Основные характеристики профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства
Автор: Вотякова Наталия Александровна Должность: учитель изобразительного искусства и черчения Учебное заведение: ГБОУ СОШ №201 Фрунзенского района Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Основные характеристики профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства Раздел: среднее образование
Наталия Александровна Вотякова
учитель изобразительного искусства и черчения
ГБОУ СОШ №201 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Основные
характеристики
профессиональной
деятельности
учителя
изобразительного искусства
В статье освещены основные характеристики педагогической деятельности
учителя
изобразительного
искусства,
как
важнейшие
составляющие
успешности образовательного процесса.
The main characteristics of the professional activity of a teacher of fine art
The article is devoted to the most important components of the success of the
educational process, on the example of the main characteristics of the pedagogical
activity of the teacher of the fine arts.
Современный учитель изобразительного искусства в идеале мыслится
как
носитель
педагогической
и
художественной
культуры,
знакомый
с
традициями
и
новыми
тенденциями
в
этих
сферах
знания,
способный
концептуально обосновать свою деятельность. Именно он включен в решение
одной
из
основных
задач
системы
образования
-
подготовку
нового
поколения, способного находиться в едином образовательном пространстве,
где образование должно быть направлено на развитие творческой личности,
на духовно-нравственное развитие человека, формирование у него качеств,
отвечающих
представлениям
об
истинной
человечности,
о
доброте
и
культурной
полноценности
в
восприятии
мира.
И
здесь
особая
роль
отводится изобразительному искусству, средствами которого формируется
эмоционально-ценностное
и
творческое
отношение
человека
к
окружающему
миру.
В
связи
с
этим
уделяется
особое
внимание,
как
к
профессиональному
мастерству,
так
и
к
педагогической
составляющей
деятельности учителей изобразительного искусства.
П е д а го г и ч е с ка я
д е я т е л ь н о с т ь
п р е д с т а вл я е т
с о б о й
в и д
профессиональной деятельности, содержанием которой является развитие,
обучение, воспитание, образование обучающихся.
Исторически
весь
комплекс,
а
затем
и
специфика
художественно-
педагогической деятельности складывались под воздействием философских
воззрений, психологических теорий, практической деятельности.
Анализ литературы по педагогической деятельности позволяет сделать
вывод о достаточно полном исследовании различных аспектов деятельности
педагога и учащихся. Вопросы
педагогической деятельности освещены в
трудах Б.П. Бархаева, В.А. Сластенина, Н.Н. Никитиной, В.В. Краевского,
Г.И. Щукиной и др., структура педагогической деятельности раскрыта в
работах
Н.В.
Кузьминой,
Л.М.
Митиной,
Г.С.
Поляковой
и
др.
Согласно
Б.П.
Бархаеву,
педагогическая
деятельность
представляет
собой «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от
старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,
создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению
определённых социальных полей в обществе». [1, с.117]
С.А. Смирнов основной задачей педагогической деятельности видит
«создание
условий
для
гармоничного
развития
личности,
в
подготовке
подрастающего
поколения
к
труду
и
иным
формам
участия
в
жизни
общества». [7, с. 210]
С л ед уя
о п р ед е л е н и ю Е.М.
Куроленко
под
художе ственно-
педагогической деятельностью мы понимаем:
– креативный процесс взаимодействия субъектов;
– особый вид деятельности, в котором эмоциональность, образность,
субъективность,
ассоциативность
(как
форма
художе ственного
самовыражения
и
познания
действительности)
приобретают
характер
организованного педагогом целенаправленного учебного процесса;
– социально обусловленное требование владения теорией и практикой
художественно-педагогической деятельности как отражение гуманистической
направленности
педагогики
в
реализации
методов,
направленных
на
раскрытие художественной ценности личности в окружающем мире. [4, с.23]
Педагогическая деятельность учителя изобразительного искусства, как
и любой вид человеческой деятельности, будет иметь ряд основополагающих
характеристик. Для проникновения в сущность педагогической деятельности
необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить
как
единство
цели,
мотивов,
действий
(операций),
результата.
Не будем забывать о «Концепции художественного образования в российской
федерации», в которой отображены главные компоненты и составляющие
художественного образования, где прописано, что целями художественного
образования на современном этапе являются:
- обеспечение реализации Национальной доктрины образования в
Российской Федерации;
- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем
образовании;
- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы
учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Ведь главной и системообразующей характеристикой деятельности, в том
числе
педагогической,
является цель .
[6,
с.
97]
Она
разрабатывается
и
формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя
совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и
природных возможностей.
Готовность
у ч и т е л я к
организации
и
управлению
учебным
процессом
определяют,
наряду
с
безусловным
владением
элементами
специальной подготовки и освоением художественно-практических навыков,
является также характеристикой профессиональной деятельности учителя и
будет
являться
частью
его
педагогической
культуры.
Прочные
владения
педагогом
знаниями
содержания
учебного
предмета
и
организацией
обучения,
которое
способствует
усвоению
культуры,
обеспечивает
формированию
знаниями,
воспитывает
у
школьников
способности
к
мышлению и творчеству.
Важнейшим из требований, предъявляемых к педагогу, является его
профессионализм . Это целостная характеристика личности, представленная
самыми
разнообразными
особенностями,
сказывающимися
на
успехе
его
профессиональной
педагогической
деятельности.
От
профессионализма
учителя зависит результат его деятельности, выраженный уровнем развития
личности учащихся, их возможностью к самоопределению и самореализации.
