Автор: Тузова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: г.Н.Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в ходе строительных игр". для детей 2-3 лет
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение «Детский сад № 41
(МБДОУ «Детский сад № 41»)
Методическая разработка «Сенсомоторное развитие детей раннего
возраста в ходе строительных игр».
(для детей 2-3 лет)
Подготовила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Тузова И.Е.
г. Нижний Новгород
«Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в ходе
строительных игр».
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития
дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается
познание. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на
полноценное восприятие.
Сенсомоторная культура - это умение управлять движением и эмоциями, это
согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Сенсомоторика -
это, как говорится в энциклопедии, взаимокоординация сенсорных и моторных
компонентов деятельности. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже
«моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить
его. Только при ощупывании предмета двумя руками происходит его пространственное
изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы
эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо
развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким
образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Педагогическая диагностика по задачам сенсорного развития на момент прихода
детей в ДОУ выявила, что его показатели у большинства детей находятся на стадии
формирования:
1. Узнавание цвета, группировка предметов по признаку цвета.
2. Сравнение по величине двух предметов.
3. Подбор по образцу основных геометрических фигур.
4. Умение обследовать предметы
5. Называние 4 основных цветов спектра.
Поэтому основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет я
сочла создание условий для формирования их восприятия.
Я основывалась на исследованиях (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.), что прежде
всего, сенсорное развитие ребёнка происходит в действиях с предметами (подбор
предметов в пары и др.), продуктивных действиях (простейшие постройки из кубиков и
др.), упражнениях и дидактических играх.
Поэтому я решила формировать у воспитанников сенсомоторные способности
через конструктивно-модельную деятельность.
Сначала я интегрировала задачи сенсорного развития и конструирования:
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в
конструктивно-модельной деятельности, постепенно включая все виды восприятия.
Помогать обследовать детали, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать
движения рук по предмету или детали в процесс знакомства с ним (обводить руками
части, ощупывать, гладить).
Организую конструктивную деятельность в режиме дня в двух направлениях:
совместной деятельности с детьми и самостоятельной продуктивной деятельности.
С целью развития сенсомоторных способностей в конструировании мною
используются различные методы: наблюдение, проблемная ситуация, сюрпризный
момент, чтение, рассматривание предмета (обследование), демонстрация образца, показ
способов действия.
Стараюсь включать сенсомоторные процессы у детей в ходе всей строительной игры:
1).Вначале знакомлю детей с реальным предметом, отмечаю сенсорные признаки
(величину или цвет или форму, части). Например, при рассматривании во время прогулки
домов обращаю внимание малышей на то, что есть большие дома, а есть маленькие. У
дома есть прямоугольное окно, дверь, треугольная крыша у маленького дома. Такое
целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их образ
в своих постройках.
2). Мотивирую создание постройки и необходимость ее сооружения событиями
несложного и понятного детям сюжета. Начиная сооружать постройку, создаю
проблемную ситуацию («Ко мне прибежали животные и жаловалисЬ, что им негде жить,
как помочь?» Эти же приёмы необходимы на этапе обыгрывания, т. к. высокая активность
и интерес детей в период строительства часто значительно снижаются на этом этапе.
Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой
задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как
средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от
воспитателя.
3).Знакомлю с деталями строительного материала, из которого можно выполнить
постройку (кубик, кирпичик, трехгранная призма (крыша), пластина, цилиндр (труба), с
вариантами расположения строительных форм на плоскости. Одновременно обращаю
внимание на форму сторон деталей. «Принеси мне, пожалуйста, кирпичик и кубик, чтобы
построить стены, поставь крышу».
4). Выполняю образец постройки, сопровождая показом и подробным объяснением
процесса возведения постройки.
5). Во время создания постройки детьми стараюсь вовремя помочь ребенку, если тот после
демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать.
Стремлюсь к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными
способами: домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков, двух
кубиков и призмы, в таком домике уже может поселиться животное.
6).Самое важное, считаю, показать малышам, как использовать данную постройку для
игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально
игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении детей
раннего возраста их нужно использовать особенно часто. Прошу подобрать игрушки
соответствующего размера для построек..
7). Анализируя детскую деятельность, отмечаю не только ее результаты (правильность и
аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, обследовали
предметы и выполняли отдельные действия и т. д.. («Алёша, ты подобрал кирпичики
одинаковой длины, и у тебя получилась ровная стена»).
8). После показываю детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место.
Далее на двух слайдах представлены задачи сенсомоторного развития по темам,
«Машина едет по дороге», «Мебель для матрёшек».Для успешного овладения
сенсомоторными способностями в конструктивной деятельности большую роль играет
развивающая предметно-пространственная среда.
В группе создан центр конструктивной деятельности. В него входят:
мелкий (настольный) строительный материал,
крупный (напольный) строительный материал,
набор кубов-вкладышей,
картинки и простейшие операционные карты;
фабричные и нестандартные конструкторы из разных материалов,
элементарные игрушки-вкладыши и нанизыватели,
мягкий крупногабаритный конструктор,
мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц и т. д.
трубки, колечки, палочки, пробки, губки, различные контейнеры и др.
картинки построек, «алгоритмы» их выполнения.
Набор мягкого крупногабаритного конструктора «Пастбище» представляет собой
загородку и фигуры пасущихся домашних животных и их детёнышей.
