Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"


Автор: Круглов Сергей Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 21"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Раздел: среднее образование





Назад




2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21"

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 15

от 29.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

"Средняя школа № 21"

_____________Л. Г. Васцына

Приказ № _____ от_________

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»

Возраст обучающихся:12-17 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

Круглов Сергей Владимирович

г. Ульяновск,

2023г.

2

3

Содержание

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.....3

1.1. Пояснительная записка...............................................................................................................................................3

1.2. Цели и задачи программы.........................................................................................................................................5

1.3. Содержание программы..............................................................................................................................................6

1.4. Планируемые результаты...........................................................................................................................................8

2. Комплекс организационно-педагогических условий..................................................................................................9

2.1. Календарный учебный график...................................................................................................................................9

2.2. Условия реализации программы..............................................................................................................................16

2.3. Формы аттестации.....................................................................................................................................................16

2. 4. Оценочные материалы.............................................................................................................................................17

2.5. Методические материалы.........................................................................................................................................18

2.6. Список литературы....................................................................................................................................................18

3

4

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Волейбол» относится к программам спортивно-физкультурной

направленности, базового уровня освоения, составлена на основании существующих типовых программ

по волейболу для обучающихся, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского

резерва (авторы - составители: Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П.

Сыромятников, доктор мед. наук).

Программа дополнительного образования «Волейбол» во многих своих аспектах является

дополнительной по отношению к программам общего образования по физической культуре, т. к. более

подробно, по сравнению с программами общего образования, рассматривает вопросы игры в волейбол.

Игра включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим

волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой

скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях.

Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры

и тактическими взаимодействиями.

Программа имеет спортивную направленность (профиль).

По отношению к программам общего образования данная программа является дополнительной.

Уровень освоения программы: базовый

Актуальность программы.

В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов

социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности, здоровье детей

и молодёжи ухудшилось. Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для

их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие волейболом,

который имеет воспитательное, обучающее, оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны,

и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, развивает образное мышление и

зрительную память, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие

необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.

Новизна программы

Применяются оригинальные методы, приемы, педагогические технологии с использованием

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования

различных видов деятельности и интенсивных методов овладения учебным материалом: беседы,

практические занятия. Разумное чередование, выбор оптимальных форм деятельности позволяет сделать

деятельность воспитанников увлекательной, непринуждённой; позволяет значительно повысить потенциал

программы.

Отличительные особенности программы.

При достаточно ограниченном выборе учащихся

тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом.

Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является: 1. Создание условий для

развития личности юных волейболистов.2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований

личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.3. Воспитание морально-волевых

качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.4. Формирование знаний, умений и

навыков по волейболу.5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.6.Достижение оптимального

для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.

Инновационность программы «Волейбол» заключается в подборе методов и средств обучения,

позволяющих подходить к процессу образования, как к процессу умственного развития, направленного на

качественное изменение личности ученика, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; выявление, развитие и

поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.

Педагогическая

целесообразность.

Сочетание

коллективных

действий

и

индивидуальных

действий во время игры в «волейбол» воспитывает как умение жить и работать в коллективе, так и

самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность.

Адресаты программы. Данная программа предназначена для детей от 12 до 17лет, любого пола,

не имеющих противопоказаний. По этой программе могут обучаться как новички, так и дети, уже знакомые с

игрой в «Волейбол»

Для занятия по программе «Волейбол» принимаются все желающие, прошедшие медицинский

осмотр и достигшие 12-летнего возраста.

Зачисление в детское образовательное объединение происходит по желанию ребёнка и

письменного заявления родителей. Из них формируется учебная группа до 15 человек.

4

5

Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и

изменением привычных жизненных представлений. 12-17 лет – время перехода от конкретного мышления к

теоретическому, от памяти непосредственной к памяти логической.

В

период

отрочества

сильнее

становятся

индивидуальные

различия

в

интеллектуальной

деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности,

творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 12-17 лет как сензитивный к

развитию творческого мышления.

Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, не просто принимать на

веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды,

мнения.

Ребенок претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется отношение детей к

дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Существенно меняется

характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей

положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Для школьника данного

возрастного периода важна объективная оценка его деятельности.

Центральное место в учебной мотивации в средних классах занимает мотив самоутверждения; на

нее влияет и самооценка подростка – ее неустойчивость, смена критериев и др. Специфика интересов в 12-

17 летнем возрасте заключается в том, что они служат потребности общения со сверстниками: общие

интересы дают повод к общению, определяют его содержание, средства. В большинстве случаев ребенок

интересуется тем, чем интересуются его друзья.

Объем программы. Программа рассчитана на 144 часа обучения (36 недель 2 занятия в неделю по

2 академических часа). 1 модуль с 1 сентября по 31 декабря 64 часа, 2 модуль с 1 января по 31 мая 80

часов. В данной программе представлено содержание работы на двух этапах: 1 – начальной подготовки, 2

– учебно-тренировочной.

