Автор: Елена Леонидовна Волошина
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МБОУ Степновская школа
Населённый пункт: Степное с
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: Контрольно-измерительные материалы по курсу "Биология"
Раздел: среднее образование
Контрольно-измерительные материалы
по курсу «Биология» для 5,6,8,9 классов
Содержание
1.
Аннотация ……………………………………………………………………………2
2.
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 класса. Контрольная работа
№ 1«Итоговая»…………………………………………………………………….…3
3.
3.1.Биология 6 класс. Контрольная работа №1 по теме: «Строение
покрытосеменных растений»……………………………………………………….12
3.2. Контрольная работа №2 . Тема: «Жизнедеятельность организмов»….....13
4.
Биология. 8 класс. Контрольная работа № 1
«Итоговая»…………………………………………………………………………...16
5.
Контрольная работа №1 по теме: «ОСНОВЫ
ГЕНЕТИКИ»……………………………………………………………………….22
6.
Контрольная работа № 2 по теме:
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды» ……………….......................25
7.
Заключение………………………………………………….....................................30
Аннотация
Данное пособие предназначено для учителей биологии общеобразовательной школы.
В пособии представлены контрольно-измерительные материалы для проведения входной,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
обучающихся
5-11
класса.
Контрольно-
измерительные
материалы
составлены
с
учетом
требований,
предусмотренных
Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлены
на проверку личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Работы содержат задания различного уровня сложности (базового, повышенного и
сложного), а именно тесты, установи соответствие, работа с текстом, работа с
изображениями.
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 класса
Контрольная работа № 1 Итоговая.
I вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа.
Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте.
1.
Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым
строением называют:
1) тканью
2) органом
3) слоевищем
4) симбиозом
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1)
наблюдением
2)
измерением
3)
сравнением
4)
экспериментом
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите,
какой цифрой обозначено её ядро.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4.
Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
растение растёт?
1)
покровная
2)
проводящая
3)
основная
4)
образовательная
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических
веществ в природе.
1)
бактерии
2)
растения
3)
птицы
4)
животные
6. Грибы размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Тело лишайников образовано организмами
1) бактерией и водорослью
2) грибом и водорослью
3) деревом и грибом
4) грибом, водорослью, бактерией
8. Дуб и клен произрастают в
1) тайге
2) саванне
3) широколиственном лесу
4) тропическом лесу
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Крот 1) Водная
Б) Тюлень 2) Почвенная
В) Стриж 3) Наземно-воздушная
Г) Заяц
Д) Акула
А
Б
В
Г
Д
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так
решили.
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1)
ландыш
2)
ель
3)
огурец
4)
кедр
5)
сосна
6)
береза
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет рысь?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Африка
4) Антарктида
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тундра
2) саванна
3) тропический пояс
4) тайга
13.
Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного
человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели
членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти
люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)_______________________________
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 класса
Контрольная работа № 1 Итоговая.
II вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа.
Для заданий 9,10,11,13 запишите ответ в указанном месте.
1.
Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
1)
организмом
2)
неживой природой
3)
живой природой
4)
тканью
2.
Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз.
Такой метод называют
1)
наблюдением
2)
моделированием
3)
сравнением
4)
экспериментом
3.
Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите,
какой цифрой обозначено её вакуоль.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических,
носят название
1) автотрофы
2) хищники
3) гетеротрофы
4) хвойные
5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
образованы покровы тела?
1)
эпителиальная
2)
мышечная
3)
нервная
4)
соединительная
6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Цианобактерии – это представители царства
1) бактерией
2) прокариот
3) растений
4) древних водорослей
8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует
1) мох сфагнум
2) почвенная бактерия
3) папоротник орляк
4) гриб подберезовик
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Летучая мышь 1) Водная
Б) Окунь 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная
Г) Морж
Д) Кенгуру
А
Б
В
Г
Д
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так
решили.
ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь
Ответ:
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1)
сосна
2)
ландыш
3)
ягель
4)
кедр
5)
крапива
6)
кукуруза
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Антарктида
3) Африка
4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тайга
2) саванна
3) широколиственный лес
4) тундра
13.
Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного
человека.
Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного
человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя
орудия
труда.
Предполагают,
что
именно
эти
существа
впервые
научились
использовать огонь и строить простые жилища из веток.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы
Задания №№1-8 оцениваются в 1 балл, № 9-13 в 2 балла. Максимальный первичный
балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
I вариант
Правильные ответы:
№
задания
Ответ
№
задания
Ответ
1
2
9
21331
2
2
10
см. критерии
3
2
11
245
4
4
12
324
5
1
13
см. критерии
6
3
7
2
8
3
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ: Ковыль. Всё остальное относится к царству животным.
Указания к оцениванию
Баллы
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное
объяснение, позволяющее считать его «лишним».
2
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее»
понятие, ИЛИ ответ отсутствует
0
Максимальный балл
2
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
1) Внешнее сходство
2) Членораздельная речь
3) Изготовление сложных орудий
4) Умение украшать жилища
Указания к оцениванию
Баллы
Приведены четыре элемента верного ответа.
2
Приведено только два из элементов ответа.
