Напоминание

"Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в ходе строительных игр". для детей 2-3 лет


Автор: Тузова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: г.Н.Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в ходе строительных игр". для детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное

учреждение «Детский сад № 41

(МБДОУ «Детский сад № 41»)

Методическая разработка «Сенсомоторное развитие детей раннего

возраста в ходе строительных игр».

(для детей 2-3 лет)

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Тузова И.Е.

г. Нижний Новгород

«Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в ходе

строительных игр».

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития

дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается

познание. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на

полноценное восприятие.

Сенсомоторная культура - это умение управлять движением и эмоциями, это

согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Сенсомоторика -

это, как говорится в энциклопедии, взаимокоординация сенсорных и моторных

компонентов деятельности. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже

«моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить

его. Только при ощупывании предмета двумя руками происходит его пространственное

изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы

эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо

развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким

образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Педагогическая диагностика по задачам сенсорного развития на момент прихода

детей в ДОУ выявила, что его показатели у большинства детей находятся на стадии

формирования:

1. Узнавание цвета, группировка предметов по признаку цвета.

2. Сравнение по величине двух предметов.

3. Подбор по образцу основных геометрических фигур.

4. Умение обследовать предметы

5. Называние 4 основных цветов спектра.

Поэтому основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет я

сочла создание условий для формирования их восприятия.

Я основывалась на исследованиях (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.), что прежде

всего, сенсорное развитие ребёнка происходит в действиях с предметами (подбор

предметов в пары и др.), продуктивных действиях (простейшие постройки из кубиков и

др.), упражнениях и дидактических играх.

Поэтому я решила формировать у воспитанников сенсомоторные способности

через конструктивно-модельную деятельность.

Сначала я интегрировала задачи сенсорного развития и конструирования:

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в

конструктивно-модельной деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

Помогать обследовать детали, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать

движения рук по предмету или детали в процесс знакомства с ним (обводить руками

части, ощупывать, гладить).

Организую конструктивную деятельность в режиме дня в двух направлениях:

совместной деятельности с детьми и самостоятельной продуктивной деятельности.

С целью развития сенсомоторных способностей в конструировании мною

используются различные методы: наблюдение, проблемная ситуация, сюрпризный

момент, чтение, рассматривание предмета (обследование), демонстрация образца, показ

способов действия.

Стараюсь включать сенсомоторные процессы у детей в ходе всей строительной игры:

1).Вначале знакомлю детей с реальным предметом, отмечаю сенсорные признаки

(величину или цвет или форму, части). Например, при рассматривании во время прогулки

домов обращаю внимание малышей на то, что есть большие дома, а есть маленькие. У

дома есть прямоугольное окно, дверь, треугольная крыша у маленького дома. Такое

целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их образ

в своих постройках.

2). Мотивирую создание постройки и необходимость ее сооружения событиями

несложного и понятного детям сюжета. Начиная сооружать постройку, создаю

проблемную ситуацию («Ко мне прибежали животные и жаловалисЬ, что им негде жить,

как помочь?» Эти же приёмы необходимы на этапе обыгрывания, т. к. высокая активность

и интерес детей в период строительства часто значительно снижаются на этом этапе.

Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой

задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как

средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от

воспитателя.

3).Знакомлю с деталями строительного материала, из которого можно выполнить

постройку (кубик, кирпичик, трехгранная призма (крыша), пластина, цилиндр (труба), с

вариантами расположения строительных форм на плоскости. Одновременно обращаю

внимание на форму сторон деталей. «Принеси мне, пожалуйста, кирпичик и кубик, чтобы

построить стены, поставь крышу».

4). Выполняю образец постройки, сопровождая показом и подробным объяснением

процесса возведения постройки.

5). Во время создания постройки детьми стараюсь вовремя помочь ребенку, если тот после

демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать.

Стремлюсь к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными

способами: домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков, двух

кубиков и призмы, в таком домике уже может поселиться животное.

6).Самое важное, считаю, показать малышам, как использовать данную постройку для

игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально

игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении детей

раннего возраста их нужно использовать особенно часто. Прошу подобрать игрушки

соответствующего размера для построек..

7). Анализируя детскую деятельность, отмечаю не только ее результаты (правильность и

аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, обследовали

предметы и выполняли отдельные действия и т. д.. («Алёша, ты подобрал кирпичики

одинаковой длины, и у тебя получилась ровная стена»).

8). После показываю детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место.

Далее на двух слайдах представлены задачи сенсомоторного развития по темам,

«Машина едет по дороге», «Мебель для матрёшек».Для успешного овладения

сенсомоторными способностями в конструктивной деятельности большую роль играет

развивающая предметно-пространственная среда.

В группе создан центр конструктивной деятельности. В него входят:

мелкий (настольный) строительный материал,

крупный (напольный) строительный материал,

набор кубов-вкладышей,

картинки и простейшие операционные карты;

фабричные и нестандартные конструкторы из разных материалов,

элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,

мягкий крупногабаритный конструктор,

мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т. д.

трубки, колечки, палочки, пробки, губки, различные контейнеры и др.

картинки построек, «алгоритмы» их выполнения.

Набор мягкого крупногабаритного конструктора «Пастбище» представляет собой

загородку и фигуры пасущихся домашних животных и их детёнышей.

