Формирование социального опыта учащихся через исследование.
Автор: Чермашенцева Анжела Сергеевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33" Населённый пункт: Энгельс Наименование материала: Статья Тема: Формирование социального опыта учащихся через исследование. Раздел: среднее образование
проектную и исследовательскую деятельность в химико-
биологическом классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа им. П.А. Столыпина №33»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Учитель биологии:
Высшей квалификационной категории Чермашенцева А.С.
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая
эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая
востребовала человека с иными качествами.
В системе школьного образования курс биологии играет большую роль
в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их
общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей
ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле.
Социальный заказ школе, учитывающий достижения биологической науки,
изменения в окружающем мире, предъявляет требования к школьному
биологическому образованию, к повышению биологической грамотности
подрастающего поколения.
В обучении мы должны исходить из того, что биологическая
грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект
биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы: как выжить, как обращаться
с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о себе, но
и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду
обитания, грозящее ее разрушением и т.д.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в
настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые
позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды,
обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами.
Опираясь на социальный опрос общества, в школе был открыт класс
химико - биологического профиля , деятельность которого направлена на
реализацию социального общественного заказа. Главная цель профильного
обучения – создание в старших классах общеобразовательной школы
системы специализированной подготовки, ориентированной на
дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию
обучающихся (в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда) и
отработку системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями
высшего профессионального образования.
Учащиеся данного профиля имеют повышенный потенциал
обучаемости. В течение трех лет в этих классах стабильная 100%
успеваемость, а качество знаний составляет 74 -80 %. Из данного графика
видно, что выпускники профильного класса 95% выбирают свой жизненный
путь, связанный с изучением предметов биологии и химии.
В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в
центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика,
формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления.
Подростков с высоким уровнем развития творческой активности
отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне
зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание
воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию,
моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных
результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность
отличает высокая степень новаторства.
Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, однажды
попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших
положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности
снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный
и мотивированный характер.
Углублённое изучение отдельных предметов (биология, химия) с
использованием материала о современных научных достижениях в области
естествознания и медицины постоянно развиваются. Нельзя не учитывать,
что в биологии сделаны выдающиеся открытия, которые вносят серьезный
вклад в решение глобальных проблем человечества. К их числу можно
отнести:
достижения в области генной инженерии, позволяющие
манипулировать с веществом наследственности, создавать структуры
ДНК, которые не возникают в живой природе;
открытия в области биотехнологии, лежащие в основе создания
трансгенных растений и животных;
расшифровку генома человека, которая позволит диагностировать
наиболее распространенные заболевания человека, создавать
технологии по биокоррекции, т.е. исправлять генетические дефекты;
работы по клонированию организмов, позволяющие воспроизводить
генетические копии животных - рекордистов по продуктивности,
реставрировать давно погибшие виды животных.
В рамках этого в медико-биологических классах проводятся
специализированные курсы. В учебные программы включено регулярное
чтение лекций по биологии и химии.
Посещение научно-исследовательских институтов, предприятий,
научных учреждений;
встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;
посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ;
встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по
которым пишут работы учащиеся школы.
Одним из механизмов социализации личности подростка может стать
проектная деятельность. Результатом проектной деятельности является
создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое
значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения
окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их
достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической
реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди современных методов
обучения. Разработка эффективных способов организации проектной
деятельности в обучении биологии и химии позволяет подростку реализовать
себя в будущей профессии. Что же способствует успешной реализации
творческого подхода при обучении на основе социально-проектной
деятельности? Это информации с Сети Интернета, статьи и рекомендации из
методических журналов, курсовая подготовка по программе Intel « Обучение
для будущего», дружеская атмосфера в коллективе, взаимопомощь среди
учителей и учащихся.
Наши ученики охотно учатся грамотно искать и находить информацию
в различных источниках, в том числе и Интернете, использовать найденный
материал для анализа результатов и написания отчетов. И к конференциям, и
к другим занятиям школьники готовятся в компьютерном классе, осваивая
научно-исследовательскую деятельность на современном этапе.
Компьютерные технологии позволяют им подготовить мультимедийную
презентацию с результатами исследования в виде графиков, таблиц,
диаграмм, оформляются буклеты, книжечки-листовки.
Поощрение лучших работ и лучших участников проекта обязательно,
так как это дополнительная мотивация для продолжения ими проектной
деятельности. Победителям вручаются школьные грамоты, дипломы,
благодарности, а также дается право защищать честь школы на районных и
республиканских конкурсах, научно-практических конференциях.