1
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует
0
Максимальный балл
2
II вариант
Правильные ответы:
№
задания
Ответ
№
задания
Ответ
1
3
9
31213
2
2
10
см. критерии
3
4
11
256
4
3
12
343
5
1
13
см. критерии
6
3
7
1
8
4
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)
Примерный ответ: Бурундук. Всё остальное относится к царству
растений.
Указания к оцениванию
Баллы
Указано «лишнее» понятие и представлено логически
правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним».
2
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить
«лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует
0
Максимальный балл
2
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
1)
Передвижение на двух ногах
2)
Изготовление орудий труда
3)
Умение использовать огонь
4)
Умение строить простые жилища
Указания к оцениванию
Баллы
Приведены четыре элемента верного ответа.
2
Приведено только два из элементов ответа.
1
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ
отсутствует
0
Максимальный балл
2
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
18-17
16-13
12-9
8 и менее
Биология 6 класс
Контрольная работа №1 по теме: «Строение покрытосеменных растений»
Вариант 1
Часть А. Выберите 1 правильный ответ из предложенных:
1.К какой группе организмов по питанию относят растения?
а) гетеротрофы б) сапрофиты в) автотрофы г)паразиты
2. Зародыш семени пшеницы состоит из:
а) зародышевого корешка, стебелька, почечки; б) семядоли, эндосперма, почечки;
в) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма;
г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки.
3. Какой орган относят к генеративным органам?
а) цветок б) стебель в) лист г) корень
4. Из перечисленных растений выберите двудольное:
а) рожь б)лук в) горох г) тюльпан
5. Какая зона корня расположена за зоной роста?
а) деления б) всасывания в)корневой чехлик г) зона проведения.
6. Усики гороха – это видоизменённые:
а) корни б)стебли; в)побеги; г) листья.
7. Стебель деревьев растет в толщину за счет деления клеток:
а) луба; б) камбия; в) древесины; г) сердцевины.
8. К покровным тканям относятся:
а) пробка и луб; б) кожица и луб; в) пробка и кожица; г) кора и камбий.
Часть В. Внимательно прочитайте задания и запишите ответы.
9. Рассмотри строение цветка, запиши цифры по порядку и название частей
цветка. Какие из них относятся к главным и почему?
10.Установит
е
соответствие
между
частями
растений и функциями, которые они выполняют. Функции повторяются!
Части растений Функции
А) ситовидные трубки 1) запасающая
Б) кожица 2) транспортная
(проводящая)
В) устьице 3) газообмен
Г) сердцевина 4) защитная
Д) сосуды стебля
Е) чечевички
Ж) корнеплоды
11. Ответь на вопрос: Что такое соцветия, на какие группы они делятся?
Приведи примеры.
Контрольная работа №1 по теме: «Строение покрытосеменных растений»
Вариант 2
Часть А. Выберите 1 правильный ответ из предложенных:
1.Какие органы характерны только для покрытосеменных растений?
а) стебель, листья, корень б) плод, цветок в) семя, листья, корень г) побег, цветок,
плод
2. Какой орган относят к вегетативным органам?
а) стебель б) цветок в) плод г) семя
3. В растении воду и минеральные соли проводят:
а) ситовидные трубки б) лубяные волокна в) сосуды г) волокна древесины.
4. Корни, отрастающие от главного корня, - это:
а) воздушные б) придаточные в) дыхательные г) боковые;
5. Где находится запас питательных веществ у двудольных растений?
а) в эндосперме б) в семядолях в) в корешке г) в семенной кожуре
6. Клубень – это видоизменённый:
а) побег б) лист в) плод г) корень
7. Что образуется из генеративной почки?
а) лист б) стебель в) корень г) цветок
8. Устьица существуют для:
а) защиты б) газообмена и испарения воды в) водообмена г) теплообмена.
Часть В. Внимательно прочитайте задания и запишите ответы.
9.Рассмотри внутреннее строение стебля, напиши цифры по порядку и названия
частей стебля
10. Установите соответствие между плодами и растениями, у которых этот плод:
Плоды Растения
А) Ягода 1) пшеница
Б) Костянка 2) черёмуха
В) Орех 3) горох
Г) Зерновка 4) фундук
Д) Боб
5) клюква
Е) Стручок
6) капуста
Ж) Коробочка
7)мак
11.Ответь на вопрос: какие 4 вида цветков существуют? Приведи примеры.
6 класс. Ответы к контрольной. Всего: 29 баллов.
