Напоминание

"Развитие музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-дидактических игр.


Автор: Богатова Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 160 городского округа Самара
Населённый пункт: Самарская область город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Развитие музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья

посредством музыкально-дидактических игр.

музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 160 г. о. Самара

Богатовой Татьяны Владимировны

Все, кто имеет опыт общения с детьми с ограниченными возможностями

здоровья,

понимают,

что

самое

главное

это

установить

с

ними

взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности.

Погружая

ребенка

в

удивительный

мир

звуковой

гармонии,

удается

эффективнее корректировать нарушенные функции, привлекать ребенка к

различным видам деятельности, а также развивать его музыкально-

сенсорные способности. Ведь музыка создает положительный эмоциональный

настрой, стимулирует ребенка к творчеству. Музыкально – дидактические игры

совершенствуют не только музыкальные способности у детей, но и сенсорные

функции (зрительное и слуховое восприятие), речевую деятельность. Можно

выделить

основные

проблемы, свойственные детям с ограниченными

возможностями здоровья: непроизвольность движений; страх посещений

нового места, тревожность, трудности при общении с новыми людьми;

расстройство речевой функции или отсутствие речи, необщительность,

безинициативность; проблемы с памятью и устойчивостью внимания у

дошкольников.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений в

музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников

в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности

приобщения

детей к целостному и дифференцированному восприятию

музыки. Ценность музыкально –дидактических игр состоит в том, что

они доступны детскому пониманию, вызывают

интерес

и

желание

участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и

пособий : формирование у детей музыкальных способностей; в доступной

игровой форме помочь разобраться детям в соотношении звуков по

высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,

что

составляет

основу

музыкально-сенсорных способностей.

Цель: помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие

музыкально-сенсорных

способностей,

научить

различать

свойства

музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно –

зрительного

методов

музыкального

воспитания.

Задачи:

Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать

методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;

Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования

музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности. Наработать

вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в

учебно-педагогическом процессе. Развитие у детей

музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения

педагогов, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с

помощью

музыкально-дидактических

пособий

и

игр.

Игры должны быть красочно оформлены. Игры желательно проводить перед

пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности,

столь необходимой именно в пении. Для того чтобы игра проходила весело,

интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать

различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных

навыков музыкально-сенсорного восприятия способствуют 4 этапа освоения

музыкально-дидактических игр.

1этап:

Знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры,

со

зрительными

образами

игры.

2этап:

Знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями.

Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных

навыков и умений,

необходимых

для

игры.

3этап:

Перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых

действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков

под

косвенным

руководством

воспитателя.

4этап:

Дети

самостоятельно

используют

музыкально-дидактические

игры.

В течении всего учебного года дети знакомятся с разными играми.

Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей,

на занятии сразу же осваивается следующая игра. В первую очередь

необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического

восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные

компоненты мелодии, требуют от детей больших усилий. Знакомство с играми,

формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в

конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и

диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности

следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста

является игра, поэтому все мероприятия должны проводиться в игровой форме,

только тогда они будут интересны детям, а именно заинтересуют их и будут

давать ощутимый результат и отдачу. Включение музыкально-дидактических

игр в музыкальные занятия, занятия по развитию речи, в повседневную жизнь

детей способствует не только музыкальному развитию, но и преодолению

речевых и двигательных нарушений.

Музыкально-дидактические игры, используемые в моей работе.

«Дружные рыбки»

Игра на развитие творческой активности, ориентировки в пространстве.

Ход игры: Педагог раздает детям рыбок парного цвета. Под веселую музыку

дети, в рассыпную двигаются по всему пространству музыкального зала.

«Рыбки

плавают»

по

одному.

Когда

музыкальное

сопровождение

заканчивается каждый ребенок должен найти себе пару-рыбку такого же цвета

как у него.

«Найди свой цветочек».

Игра

на развитие внимания, музыкально- ритмических движений,

инициативы и активности ребёнка, ориентировки в пространстве.

