Автор: Старых Надежда Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1236 имени С.В. Милашенкова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое нравственное воспитание?"
Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
Старых Надежда Валерьевна
Воспитатель ГБОУ Школа №1236 имени С.В. Милашенкова
Что такое нравственная воспитанность?
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к
числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в
соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и
культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и
формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В
них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что
привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в
другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы
его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо
образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе
элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного
воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли
перечислять все те
беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость,
опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали,
совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть
культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке -
право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо
знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде
проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым,
элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.),
нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического
поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на
специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного
воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг,
честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития
формирующейся личности. Поэтому тема контрольной работы очень актуальна в
настоящее время.
Нравственность как личностная характеристика – явление
весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как
разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено
как единый процесс воспитания: нравственных чувств (совести, долга, веры,
ответственности,
гражданственности,
патриотизма);
нравственного
облика
(терпения,
милосердия,
кротости,
незлобивости);
нравственной
позиции
(способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви,
готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения
(готовности
служения
людям
и
Отечеству,
проявления
духовной
рассудительности, послушания, доброй воли).
Основные понятия и задачи нравственного воспитания личности
Термин нравственность берёт свое начало от слова нрав. По латыни нравы
звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми
руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой
привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не
правовых положений».
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное
обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в
обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет
морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-
экономических
формаций
менялись
представления
о
нравственности,
приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это
личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как
доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону
личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм,
правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине,
обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как
человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная
норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может
и запрещать или предостерегать от них».
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это
специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие
воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Обширнее
понятие
воспитание
раскрывает
М.Г.
Яновская
-
«это
двусторонний
процесс,
основанный
на
взаимодействии
воспитателя
и
воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект
воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога,
он
их
принимает.
А
еще
лучше,
если
школьник
просто
не
замечает
педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому
стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации
школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая
закономерность, следование которой строго обязательно».
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все
стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог
современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о
всестороннем
развитии
личности,
вполне
обосновано
считал,
что
ее
системаобразующий
признак
–
нравственное
воспитание.
«Сердцевина
нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
«Нравственное
воспитание
–
это
целенаправленное
и
систематическое
воздействие
на
сознание,
чувства
и
поведение
воспитанников
с
целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной
морали».
Основные
задачи
нравственного
воспитания:
«1.
Формирование нравственного сознания; 2. Воспитание и развитие нравственных
чувств; 3. Выработка умений и привычек нравственного поведения».
«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих
нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития
нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного
накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ,
оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные
переживания,
мучения
совести
поражаются
единством
чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой,
нравственным
мышлением.
Нравственность
личности
складывается
из
субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в
системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».
Эффективные условия нравственного воспитания
Нравственное
воспитание,
основанное
на
диалоге,
общении,
сотрудничестве, становится для детей значимым и привлекательным, а потому и
эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
- опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие
эффект актуальности;
- обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует
совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;
- создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
- утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой
личности;
- учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно,
важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
- заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Нравственное
воспитание
эффективно
осуществляется
только
как
целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой
морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений,
общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом
целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в
единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков,
привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у детей сознания связи с
обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с
интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями
общества,
доказательство
их
правомерности
и
разумности;
превращение
нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих
убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры
поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
Критерии нравственной воспитанности
Целостным и общим в личности является, определяющие качества и
свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие
ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно
связанным с основными качествами личности являются такие показатели
жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в
виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности детей: учение,
труд, общественная работа, общение, творчество, обязанности в семье – может
быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих
критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных
способностей и нравственной.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую
очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской
личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для их
выявления
важное
значение
имеет
рассмотрение,
с
учетом
возрастных
особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и
свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную
периодизацию.
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп
выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных
объединений,
школьных
единых
требованиях.
Классному
руководителю,
воспитателю важно иметь вытекающий их этих документов краткий набор
требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной
воспитанности,
основных
личностных
качеств
детей.