Контрольная работа №1 по теме: «Строение покрытосеменных растений»
Вариант - 1 Вариант - 2
Часть А:
1-В
2-Г
3-А
4-В
5-Б
6-Г
7-Б
8-В
Всего- 8 баллов
Часть А:
1-Б
2-А
3-В
4-Г
5-Б
6-А
7-Г
8-Б
Всего- 8 баллов
Часть В
9. 1) завязь
2) столбик
3) рыльце
4) тычиночная нить
5) пыльник
6) лепестки (венчик)
7) чашелистики (чашечка)
Главные части цветка- это тычинка
и пестик, (1 б) т. к. они участвуют в
половом размножении. (1 б)
Всего- 9 баллов
Часть В
9. 1) кожица
2) пробка
3) луб
4) камбий
5) древесина
6) сердцевина
7) сосуды
8) ситовидные трубки
9) чечевички
Всего- 9
баллов
10. А-2
Б- 4
В-3
Г-1
Д-2
Е-3
Ж-1
Всего – 7 баллов
10. А-5
Б- 2
В-4
Г-1
Д-3
Е-6
Ж-7
Всего – 7 баллов
11. Соцветие –это группы цветков,
расположенные близко к друг другу
в определённом порядке. (1 б)
Группы соцветий:
1) Сложные- метёлка(сложная
кисть); сложный колос; сложный
зонт. (1 б)
2) Простые- корзинка, початок,
11. Виды цветков:
1) Правильный- это симметричный
относительно центра (или можно
провести несколько плоскостей
симметрии)
2) Неправильный- это не
симметричный относительно центра
(или можно провести только одну
головка, завиток, щиток, простой
колос, простой зонтик, простая
кисть. (1б)
Всего – 5 баллов
плоскость симметрии). Например
горох, шалфей
3) Обоеполый – есть и тычинки и
пестики
4) Раздельнополые – это имеют
только либо тычинки или только
пестики Например кукуруза, огурец.
Всего – 5 баллов
Разбалловка:
29-25= «5»
24-20= «4»
19-15= «3»
МЕНЬШЕ 14= «2»
Разбалловка:
29-25= «5»
24-20= «4»
19-15= «3»
МЕНЬШЕ 14= «2»
Контрольная работа № 2
Тема: «Жизнедеятельность организмов»
1вариант
I.Выберите правильный ответ.
1 В организме энергия выделяется в результате
А)размножения
Б)движения
В)обновления клеток
Г)расщепления сложных веществ
2.Всасывание воды с растворёнными минеральными веществами осуществляется в
зоне
А)деления
Б)роста
В)всасывания
Г)проведения
3.При недостатке фосфора у картофеля
А)желтеет край листа
Б)бледнеют листья
В)появляются бурые пятна
Г)увеличивается урожай
4.Необходимым условием для протекания процесса фотосинтеза является:
А)хлорофилл и солнечный свет
Б)органические вещества и кислород
В)вода и углекислый газ
Г)А+В
5.Бактерии, получающие органические вещества из отмерших остатков организмов,
это-
А)автотрофы
Б)сапротрофы
В)паразиты
Г)симбионты
6.Рыбы, личинки земноводных дышат
А)всей поверхностью
тела
Б)жабрами
В)трахеями
Г)легкими
7.Движение органических веществ в растении осуществляется по
А)сердцевине
Б)древесине
В)коре
Г)пробке
8.Транспорт кислорода в организме позвоночных животных обеспечивают
А)эритроциты
Б)лейкоциты
В)тромбоциты
Г)плазма
9.Сердце птиц имеет
А)1 камеру
Б)2 камеры
В)3 камеры
Г)4 камеры
10.Выделения у млекопитающих осуществляется с помощью
А)почек
Б)нефридий
В)мальпигиевых сосудов
Г) всей поверхности тела
II.Соотнесите
А) Названия животных с типом их питания
1.Растиельноядные
2.Плотоядные
3.Всеядные
А)окунь
Б)бурый медведь
В)шмель
Г)волк
Б)Названия удобрений и группу к которой они относятся
1.Минеральные
2. Органические
А)Торф
Б)Навоз
В)Калийные
Г)Фосфорные
III.Закончите предложение
1.Длинные трубки, представляющие собой мертвые клетки растений, поперечные
перегородки между которыми растворились, называются …….
2.Оганизмы использующие в процессе питания готовые органические вещества - ……
3. Специальные образования в кожице листьев и стеблей растений, через которые
осуществляется газообмен - ….
Контрольная работа № 2
Тема: «Жизнедеятельность организмов»
2вариант
I.Выберите правильный ответ.
1 Животные расходуют много энергии на
А)размножение
Б)движение
В)обновление клеток
Г)расщепление сложных веществ
2.Поглощение воды при помощи корней называют
А)корневым давлением
Б)дыханием
В)почвенным питанием
Г)воздушным питанием
3.При недостатке калия у растений
А)желтеет край листа
Б)бледнеют листья
В)появляются бурые пятна
Г)увеличивается урожай
4.В результате фотосинтеза образуется:
А)хлорофилл и солнечный свет
Б)органические вещества и кислород
В)вода и углекислый газ
Г)А+В
5.Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов, это-
А)автотрофы
Б)сапротрофы
В) симбионты
Г) паразиты
6.Насекомые дышат
А)всей поверхностью
тела
Б)жабрами
В)трахеями
Г)легкими
7.Движение минеральных веществ в растении осуществляется по
А)сердцевине
Б)древесине
В)коре
Г)пробке
8.Свертывание крови при повреждении кровеносных сосудов обеспечивают
А)эритроциты
Б)лейкоциты
В)тромбоциты
Г)плазма
9.Сердце рыб имеет
А)1 камеру
Б)2 камеры
В)3 камеры
Г)4 камеры
10.Выделения у дождевого червя осуществляется с помощью
А)почек
Б)нефридий
В)мальпигиевых сосудов
Г) всей поверхности тела
II.Соотнесите
А) Названия животных с типом их питания
1.Растиельноядные
2.Плотоядные
3.Всеядные
А)кобра
Б)тушканчик
В)лось
Г)кабан
Б)Названия удобрений и группу к которой они относятся
1.Минеральные
2. Органические
А)Перегной
Б)Компост
В)Азотные
Г)Птичий помёт
III.Закончите предложение
1.Живые вытянутые клетки растений, поперечные перегородки которых пронизаны
порами, называются …….