В
художественно-педагогической
деятельности
взаимодействие
осуществляется на основе вдохновенного сотрудничества, основанного на
сопереживании. В данном контексте педагог выступает в роли искреннего,
чуткого
собеседника,
способного
продемонстрировать
личностную
духовность.
Диалогичность
проявляется
и
в
готовности
педагога
воспринимать
других
такими,
какие
они
есть,
верить
в
потенциальное
художественное
развитие
каждого
человека,
воплощать
принцип
индивидуального
педагогического
подхода.
Безусловно,
перед
педагогом
стоит
задача
не
столько
трансляции
знаний,
сколько
создание
условий,
способствующих
личной
творческой
деятельности
учащегося
как
созидающей силы. В данном случае процесс развития личности учащегося
происходит на позициях сотрудничества, содружества с педагогом. Поэтому
учителю необходимо быть духовно-развитым человеком, способным передать
все краски художественного мира [5, 2].
Рефлексия, самоанализ , самооценка позволяют изучать и адекватно
оценивать себя в деятельности, вносить необходимые изменения в работу, а
способность к профессиональной рефлексии, самоанализу можно считать как
необходимым условием для развития творческого потенциала личности, так и
одним из требований к современной профессиональной деятельности.
Для
осуществления
художественно-педагогической
деятельности
педагогу следует иметь полное представление о собственных творческих
возможностях,
профессионально-личностных
качествах,
индивидуальном
стиле. Понимание личной роли педагога складывается из способности к
рефлексии. Учителю необходимо познать себя, осмыслить те педагогические
качества, без которых невозможно организовать подлинно художественное
взаимодействие.
Рефлексия
помогает
понять
педагогическую
проблему,
разработать, внедрить авторскую методику, предостерегает от шаблона и
стереотипных подходов. Владение рефлексией способствует распознаванию
не
только
своих
переживаний,
но
и
переживаний
другого
человека,
что
позволяет
осуществлять
личностно
значимый
способ
воздействия
для
каждого ученика.
Ценными
являются
и аналитическая
деятельность ,
рождение
и
осмысление новых идей. Современные стандарты образования требуют от
учителя
развитого
аналитического
мышления,
способности
выявлять
и анализировать
противоречия
педагогической
практики,
оценивать
результаты
образовательного
процесса,
собственную
педагогическую
деятельность,
находить
пути
профессионального
самосовершенствования.
Для реализации этих требований будущий учитель должен осуществлять
аналитическую
деятельность
на
достаточно
высоком
уровне.
Следует
трактовать аналитическую деятельность будущего педагога как значимый
фактор
его
профессионального
развития
и
саморазвития,
важную
составляющую
общей
учебной
деятельности,
исходя
из структуры
педагогического
процесса,
представленной
известным
русским
педагогом
Н.В. Кузьминой. [3, с. 21]
Следует
помнить,
что
учитель
изобразительного
искусства
–
это,
прежде
всего,
педагог-художник.
Основа
художественно-педагогической
деятельности
—
содержание
предмета
«Изобразительное
искусство»,
специфика
-
эстетическое
восприятие
окружающего
мира
во
всех
его
проявлениях и создание новых гуманитарно-эстетических художественных
ценностей с помощью изобразительно-выразительных средств пластических
искусств,
средство
-
принципы
и
методы
художественной
педагогики.
Учитель
изобразительного
искусства
должен
обладать
и
особой
способностью, связанной со спецификой деятельности художника. Взгляд
художника отличается способностью видеть прекрасное там, где его не видит
взгляд обыкновенного человека - не художника. Без такой способности не
может состояться как художник, так и учитель изобразительного искусства.
Значительное место в деятельности учителя занимает педагогическая
техника
-
совокупность
умений
и
навыков,
которые
необходимы
для
эффективного
педагогического
воздействия
на
отдельных
учащихся
и
коллектив
в
целом:
умение
управлять
своим
поведением,
эмоциями,
настроением,
техникой
речи,
техникой
педагогического
общения.
Способность
к
импровизации,
перевоплощению,
артистизм
и,
конечно,
культура
речи
учителя
-
неполный
перечень
слагаемых
педагогического
мастерства.
Выделенные характеристики профессиональной деятельности учителя
изобразительного
искусства
формируются
при
изучении
психолого-
педагогической
литературы,
и
дальнейшее
развитие
получают
на
педагогической
практике.
В
заключение
следует
сказать,
что
данные
характеристики
представляют
собой
часть
сложной
структуры
педагогической
деятельности
учителя
изобразительного
искусства,
где
существует
неоднозначная
и
неоднородная
связь
между
функциями
и
педагогическими действиями.
Список литературы:
1.Бархаев Б.П. Педагогика. - М., 2001. - 135 с.
2.Кондратьева А. В., Лабикова М. Н. Толерантность педагога в
социальном взаимодействии // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 1 (91).
С. 100–104.
3.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: Издательство
Ленинградского университета, 1967. — 185 с.
4.Куроленко Е.М. Концептуальные основы художественно-
педагогической деятельности// Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 2
(104). С. 20-24.
5. Панова Н. В. Сущность личностно-профессионального развития
педагога нам различных этапах жизненного пути // Вестн. Том. гос. пед. ун-
та. 2010. Вып. 11 (101). С. 5–11.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2003. - 318 с.
7. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы,
технологии. - М.: Академия, 2001. - 370 с.