При
отборе
и
формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности
усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая
направленность
их
содержания;
четкость
выражения
смысла
и
яркость,
привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины
содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям
и увлечениям.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с
развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не
будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать»
эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными
эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в
становлении личности растущего человека.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких
нравственных качеств дошкольника, как:
- уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками;
- умение соответственно отзываться на горе и радость других людей;
- добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их
общественной направленности;
- воспитание начал ответственности;
- знать, что они граждане своей страны.
Однако методы реализации этих благородных задач значительно более
скромные и неконкретные. Среди них можно выделить два направления: создание
условий для практического опыта и формирование правильных моральных
оценок.
Процесс воспитания нравственности
Система
воспитания
нравственности
–
это
целенаправленный
педагогический процесс, который включает в себя:
постепенное осознание ребенком себя полноценным и полноправным
членом общества, который должен оценивать свои поступки с нравственной
точки зрения и согласовывать их с интересами общества;
усвоение и освоение нравственных убеждений и принципов, принятие их
законности и здравого смысла. Ребенок начинает понимать и применять
нравственные принципы в своей повседневной жизни;
формирование системы нравственных убеждений ребенка средствами
знакомства со знаниями в области нравственности, а также путем их
последующего принятия ребенком;
установление стойкой нравственности, понимания того, что главное
составляющее взаимоуважение между людьми – это этика общения;
формирование и установление устойчивых нравственных привычек у
ребенка.
Таким образом, система воспитания нравственности представляет собой
многоуровневый процесс, который осуществляется планомерно в течение
длительного времени. Началом процесса нравственного воспитания является
период дошкольного детства. В это время детей знакомят с основами этики,
культурой общения и т.д. Постепенно процесс усложняется до уровня усвоения
нравственных убеждений и их полноценного освоения ребенком. Эффективность
реализации системы воспитания нравственности заметна во взаимоотношениях
между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Ребенок, имеющий крепкие
нравственные устои в процессе общения проявляет уважение к собеседнику,
умеет рассуждать о жизненных процессах с позиции нравственности и морали.
Так же ребенок способен проявлять сочувствие и сопереживание, может дать
верную нравственную оценку действиям собеседника и своим собственным.
Таким образом, нравственная воспитанность проявляется не в механическом
воспроизведении полученных знаний в области этики, культуры, правил общения
и поведения и т.д., а посредством принятия и понимания системы нравственных
убеждений, принятых в обществе. В том случае, если ребенок в процессе
воспитания не принимает активного участия в усвоении нравственности, то
процесс воспитания не будет эффективным. То есть ребенок будет просто знать
правила, но не будет уметь их применять в реальной жизни, они не будут его
собственными принципами и взглядами.
Проблема нравственного воспитания в современной России
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда,
но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку
связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых
людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре,
истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей
страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту. В последние
годы резко возросло внимание к проблемам воспитания, как со стороны
государства, так и со стороны педагогической науки. Можно было бы радоваться
этому, но наряду с возрождением интереса к воспитанию сегодня возникает много
острых проблем, серьезно волнующих педагогическую общественность. В их круг
входят сложности современного поликультурного и патриотического, светского и
религиозного, экологического и нравственного воспитания. Одним из элементов
нравственного
воспитания
является
экологическое
воспитание.
Впервые
понимание значения экологическое воспитание появилось у широкой мировой
общественности в дни чернобыльской катастрофы. Наиболее острой проблемой
стало нынче и нравственное воспитание детей на фоне интенсивного развития
средств массовой информации. Именно с помощью СМИ человек не только
получает сведения о мире, о других странах и народах, об их культуре, но и
становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или
иной стране. К сожалению, не все СМИ и не всегда представляют человеку
лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой
культурой и ее худшими образцами, особенно этим грешит отечественное
телевидение. Именно поэтому воспитывать нравственного человека на таком
фоне
довольно
сложно.