2.Оганизмы, которые сами производят органические вещества - ……
3. Специальные образования в пробковом слое коры растений, через которые
осуществляется газообмен - ….
Ключи
1вариант
Выберите правильный ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
г
в
а
г
б
б
в
а
г
а
Соотнесите
А
Б
А
Б
В
Г
А
Б
В
Г
2
3
1
2
2
2
1
2
Закончите предложение
1.сосуды
2.гетеротрофы
3.устьица
2вариант
Выберите правильный ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
в
в
б
г
в
б
в
б
б
Соотнесите
А
Б
А
Б
В
Г
А
Б
В
Г
2
1
1
3
2
2
1
2
Закончите предложение
1.ситовидные трубки
2.автотрофы
3.чечевички
Биология. 8 класс
Контрольная работа № 1 «Итоговая»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводиться 40 минут(1урок).
Работа состоит из 3 частей (часть А, часть В и часть С) всего 28 заданий.
К каждому заданию части А (А1-А23 ) предложены 4 варианта ответа, из которых
только один правильный. При выполнении части В: в заданиях В26 необходимо
установить соответствие, а при выполнении задания В 24-25 выбрать только три
правильных ответа. Часть С – практическая. В задании С27 нарисовать схему, подписать
обозначения, С28 , вписать термины. Правильный ответ заданий (А1-А23) оценивается
по 1 баллу, В24-26 балла по 2 балла, С27-С28 по 3 балла. Баллы, полученные вами за все
выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше
заданий и набрать как можно баллов.
Желаем успеха!
Вариант №1
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх
предложенных.
А1 Физиология человека — это наука, изучающая
1)
душевную жизнь человека
2)
строение тела человека и его органов
3)
функции человеческого организма и его органов
4) происхождение человека
А2. По теории эволюции рудиментом у человека является
1)хвост
2)
многососковость
3)
ушные мышцы
4)
все перечисленное
верно
А3. У представителей негроидной расы волосы
1)
курчавые 3) прямые, обычно мягкие
2)
прямые, обычно жёсткие 4) курчавые или волнистые
А4 Органоид клетки участвующий во внутриклеточном пищеварении
1) ядро 2) рибосома 3) митохондрия 4) лизосома
А5. Какую структуру ткани не относят к типу соединительных тканей.
1)кровь 2) хрящ
3)жировая клетчатка 4) плоский эпителий
А6. В каком отделе позвоночника у человека 7 позвонков
1) грудной 2) шейный 3)поясничный
4)крестцовый
А7 Кровь относят к тканям
1) нервным 2) мышечным 3) соединительным 4) эпителиальным
А8. Гемоглобин находится в
1) тромбоцитах 2) лейкоцитах 3) эритроцитах 4) плазме
А9 Самые большие кровеносной сосуды
1) артерии 2)вены 3)капилляры 4) венечная
А10 Органом голосообразования является
1) бронх 2)гортань 3)трахея
4)глотка
А11. В каком отделе мозга находится дыхательный центр
1)
больших полушариях 3)продолговатом мозге
2)
мозжечке 4) мосте
А12. Какой отдел пищеварительного тракта содержит ворсинки для всасывания
1) тонкий кишечник 2) пищевод
3)
толстый кишечник 4) желудок
А13. В клетках тела из аминокислот строятся
1)
молекулы крахмала 4)жиры
2)
белки 5)витамины
3)глицерин и жирные кислоты 6) глюкозу
А14. Источником энергии для организма не могут являться
1)
белки 2) углеводы 3) жиры 4) вода и минеральные соли
А15. Особенно много витамина С содержится
1)
в рыбьем жире 2) во фруктах и овощах 3) в мясе 4)в злаках
А16 Потовые железы расположены в
1) эпидермисе 2 ) мышечных тканях
3) собственно коже (дерме) 4) жировой клетчатке
А17 Структурной и функциональной единицей почки является
1) корковое вещество 2) почечная лоханка
3) мозговое вещество 4) нефрон
А18 Все жизненные процессы в организме протекают под контролем систем
1) кровеносной и лимфатической 2)нервной и кровеносной
3)нервной и гуморальной 4) кровеносной и гуморальной
А19. За координацию тела человека в пространстве отвечает
1)
продолговатый мозг 3)мозжечок
2)
спинной мозг 4)мост
А20. Анализатор состоит из
1)
рецептора, воспринимающего раздражение
2)
центров в коре больших полушарий головного мозга
3)
проводящих путей получения информации
4)
всё перечисленное верно
А22 Рецепторы глаза, воспринимающие световое раздражение, находятся на:
1)роговице 2)радужке 3)сетчатке 4)сосудистой оболочке
А21 Слуховые косточки в среднем ухе — это
1)
стремечко и молоточек
2)
наковальня и
стремечко
3)барабанная перепонка, молоточек и наковальня 4)молоточек, наковальня и
стремечко
А22 Рефлексы, которые могут формироваться и исчезать, в течение жизни И.П. Павлов
назвал
1) условные 2) положительные 3) безусловные 4) отрицательные
А23 К врождённым программам поведения относят:
1)условный рефлекс 2) рассудительная деятельность 3) запечатление 4)
стереотип
Задания уровня В Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
24.Выберите правильные утверждения.
