Напоминание

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр


Автор: Окоемова Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 30 "Татыйык" с. Тулуна
Населённый пункт: МР Усть-Алданского улуса района Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




МР «Усть –Алданский улус (район)»

МКУ «Управления образования»

МБДОУ «Детский сад № 30 «Татыйык» с. Тулуна»

Методическая разработка

ТЕМА: Развитие речи

у детей дошкольного возраста

посредством дидактических игр

Воспитатель: Окоемова Надежда Борисовна

2023 г

Актуальность

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду

причин:

1- это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций (восприятия,

внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей). Основным новообразованием

этого периода является овладение речью;

2 – постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к

развитию устной речи со стороны родителей

3 – глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи

игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное 5 влияние на

психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.

Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать

словарный запас детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной

активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к

процессу познания.

Посредством дидактических игр и упражнений пополняется и активируется словарь, формируется

правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические

задачи

многих

игр

составлены

так,

чтобы

научить

детей

составлять

самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни, поэтому нами

была разработана несколько своих авторских дидактических игр из материалов дерева и фанеры.

Чувство патриотизма формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и

представлений об общественной жизни родного края, труде людей, природе. Зарождается это

чувство из любви к близким к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей

малой родины.

Цель проекта: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Создать условия для развития речи детей посредством дидактических игр в группе.

Воспитание

гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта:

1. Создать предметно-развивающую среду, дидактические игры обеспечивающую развитие речи

дошкольников.

2. Формировать умения у детей четко и правильно говорить в общении друг с другом и со

взрослыми в различной деятельности.

3. Вызвать интерес детей к дидактической игре;

4. Развитие грамматического строя речи и связной речи;

5. Воспитать в детях чувства патриотизма, уважение к истории, культуре, народным традициях и

обычаям.

6. Раскрыть актуальность и значимость использования ИКТ для педагогов и воспитанников.

Для успешного овладения ребенком речью используем средства:

общение,

которое

сопровождает ребенка в любой деятельности, культурно-языковая среда, обучение, игра.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

дидактические игры, интерактивные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

Для

группы:

Создание

патриотического

воспитания

по

средством

дидактических

игр,

предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей.

Для детей: Положительная тенденция по развитию речи детей в динамике на начало и конец года.

Активное использование современных информационно - коммуникационных технологии по

нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ. Результативные участия в конкурсах разного

уровня.

По работе с родителями: Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс как

партнеры.

Содержание проекта

Дети дошкольного возраста очень активны, постепенно формируется самостоятельность,

интенсивно развивается память.

Основываясь на возрастных возможностях детей дошкольного возраста были сформированы

основные требования к составлению плана работы по развитию речи. Основным

критерием являлась способность увлечь, заинтересовать ребенка и задержать его внимание на

предстоящей деятельности через подготовительные беседы, рассказ по картинке, заучивание

стихотворений, экскурсии, целевые прогулки. Опыт показал, что очень хорошо воспринимается

детьми полученная предварительно информация, если она закрепляется практическим материалом и

продуктивной деятельностью.

Была изучена различная методическая литература прошлых лет и современные программные и

авторские разработки содержащие опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Среди них наработки А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», В.К. Лотарев, А.П.

Николайчева, Л.П. Федоренко, «Методика развития речи детей дошкольного возраста», А.М.

Бородич «Методика развития речи детей», Л.С. Выготский «Умственное развитие в процессе

обучения» и др.. была проведена педагогическая диагностика по развитию речи по методике О.А.

Ушаковой. Ознакомившись с вышеперечисленными источниками и взяв на вооружение интересные

идеи и некоторый практический материал, внедрили его в план работы по проекту..

На основном этапе осуществлялась реализация всех планов намеченных на подготовительном

этапе, и прорабатывался отобранный материал по реализации проекта. Вся работа основного этапа

проходила в соответствии со следующими видами по развитию речи:

Дидактические игры С целью организации условий, патриотически-направленных на

развитие

речи

воспитанников,

создали

из

экологического

материала

дерево

и

фанеры

соответствующую предметно – развивающую среду в группе.

По содержанию дидактические игры разделили на: игры по ознакомлению с окружающим миром,

развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

- по степени активности детей на: игры-занятия, дидактические игры

- по наличию игрового материала на: игры с предметами и игрушками (дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различие предметов;

- знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цвет, величина, форма; решают задачи на

сравнение, классификацию), настольно-печатные игры (пазл, лото) и т.д. основаны на принципе

наглядности – детям дается не сам предмет, а его изображение.

Словесные – (дети оперируют представлениями) в них дети учатся высказывать самостоятельные

суждения, делать выводы; развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ

на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли:

- игра-путешествие,

- игра-загадка,

- игра-беседа.