Поэтому
современные
учреждения
в
рамках
просветительской работы с родителями обязаны учитывать, все вышеназванные,
негативные факторы от современных СМИ до всемирной паутины, но вместе с
тем это не означает, что новые технологические изобретения несут только вред.
Современный родитель обязан знать как, не «отрезав ребенка от связи» с
внешним миром можно постараться оградить его от всех негативных факторов на
данном
направлении.
Каждое
общество
имеет
уникальную
ценностно-
ориентационную
структуру,
в
которой
отражается
самобытность
данной
культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе
социализации,
ему
транслирует
именно
общество,
исследование
системы
ценностных
ориентаций
личности
представляется
особенно
актуальной
проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается
некоторая размытость общественной ценностной структуры, многие ценности
оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Социальное
становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных
группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой
коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие
ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных
норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции
поведения индивида, называются институтами социализации. Семья является
уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить
никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый
адаптационный период социальной жизни человека. Все это делает семью очень
важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению
некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества
(гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.),
вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не
просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти
нормы в своей повседневной жизни. Специфический для семьи интимный
характер межличностного общения способствует формированию комплекса
нравственных чувств
и переживаний.
Особая роль семьи
в воспитании
определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего
детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание
обладает длительным последствием: положительные или отрицательные черты
личности,
сформированные
семьей,
влияют
на
отбор
последующих
воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или
иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. Семья не только воспитывает
сама, но и удобряет или, наоборот, истощает почву для последующего
общественного воспитания. Важнейшей функцией семьи, в формировании
личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности:
усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости,
отзывчивости),
эмоционально-ценностных
представлений,
формирование
нравственных чувств. В семье у ребенка складываются первые представления о
хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются
основные (базовые) потребности личности. Именно в семье он приобретает
навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим,
сочувствия,
взаимопонимания,
иными
словами,
проходит
школу
непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И
если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане,
несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может
сказываться
на
протяжении
всей
последующей
жизни,
выражаясь
в
неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания. Простые
нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье,
становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и
нравственных чувств - патриотизма, чувства долга перед обществом. Поэтому, в
настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора
на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является
объективной потребностью общества. В истории человечества у всех народов
основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного
опыта из поколения в поколение, была семья. Семья и в современных условиях
является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной
духовности. Современные дети более раскованы, свободны и независимы;
социальные различия в их развитии проявляются более ярко: увеличивается число
детей с различными проблемами, культурное самоопределение проходит сложнее,
конфликтнее; значительно расширяются возможности интерактивного общения.
Воспитание таких детей требует и новых подходов. Важнейшей задачей
воспитания является формирование гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности,
способности
к
успешной
социализации
в
обществе.
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы
образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития
детей, развития системы духовно-нравственного, гражданского, правового,
патриотического воспитания школьников. Реализация духовно-нравственного
воспитания в общеобразовательном учреждении должна осуществляться на
основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом
отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений
современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных
систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов,
установление
и
поддержание
баланса
государственного,
семейного
и
общественного
воспитания.
Значительные
возможности
для
современного
решения
задач
духовно-нравственного
воспитания
предоставляет
система
дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и
освоение
детьми
дополнительных
образовательных
программ.
Стратегия
интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным
механизмом
утверждения
вариативности
в
системе
образования.
Цель
дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и
творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к
здоровому образу жизни. Да проблема нравственного воспитания есть, но есть и
пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-
педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной
системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно
уменьшится. И уже сегодня в данном направлении происходят заметные
улучшения, например тот факт, что принят новый «Закон Об Образовании».
Очень надеюсь на то, что меры необходимые для устранения данной проблемы
будут
применены
раньше
непоправимой
катастрофы
общечеловеческого
масштаба
-
полного
краха
нравственных
ценностей
и
без
возвратного
перерождения людей в роботов.
Заключение
Нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное,
многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства,
воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый
процесс воспитания: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия,
кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению
добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению
жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и
Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).