1)
У людей негроидной расы тёмный цвет кожи.
2)
У людей монголоидной расы толстые губы и густые курчавые волосы.
3)
Для людей европеоидной расы характерны светлая кожа и мягкие волосы.
4)
Расы подразделяются на семейства.
5)
Расы — группы людей разных видов.
6)
Расовые признаки имели приспособительное значение.
25.Скелет выполняет ряд функций, среди которых
1)опорная
2)
проведение нервных импульсов
3)защитная 4)участие в обмене веществ
5) энергетическая 6) двигательная
Установите соответствие
26. Установите соответствие между камерами сердца и кровью, поступающей в
них.
Камеры сердца: Тип крови:
А) правое предсердие 1) венозная
Б) правый желудочек 2) артериальная
В) левый желудочек
Г) левое предсердие
Задания части С: практическая работа
27. Нарисуйте и подпишите части оптической системы глаза и покажите ход и
проецирование лучей у человека с хорошим зрением.
28. Опишите признаки артериального кровотечения и этапы оказания первой
помощи при артериальном кровотечении.
Биология. 8 класс
Контрольная работа № 1 «Итоговая»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводиться 40 минут(1урок).
Работа состоит из 3 частей (часть А, часть В и часть С) всего 28 заданий.
К каждому заданию части А (А1-А23 ) предложены 4 варианта ответа, из которых
только один правильный. При выполнении части В: в заданиях В26 необходимо
установить соответствие, а при выполнении задания В 24-25 выбрать только три
правильных ответа. Часть С – практическая. В задании С27 нарисовать схему, подписать
обозначения, С28 , вписать термины. Правильный ответ заданий (А1-А23) оценивается
по 1 баллу, В24-26 балла по 2 балла, С27-С28 по 3 балла. Баллы, полученные вами за все
выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше
заданий и набрать как можно баллов.
Желаем успеха!
Вариант №2
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх
предложенных.
А1 Психология человека — это наука, изучающая
1)
душевную жизнь человека
2)
строение тела человека и его органов
3)
функции человеческого организма и его органов
4) происхождение человека
А2. Атавизмом у человека является
1) сильно развитый волосяной покров 2)хвост
3)
многососковость 4)всё перечисленное верно
А3. У представителей монголоидной расы волосы
1)курчавые 2) прямые, обычно мягкие
3)прямые, обычно жёсткие 4) курчавые или волнистые
А4 Органоидом в клетке, содержащим наследственную информацию, является
1) ядро 2) рибосома 3) митохондрия 4) лизосома
А5. К плоским костям относится(ятся)
1)плечевая кость 2)
лучевая кость
3)кости свода черепа 4)
позвонки
А6. Пояс верхних конечностей включает
1)
лопатки и ключицы 3)лопатки, ключицы, грудину, рёбра
2)
лопатки, ключицы, грудину 4) всё перечисленное верно
А7 Кровь относят к тканям
1) нервным 2) мышечным 3) соединительным 4) эпителиальным
А8. К амёбовидному движению способны
1)эритроциты 2)лейкоциты 3) тромбоциты 4)эритроциты и лейкоциты
А9 Среди сосудов кровеносной системы различают
1) артерии 2)вены 3)капилляры 4) все перечисленное верно
А10 Газообмен происходит в
1)гортани 2)носоглотке
3) лёгких 4)бронхах
А11. Дыхательный центр находится в
1)больших полушариях 2)продолговатом мозге
3)
мозжечке 4) мосте
А12. Важную роль при обработке пищи в ротовой полости играет язык,
который её
1)
перемешивает 3)перемещает в сторону глотки
2)направляет к зубам 4)всё перечисленное верно
А13. Во время подготовительной фазы обмена жиры распадаются на
1)
аминокислоты 3)вода и углекислый газ
2)
глицерин и жирные кислоты 4) глюкозу
А14. Источником энергии для организма не могут являться
1)белки 2)углеводы 3)жиры 4)вода и минеральные соли
А15. «Куриная слепота» возникает при недостатке витамина
1)А 2)В 3)С 4)Е
А16. В коже синтезируется витамин
1)F 2) В 3)D 4)С
А17 Структурной и функциональной единицей почки является
1)корковое вещество 2)почечная лоханка
3)мозговое вещество 4)нефрон
А18. К центральной нервной системе относят
1)головной и спинной мозг 3)головной мозг и нервы
2) спинной мозг и нервные узлы 4)нервы и нервные
окончания
А19. За координацию тела человека в пространстве отвечает
1)продолговатый мозг 3)мозжечок
2)спинной мозг 4)мост
А20. Рецепторы слуха, воспринимающие звуковое раздражение, находятся в
1)
ушной раковине 2) улитке 3) среднем ухе 4) полукружных каналах
А21 Слуховые косточки в среднем ухе — это
1)
стремечко и молоточек
2)
наковальня и
стремечко
3)барабанная перепонка, молоточек и наковальня
4)молоточек, наковальня и стремечко
А22 Рефлекс который вырабатывается в течении жизни при определенных условиях,
И.П. Павлов назвал
1) условный 2) положительней 3) безусловный 4) отрицательный
А23 К приобретенным программам поведения относят:
1)условный рефлекс 2) безусловный рефлекс 3) запечатление 4) инстинкт
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
24.
