

проверяют

готовность

рабочего места.

Регулятивные:

подготовка

рабочего места

2.

Создание

положительной

мотивации.

- Чтоб умным

человеком стать –

Учись читать, учись

читать.

И помни: каждый

ученик

Не может жить без

добрых книг.

Наше путешествие

«В мире книг»

продолжается!

Эмоциональный

настрой на урок.

Личностные:

мотивация к

учению

1 мин.

3.

Актуализация

знаний (проверка

домашнего

задания).

- Кто готов показать

классу эпизод

сказки «Теремок»

Е.Чарушина?

Выходят

учащиеся,

показывают

инсценировки

выбранных

Личностные:

учебное

сотрудничество

6 мин.

- Ребята, чье

выступление вы

хотели бы отметить?

- Внимательно

посмотрите на

доску. Под каким

номером находится

то животное,

которое не является

героем сказки

«Теремок»

Е.Чарушина?

(рисунки на доске)

1

2

3

4

5

- Спасибо. Вы все

были правы.

- А кого не хватает?

Итог:

- Спасибо, вы

подготовили дома

творческое задание

к тексту:

проинсценировали

отрывки из сказки.

Знаете её героев.

эпизодов.

(высказывания

детей)

(Дети

показывают на

веере номер 4 -

ёжик.)

- Лягушки.

- Медведя.

Регулятивные:

эмоциональная

оценка

деятельности

учащихся

4.

Определение

темы и целей

урока

- Расположите числа

на карточках в

порядке

возрастания, и тогда

вы прочтете

название

произведения, с

которым мы

познакомимся

сегодня.

- Какие цели

поставим перед

собой на урок?

(дети работают в

парах на

карточках, на

оборотной

стороне - буквы)

Р У К А В И Ч К

А

2 3 4 5 6 7 8 9

10

- Рукавичка.

- Узнаем, о чем

новая сказка.

- Будем учиться

читать целым

словом,

Коммуникативные:

умение работать в

паре

Регулятивные:

определение целей

работы

2 мин.

- Поднимите руку,

кому предстоит

работать над

способом чтения?

- Над

выразительностью?

- Над

правильностью

чтения?

- А вместе мы будем

учиться сравнивать

произведения,

которые читаем.

выразительно,

правильно.

(дети поднимают

руки)

5.

Изучение нового

материала.

А) Работа с

текстом до

чтения.

Б) Работа с

текстом в ходе

чтения.

- А что такое

«рукавичка»?

- А каким словом

можно заменить

слово «рукавичка»?

- Кто уже знаком с

этой сказкой?

- Те, кто не читал

сказку,

предположите, о чем

она будет.

- Откройте учебник

на странице 38

(показывает ребятам

страницу).

Первичное чтение:

читает учитель и

хорошо читающие

учащиеся.

После слов «Влез и

этот (волк) – уже

стало их пятеро»

учитель задает

вопрос:

- Как вы думаете,

кто будет

- Это как

перчатка.

- Ее можно

надевать на руку.

- Мне кажется,

словом

«варежка»,

потому что они

похожи по форме.

(дети поднимают

сигнал)

- Я думаю, что о

зиме. Рукавички

одевают, когда на

улице холодно.

- Кто-то потеряет

рукавичку. А тот,

кто найдет ее,

будет искать

хозяина.

(дети открывают

учебник)

Дети следят за

чтением.

- Наверное,

медведь, он

Личностные:

учебное

сотрудничество

Познавательные:

отвечать на

вопросы учителя,

доказывать свое

мнение.

Личностные:

высказывать свою

точку зрения

Познавательные:

ориентироваться в

учебнике

Регулятивные:

контроль чтения

20 мин.

В) Работа с

текстом после

чтения.

следующим?

-Давайте, узнаем.

- Подтвердились ли

ваши

предположения о

содержании

прочитанного?

- Что удивило?

-Докажите, что мы

прочитали с вами

сказку.

Гимнастика для

глаз.

- Прочитаем сказку

еще раз. Будем

читать по цепочке.

Будьте

внимательны.

Постарайтесь

запомнить имена

героев.

- Назовите

действующих лиц

сказки.

всегда приходит

после волка.

- Да, я сказал, что

рукавичку

потеряют, а

другой кто-то

найдет.

- Но хозяина не

искали. Стали в

рукавичке жить.

- Пришел кабан к

рукавичке.

- Я думаю, что

это сказка,

потому что

рукавичка

маленькая, а в нее

поместились и

кабан, и волк, и

лиса.

- И медведь

поместился. А у

мужика руки не

такие большие.

- Все то, о чем мы

прочитали, не

может быть на

самом деле.

- Звери

разговаривали

как люди.

(читают по

цепочке)

- Мышка-

поскребушка,

лягушка-

попрыгушка,

зайчик-

побегайчик,

лисичка-

сестричка, волчок

серый бочок,

кабан-клыкан,

медведюшка-

Познавательные:

отвечать на

вопросы учителя,

доказывать свое

мнение.

Регулятивные:

контроль чтения

Г) Работа с

книгой.