Формы обучения и виды занятий. Основной формой обучения является очная форма обучения;

допускаются дистанционное, индивидуальное, в том числе ускоренное обучение, регламентируемые

локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения города Ульяновска

«Средняя школа №21»;

Формы и методы проведения занятий: групповая форма работы: спортивные тренировки.

Комплектование в группы свободное, по собеседованию.

Для освоения данной программы возможно формирование разновозрастных групп обучающихся,

при этом для более старших ребят дополняются теоретические знания, усложняются практические задания.

Для усвоения материалов программы, а также для достижения результатов (выполнения разрядных

требований, выступление на соревнованиях различного уровня) необходимы выездные занятия для работы

с картой на местности, на различных тренировочных полигонах; для отработки приемов работы с компасом,

технических приемов туристско - спортивного многоборья и физического развития необходимы занятия на

открытых площадках, в лесопарковых зонах, на склонах.

Режим занятий. Занятия проводятся в спортивном зале два раза в неделю по два академических

часа.

В случае карантинных мер, при вынужденном переходе на дистанционное обучение академический

час сокращается.

1.2. Цели и задачи программы

Цель

программы

-

всестороннее

физическое

развитие,

способствующее

совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств,

выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной

подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- освоить технику игры в волейбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

Развивающие:

- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья

занимающихся;

-

повышение

уровня

физической

подготовленности,

совершенствование

технико-

тактического мастерства;

5

6

- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.

Основной показатель работы спортивной школы по волейболу - стабильность состава

занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных

требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных

показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и

теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и

юношеских сборных команд страны,

результаты участия в соревнованиях. Выполнение

нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда. В комплексном

зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере

компенсируют более низкие в других).

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в

условиях школы.

Воспитательные:

- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил

юных спортсменов;

- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к

общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

1.3. Содержание программы

Тема 1.1. Введение.

Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских

спортсменов.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная

гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных

факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.

Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по гимнастике,

легкой атлетике, спортивным играм.

Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Физические упражнения: преодоление искусственных и

естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелазания.

передвижения в висе и упоре, передвижения с грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре.

Тема 1.3.-2.1 Общая физическая подготовка (ОФП)

Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на

снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание; подъем из виса в

упор переворотом; подъем силой на перекладине.

Тема 2.2. Техническая подготовка (ТП)

Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые

нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки

Тема 2.3. Специальная физическая подготовка (СФП)

Подвижные игры. Эстафеты

Тема 2.4. Тактическая подготовка (ТП)

Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.

Тема 2.5. Контрольно-оценочные и переводные испытания

Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча

после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол по правилам.

Учебный план.

п/п

Блок / Наименование темы

Количество часов

Формы

аттестаци

и/

контроля

Всего

Теория

Практика

6

7

МОДУЛЬ 1

1.

Тема 1.1. Введение.

История

возникновения

и

развития волейбола.

Правила

безопасности

при

занятиях

волейболом.

Правила

игры.

Понятие

о

гигиене,

правила

гигиены личной и общественной.

Режим дня спортсмена.

6

4

2

Беседа.

2.

Тема

1.2.

Общеразвивающие

упражнения (ОРУ)

20

0

20

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

3.

Тема 1.3. Общая физическая

подготовка (ОФП)

(Подготовительные

упражнения.)

38

2

36

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

Итого модуль 1:

64

6

58

МОДУЛЬ 2

4

Тема 2.1. Общая физическая

подготовка (ОФП)

(Подготовительные

упражнения.)

16

0

16

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

5

Тема

2.2.

Техническая

подготовка (ТП)

(Стойка

игрока.

Приёмы

и

передачи

мяча

двумя

руками

снизу,

двумя

руками

сверху.

Подачи

снизу.

Прямые

нападающие

удары.

Защитные

действия - блоки, страховки).

14

2

12

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

6

Тема

2.3.

Специальная

физическая подготовка (СФП)

(Подвижные игры. Эстафеты).

36

36

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

7.

Тема

2.4.

Тактическая

подготовка (ТП)

(Тактика подач. Тактика передач.

Тактика приёмов мяча).

10

2

8

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

7.

Тема

2.5.

Контрольно-

оценочные

и

переводные

испытания

4

4

контрольные

нормативы

согласно

возрасту

Итого модуль 2:

80

4

76

7

8

Итого:

144

24

120

1.4. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Волейбол» являются:

- формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

людей, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу,

к труду, к другим людям;

- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;

- умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах

выживания в природе;

- понимания значимости туризма для общефизической подготовки и укрепления здоровья

человека;

- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;

- следовать на занятиях инструкциям;

- вносить коррективы в свою работу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

-

самостоятельно

выполнять

комплексы

упражнений,

направленных

на

развитие

физических качеств;

- туристическим умениям и навыкам;

- работать индивидуально и в группе;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и

потребностей;

- беречь и защищать природу, экологически мыслить.