Заболевания, вызванные отсутствием необходимого витамина, — это
1)
грипп 2) бери-бери 3) рахит 4) туберкулёз 5) цинга 6) ангина
25 Кожа выполняет функции
1) защитную 2) терморегуляторную
3) синтез витамина В 4) рецепторную
5) синтез витамина А 6) энергетическую
Установите соответствие
26 Установите соответствие между людьми и группами их крови
Группа крови: Люди:
А) 1 1) донор и реципиент
Б) 2 2) универсальный донор
В) 3 3) универсальный
Г) 4
Задания части С: практическая работа
27 Нарисуйте и подпишите части оптической системы глаза и покажите ход и
проецирование лучей у человека близорукого.
28 Опишите признаки венозного кровотечения и этапы оказания первой
помощи при венозном кровотечении.
Бланк ответов
№
задания
Правильный
ответ
бал
лы
№
задания
Правильный
ответ
Бал
лы
А1
А13
А2
А14
А3
А15
А4
А16
А5
А17
А6
А18
А7
А19
А8
А20
А9
А22
А10
А23
А11
А12
Часть В
В24
В25
В26
А
Б
В
Г
С27
Оптичес
кая
система
(рис.
схема)
С28
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_______________________________________________
Итого из 35б
Критерии оценки:
Оценка «5» если правильных ответов 80-100% (от 28б до 35б)
Оценка «4» если правильных ответов 60 -79 % (от 21 до 27 б)
Оценка «3» если правильных ответов 30 - 59% (от 10 до 20б)
Оценка «2» если правильных ответов менее 30% (от 0 до 9б)
Биология 9 класс
Контрольная работа №1 по теме:
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Вариант 1
Часть А. Выберите один правильный ответ
А1.Носителями наследственной информации в клетке являются
1) хлоропласты 2) хромосомы 3) митохондрии 4) рибосомы
А2. Аллель - 1) место гена в хромосоме 2) общее количество генов в хромосоме
3) форма существования гена
А3.Способность организма передавать особенности строения, функции своему
потомству, -
1) доминантность 2) наследственность 3) эпистаз 4) изменчивость
А4. Способность организмов воспроизводить себе подобных —
1) регенерация 2) размножение 3) осеменение 4) гаметогенез
А5.Совокупность генов в диплоидном наборе хромосом организма человека называют
–
1) генофонд 2) генотип 3) кариотип 4) фенотип
А6. Совокупность всех признаков организма на определенной стадии онтогенеза
называют
1) генотипом 2) геномом 3) фенотипом 4) кариотипом
А7. Укажите генотип гетерозиготной особи
1) Аа 2) аа 3) ААВВ 4) ав
А8.Признак, проявляющийся у гибридов и подавляющий развитие другого признака,
называют
1) гомозиготным 2) гетерозиготным 3) доминантным 4) рецессивным
А9. Второй закон Г. Менделя называется законом
1) чистоты гамет 2) расщепления3) пополнения 4) неполного
доминирования
А10. Полный ответ
Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если генотип
женщины Аа, а у мужчины – аа (А-наличие веснушек)
1) 0% 2) 25% 3) 50% 4) 75%
А11. Полиплоидия заключается в:
1) изменении числа отдельных хромосом 2)изменении структуры хромосом 3)кратном
изменении гаплоидных наборов хромосом 4)изменении структуры отдельных генов
А12. Если родительские организмы отличаются друг от друга по одному признаку,
скрещивание называется:
1) Дигибридным 2)полигибридным 3)моногенным 4)моногибридным
А13. Продуктивность животных в условиях улучшенного кормления и ухода
улучшается, что иллюстрирует изменчивость
1) мутационную 2) комбинативную 3) модификационную 4) соотносительную
А14. Аутбридинг – это:
1) скрещивание между особями одной породы 2) скрещивание между особями разных
пород
3) скрещивание неродственных форм одного вида 4) нет верного ответа
А15. Сцепленными называют гены, находящиеся в:
1) одной хромосоме 2) половых хромосомах 3) гомологичных хромосомах 4)
аутосомах
Часть В Вставьте пропущенные слова
В1. Гены, локализованные в половых хромосомах, но к полу никакого отношения не
имеющие называются – гены … с полом.
В2. Все хромосомы, кроме половых, называются — …. .
Выберите один или более одного правильного ответа для каждого задания.
В3. В селекции животных применяются следующие методы:
А. экспериментальное получение полиплоидов Б. метод испытания производителей
по потомству
В. массовый отбор Г. неродственная гибридизация Д. близкородственная
гибридизация
В4. Установите соответствие между характером признака и его характеристикой.
Характеристика Вид признака
1. Признаки, определяемые путем измерений А. Качественные
2. Признаки, определяемые описательным путем Б. Количественные
3. Окраска цветов
4. Масса животного
5. Форма ушной раковины
6. Половые различия
Часть С Решить задачи:С1. У томатов ген, обусловливающий красный цвет
плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у
растений при скрещивании гетерозиготных красных с желтыми?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Вариант 2
Часть А. Выберите один правильный ответ
А1. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью
(рецессивный признак)?
