Автор: Карпаева Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №4
Населённый пункт: Город Аша, Челябинская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши
Челябинской области
Конспект занятия по развитию речи в старшей
группе «Зимующие птицы»
Воспитатель: Карпаева Г.В.
Аша
2020
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие
птицы»
Цель: закрепление знаний о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепление названий зимующих птиц, обобщающего понятия "зимующие
птицы".
Развивающие:
1.Развивать умение употреблять в речи существительные и прилагательные с
уменьшительно-ласкательным значением, закреплять умения детей отвечать
на вопросы полным предложением.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание заботиться о птицах.
Ход занятия:
1.Воспитатель:
Зимний лес укрыт снежным покрывалом и погружён в волшебный сон.
В зимнем лесу часто идёт снег, и падают на землю снежинки. Посмотрите
снегопад, хлопья снежные летят. С неба падают зимой и кружатся над
землёй, лёгкие пушинки-белые снежинки. (Дети дуют на комочки ваты,
подвешенные на нитке).
Воспитатель:
Какая
красивая
снежинка
оказалась
на
моей
ладони
(воспитатель
показывает детям красивую белую снежинку). В гости к нашей красивой
снежинке прилетают птица, которые любят рассказывать все новости,
происходящие в зимнем лесу. Отгадайте, что это за птица? (говорит загадку
и показывает картинку).
Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна,
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит - вмиг
Поднимает стрёкот-крик. (Сорока.)
2.Воспитатель загадывает загадки (ответы детей сопровождает показом
картинок с изображением птиц):
а) Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо "Здравствуйте" привык
Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей.)
б) Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени. (Синичка).
в) Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома,
Кар-Кар - Кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её. (Ворона).
г) Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
д) Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел.)
е)Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Воспитатель: «Эти птицы улетают в теплые края или остаются зимовать?»
Дети: « Эти птицы остаются с нами зимовать и не улетают в теплые края».
Воспитатель: « Назовите этих птиц одним словом».
Дети: « Зимующие птицы».
3. Игра «Как говорят птицы?» (Воспитатель говорит, какие звуки
издают птицы; дети называют словом)
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр – стр - стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей: чирик- чирик – чирик. Я умею чирикать.
4.Воспитатель: «Что еще птицы делают?»
Дети: «Прыгают, летают, скачут, вьют, клюют, спят».
5. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
6.Игра с мячом « Закончи предложение».
У сороки белые бока - она белобокая;
У сороки длинный хвост - она длиннохвостая;
У синицы жёлтая грудка - она желтогрудая;
У вороны чёрные крылья - она чернокрылая;
У снегиря красная грудка - он красногрудый;
У дятла длинный клюв – он длинноклювый;
7.Дидактическая игра «Ворона и воронёнок».
(воспитатель говорит 1 часть предложения, дети 2)
У вороны клюв, а у воронёнка - клювик;
У вороны хвост, а у воронёнка – хвостик;
У вороны крыло, а у воронёнка - крылышко;
У вороны перо, а у воронёнка - пёрышко;
У вороны шея, а у воронёнка - шейка.
8. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Острый клюв - остренький клювик, тонкие лапы - тоненькие лапки, длинная
шея - длинненькая шейка, чёрное крыло - чёрненькое крылышко, толстая шея
- толстенькая шейка, короткий хвост - коротенький хвостик, светлые перья -
светленькие пёрышки, чёрные глаза - чёрненькие глазки.
9.Игра «Один-много»:1воробей - много воробьев,1 снегирь- много снегирей,
1 синица- много синиц,1 сорока- много сорок, 1 дятел- много дятлов
10.Беседа «Как живут птицы зимой?»
Воспитатель: «Холодно и голодно птицам зимой. А что едят птицы зимой?
А кто заботится о них в холодное время года?»
Дети: «Птицы едят семена деревьев, ягоды рябины.В холодное время года о
птицах заботятся люди».
Воспитатель: «Как заботятся люди о птицах?»
Дети: «Люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц».
Воспитатель:
«А
чем
можно
угостить
наших
пернатых
друзей?»
Дети: «Семечками, зерном, семенами, ягодами».
Итог: О каких птицах мы сегодня говорили? Назовите зимующих птиц? Как
можно помогать птицам зимой?