Коммуникативные УУД;

Обучающиеся научатся:

- следовать традициям старших ребят, участников районных туристических соревнований;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- выслушивать друг друга;

- рассказывать о режиме дня школьников, о личной гигиене;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

- определять влияние занятий физическими упражнениями на здоровье человека.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять активную деятельность в коллективе;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

- характеризовать основные физические качества.

Предметные результаты

характеризуют опыт учащихся, который приобретается и

закрепляется в процессе освоения предмета:

-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю

зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

8

9

Учащиеся должны знать и уметь:

По завершении обучения обучающиеся должны

Знать:

основы строения и функций организма;

влияние

занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую

системы;

правила оказания первой помощи при травмах;

гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;

правила игры в волейбол;

места занятий и инвентарь.

Уметь:

выполнять программные требования по видам подготовки;

владеть основами техники и тактики волейбола;

правильно применять технические и тактические приемы в игре.

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Модуль 1:

п.п.

Мес

яц

Числ

о

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведе

ния

Форма

контрол

я

1.

Введение

новых

знаний.

2

Правил

а игры

и

соревно

ваний.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Беседа

2.

Диагност

ическое

2

Истори

я

возникн

овения

и

развити

я

волейбо

ла.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Беседа

3.

Диагност

ическое

2

Правил

а

безопас

ности

при

занятия

х

волейбо

лом.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

беседа

4.

Диагност

ическое

2

Техник

а

передви

жений

стоек,

останов

ок.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Анализ

в

ходе

просмот

ра

9

10

5.

Диагност

ическое

4

Техник

а

верхних

передач

. Игра

Значени

е ОФП

в

подгото

вке

волейбо

листов.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Медици

нская

комисс

ия

6.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Техник

а

нижних

передач

. Игра

Правил

а игры в

волейбо

л.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Опрос

7.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Группо

вые

упражн

ения.

Игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Опрос

8.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Упражн

ения в

движен

ии.

Учебна

я игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Опрос

9.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Техник

а

нижней

прямой

подачи.

Учебна

я игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

-

10.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Техник

а

верхней

прямой

подачи.

Учебна

я игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

-

10

11

11.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Игровы

е

взаимод

ействия

.

Учебна

я игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

12.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Группо

вые

упражн

ения.

Учебна

я игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

13.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Одиноч

ное

блокиро

вание.

Учебна

я игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

14.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Верхня

я

передач

а мяча в

прыжке

.

Учебна

я игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

15.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Прием

мяча

снизу

двумя

руками.

Учебна

я игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

16.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Прямой

напада

ющий

удар

через

сетку.

Учебна

я игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

17.

Введение

новых

знаний.

Комбини

4

Упражн

ения с

мячом в

парах

через

МБОУ

СШ

№21,

спортив

Контро

ль

11

12

рованное.

Практиче

ская

работа

сетку.

Учебна

я игра.

ный зал

18.

Введение

новых

знаний.

Комбини

рованное.

Практиче

ская

работа

4

Техник

а

верхней

прямой

подачи.

Учебна

я игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

Итого

модуль 2:

64

Модуль 2:

п.п.

Мес

яц

Числ

о

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведе

ния

Форма

контрол

я

19.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Передача

мяча сверху

двумя

руками из

глубины

площадки.

Прямой

нападающий

удар.

Учебная игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

20.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Сочетание

способов

перемещений

. Прием мяча

снизу двумя

руками от

сетки.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

21.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Гигиена и

самоконтрол

ь. Учебная

игра

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

22.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Передача

мяча снизу

двумя

руками.

Прямой

нападающий

удар

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

12

13

сильнейшей

рукой.

Учебная

игра.

23.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Передача

мяча одной

рукой сверху,

имитация

нападающего

удара.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

24.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Прием снизу

двумя

руками.

Одиночное

блокировани

е. Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

25.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Влияние

физических

упражнений

на организм

занимающих

ся.

Групповое

блокировани

е. Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

26.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

передачи

мяча.

Блокировани

е ударов с

задней

линии.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

27.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

приема мяча.

Имитация

нападающего

удара.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

28.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

4

Передача

мяча одной

рукой сверху

в прыжке.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

13

14

Практическая

работа

Нападающий

удар с задней

линии.

Учебная

игра.

29.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

подач.

Взаимодейст

вие игроков

передней

линии.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

30.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

приема мяча.

Подача мяча

на игрока,

слабо

владеющего

приемом

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

31.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Передача

мяча сверху

двумя

руками, стоя

спиной к

направлению

передачи.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

32.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Прием мяча

снизу двумя

руками.

Нападающий

удар

сильнейшей

рукой.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

33.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Передача

мяча снизу

после

перемещения

. Зонное

блокировани

е. Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

34.

