Авторы: Губина Ирина Николаевна, Галина Ильинична Шульгина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Ласточка"
Населённый пункт: с. Саваслейка
Наименование материала: опыт работы
Тема: Инновационная площадка как ресурс организации ФГОС ДОО
Раздел: дошкольное образование
Инновационная площадка как ресурс организации ФГОС ДО
В современном мире на дошкольные образовательные учреждения
общество возлагает очень важные задачи — воспитывать, обучать и готовить
к жизни то поколение людей, от которых будет зависеть уровень развития
современного российского общества в будущем.
Изучение инновационной деятельности в различных сферах жизни
общества в настоящее время приобретает все большую актуальность.
Несмотря на то, что осмысление и оценка инновационных процессов носят
неоднозначный характер, на педагогические инновации возлагаются большие
надежды по выходу современного образования на другой уровень. Сегодня
педагогическая
инноватика
активно
развивается
как
часть
общей
инноватики.
Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»
Правительству РФ
поручено
обеспечить
глобальную
конкурентоспособность
российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования.
В настоящее время реализуется государственная программа РФ
«Развитие образования» на 2018-2025 годы.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется
cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании
качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном
исследовании качества математического и естественнонаучного образования
(TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA).
Для достижения этой цели в настоящее время имеются следующие
организационные условия:
1. Приняты
политические
решения
и
осуществляется
их
организационная
и
финансовая
поддержка
(например,
запущен
национальный проект «Образование»).
2. Введены ФГОС (в т.ч. дошкольного образования), в которых
отражены основные тенденции развития образования в мире.
3. Создана инфраструктура оценки качества образования на различных
уровнях.
4. Имеется объективная информация о качестве общего образования в
России в сравнении с международными стандартами.
В настоящее время изменился запрос на качество общего образования:
приоритетной
целью
становится
формирование
функциональной
грамотности в системе общего образования.
Напоминаем, что в соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование относится к системе
общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности
детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Именно поэтому в рамках межрегионального сетевого инновационного
проекта «Новые образовательные практики» было решено организовать на
базе МБДОУ детский сад №20 «Ласточка» в период с 01.09.2023 г. по
30.06.2024 г.
инновационную методическую площадку (далее – Площадка) на
тему:
«Формирование
функциональной
грамотности
обучающихся»
,
участником которой я и являюсь.
Цель
деятельности
ИМП:
научно-методическое
сопровождение
деятельности дошкольных образовательных организаций по формированию
функциональной грамотности обучающихся.
АНОО
ДПО
Академия
образования
взрослых
«Альтернатива»
предоставила план работы:
1) видеолекции по теме месяца;
2) нормативные
и
правовые
документы
вопросу
формирования
функциональной грамотности обучающихся;
3) методические материалы для выполнения практической работы по
теме месяца (описание эффективных технологий, форм, методов работы и
др.);
4) материалы для проведения методических конференций, круглых
столов, обобщения и презентации опыта работы, проведения дней открытых
дверей в современных формах и др.;
5) материалы для осуществления контроля и мониторинга по основным
вопросам Площадки;
6) тематическое консультирование (дистанционное) и др.
Педагоги
изучили
тему
месяца
«Функциональная
грамотность
обучающихся
как
современный
показатель
качества
образования»,
подготовили выступления для «Круглого стола» на темы: «Образовательные
результаты:
виды,
группы,
пути
достижения»,
«Элементарная
и
функциональная грамотность», «Виды ФГ», «Изменение образовательной
парадигмы», «Слагаемые ФГ», «Условия формирования ФГ», «Особенности
формирования
ФГ
дошкольников».
Старший
воспитатель
выполнила
практическую работу «Стартовая диагностика готовности педагогического
коллектива
к
эффективной
деятельности
по
формированию
ФГ
обучающихся» (на основе методики Академии).
Целостное
и
объективное
исследование
содержания
и
роли
инновационных процессов и инновационной деятельности в обновлении и
развитии
профессионально-педагогического
образования
обуславливают
необходимость обращения к основам педагогической инноватики и более
полного рассмотрения особенностей инноваций в современном образовании.
В
настоящее
время
педагогические
инновационные
технологии
активно
развиваются,
что
обусловлено
актуальной
необходимостью
комплексной перестройки всей системы образования.
Исследователи
инновационных
процессов
отмечают,
что
только
преодолевая собственное кризисное состояние, преобразуя содержание,
формы
и
способы
организации,
создавая
принципиально
новое
технологическое
обеспечение
образовательного
процесса
системы
образования могут ответить на вызов времени и стать действительным
ресурсом развития.
Функциональная грамотность сегодня
- это базовое образование
личности.
Ребенок должен обладать:
-
готовностью
успешно
взаимодействовать
с
изменяющимся
окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные)
учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей
грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова
Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность
младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:
Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].
Признавая значительный потенциал педагогических инноваций для
современного
общества,
педагоги
ДОУ
четко
определили
сущность
инновационного
образования
в
отличие
от
традиционного.
Система
традиционного обучения воспроизводит социокультурный опыт поколений,
тогда
как
система
инновационного
обучения,
основанная
на
новых
социокультурных принципах, ориентированная на иные модели обучения,
способствует формированию новой культуры мышления и действия. Таким
образом, функциональная грамотность – это способность человека к
решению
максимально
широкого
диапазона
жизненных
задач
в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что в современной
педагогической
инноватике
инновация
выражается
как
целостная
теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления
педагогической деятельности, обеспечивающая ее выход на указанный
уровень, как средство и процесс введения чего-либо нового в цели,
содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию
деятельности педагога и обучающегося. Инновация представляет собой
целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные
элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей,
компонентов и самой образовательной системы в целом. Критериями
педагогической инновации «Формирование функциональной грамотности у
дошкольников»
выступает
новизна,
оптимальность,
результативность,
концептуальность,
системность,
гуманистичность,
преемственность
с
традицией, научность и достаточность научно-методического обеспечения,
наличие
инфраструктуры
как
комплекса
условий
реализации
и
распространения
.