Автор: Круглов Сергей Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 21"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Раздел: среднее образование
2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21"
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № 15
от 29.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
"Средняя школа № 21"
_____________Л. Г. Васцына
Приказ № _____ от_________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол»
Возраст обучающихся:12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый
Разработчик программы:
Педагог дополнительного образования
Круглов Сергей Владимирович
г. Ульяновск,
2023г.
2
3
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.....3
1.1. Пояснительная записка...............................................................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы.........................................................................................................................................5
1.3. Содержание программы..............................................................................................................................................6
1.4. Планируемые результаты...........................................................................................................................................8
2. Комплекс организационно-педагогических условий..................................................................................................9
2.1. Календарный учебный график...................................................................................................................................9
2.2. Условия реализации программы..............................................................................................................................16
2.3. Формы аттестации.....................................................................................................................................................16
2. 4. Оценочные материалы.............................................................................................................................................17
2.5. Методические материалы.........................................................................................................................................18
2.6. Список литературы....................................................................................................................................................18
3
4
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Волейбол» относится к программам спортивно-физкультурной
направленности, базового уровня освоения, составлена на основании существующих типовых программ
по волейболу для обучающихся, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского
резерва (авторы - составители: Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П.
Сыромятников, доктор мед. наук).
Программа дополнительного образования «Волейбол» во многих своих аспектах является
дополнительной по отношению к программам общего образования по физической культуре, т. к. более
подробно, по сравнению с программами общего образования, рассматривает вопросы игры в волейбол.
Игра включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим
волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой
скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.
Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры
и тактическими взаимодействиями.
Программа имеет спортивную направленность (профиль).
По отношению к программам общего образования данная программа является дополнительной.
Уровень освоения программы: базовый
Актуальность программы.
В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов
социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности, здоровье детей
и молодёжи ухудшилось. Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для
их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие волейболом,
который имеет воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны,
и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, развивает образное мышление и
зрительную память, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие
необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.
Новизна программы
Применяются оригинальные методы, приемы, педагогические технологии с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования
различных видов деятельности и интенсивных методов овладения учебным материалом: беседы,
практические занятия. Разумное чередование, выбор оптимальных форм деятельности позволяет сделать
деятельность воспитанников увлекательной, непринуждённой; позволяет значительно повысить потенциал
программы.
Отличительные особенности программы.
При достаточно ограниченном выборе учащихся
тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом.
Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является: 1. Создание условий для
развития личности юных волейболистов.2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований
личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.3. Воспитание морально-волевых
качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.4. Формирование знаний, умений и
навыков по волейболу.5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.6.Достижение оптимального
для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Инновационность программы «Волейбол» заключается в подборе методов и средств обучения,
позволяющих подходить к процессу образования, как к процессу умственного развития, направленного на
качественное изменение личности ученика, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; выявление, развитие и
поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
Педагогическая
целесообразность.
Сочетание
коллективных
действий
и
индивидуальных
действий во время игры в «волейбол» воспитывает как умение жить и работать в коллективе, так и
самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность.
Адресаты программы. Данная программа предназначена для детей от 12 до 17лет, любого пола,
не имеющих противопоказаний. По этой программе могут обучаться как новички, так и дети, уже знакомые с
игрой в «Волейбол»
Для занятия по программе «Волейбол» принимаются все желающие, прошедшие медицинский
осмотр и достигшие 12-летнего возраста.
Зачисление в детское образовательное объединение происходит по желанию ребёнка и
письменного заявления родителей. Из них формируется учебная группа до 15 человек.
4
5
Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и
изменением привычных жизненных представлений. 12-17 лет – время перехода от конкретного мышления к
теоретическому, от памяти непосредственной к памяти логической.
В
период
отрочества
сильнее
становятся
индивидуальные
различия
в
интеллектуальной
деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности,
творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 12-17 лет как сензитивный к
развитию творческого мышления.
Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, не просто принимать на
веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды,
мнения.
Ребенок претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется отношение детей к
дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Существенно меняется
характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей
положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Для школьника данного
возрастного периода важна объективная оценка его деятельности.
Центральное место в учебной мотивации в средних классах занимает мотив самоутверждения; на
нее влияет и самооценка подростка – ее неустойчивость, смена критериев и др. Специфика интересов в 12-
17 летнем возрасте заключается в том, что они служат потребности общения со сверстниками: общие
интересы дают повод к общению, определяют его содержание, средства. В большинстве случаев ребенок
интересуется тем, чем интересуются его друзья.
