Напоминание

Внеурочная деятельность


Автор: Бежкинева Инга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5"
Населённый пункт: г.Кингисепп Ленинградская область
Наименование материала: статья "Развитие креативности у детей младшего школьного возраста"
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5»

Развитие креативности

у детей младшего школьного возраста

Бежкинева Инга Валерьевна,

учитель начальных классов

г. Кингисепп

2023 г.

1.

Актуальность.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему.

Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Креативность является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих

успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности – одна из

приоритетных задач современного образования. Ценность творчества, его функции, заключаются

не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности,

личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее

самораскрытия,

самосовершенствования,

самореализации,

гибкой

адаптации

к

постоянно

меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Творческие способности

школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных

вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, проявляет инициативу, активность и

самостоятельность.

Показателем творческого развития является креативность. Креативность тесно связана как с

любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием

сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.

2.

Младший школьник как субъект творческой деятельности.

1) Критерии и показатели развития креативности у младших школьников.

Чтобы систематически формировать творческую личность, необходимо знать ее особенности,

творческие черты ее характера. Ученые-исследователи выделяют такие основные особенности

творческой личности:

- смелость мысли, склонность к риску;

- фантазия;

- проблемное видение;

- умение мыслить;

- способность находить противоречие;

- умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;

- независимость;

- альтернативность;

- гибкость мышления;

- способность к самоуправлению.

О.Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:

- возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;

- высокая трудоспособность;

- подчинение творчества духовной мотивации;

- стойкость, упёртость;

- увлечение работой.

2) Пути и педагогические приемы развития креативности у детей младшего школьного возраста.

Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать

этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у

учащихся с помощью театрализации и литературного творчества.

Театрализация способна раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко,

так как целый ряд психологических явлений превращает ее в сотворчество: это сопереживание,

вовлечение, присутствие и т.д. На любом литературном материале задача остается одной и той же:

расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, делать самостоятельный

выбор, принимать самостоятельные решения, сформировать у него принципиальную установку на

творчество.

Театрализация

протекает

в

форме

учебной

деятельности

тогда,

когда

школьники

самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по

их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий

замысел автора (и исполнителя).

Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе театрализации

можно обозначить?

Прежде всего, это система ролевых игр-импровизаций, помогающих раскрывать детям

характер литературного героя. Она должна представлять собой диалогическое общение и рождать

у детей варианты актерского прочтения.

Следующий прием связан с тем, чтобы создать условия для прочтения

роли каждым

ребенком, исходя из своего индивидуального видения. Результатом должно быть не то, чтобы все

дети одинаково исполняли роль, а то, чтобы восприятие литературного произведения детьми

приобретало вид мини-спектакля, в котором каждый ребенок имеет свой голос, индивидуальный,

неповторимый, вносит в него что-то свое уникальное, оригинальное.

Накапливается опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательный игровой

опыт, а также опыт сенсорный – пространственные и зрительные ощущения и представления.

Театрализация предстает для ребенка в нескольких сферах: музыкальное сопровождение

спектакля, передающее характер героя; сценическая игра одноклассников, как часть целого

спектакля; просмотр спектаклей с позиции зрителя и актера; театральный костюм и декорации как

неотъемлемая часть театрального искусства.

Овладение навыком актерского мастерства осуществляется в процессе многообразных видов

деятельности. Дети воспринимают театральную пьесу в целом. Постепенно с опытом начинают

слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют

части

произведения,

соотносят

игру

актеров-профессионалов

с

игрой

на

сцене

своих

одноклассников.

Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей роли

известных положительных и отрицательных литературных персонажей, которые знакомы им с

уроков литературного чтения. Соотнесение литературного произведения, его характера и языка с

жизненным контекстом имеет большое значение. Все это позволяет развивать в детях творческое

(креативное) начало.

Ребенок, вовлеченный в процесс театрализации, проходит путь:

от восприятия литературного произведения в роли слушателя и зрителя к пониманию его

художественного языка;

от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Для оптимального восприятия и усвоения языковых средств выразительности в системе

творческих

заданий

важна

установка

на

выявление

взаимосвязи

между

конкретным

художественным образом и средствами его воплощения. Существует множество типов

творческих заданий:

1)перевод образа из одного художественного ряда в другой;

2)выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать;

3)построение заданий от частного к общему.

В первом варианте

интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым,

графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех

или иных черт характера персонажа. Объектами словесного рисования являются описания

декораций, внешнего облика персонажа.

Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления,

овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: Кто так может

говорить? Ходить? Для кого характерны данные жесты? Все эти задания способствуют развитию

видения, слышания и умения замечать отличительные свойства героев.

В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые

помогли бы ребенку представить поведение героя в измененных обстоятельствах. Чтобы

творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они

должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие

самостоятельному

поиску

ответов

и

способов

деятельности.

Театральному

коллективу

одноклассников предлагается написать свой сценарий спектакля с обязательным условием –

количество персонажей должно совпадать с количеством актеров в классе.