Введение

новых

4

Прием мяча

снизу двумя

МБОУ

СШ

Контро

ль

14

15

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

руками от

сетки,

Одиночное

блокировани

е. Учебная

игра.

№21,

спортив

ный зал

35.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Передача

мяча двумя

руками

сверху в

прыжке.

Прямой

нападающий

удар.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

36.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

приема мяча.

Имитация

нападающего

удара и

обман одной

рукой.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

37.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

передачи

мяча.

Чередование

способов

нападающего

удара.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

38.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Чередование

способов

подач.

Имитация

второй

передачи и

обман.

Учебная

игра.

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

39.

Введение

новых

знаний.

Комбинирова

нное.

Практическая

работа

4

Контрольно-

оценочные и

переводные

испытания

МБОУ

СШ

№21,

спортив

ный зал

Контро

ль

15

16

Итого модуль

2:

80

Итого (модуль

1 + модуль 2):

144

2.2. Условия реализации программы.

1.

Кадровое обеспечение.

- квалифицированный педагог дополнительного образования, категория которого

соответствует профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования»).

2.

Материально-техническое обеспечение.

Спортивный инвентарь:

волейбольные мячи -15-20 штук;

набивные мячи - на каждого обучающегося;

перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;

гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;

волейбольная сетка;

гимнастические маты;

баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;

Спортивные снаряды:

гимнастические скамейки – 3-5 штук;

гимнастическая стенка – 6 пролетов.

3.

Информационно-методическое обеспечение

· Разработанные видео-уроки.

· Методическая литература для педагога, литература для учащихся.

· Фонд работ обучающихся

· Фонд методических пособий, разработок педагогов

· Наглядные пособия

· Альбомы по искусству

2.3. Формы аттестации

Основной показатель работы группы по волейболу - выполнение в конце каждого года

программных

требований

по

уровню

подготовленности

занимающихся,

выраженных

в

количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной,

теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного

годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической

подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для

отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень

учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к

соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях

изученных технических приемов и тактических действий.

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения

детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в

виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода

16

17

зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных

упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в

форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения

степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования

программы и методов обучения.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической

подготовке контрольно-переводные зачеты.

Результаты контрольных испытаний являются

основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень

учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к

соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях

изученных технических приемов и тактических действий.

По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования,

переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив остаются в группе

на повторный курс обучения.

МОНИТОРИНГ реализации программы

Вид контроля

Форма

и

содержание

Дата проведения

1.Вводный контроль.

Собеседование,

тренировочные занятия

Сентябрь

2.Текущий контроль.

Соревнования,

тренировочные занятия

В течение года.

3.Промежуточный

контроль

Соревнования

Ноябрь, апрель

4.Контрольно-

оценочные

и

переводные

испытания

Контрольные

испытания.

Соревнования.

Декабрь

Май

Контрольные и календарные игры:

- Участие в первенстве школы по волейболу;

- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;

- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;

- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и

необходимость проявления высоких нравственных качеств;

- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.

2. 4. Оценочные материалы

Оценка успешности усвоения программного материала проводится в форме наблюдения за

учащимися. Данные заносятся в таблицу по каждому разделу программы и оценивается в балах.

1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

2 балла – за «не во всём верный ответ»;

3 балла – за «правильный ответ».

Оценочные материалы представлены в Приложениях к данной программе.

После изучения каждого раздела, проходит текущая диагностика, отслеживание, на сколько

дети усвоили данную тему. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку

суммируются.

2.5. Методические материалы.

Дидактические материалы:

- Правила игры в волейбол.

- Правила судейства в волейболе.

17

18

- Положение о соревнованиях по волейболу.

Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.

- Инструкции по охране труда.

2.6. Соответствие программы нормативным документам

1.

Нормативно-правовое обеспечение программы. В настоящее время содержание,

роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в

следующих нормативных документах:

2.

•Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

3.

· Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

4.

· Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;

5.

· Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации

и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9

ноября 2018 г. № 196»;

6.

·

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

7.

· СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

8.

· Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических

рекомендациях»

вместе

с

(вместе

с

Методическими

рекомендациями

по

организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных

программ);

9.

· Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и

Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и

осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных

программ»;

10.

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок

применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных

программ»;

11.

· «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных

программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных

программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

12.

Устав МБОУ СШ № 29;

13.

Локальные нормативные акты

18

19

2.7. Список литературы

Список литературы для педагогов

1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). -

Краснодар, 2001.

2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП),

1983 (УТТ), 1985 (ГСС).

3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.

4. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 2000.

5. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 2014.

6. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1009.

7. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 2012.

8. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 2014.

9. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 2013.

10. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 2012.

Список литературы для детей и родителей

1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е

издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.

2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 2008.

3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 2010.

19



В раздел образования