- Как начинается

сказка?

- Кто за кем

появляется в сказке?

Расставьте цифры в

порядке появления

героев. Работаем в

паре.

- Проверьте себя.

Покажите сигнал.

- Кто был

последним?

- Пустили звери

медведя в

рукавичку?

- Кто испугал

зверей?

- Чему учит сказка?

-Какая из известных

нам пословиц

подходит к сказке?

- У кого другое

мнение?

- Как вы думаете, в

какой из

представленных

книг может

находиться сказка

«Рукавичка»?

Покажите номер

книги с помощью

веера. Объясните.

1

2

3

4

батюшка.

- Шел дед по

лесу, за ним

бежала собачка.

Шел дед, шел, да

и обронил

рукавичку.

(работают в парах

на карточках)

(проверяют по

опорной

карточке)

- Последним был

медведь.

- Да, пустили. Но

стало очень

тесно.

- Так тесно, что

рукавичка чуть не

разорвалась.

- Собака залаяла,

звери и

испугались.

- Надо жить

дружно, не

ссориться.

- Я думаю: «В

тесноте, да не в

обиде».

(Дети

показывают № 1,

3, 4.)

- Я выбрал книгу

1. Она называется

«Русские

народные

сказки».

- Думаю, что в

книге 4. Она

называется

«Русские сказки

про зверей».

- Может быть в

книге № 3

«Русские

народные

Коммуникативные:

умение работать в

паре

Регулятивные:

самоконтроль

Познавательные:

работа с

информацией,

размещенной на

обложке книги

5

6

Физкультминутка.

Солнце глянуло в

окошко,

Раз, два, три,

четыре, пять.

Все мы делаем

зарядку,

Надо нам присесть и

встать.

Руки вытянуть

пошире,

Наклониться, три –

четыре

И на месте

поскакать - пять.

сказки».

Выполняют

действия в

соответствии с

текстом.

6.

Работа в тетради.

- Посмотрите на

значок, который

стоит рядом с

третьим заданием.

Что он означает?

- Прочитайте, какое

задание выполним в

тетради.

- Откройте рабочую

тетрадь на

странице32.

- Найдите таблицу.

Что обозначает

цифра 1?

Что обозначает

цифра 2?

- Внесите в таблицу

названия сказок.

(на доске таблица

аналогичная таблице

в тетради, в которую

вносят данные,

написанные на

карточках)

- У кого по-

другому?

- Герои сказки

- Будем

выполнять

задание в

тетради.

- Сравни сказки:

«Теремок» и

«Рукавичка». Чем

они похожи? Чем

различаются?

(дети открывают

тетрадь)

- Сказка

«Рукавичка».

- Под цифрой 2

сказка

«Теремок».

(к доске выходят

дети,

прикрепляют

слова-карточки в

таблицу на доске)

- Разные. В сказке

«Рукавичка» есть

Познавательные:

ориентироваться в

учебнике и тетради

Работа с

информацией:

чтение и

заполнение

простейших таблиц

Познавательные:

10 мин.

(разные или

одинаковые)?

Докажите.

- События сказки

(разные или

одинаковые)?

Почему вы так

считаете?

- Конец сказки

(разный или

одинаковый)?

- Сделаем выводы.

Чем похожи сказки?

- Чем различаются

сказки?

кабан, а в сказке

«Теремок» - нет.

- События сказки

одинаковые.

Приходят по

очереди герои и

просятся пожить

в теремок или

рукавичку.

- Конец у сказок

разный. В сказке

«Теремок» из-за

медведя теремок

рассыпался.

- А в сказке

«Рукавичка»

собака испугала

зверей.

- Медведь по

характеру разный

в сказках. В

«Теремке» от

злости бегает и

ловит зверей. В

«Рукавичке» сам

испугался.

- Сказки похожи

событиями.

- Сказки учат

жить в дружбе, не

ссориться.

- Сказки

различаются

названиями,

героями, концом.

- У сказки

«Теремок» есть

автор – Евгений

Чарушин, а

сказка

«Рукавичка» -

народная сказка.

сравнение и

обобщение

7.

Подведение

итогов.

Рефлексия.

- Что нового узнали

сегодня на уроке?

- Чему мы учились?

- Чью работу на

уроке отметим?

- Мы

познакомились с

русской народной

сказкой

«Рукавичка».

- Мы учились

сравнивать

сказки.

- Соня много

отвечала,

Регулятивные:

соотнесение целей

с достигнутым.

4 мин.

- Кто сегодня

прочитал без

ошибок?

- Кто прочитал

выразительно?

- Чью работу на

уроке отметим?

объясняла.

- Максим при

сравнении сказок

сказал про автора.

(поднимают

сигнал)

Личностные:

самооценка

8.

Рекомендации по

выполнению

домашнего

задания.

1. Прочитать сказку,

подобрать отрывки к

иллюстрациям

(всем).

2. Пересказ сказки

(по желанию).

3*. Задание № 4 на

стр. 41 (задание

повышенной

сложности – по

желанию)

1 мин.



В раздел образования