С большим удовольствием дети берутся за сочинение литературных произведений.

Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом

созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и

восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются

в подпитке. Поэтому необходимо стимулировать участие детей в различных творческих

объединениях, конкурсах.

Театрализация призвана сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности.

Она не только оснащает человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере, но и

закладывает основы личностной расположенности к творчеству, отзывчивости на него,

потребности в нем. Через творчество развивается креативность ребенка.

3.

Материалы из опыта работы.

Паспорт долгосрочного проекта «Театр и мы»

Название проекта - «Театр и мы»

Проектно-исследовательская деятельность по предмету «Литературное чтение» УМК

«Перспективная начальная школа» и в рамках концепции воспитательной работы «Вместе мы –

сила».

Работа по формированию УУД в начальной школе.

Участники проекта: учащиеся класса – 26 человек.

Руководитель проекта:

Бежкинева Инга Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5»

Актуальность выбора:

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная,

обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, особенно младшие

школьники, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию.

Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по

любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор,

создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и

передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает,

скудна и невыразительна.

Кроме

эстетического

воспитания

театр

несёт

в

себе

возможность

воспитания

педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное

участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль

персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в

себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты.

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является

процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс

творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе

работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое

мышление, двигательный эмоциональный контроль.

Младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без

принуждения, попадает в мир музыки, слова, литературы. При этом рождается сотворчество, так

как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать

возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности,

заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Цель: ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и

проявить свои лучшие качества.

Задачи:

1.

Прививать любовь к сценическому искусству.

2.

Развивать и совершенствовать творческие способности детей.

3.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя

игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4.

Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,

быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать

свои действия с партнерами.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид

деятельности, свойственный человеку.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и

свободы речевого аппарата.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с

пьесой, сказкой, работу над спектаклем.

Методологические принципы

В основу проектной деятельности вложены следующие принципы:

1. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

2. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой

личности.

3. Принцип деятельностной основы занятий.

4. Принцип реальности и практического применения.

Виды деятельности:

информационная – беседы о театре, театральном этикете, просмотр спектаклей театров С.-

Петербурга, Кингисеппа, Силламяэ, школьного театра.

поисковая - работа с информационными источниками, рассказывающими о различных театрах и

постановках (энциклопедии, интернет),

творческая - вовлечение детей в активный творческий процесс, развитие интереса и расширение

кругозора учащихся.

исследовательская

– изучение

обучающимися

репертуара

детских театров, выбор пьес,

создание собственных произведений.

игровая – проба своих сил в разных сценических образах.

Практический выход проекта: показ

спектаклей для учащихся младших классов школы,

воспитанников ДОУ, родителей.

Сроки реализации проекта: 2019 - 2022 годы.

Ожидаемые результаты:

Предполагаемые умения и навыки детей

1.Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

2.Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

3.Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

4.Умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.

5.Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения.

6.Знают театральную терминологию и культуру зрителя.

7.Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

Планируемые УУД

-личностные:

понимание

необходимости

решения

вопросов

проекта,

способность

к

самооценке на основе критериев успешной проектной деятельности.

-регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; умение

работать по плану.

-познавательные: добывать новые знания в найденных источниках, ориентироваться в своей

системе знаний, понимая, что необходима дополнительная информация для полного ответа на

поставленный вопрос.

-коммуникативные: слушать и понимать других, публично выступать и вести диалог.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – информационный:

была выбрана тема проекта, распределены поручения между детьми, спланирован план работы.

Поездка в детский драматический театр «На Неве» Санкт-Петербурга.

Творческий:

работа в проекте, сбор материала, выбор пьес, распределение ролей, репетиции.

Практический: показ спектаклей.

Заключительный: подведение итогов проектной работы.

На первом этапе была выбрана тема проекта, распределены поручения между детьми,

спланирован план работы. Узнали о разнообразии театров, посмотрели спектакли театров С.-

Петербурга, Кингисеппа, школьного театра в качестве зрителей.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по сбору

информации. Для поиска использовались интернет-ресурсы, библиотечный фонд. Были отобраны

детские пьесы, предлагаемые для постановки. Информация эта вызвала большой интерес у детей в

классе.

Учитывались пожелания

детей

по распределению

ролей,

совместно принимали

окончательный выбор через конкурсный отбор. В работе над проектом помогали детям

родители. Они помогали подбирать музыку к спектаклям, шили костюмы, готовили декорации,

играли на сцене вместе с детьми. Дети смогли посмотреть на своих одноклассников и родителей с

другой стороны.

На третьем этапе проекта в практической его части, дети попробовали свои силы на сцене.

Эта возможность представилась им на Новый год, в качестве подарка для родных и близких, для

младших друзей. И сейчас находятся в процессе подготовки нового спектакля.

На заключительном этапе

основное внимание будет уделено коллективному анализу

реализованного проекта.

Промежуточные результаты проекта:

Практическим выходом проекта стало появление классной традиции – «Новогодний праздник

в кругу друзей», которая может быть продолжена в среднем звене. Спектакли пользуются

успехом у младших школьников и воспитанников детских садов.