1) 100% белые 2) 25% белых особей и 75% черных 3) 50% белых особей и 50%
черных
4) 100% черные особей
А2. Укажите вид взаимодействия аллелей, при котором гибриды первого поколения
отличаются
по фенотипу от обеих гомозиготных родительских особей
1) полное доминирование 2) неполное доминирование3) частичное доминирование4)
разное доминирование
А3. Кариотип – это:
1) половые хромосомы 2) все хромосомы особи 3) генотип + фенотип 4)
соматические хромосомы
А4. Пол потомства определяется
1) типом яйцеклетки 2) типом сперматозоида 3) случайно 4) временем оплодотворения
А5. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена в
1) в определенном локусе хромосом 2) половой хромосоме 3) аутосоме 4) ДНК
А6. Дигибридное скрещивание:
1) это скрещивание по двум парам аллельных генов 2) принципиально отличается от
моногибридного
3) это скрещивание по одному признаку 4) это скрещивание по разным признакам
А7. Генеалогический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:
1) хромосомных наборов 2) родословной людей 3) развития признаков у близнецов
4) обмена веществ у человека
А8. Анализирующее скрещивание:
1) проводят с целью выяснения генотипа особи 2) скрещивание любой особи с
гетерозиготной
3) скрещивание любой особи с гомозиготной 4) скрещивание двух и более
гомозиготных особей
А9. При полном доминировании рецессивный ген подавляется доминантным
1) часто 2)иногда 3)всегда 4)никогда
А10. Какой закон проявляется во втором поколении при моногибридном
скрещивании?
1) взаимодействия генов 2) расщепления 3) полного доминирования 4) неполного
доминирования
А11. Совокупность генов всех особей в популяции – это:
1) генотип 2) кариотип 3) ген 4) генофонд
А12. Если родительские организмы отличаются друг от друга по двум и более
признакам, скрещивание называется:
1) Дигибридным 2)полигибридным 3)моногенным 4)моногибридным
А13. Фенотип особи – это:
1) совокупность всех признаков организма, за исключением наследственного
материала
2) совокупность всех признаков популяции 3) совокупность признаков вида 4)
совокупность признаков рода
А14. При скрещивании родительских растений ночной красавицы из чистых линий с
красными и белыми цветками все гибриды имели розовую окраску цветков. Это
явление называют:
1) полным доминированием 2) неполным доминированием 3) полимерным
доминированием
4) кодоминированием
А15. Дигетерозигота с генотипом АаВв образует:
1) 2 типа гамет 2) 3 типа гамет 3) 4 типа гамет 4) 8 типов гамет
Часть В.Вставьте пропущенные слова
В1.Факторы, порождающие мутации – это …
В2. Норма реакции – это пределы …изменчивости. Она определяется генотипом и
поэтому …из поколения в поколение.
Выберите один или более одного правильного ответа для каждого задания.
В3. Микроорганизмы используют в промышленном производстве:
А. витаминов Б. муки В. минеральных солей Г. кефира Д. лекарственных препаратов
Е. гормонов
В4. Установите соответствие между характером признака и его характеристикой.
Характеристика Вид признака
1. Признаки, определяемые путем измерений А. Качественные
2. Признаки, определяемые описательным путем Б. Количественные
3. Окраска цветов
4. Масса животного
5. Форма ушной раковины
6. Половые различия
Часть С. Решить задачи
С1.У
человека
шестипалость
является
доминантным
геном по
отношению
к
пятипалости. Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба
родителя гетерозиготные шестипалые?
ОТВЕТЫ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
Вариант 1
Часть А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
3
4
3
3
1
Часть В
1
2
3
4
БД
1Б2А3А4Б5А6А
Вариант 2
Часть А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
2
4
1
2
3
Часть В
1
2
3
4
АГД
1Б2А3А4Б5А6А
Контрольная работа № 2 по теме:
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Вариант 1.
1. Экологический критерий вида включает
А) особенности внешнего строения особей одного вида
Б) ареал распространения особей одного вида
В) совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид или
пищевые связи
Г) сходные процессы жизнедеятельности
2. Преобладание в популяции старых особей говорит о том, что следует
ожидать
А) роста численности популяции
Б) случайного изменения численности данной популяции
В) сокращения численности популяции
Г) сохранения численности популяции на постоянном уровне
3. Цепи выедания начинаются с:
А) продуцентов
Б) консументов
В) редуцентов
Г) травоядных животных
4. Под биотическим фактором понимают:
А) сумму воздействия живых организмов
Б) воздействие человека на организмы
В) факторы неживой природы
5. Основоположником учения о биогеоценозе является ученый:
А) В.И. Вернадский
Б) В.Н. Сукачев
В) Н.И. Вавилов
Г) А. Тенсли
6. К каким последствиям может привести увеличение в биоценозе
численности травоядных животных? (Выберите три верных ответа)
А) увеличение численности видов хищников
Б) сокращение численности паразитов
В) изменение режима осадков
Г) уменьшение травостоя
Д) увеличение численности паразитов
Е) уменьшение количества хищников.