Объемность и яркие цвета создают основу для развития у детей сенсорных

способностей - практического освоения и знакомства детей с:

- размерами: большой, маленький;

- основными цветами: красный, жёлтый, синий, зелёный.

Несмотря на заданность сюжета будущей постройки, вариантов построек можно

придумать множество.

Задачи сенсомоторного развития при работе с мягким модулем решаются :

• при непосредственном пространственном конструировании (расположение в длину

друг за другом) (длинный и короткий заборчик), расположение в высоту (соединение

друг с другом (башенка) и т. д. ,

• при создании элементов декорации в сюжетно-ролевой игре (кровать для куклы,

скамейка, животные и т.д.)

• при организации двигательной активности (воротца для подлезания и прокатывание

мяча, препятствия для перешагивания).

Велика роль занятий с мягким модулем для психологической разгрузки детей и

желания конструировать, видоизменять, экспериментировать,

изготавливать постройки для себя в натуральную величину.

В процессе конструирования с мягким конструктором решаются задачи программы:

продолжать учить детей сооружать элементарные постройки, учить разворачивать игру

вокруг собственной постройки, способствовать развитию вариативного

расположения строительных форм в пространстве, учить детей непосредственно

включаться в практическую деятельность.

Малыши в нашей группе с большим удовольствием играют с кубами-вкладышами со

сторонами от 45 см.до 20 см.. В комплект входят 4 куба разного объёма и цвета. Чем

интересен этот комплект? В ходе игр с ним формируются представления о цвете,

размере, объёме. Занятия с ними могут быть самыми разными: «Покажи самый

маленький куб», «Поставь синий куб на зелёный», «Спрячь жёлтый куб», «Какой куб

позади синего?» Так, при игре с кубами уточняются сенсорные представления детей, а

также развиваются общая моторика и сенсорные ощущения. Кроме всего прочего, кубы

служат хранилищем разных предметов и используются в предметных играх ( в качестве

стола, табурета, плиты, домика для животных, транспорта), где закрепляются

пространственные и цветовые представления.

Мною был сделан необычный конструктор – из древесных спилов круглой и полукруглой

формы. Вначале набор такого материала использовала как заместители в предметных

играх. Но потом поняла, что с его помощью можно решать все сенсорные задачи: от

ощущений разной степени шероховатости поверхности коры и сердцевины до

определения формы, размера и положения в пространстве. Даже такие простейшие

постройки из спилов, как дорожка или башенка способствуют активизации двигательной

активности детей. А сооружение из такого конструктора мебели (стульев, столов,

диванов) помогает создать сказочную ситуацию, развивает предпосылки воображения.

Безопасный и лёгкий набор деталей из губки используем для закрепления

представлений о форме деталей и их названиях (кирпичик, крыша, кубик, брусок).

Используем для закрепления тем «Мебель», «Домик», «Ворота». Этот конструктор

использую с подгруппой детей даже для сооружения целой улицы.

Напольные заготовки-коробки разной формы для постройки крупных

сооружений из нескольких частей формируют у воспитанников представления о целом

образе и деталях. Так, по теме «Домик», собирая постройку из коробок разной формы,

ребёнок закрепляет названия деталей «кубик», «крыша», «кирпичик», а также

придумывает названия нестандартным деталям: «пистолет», «окно». Различные

нанизыватели, которые украшают стороны заготовок, развивают мелкую моторику и

представления о цвете.

Конструктор «Сетчатый», детали его необычны тем, что имеют чёткую форму, но

полые внутри. Такие сетчатые кубы, цилиндры («трубы») дети используют, чтобы

соорудить мебель, вольеры . Так, при освоении темы «Загон для животных» стараюсь,

чтобы воспитанники строили из разных конструкторов. В итоге получаются загородки

разные по размеру и материалу. В сетчатые загоны дети помещают мелкие фигурки

животных, ставят их рядом, получаются вольеры.

Большое количество используемого дополнительного материала (катушек,

трубочек, палочек, коробок и прочего) натолкнуло меня на мысль о создании

конструктора из картонных трубочек. Этот специфичный конструктор используется

нами для сооружения забора, башни и других построек по усмотрению детей.

Доступность материала делают этот конструктор незаменимым в разных игровых

ситуациях.

Ещё один вид конструктора - фетровый. Геометрические фигуры разного цвета в

силу своей универсальности используются для плоскостного конструирования образов

предметов из нескольких частей. Выстроив воротца из строительных деталей, ребёнок

выкладывает их плоскостное изображение. Даже не овладев сложными аналитико-

синтетическими способностями, дети могут подобрать фигурки по цвету или форме и

выложить их в определённом порядке, в итоге получая художественный образ,

зачастую узнаваемый.

Ожидаемые результаты в сенсомоторном развитии детей посредством

строительных игр:

Дети смогут найти предмет такого же цвета по просьбе взрослого.

Смогут группировать предметы по одному признаку.

Смогут различить и назвать 3-4 основных цвета.

Сумеют обследовать предмет.

Смогут ориентироваться в двух разных величинах (большой - маленький).

Литература:

1.

Образовательная программа дошкольного образования (МБДОУ

«Детский сад № 41»).

2.

Литвнова О.Э Конструирование с детьми раннего дошкольного

возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 года:

«Издательство «Детство- Пресс»,2019.

3.

И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» 2-3 года,2015.



В раздел образования