Автор: Бурасова Светлана Владимировна
Должность: руководитель методического отдела образовательно-издательского центра "академия"
Учебное заведение: Учебно-методический центр "Академия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Национальный рейтинг колледжей и Профессионалитет: от идеи до результата
Раздел: среднее профессиональное
Национальный рейтинг колледжей и Профессионалитет:
от идеи до результата
Оценка
эффективности
работы
бюджетных
образовательных
учреждений
СПО
систематически
подвергается пересмотру. Сегодня наряду с реализацией
масштабных
федеральных
проектов
министерство
просвещения
России
продолжает
работу
по
созданию
Национального рейтинга всех колледжей нашей страны.
Будущая
результативность
этого
процесса
видится
в
значительном
увеличении
доли
выпускников,
трудоустроившихся по специальности или профессии на ведущие предприятия отрасли.
Однако кроме трудоустройства планируется ввести в систему оценки такие показатели, как
уровень заработной платы выпускников, формирование карьерной траектории, результаты
аттестации в форме демонстрационного экзамена, участие студентов в чемпионатном
движении
по
профессиональному
мастерству,
участие
преподавателей
и
мастеров
производственного обучения во всероссийском конкурсе «Мастер года» и другие. Надо
полагать, что Национальный рейтинг колледжей станет мощным мотивационным стимулом
для учебных заведений СПО и будет способствовать повышению качества образования.
Говоря о развитии рейтинговой системы колледжей, не стоит недооценивать роль
педагога. Именно преподавателям и мастерам производственного обучения приходится
крайне быстро
реагировать на те изменения системы образования, которые вызваны
новыми запросами времени. Федеральный проект «Профессионалитет» стал уникальным
примером совместной работы бизнеса и государства в сфере СПО. Именно благодаря
Профессионалитету как новой
образовательной технологии
удалось в короткие
сроки
сместить фокус обучения в сторону практикоориентированности и получения реальных
трудовых навыков. Первостепенным в данном проекте стало обучение самих педагогов
колледжей. Многие преподаватели, мастера производственного обучения, методисты и
управленцы в течение нескольких месяцев прошли курсы повышения квалификации по
различным программам и направлениям.
Свою
программу
обучения
для
педагогов
СПО
предложил
Государственный
университет просвещения. Выступая в качестве федерального оператора, ГУП организовал
стажировки для более чем 3600 человек в образовательно-производственных кластерах –
на предприятиях отраслей производства и в современных мастерских. Изучение специфики
производственных процессов, знакомство с инновационными достижениями в сфере науки
и техники, формирование навыков работы на профессиональном оборудовании, освоение
цифровых
компетенций
–
это
тот
колоссальный
опыт,
который
приобрели
педагоги
благодаря организованным стажировкам. При охвате региональных площадок ключевым
условием
был
фактор
«соседнего»
региона.
Участники
стажировок
направлялись
в
образовательно-производственные кластеры, представленные в их федеральных округах, а
в стенах родного заведения стажировались коллеги – соседи из других городов. Такой
принцип послужил отправной точной объективности и при проведении демонстрационного
экзамена среди всех преподавателей. Масштабность таких логистических нюансов имеет
много плюсов: педагогам удалось провести сравнительный анализ производственных
возможностей
регионов,
оценить
материально-техническую
базу
разных
площадок,
освоить новое профессиональное оборудование, исследовать передовой опыт обучения,
который продемонстрировали наставники – представители предприятий отрасли.
Безусловно,
включение
большого
числа
педагогов
в
реализацию
задач
Профессионалитета наилучшим образом отразится на качестве новой рейтинговой системы
колледжей. Поскольку все больше учебных заведений вступает в проект, расширяется
спектр предприятий, образуются новые кластеры, формируется педагогическое сообщество
высококвалифицированных
преподавателей,
готовых
транслировать
свои
профессиональные компетенции студентам. Глубокая взаимосвязь между колледжами и
предприятиями
позволит
педагогам
по-новому
выстраивать
процесс
обучения,
максимально эффективно приближая выпускников к их будущей трудовой деятельности.
В ходе реализации программы повышения квалификации обучение
велось по 21 направлению.
Сельскохозяйственное
направление
-
одно
из
самых
многочисленных
в
Профессионалитете.
Уже
функционирует 25 кластеров «Сельское хозяйство» по всей России –
от Якутии до Калининграда. Кластеры созданы на базе колледжей,
техникумов
и
университетов.
Соответственно,
количество
слушателей по этому направлению также одно из самых больших –
420
человек.
Более
20
федеральных
государственных
образовательных стандарта были задействованы в обучении. В ходе
программы повышения квалификации стажирующихся приняли 18
площадок – предприятий сельскохозяйственной отрасли.
Например,
только
в
Республике
Мордовия
80
представителей
Торбеевского
колледжа
мясной
и
молочной
промышленности,
Краснослободского
и
Атяшевского
аграрных
техникумов
и
Ковылкинского
аграрно-
строительного колледжа проходили
стажировку на 4 предприятиях отрасли. Педагоги
стажировались
по
специальностям
«Технология
производства
продуктов
питания
животного происхождения» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».
Участники стажировок побывали в
мастерских
и
цехах предприятий,
увидели в реальной жизни производственные процессы, а в некоторых и поучаствовали,
познакомились с новейшим оборудованием. По словам преподавателей, теперь они хорошо
разбираются в производственных вопросах и легко ответят на вопросы студентов о их
будущей работе.
Фото со стажировок на сельскохозяйственных предприятиях Республики Мордовия