7. Установите соответствие между компонентами биогеоценоза и
организмами, их составляющими
Компоненты биогеоценоза Организмы
А) продуценты 1. Майский жук
Б) консументы 2. Василек луговой
В) редуценты 3. Опенок
4. Береза
5. Кузнечик
6. Дождевой червь
8. Установите соответствие:
Факторы среды
А) абиотические 1. Постройка плотины
Б) биотические 2. Рельеф местности
В) антропогенные 3. Температура
4. Паразитизм
5. Плотность популяции
6. Нефть в океане
9. Расположите в правильном порядке звенья в цепи питания:
1) воробей
2) гусеница
3) капуста
4) ястреб- перепелятник
(Определите кол-во звеньев и трофических уровней в пищевой цепи)
10. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько
нужно фитопланктона, чтобы вырастить 1 кг окуней, если цепь питания
имеет вид:
Фитопланктон ---- зоопланктон -----рыбья молодь ------ окунь
Контрольная работа № 2 по теме:
«Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Вариант 2.
1. Физиологический критерий вида включает:
А) особенности внешнего строения особей одного вида
Б) ареал распространения особей одного вида
В) совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид
Г) сходные процессы жизнедеятельности особей вида
2. Преобладание в популяции молодых половозрелых особей говорит о том,
что следует ожидать:
А) рост численности популяции
Б) случайное изменение численности данной популяции
В) сокращение численности популяции
Г) сохранение численности популяции на постоянном уровне
3. Цепи разложения начинаются с:
А) мертвого растительного опада
Б) живых растений
В) редуцентов
Г) паразитов и сапрофитов
4. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
А) весенние разливы рек
Б) вырубка леса
В) внесение в почву удобрений
5. Как называют лишайнико- травянистый биогеоценоз?
А) тундра
Б) тайга
В) пустыня
Г) саванна
6. Факторы, регулирующие численность видов в биогеоценозах (Выберите
три правильных варианта ответов):
А) изменение количества корма
Б) изменение числа хищников
В) промысловая охота
Г) инфекционные заболевания
Д) рыбная ловля на удочку
Е) строительство загородного дома
7. Установите соответствие между компонентами биогеоценоза и
организмами, их составляющими
Компоненты биогеоценоза Организмы
А) Редуценты 1) Автотрофные организмы
Б) Продуценты 2) Растительноядные организмы
В) Консументы 3) Плотоядные организмы
4) Зеленые растения
5) Организмы, разрушающие сложные
органические вещества
6) Организмы, превращающие
органические вещества в минеральные
8. Установите соответствие:
Биотические взаимоотношения
А) Конкуренция 1) Борьба оленей из-за самки
Б) Хищничество 2) Клубеньки на корнях бобовых
растений
В) Симбиоз 3) Землеройка в погоне за жужелицей
4) Сова и мышь
5) Масленок в сосновом лесу
6) Синицы и воробьи зимой на
кормушке
9. Расположите в правильном порядке звенья в цепи питания:
1) гусеница
2) синицы
3) дубы
4) коршуны
(Определите кол-во звеньев и трофических уровней в пищевой цепи).
10. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько
нужно фитопланктона, чтобы в речке выросла одна щука массой 10 кг, если
цепь питания имеет вид: фитопланктон
зоопланктон
плотва
щука
Ответы к контрольной работе №3 «Взаимосвязь организмов и окружающей
среды»
Вариант 1
1. В 7. А – 2 4 8. А – 2 3 9. 3214 (4)
2. В Б – 1 5 Б – 4 5 10. 1000 кг
3. А В – 3 6 В – 1 6
4. А
5. Б
6. А, Г, Д
Вариант 2
1. Г 7. А – 5 6 8. А – 1 6 9. 3124 (4)
2. А Б – 1 4 Б – 3 4 10. 10 000 кг
3. А В – 2 3 В – 2 5
4. А
5. А
6. А, Б, Г
Критерии оценивания:
Задание 1 – 5 по 1б. (max -5б)
Задание 6 – 9 по 2б, если даны все правильные ответы
1б., если 1 ошибка
0б, если 2 и более ошибок
Задание 10 – 1б
Всего 14б
13-14б – «5»
10-12б – «4»
7-9б – «3»
<7 - «2»
Заключение
Основным требованием при оценке образовательных достижений
обучающихся
остается
обеспечение
полноты
проверки
усвоения
изучаемого
материала,
т.е.
обязательной
подготовки,
которая
зафиксирована в стандарте.
Комплект контрольно-измерительных материалов, предназначен для
проверки сформированности у выпускников различных общеучебных
умений и способов действий: использовать биологическую терминологию;
распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять
биологические процессы и явления,
используя различные способы
представления информации (таблица, график, схема); устанавливать
причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать
выводы; решать качественные и количественные биологические задачи;
использовать теоретические знания в практической деятельности и
повседневной жизни. Диагностические контрольные работы разработаны и
составлены с использованием тестовой технологии, используемой на ГИА.
Поскольку значение таких технологий в образовательном процессе
неуклонно растет, актуальным является внедрение тестовых методов
оценки качества знаний уже с 5 класса. Это позволяет более качественно
подготовить обучающихся к будущей итоговой аттестации в 9 классе и
единому государственному экзамену в 11 классе.
Контрольно-измерительные материалы, представленные в работе,
предназначены, прежде всего, для учителя, но могут быть использованы и
обучающимися для самоконтроля, а также для повторения материала при
подготовке к итоговой аттестации.