Вместе с общими чертами существуют и значительные различия
проектной и исследовательской деятельности, которые, с нашей точки зрения,
заключаются в следующем.
Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским
словом «замысел». Таким образом, любой проект направлен на получение
вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата –
продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного
для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного
исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной
области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление
исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все)
характеристики итогов работ.
Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно
отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может
привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной
среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть
исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик
результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его
работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи
исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск,
получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию,
сделать доступными для других специалистов, работающих в данной
области. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта также
очевидна.
Исследовательская деятельность старшеклассников может быть
организована учителем совместно с научными сотрудниками высших
учебных заведений или исследовательских институтов. Преимущества такого
сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с
современными методами научного исследования, с первоначальным
освоением современного исследовательского оборудования, с уяснением
сущности и особенностей работы современного ученого. При этом задача
профессионального исследователя заключается в предложении темы
исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении
учащихся с современными научными воззрениями в выбранной тематике, а
задача учителя – в соотнесении темы исследования со школьными курсами
дисциплин естественнонаучного цикла, в адаптации представленных
научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками.
Очевидно, для успешного проведения исследования необходимо творческое
сотрудничество ученик – учитель – сотрудники профессиональных сфер, их
взаимное понимание и разумное распределение функций.
Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на
новый уровень взаимоотношений с взрослыми и педагогами, он становится
партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они,
преподаватель и ученик, становятся равными. Это дает подростку иные
мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие
собственного отношения к окружающей действительности, объективного
определения своего места в мире.
Научно – исследовательская работа обучающихся в школе находится на
достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных
научных объединений.
В 2009 году бывший президент России Медведев выдвинул новую
образовательную инициативу «Наша новая школа» В ней пять ключевых
направлений работы. Одно из направлений «система поддержки талантливых
детей». В рамках этого направления в нашей школе уже четвертый год
функционирует НОУ «Полиглот»
Это один из путей организации научно-исследовательской
деятельности. Работа научного общества строится на основе личностно-
ориентированного обучения и реализует задачи углубленного обучения по
предметам биологии, физики, информатике и химии, вовлекая учащихся в
исследовательскую деятельность, знакомя их с методами и приемами
научного исследования.
Чтобы реализовать эти задачи нужно воспитать в себе такие качества
как: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплину.
Именно здесь ребята учатся общаться с аудиторией, выступая на различных
конференциях, учатся отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Четвертый год в школе ведется экспериментальная площадка
«Институт семьи. Репродуктивное здоровье. Подготовка девушек к
будущему материнству. Нравственные устои семьи»
Институт Здоровья Семьи последовательно и эффективно позволяет
повысить уровень грамотности подростков в области личной гигиены и
возрастного развития, а также подготовить девушек и юношей к семейным
взаимоотношениям. Вместе с тем в рамках этого института наши ученики
выступили с такими социальными проектами как « Великолепная фигура»,
«Первая косметика», «Здоровье человека», «Развивай мускулатуру», «Красота
и здоровье», «Рак»,
Реализация теоретических вопросов, формирование грамотности в
вопросах репродуктивного здоровья у девушек и юношей, демонстрация
практического материала на базе совместной работы социума и школы
осуществлялась совместно с привлечением компетентных врачей города. В
течение года с учащимися встречались врачи гинекологи, венеролог и
уролог. Все встречи осуществлялись на базе школы и в МУЗ «Женской
консультации» №1. По результатам анкет обратной связи выяснилось, что
подростки получили достаточно информации от врачей и психолога о
взаимоотношениях между подростками , о профилактике венерических
заболеваний и о нравственных качествах семьи.
На основе изложенного материала можно сделать выводы:
Теоритические:
1.
Результативность исследовательской деятельности выражается в
повышении социальной активности обучающихся, их готовности принять
личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в городе.
( фото социальные акции)
2.
Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы
школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3.
Наблюдаются положительные изменения в сознании самих
школьников, повышает уровень их общей культуры.
4.
Наличие у членов проектных групп формируются навыки
коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами
реального социально полезного дела.
5.
Изменяется общественное мнение, увеличивается число
жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по
улучшению социальной ситуации в городе.(фотки субботника и курения)
А практические результаты можно увидеть наглядно, что с 2009-12
учебный год повышается интерес обучающихся к работе в проектно-
исследовательской деятельности.
Свое выступление хочется закончить словами В.А. Сухомлинского
«Капля мысли о природе, рождает могучую,
полноводную реку мысли…
С этого, по существу, и начинается то, к чему
все мы, учителя, стремимся,… чтобы питомец наш умел заставить себя
думать».