Объем программы. Программа рассчитана на 144 часа обучения (36 недель 2 занятия в неделю по
2 академических часа). 1 модуль с 1 сентября по 31 декабря 64 часа, 2 модуль с 1 января по 31 мая 80
часов. В данной программе представлено содержание работы на двух этапах: 1 – начальной подготовки, 2
– учебно-тренировочной.
Формы обучения и виды занятий. Основной формой обучения является очная форма обучения;
допускаются дистанционное, индивидуальное, в том числе ускоренное обучение, регламентируемые
локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения города Ульяновска
«Средняя школа №21»;
Формы и методы проведения занятий: групповая форма работы: спортивные тренировки.
Комплектование в группы свободное, по собеседованию.
Для освоения данной программы возможно формирование разновозрастных групп обучающихся,
при этом для более старших ребят дополняются теоретические знания, усложняются практические задания.
Для усвоения материалов программы, а также для достижения результатов (выполнения разрядных
требований, выступление на соревнованиях различного уровня) необходимы выездные занятия для работы
с картой на местности, на различных тренировочных полигонах; для отработки приемов работы с компасом,
технических приемов туристско - спортивного многоборья и физического развития необходимы занятия на
открытых площадках, в лесопарковых зонах, на склонах.
Режим занятий. Занятия проводятся в спортивном зале два раза в неделю по два академических
часа.
В случае карантинных мер, при вынужденном переходе на дистанционное обучение академический
час сокращается.
1.2. Цели и задачи программы
Цель
программы
-
всестороннее
физическое
развитие,
способствующее
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств,
выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной
подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
занимающихся;
-
повышение
уровня
физической
подготовленности,
совершенствование
технико-
тактического мастерства;
5
6
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Основной показатель работы спортивной школы по волейболу - стабильность состава
занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных
требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных
показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и
теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и
юношеских сборных команд страны,
результаты участия в соревнованиях. Выполнение
нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда. В комплексном
зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере
компенсируют более низкие в других).
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в
условиях школы.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил
юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к
общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
1.3. Содержание программы
Тема 1.1. Введение.
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских
спортсменов.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная
гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных
факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.
Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по гимнастике,
легкой атлетике, спортивным играм.
Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Физические упражнения: преодоление искусственных и
естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелазания.
передвижения в висе и упоре, передвижения с грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре.
Тема 1.3.-2.1 Общая физическая подготовка (ОФП)
Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на
снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание; подъем из виса в
упор переворотом; подъем силой на перекладине.
Тема 2.2. Техническая подготовка (ТП)
Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые
нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки
Тема 2.3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Подвижные игры. Эстафеты
Тема 2.4. Тактическая подготовка (ТП)
Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.
Тема 2.5. Контрольно-оценочные и переводные испытания
Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча
после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол по правилам.
Учебный план.
№
п/п
Блок / Наименование темы
Количество часов
Формы
аттестаци
и/
контроля
Всего
Теория
Практика
6
7
МОДУЛЬ 1
1.
Тема 1.1. Введение.
История
возникновения
и
развития волейбола.
Правила
безопасности
при
занятиях
волейболом.
Правила
игры.
Понятие
о
гигиене,
правила
гигиены личной и общественной.
Режим дня спортсмена.
6
4
2
Беседа.
2.
Тема
1.2.
Общеразвивающие
упражнения (ОРУ)
20
0
20
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
3.
Тема 1.3. Общая физическая
подготовка (ОФП)
(Подготовительные
упражнения.)
38
2
36
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
Итого модуль 1:
64
6
58
МОДУЛЬ 2
4
Тема 2.1. Общая физическая
подготовка (ОФП)
(Подготовительные
упражнения.)
16
0
16
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
5
Тема
2.2.
Техническая
подготовка (ТП)
(Стойка
игрока.
Приёмы
и
передачи
мяча
двумя
руками
снизу,
двумя
руками
сверху.
Подачи
снизу.
Прямые
нападающие
удары.
Защитные
действия - блоки, страховки).
14
2
12
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
6
Тема
2.3.
Специальная
физическая подготовка (СФП)
(Подвижные игры. Эстафеты).
36
36
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
7.
Тема
2.4.
Тактическая
подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач.
Тактика приёмов мяча).
10
2
8
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
7.
Тема
2.5.