Ход игры: Педагог раздает детям бабочек 4 цветов. Под веселую музыку дети,

в рассыпную двигаются по всему периметру музыкального зала. В разных

уголках зала лежат 4 цветка разного цвета как и бабочки. Когда музыкальное

сопровождение прекращается, дети «Бабочки» должны найти свои цветочки по

цвету бабочек, встать вокруг цветочка вокруг и положить свою бабочку на

цветок Поощряются дети, которые смогли первыми собраться в круг, где

бабочки и цветок одного и того цвета..

«Бабочки и ветерок»

Игра на развитие творческой активности и инициативы, музыкально –

ритмических движений, формирование коммуникативных навыков.

Ход игры: Дети встают в пары и располагаются по всему периметру зала.

Один ребёнок в паре – «бабочка», другой ребёнок - «ветерок». «Ветерок»

протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается

ладошек кончиками пальцев. Под танцевальную музыку пары легко двигаются

по

залу,

«ветерок»

управляет

движениями

«бабочки».

При смене музыкального сопровождения дети меняются образами.

«Узнай друга по голосу»

Игра на развитие внимания, памяти, тембрового слуха, чувства ритма.

Ход игры: Дети встают в кругу, в центре круга угадывающий ребёнок, дети

поют угадывающему ребёнку песенку – задание: « Маша, ты сейчас в лесу! Мы

зовём тебя: АУ! Глазки, Маша, закрывай. Кто поёт – угадай». После пения

угадывающий закрывает глаза, а педагог выбирает ребёнка и подводит к

угадывающему

ребёнку

сзади,

выбранный

ребёнок

поёт

слог

«АУ»,

угадывающий должен угадать имя ребёнка, кто его позвал.

«Озвучь картинку»

Игра на развитие тембрового слуха, чувства ритма, формирование

навыков игры на музыкальных инструментах.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, перед ними мольберт с изображениями

картинок с разными ритмическими рисунками с использованием зверюшек,

цветов, музыкальных инструментов и т. д. На столе перед мольбертом лежат

разные детские музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, маракасы,

бубен, барабан,

ложки,

треугольник,

колокольчики.

Дети по очереди,

выбирают себе определённую картинку и музыкальный инструмент, с

помощью которого они озвучивают ритмический рисунок, изображённый на

выбранной картинке (пляшут зайки, топают медведи, песенку поют цветы, и

т.д.)

«Что нам скажет барабан»

Игра

на

развитие

музыкального

восприятия,

чувства

ритма,

ориентировки в пространстве.

Ход игры:

Под разный ритмический рисунок, который исполняется на

барабане дети шагают-маршируют, бегают-скачут, прыгают, танцуют, когда

звучит только один звук – дети присаживаются и отдыхают.

«Повтори за мной»

Игра на развитие чувства ритма, памяти, слухового внимания, тембрового

слуха, исполнительских навыков игры на музыкальных инструментах:

металлофоне, ксилофоне, бубне.

Ход игры:

Педагог или ребёнок-ведущий играет на одном из трёх

инструментов любой ритмический рисунок, после этого выбирает любого

ребёнка, который должен повторить исполненный им ритмический рисунок на

музыкальном инструменте или прохлопать в ладоши.

Использование музыкально-дидактических игр дают свои положительные

результаты. Главное и самое важное - это атмосфера, которая создается особым

качеством общения равных партнеров — детей и педагога. Это общение с

полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым

окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою

индивидуальность. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, дети с

удовольствием включаются в деятельность. У детей появляется желание

вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать

действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений,

движения становятся более координированными, ритмичными.

Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается

рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая

моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие

активного участия двух рук: ложки, треугольник, узнают знакомые мелодии,

определяют на слух звучание различных музыкальных инструментов, заметна

положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти,

внимания. Именно с помощью музыкально-дидактических игр, многие дети

начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной

жизни

они

испытывали

трудности

в

овладении

активной

речью.

Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее — петь,

танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они

взаимодействуют

друг

с

другом,

с

окружающими

их взрослыми.

Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение

психической активности, креативности, развитие эмоционально-личностной

сферы, расширение коммуникативных навыков.



В раздел образования