- игры на развитие мелкой моторики.

Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в дошкольном возрасте, наряду с

дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В

игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен

поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых

взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. В подготовительной к школе

группе работу вела на закрепление и совершенствование полученных знаний.

Таким образом, дидактические игры помогали детям лучше узнать окружающие предметы и

возможные действия с ними, у детей развивается активная речь и речевые коммуникативные

функции. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась

положительных результатов в работе по данной теме, дети понимают речь, отвечают на вопросы

воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.

Театрализованные игры - игровой технологии объемно – образные дидактические материалы

– это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс через театрализованную игру и

драматизацию. Данные материалы формируют у ребенка полный и детально-разобранный образ,

позволяет обратить внимание на детали и особенности.

В играх-драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста» самостоятельно, создает

образ с помощью комплекса средством вербальной и невербальной выразительности.

При заучивании стихотворений, сказок, олонхо эффективно используем игровые приемы:

сочинительство

сказкотерапия (сочинение детьми сказок),

обыгрывание игрового персонажа олонхо,

создание игровой ситуации.

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики, жестов.

Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко

откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя

это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для

систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование

духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе,

начинается процесс осознания себя в окружающем мире, так как его образы очень ярки и сильны, и

поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании

патриотизма.

Олонхо – это героический эпос, состоящий из множества сказаний о подвигах древних богатырей,

жанр в системе духовности народа, не только национальное достояние якутского народа, но один из

уникальных шедевров мира. Это неиссякаемый родник народной мудрости. Учитывая, что мы живем

в многонациональной стране, и культура каждого народа россии несет в себе педагогические

возможности и нравственно-этическое богатсво, систематическое обращение к культуре всех

народов во благо детей, научит их ценить и уважать традицию культуру всех соотечественников.

Дети с удовольствием играют с персонажами и героями, разыгрывают сценки, интересно

рассуждают, импровизируют, сами озвучивают. Мы видим как детям радостно и интересно

участвовать в процессе. Они легко воспринимают далекое, но родное, которое как будто оживает в

укромных уголках души.

Во время игр и в процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая,

художественная) формируется у детей понимание обобщенных названий предметов, тем самым

обогащаю словарный запас детей.

Предметно-развивающая среда

Оформили центр «Ебугэ угэьин утумнаан», который включает в себя персонажи и герои эпоса

олонхо и якутские народные сказки, утвари народов саха, где мы знакомим детей с национальными

традициями

и

промыслами.

Иллюстративный

материал,

фотографии

детских

писателей,

познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря,

формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи.

Все дидактические материалы и игровые макеты созданные своими руками. Все зоны включены

в образовательный процесс.

Центр разделена на зоны, где мы знакомим детей о промысле рыболовства, макет старинного

дома «Балаган» и амбара, которые дети могут самостоятельно собрать как конструктор.

В уголке хранятся настольные игрушки, дети сами берут и играют по желанию.

А так же мы используем дидактические материалы в повседневной жизни детского сада. Начиная

с проходного зала открывается мир наших самодельных оформлений из фанеры. Эти наглядные

материалы каждый день дают ощущение радости, являются самым идеальным вариантом воспитания

детей и поднятия их интереса к учебному процессу.

Разработали карту родного села, где дети ориентируются в пространстве и находят свои дома,

улицы, организации, знакомим детей с руководителями организаций,

начиная с заведующей

детского сада.

Данной работой реализуем чувства патриотизма, гордость и любовь к родине.

Изготовили карту Республики Саха (Якутия). Этой картой мы знакомим детей с улусами, Гербами

улусов, реками. Последний наш проект “Гордость Якутии” участвовал в конкурсе “Виват таланты” и

стал лауреатом всероссийского педагогического конкурса, в ней входит достопримечательности всей

нашей богатой республики.

Совместно используем икт технологию. Например играем развивающую игру «Путешествуй с

нами». Цель игры: комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это

взаимосвязь различных методов воспитания. Поэтому данная игра включает целый комплекс задач:

-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

-развитие интереса к якутским традициям и промыслам;

-расширение представлений о Республике Саха (Якутия), её столице;

-знакомство детей с символами улусов: гербом, гимном;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Этой игрой обогащаем детям словарный запас, делятся своими впечатлениями и эмоциями.

Заключение

Можно сделать вывод, что применение дидактических игр повышает эффективность

педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей,

оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе

игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Играя, дети

лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Работа по

нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родном

селе, об истории своей малой Родины, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины,

чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в

сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей

воспитанников получены положительные результаты. Прослеживается положительная тенденция по

развитию речи на начало и конец года. Поставленные цели и задачи проекта реализованы в полном

объеме.



В раздел образования