Контрольно-
оценочные
и
переводные
испытания
4
4
контрольные
нормативы
согласно
возрасту
Итого модуль 2:
80
4
76
7
8
Итого:
144
24
120
1.4. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Волейбол» являются:
- формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
людей, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу,
к труду, к другим людям;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;
- умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах
выживания в природе;
- понимания значимости туризма для общефизической подготовки и укрепления здоровья
человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;
- следовать на занятиях инструкциям;
- вносить коррективы в свою работу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
-
самостоятельно
выполнять
комплексы
упражнений,
направленных
на
развитие
физических качеств;
- туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и
потребностей;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить.
Коммуникативные УУД;
Обучающиеся научатся:
- следовать традициям старших ребят, участников районных туристических соревнований;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня школьников, о личной гигиене;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
Познавательные УУД.
Обучающиеся научатся:
- определять влияние занятий физическими упражнениями на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
- характеризовать основные физические качества.
Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения предмета:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
8
9
Учащиеся должны знать и уметь:
По завершении обучения обучающиеся должны
Знать:
основы строения и функций организма;
влияние
занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую
системы;
правила оказания первой помощи при травмах;
гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;
правила игры в волейбол;
места занятий и инвентарь.
Уметь:
выполнять программные требования по видам подготовки;
владеть основами техники и тактики волейбола;
правильно применять технические и тактические приемы в игре.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Модуль 1:
№
п.п.
Мес
яц
Числ
о
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема
занятия
Место
проведе
ния
Форма
контрол
я
1.
Введение
новых
знаний.
2
Правил
а игры
и
соревно
ваний.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Беседа
2.
Диагност
ическое
2
Истори
я
возникн
овения
и
развити
я
волейбо
ла.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Беседа
3.
Диагност
ическое
2
Правил
а
безопас
ности
при
занятия
х
волейбо
лом.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
беседа
4.
Диагност
ическое
2
Техник
а
передви
жений
стоек,
останов
ок.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Анализ
в
ходе
просмот
ра
9
10
5.
Диагност
ическое
4
Техник
а
верхних
передач
. Игра
Значени
е ОФП
в
подгото
вке
волейбо
листов.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Медици
нская
комисс
ия
6.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Техник
а
нижних
передач
. Игра
Правил
а игры в
волейбо
л.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Опрос
7.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Группо
вые
упражн
ения.
Игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Опрос
8.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Упражн
ения в
движен
ии.
Учебна
я игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Опрос
9.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Техник
а
нижней
прямой
подачи.
Учебна
я игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
-
10.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Техник
а
верхней
прямой
подачи.
Учебна
я игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
-
10
11
11.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Игровы
е
взаимод
ействия
.
Учебна
я игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
12.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Группо
вые
упражн
ения.
Учебна
я игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
13.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Одиноч
ное
блокиро
вание.
Учебна
я игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
14.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Верхня
я
передач
а мяча в
прыжке
.
Учебна
я игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
15.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Прием
мяча
снизу
двумя
руками.
Учебна
я игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
16.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Прямой
напада
ющий
удар
через
сетку.
Учебна
я игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
17.
Введение
новых
знаний.
Комбини
4
Упражн
ения с
мячом в
парах
через
МБОУ
СШ
№21,
спортив
Контро
ль
11
12
рованное.
Практиче
ская
работа
сетку.
Учебна
я игра.
ный зал
18.
Введение
новых
знаний.
Комбини
рованное.
Практиче
ская
работа
4
Техник
а
верхней
прямой
подачи.
Учебна
я игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
Итого
модуль 2:
64
Модуль 2:
№
п.п.
Мес
яц
Числ
о
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведе
ния
Форма
контрол
я
19.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Передача
мяча сверху
двумя
руками из
глубины
площадки.
Прямой
нападающий
удар.
Учебная игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
20.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Сочетание
способов
перемещений
. Прием мяча
снизу двумя
руками от
сетки.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
21.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Гигиена и
самоконтрол
ь. Учебная
игра
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
22.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Передача
мяча снизу
двумя
руками.
Прямой
нападающий
удар
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
12
13
сильнейшей
рукой.
Учебная
игра.
23.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Передача
мяча одной
рукой сверху,
имитация
нападающего
удара.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
24.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Прием снизу
двумя
руками.
Одиночное
блокировани
е. Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
25.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Влияние
физических
упражнений
на организм
занимающих
ся.
Групповое
блокировани
е. Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
26.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
передачи
мяча.
Блокировани
е ударов с
задней
линии.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
27.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
приема мяча.
Имитация
нападающего
удара.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
28.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
4
Передача
мяча одной
рукой сверху
в прыжке.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
13
14
Практическая
работа
Нападающий
удар с задней
линии.