Объемность и яркие цвета создают основу для развития у детей сенсорных
способностей - практического освоения и знакомства детей с:
- размерами: большой, маленький;
- основными цветами: красный, жёлтый, синий, зелёный.
Несмотря на заданность сюжета будущей постройки, вариантов построек можно
придумать множество.
Задачи сенсомоторного развития при работе с мягким модулем решаются :
• при непосредственном пространственном конструировании (расположение в длину
друг за другом) (длинный и короткий заборчик), расположение в высоту (соединение
друг с другом (башенка) и т. д. ,
• при создании элементов декорации в сюжетно-ролевой игре (кровать для куклы,
скамейка, животные и т.д.)
• при организации двигательной активности (воротца для подлезания и прокатывание
мяча, препятствия для перешагивания).
Велика роль занятий с мягким модулем для психологической разгрузки детей и
желания конструировать, видоизменять, экспериментировать,
изготавливать постройки для себя в натуральную величину.
В процессе конструирования с мягким конструктором решаются задачи программы:
продолжать учить детей сооружать элементарные постройки, учить разворачивать игру
вокруг собственной постройки, способствовать развитию вариативного
расположения строительных форм в пространстве, учить детей непосредственно
включаться в практическую деятельность.
Малыши в нашей группе с большим удовольствием играют с кубами-вкладышами со
сторонами от 45 см.до 20 см.. В комплект входят 4 куба разного объёма и цвета. Чем
интересен этот комплект? В ходе игр с ним формируются представления о цвете,
размере, объёме. Занятия с ними могут быть самыми разными: «Покажи самый
маленький куб», «Поставь синий куб на зелёный», «Спрячь жёлтый куб», «Какой куб
позади синего?» Так, при игре с кубами уточняются сенсорные представления детей, а
также развиваются общая моторика и сенсорные ощущения. Кроме всего прочего, кубы
служат хранилищем разных предметов и используются в предметных играх ( в качестве
стола, табурета, плиты, домика для животных, транспорта), где закрепляются
пространственные и цветовые представления.
Мною был сделан необычный конструктор – из древесных спилов круглой и полукруглой
формы. Вначале набор такого материала использовала как заместители в предметных
играх. Но потом поняла, что с его помощью можно решать все сенсорные задачи: от
ощущений разной степени шероховатости поверхности коры и сердцевины до
определения формы, размера и положения в пространстве. Даже такие простейшие
постройки из спилов, как дорожка или башенка способствуют активизации двигательной
активности детей. А сооружение из такого конструктора мебели (стульев, столов,
диванов) помогает создать сказочную ситуацию, развивает предпосылки воображения.
Безопасный и лёгкий набор деталей из губки используем для закрепления
представлений о форме деталей и их названиях (кирпичик, крыша, кубик, брусок).
Используем для закрепления тем «Мебель», «Домик», «Ворота». Этот конструктор
использую с подгруппой детей даже для сооружения целой улицы.
Напольные заготовки-коробки разной формы для постройки крупных
сооружений из нескольких частей формируют у воспитанников представления о целом
образе и деталях. Так, по теме «Домик», собирая постройку из коробок разной формы,
ребёнок закрепляет названия деталей «кубик», «крыша», «кирпичик», а также
придумывает названия нестандартным деталям: «пистолет», «окно». Различные
нанизыватели, которые украшают стороны заготовок, развивают мелкую моторику и
представления о цвете.
Конструктор «Сетчатый», детали его необычны тем, что имеют чёткую форму, но
полые внутри. Такие сетчатые кубы, цилиндры («трубы») дети используют, чтобы
соорудить мебель, вольеры . Так, при освоении темы «Загон для животных» стараюсь,
чтобы воспитанники строили из разных конструкторов. В итоге получаются загородки
разные по размеру и материалу. В сетчатые загоны дети помещают мелкие фигурки
животных, ставят их рядом, получаются вольеры.
Большое количество используемого дополнительного материала (катушек,
трубочек, палочек, коробок и прочего) натолкнуло меня на мысль о создании
конструктора из картонных трубочек. Этот специфичный конструктор используется
нами для сооружения забора, башни и других построек по усмотрению детей.
Доступность материала делают этот конструктор незаменимым в разных игровых
ситуациях.
Ещё один вид конструктора - фетровый. Геометрические фигуры разного цвета в
силу своей универсальности используются для плоскостного конструирования образов
предметов из нескольких частей. Выстроив воротца из строительных деталей, ребёнок
выкладывает их плоскостное изображение. Даже не овладев сложными аналитико-
синтетическими способностями, дети могут подобрать фигурки по цвету или форме и
выложить их в определённом порядке, в итоге получая художественный образ,
зачастую узнаваемый.
Ожидаемые результаты в сенсомоторном развитии детей посредством
строительных игр:
Дети смогут найти предмет такого же цвета по просьбе взрослого.
Смогут группировать предметы по одному признаку.
Смогут различить и назвать 3-4 основных цвета.
Сумеют обследовать предмет.
Смогут ориентироваться в двух разных величинах (большой - маленький).
Литература:
1.
Образовательная программа дошкольного образования (МБДОУ
«Детский сад № 41»).
2.
Литвнова О.Э Конструирование с детьми раннего дошкольного
возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 года:
«Издательство «Детство- Пресс»,2019.
3.
И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» 2-3 года,2015.