Напоминание

Национальный рейтинг колледжей и Профессионалитет: от идеи до результата


Автор: Бурасова Светлана Владимировна
Должность: руководитель методического отдела образовательно-издательского центра "академия"
Учебное заведение: Учебно-методический центр "Академия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Национальный рейтинг колледжей и Профессионалитет: от идеи до результата
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Национальный рейтинг колледжей и Профессионалитет:

от идеи до результата

Оценка

эффективности

работы

бюджетных

образовательных

учреждений

СПО

систематически

подвергается пересмотру. Сегодня наряду с реализацией

масштабных

федеральных

проектов

министерство

просвещения

России

продолжает

работу

по

созданию

Национального рейтинга всех колледжей нашей страны.

Будущая

результативность

этого

процесса

видится

в

значительном

увеличении

доли

выпускников,

трудоустроившихся по специальности или профессии на ведущие предприятия отрасли.

Однако кроме трудоустройства планируется ввести в систему оценки такие показатели, как

уровень заработной платы выпускников, формирование карьерной траектории, результаты

аттестации в форме демонстрационного экзамена, участие студентов в чемпионатном

движении

по

профессиональному

мастерству,

участие

преподавателей

и

мастеров

производственного обучения во всероссийском конкурсе «Мастер года» и другие. Надо

полагать, что Национальный рейтинг колледжей станет мощным мотивационным стимулом

для учебных заведений СПО и будет способствовать повышению качества образования.

Говоря о развитии рейтинговой системы колледжей, не стоит недооценивать роль

педагога. Именно преподавателям и мастерам производственного обучения приходится

крайне быстро

реагировать на те изменения системы образования, которые вызваны

новыми запросами времени. Федеральный проект «Профессионалитет» стал уникальным

примером совместной работы бизнеса и государства в сфере СПО. Именно благодаря

Профессионалитету как новой

образовательной технологии

удалось в короткие

сроки

сместить фокус обучения в сторону практикоориентированности и получения реальных

трудовых навыков. Первостепенным в данном проекте стало обучение самих педагогов

колледжей. Многие преподаватели, мастера производственного обучения, методисты и

управленцы в течение нескольких месяцев прошли курсы повышения квалификации по

различным программам и направлениям.

Свою

программу

обучения

для

педагогов

СПО

предложил

Государственный

университет просвещения. Выступая в качестве федерального оператора, ГУП организовал

стажировки для более чем 3600 человек в образовательно-производственных кластерах –

на предприятиях отраслей производства и в современных мастерских. Изучение специфики

производственных процессов, знакомство с инновационными достижениями в сфере науки

и техники, формирование навыков работы на профессиональном оборудовании, освоение

цифровых

компетенций

это

тот

колоссальный

опыт,

который

приобрели

педагоги

благодаря организованным стажировкам. При охвате региональных площадок ключевым

условием

был

фактор

«соседнего»

региона.

Участники

стажировок

направлялись

в

образовательно-производственные кластеры, представленные в их федеральных округах, а

в стенах родного заведения стажировались коллеги – соседи из других городов. Такой

принцип послужил отправной точной объективности и при проведении демонстрационного

экзамена среди всех преподавателей. Масштабность таких логистических нюансов имеет

много плюсов: педагогам удалось провести сравнительный анализ производственных

возможностей

регионов,

оценить

материально-техническую

базу

разных

площадок,

освоить новое профессиональное оборудование, исследовать передовой опыт обучения,

который продемонстрировали наставники – представители предприятий отрасли.

Безусловно,

включение

большого

числа

педагогов

в

реализацию

задач

Профессионалитета наилучшим образом отразится на качестве новой рейтинговой системы

колледжей. Поскольку все больше учебных заведений вступает в проект, расширяется

спектр предприятий, образуются новые кластеры, формируется педагогическое сообщество

высококвалифицированных

преподавателей,

готовых

транслировать

свои

профессиональные компетенции студентам. Глубокая взаимосвязь между колледжами и

предприятиями

позволит

педагогам

по-новому

выстраивать

процесс

обучения,

максимально эффективно приближая выпускников к их будущей трудовой деятельности.

В ходе реализации программы повышения квалификации обучение

велось по 21 направлению.

Сельскохозяйственное

направление

-

одно

из

самых

многочисленных

в

Профессионалитете.

Уже

функционирует 25 кластеров «Сельское хозяйство» по всей России –

от Якутии до Калининграда. Кластеры созданы на базе колледжей,

техникумов

и

университетов.

Соответственно,

количество

слушателей по этому направлению также одно из самых больших –

420

человек.

Более

20

федеральных

государственных

образовательных стандарта были задействованы в обучении. В ходе

программы повышения квалификации стажирующихся приняли 18

площадок – предприятий сельскохозяйственной отрасли.

Например,

только

в

Республике

Мордовия

80

представителей

Торбеевского

колледжа

мясной

и

молочной

промышленности,

Краснослободского

и

Атяшевского

аграрных

техникумов

и

Ковылкинского

аграрно-

строительного колледжа проходили

стажировку на 4 предприятиях отрасли. Педагоги

стажировались

по

специальностям

«Технология

производства

продуктов

питания

животного происхождения» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и

оборудования».

Участники стажировок побывали в

мастерских

и

цехах предприятий,

увидели в реальной жизни производственные процессы, а в некоторых и поучаствовали,

познакомились с новейшим оборудованием. По словам преподавателей, теперь они хорошо

разбираются в производственных вопросах и легко ответят на вопросы студентов о их

будущей работе.

Фото со стажировок на сельскохозяйственных предприятиях Республики Мордовия



В раздел образования