Реализация данного проекта оказывает влияние на формирование информационно-

коммуникативных

компетентностей

учащихся.

Расширился

кругозор

учащихся.

Опыт,

приобретаемый в творческой проектной деятельности, позволит учащимся в дальнейшем

принимать участие в реализации индивидуальных и групповых творческих проектов.

Спектакль «Двенадцать месяцев» по пьесе С.Я.Маршака (26 участников).

Спектакль «Кто поедет в Новый год» по пьесе М.Бартенева (26 участников).

Спектакль «Елка для принцессы» - комбинированный сценарий по мотивам театральных

пьес (26 участников).

Паспорт проекта «Дорога и мы»

Название проекта - «Дорога и мы»

Образовательно-воспитательный проект в рамках интеграции предметов «Литературное чтение»,

«Технология».

3 класс УМК «Школа России».

Участники проекта: учащиеся 4 «б» класса – 27 человек.

Руководитель проекта: Бежкинева Инга Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5»

Консультанты проекта:

Аникина

Л.В.,

учитель

изобразительного

искусства

МБОУ

«Кингисеппская

средняя

общеобразовательная школа № 5»;

Комарова Г.В., библиотекарь МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 5»;

Беляева

Л.О.,

педагог

дополнительного

образования

МБОУ

«Кингисеппская

средняя

общеобразовательная школа № 5».

Актуальность выбора:

На определение темы проекта, равно как и на его направленность, повлияло предложение принять

участие в муниципальном этапе областного творческого конкурса «Дорога и мы».

Цели проекта:

Реализация творческого потенциала учащихся в процессе осуществления этапов проекта и

демонстрация готовых продуктов проектной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

- знакомство с произведениями разных авторов, предложенных к изучению в разделе «Пытаемся

понять, почему люди фантазируют» учебника по литературному чтению (3 класс, автор –

Климанова Л.Ф.);

- знакомство с различными приемами технического моделирования;

- формирование у учащихся вдумчивого, личностного отношения к предложенной теме конкурса;

- активизировать знания, полученные по предметам, задействованным в проекте.

Развивающие:

- развивать у учащихся интерес к изучению литературы;

- развивать навыки технического моделирования;

- развивать навыки самостоятельной литературной деятельности.

Воспитывающие:

- принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

- испытывать сопереживание, включаться в сотворчество.

Виды деятельности:

информационно-поисковая

-

изучение правил дорожного движения, поиск литературных

текстов на заданную тематику;

творческая - вовлечение в активный творческий процесс, развитие интереса и расширение

кругозора учащихся;

исследовательская – изучение литературных произведений на заданную тематику, создание

произведений собственного сочинения.

Практический

выход

проекта:

презентация

по

итогам

проектно-исследовательской

деятельности, папка с текстовыми материалами, собранными детьми.

Сроки реализации проекта:

Февраль - март

2021 г.

Предполагаемые продукты проекта:

- макеты «Наша улица»,

- литературные произведения собственного сочинения.

Этапы реализации проекта:

Подготовительно – информационный:

была выбрана тема проекта, распределены поручения между детьми, спланирован план

работы, посещение городской и школьной библиотек, встреча с инспектором ГИБДД, Королевой

Н.В.

Творческий:

работа в проекте, сбор материала.

Практический:

представление продуктов проектной деятельности учащимся и родителям.

Заключительный:

подведение итогов проектной работы.

На первом этапе была выбрана тема проекта, распределены поручения между детьми,

спланирован план работы. Посещение городской и школьной библиотек, встреча с инспектором

ГИБДД, Королевой Н.В.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по сбору

информации. Для поиска использовались интернет-ресурсы, библиотечный фонд. Результаты

работы были представлены школьниками на классном часе «Дорожная азбука». Материалы были

красочно оформлены, сопровождались фотографиями и рисунками.

На третьем этапе все проектные материалы были представлены учащимся начальных

классов и родителям.

На заключительном этапе основное внимание уделено коллективному анализу

реализованного проекта

и

защите проекта. Сказки, сочиненные ребятами, решено было

объединить в сборник «Жил-был Светофор» и представить на муниципальном этапе областного

творческого конкурса «Дорога и мы».

4.

Выводы.

Реализация данного направления на протяжении нескольких лет позволяет добиваться

положительных результатов:

У детей появилась способность быстро генерировать поток идей, решений, подходящих

объектов, применяя разнообразные подходы и стратегии при решении задач.

Появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений, появилась

способность к разработке деталей в рисунках, появление сюжетов.

Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях в повседневную

жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности.

У детей появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую

продукцию.

У

детей

преобладают

положительные

спонтанные

реакции,

эмоции,

приподнятое

настроение, чувство юмора.

Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас.

Дети научились работать в коллективе, у многих раскрылись лидерские способности,

развилась эмпатия, дети приобрели чувство "мы", появилась уверенность, повысилась самооценка.

Повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля.



В раздел образования