Учебная
игра.
29.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
подач.
Взаимодейст
вие игроков
передней
линии.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
30.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
приема мяча.
Подача мяча
на игрока,
слабо
владеющего
приемом
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
31.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Передача
мяча сверху
двумя
руками, стоя
спиной к
направлению
передачи.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
32.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Прием мяча
снизу двумя
руками.
Нападающий
удар
сильнейшей
рукой.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
33.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Передача
мяча снизу
после
перемещения
. Зонное
блокировани
е. Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
34.
Введение
новых
4
Прием мяча
снизу двумя
МБОУ
СШ
Контро
ль
14
15
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
руками от
сетки,
Одиночное
блокировани
е. Учебная
игра.
№21,
спортив
ный зал
35.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Передача
мяча двумя
руками
сверху в
прыжке.
Прямой
нападающий
удар.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
36.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
приема мяча.
Имитация
нападающего
удара и
обман одной
рукой.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
37.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
передачи
мяча.
Чередование
способов
нападающего
удара.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
38.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Чередование
способов
подач.
Имитация
второй
передачи и
обман.
Учебная
игра.
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
39.
Введение
новых
знаний.
Комбинирова
нное.
Практическая
работа
4
Контрольно-
оценочные и
переводные
испытания
МБОУ
СШ
№21,
спортив
ный зал
Контро
ль
15
16
Итого модуль
2:
80
Итого (модуль
1 + модуль 2):
144
2.2. Условия реализации программы.
1.
Кадровое обеспечение.
- квалифицированный педагог дополнительного образования, категория которого
соответствует профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования»).
2.
Материально-техническое обеспечение.
Спортивный инвентарь:
волейбольные мячи -15-20 штук;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
волейбольная сетка;
гимнастические маты;
баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 6 пролетов.
3.
Информационно-методическое обеспечение
· Разработанные видео-уроки.
· Методическая литература для педагога, литература для учащихся.
· Фонд работ обучающихся
· Фонд методических пособий, разработок педагогов
· Наглядные пособия
· Альбомы по искусству
2.3. Формы аттестации
Основной показатель работы группы по волейболу - выполнение в конце каждого года
программных
требований
по
уровню
подготовленности
занимающихся,
выраженных
в
количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной,
теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного
годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для
отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения
детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в
виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода
16
17
зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в
форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения
степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования
программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольно-переводные зачеты.
Результаты контрольных испытаний являются
основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования,
переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив остаются в группе
на повторный курс обучения.
МОНИТОРИНГ реализации программы
Вид контроля
Форма
и
содержание
Дата проведения
1.Вводный контроль.
Собеседование,
тренировочные занятия
Сентябрь
2.Текущий контроль.
Соревнования,
тренировочные занятия
В течение года.
3.Промежуточный
контроль
Соревнования
Ноябрь, апрель
4.Контрольно-
оценочные
и
переводные
испытания
Контрольные
испытания.
Соревнования.
Декабрь
Май
Контрольные и календарные игры:
- Участие в первенстве школы по волейболу;
- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;
- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;
- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и
необходимость проявления высоких нравственных качеств;
- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.
2. 4. Оценочные материалы
Оценка успешности усвоения программного материала проводится в форме наблюдения за
учащимися. Данные заносятся в таблицу по каждому разделу программы и оценивается в балах.
1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
2 балла – за «не во всём верный ответ»;
3 балла – за «правильный ответ».
Оценочные материалы представлены в Приложениях к данной программе.
После изучения каждого раздела, проходит текущая диагностика, отслеживание, на сколько
дети усвоили данную тему. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку
суммируются.
2.5. Методические материалы.
Дидактические материалы:
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
17
18
- Положение о соревнованиях по волейболу.
Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
- Инструкции по охране труда.
2.6. Соответствие программы нормативным документам
1.
Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время содержание,
роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в
следующих нормативных документах:
2.
•Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
3.
· Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
4.
· Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
· Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196»;
6.
·
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
7.
· СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
8.
· Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических
рекомендациях»
вместе
с
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
по
организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ);
9.
· Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»;
10.
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок
применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»;
11.
· «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
12.
•
Устав МБОУ СШ № 29;
13.
•
Локальные нормативные акты
18
19
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). -
Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП),
1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 2000.
5. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 2014.
6. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1009.
7. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 2012.
8. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 2014.
9. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 2013.
10. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 2012.
Список литературы для детей и родителей
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е
издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 2008.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 2010.
19