Автор: Шмидт Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№1"Березка"
Населённый пункт: Кемеровская область,пгт.Тяжинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития"
Раздел: дошкольное образование
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Шмидт Татьяна Ивановна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1»
Работа строилась в рамках единого образовательного пространства
«детский сад – ребенок – семья».
Педагогическая наука признает значение театра в художественно-
эстетическом развитии детей. Но чаще всего театрализованная деятельность
не находит широкого применения в педагогической практике в ДОУ,
поэтому существует дефицит восприятия театрального
искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей
Между тем театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь
воспитателю в
художественно-эстетическом развитии детей, развивает эмоциональную
сферу ребенка.
ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития
детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и
склонностями
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, для
развития
эстетических чувств детей.
Перед нами стояли следующие задачи: развивать художественное
восприятие,
эмоциональную отзывчивость, творческие способности,
воображение ,фантазию;
сформировать опыт эмоциональных навыков поведения детей .
Решению этих задач нам помогает театр-студия «В гостях у сказки» целью
которого
является художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Театр-студия помогает нам ввести детей в мир художественной культуры,
способствует
воспитанию художественно-эстетического вкуса, развивает творческую
активность,
инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании
художественного образа ; формирует умение передавать мимикой, позой,
жестом,
движением основные эмоции ; развивает представления о нравственных
качествах человека .
Идея создания театра-студии появилась в ходе работы с детьми в период
адаптации
воспитанников к детскому саду.
Для преодоления робости и застенчивости детей мы вовлекали их в образно-
ролевые игры, в
которых нет необходимости вступать детям во взаимодействие друг с
другом. Когда ребенок
изображал два противоположных образа одного и того же героя ( например
сначала зайчика
трусливого, потом смелого), он получал огромное удовольствие. Это
поддерживало его
положительную самооценку, вызывало желание взять на себя другие роли-
образы. Затем
дети с удовольствием участвовали в играх драматизациях . Постепенно даже
застенчивые
детки стали активно участвовать в драматизация стихов и потешек .
увлечение детей
Родители с воодушевлением принялись мастерить костюмы, проявляя чудеса
изобретательности и оказывая помощь друг другу в подборе нужных
аксессуаров и
изготовлении декораций.
Перезваниваясь и встречаясь семьями вместе с детьми, совещаясь и
советуясь друг с
другом по поводу костюмов и декораций к спектаклям, родители быстро
сдружились. В
атмосфере взаимного доверия на родительском собрании в форме круглого
стола, в
индивидуальных и групповых беседах мы доносили до родителей мысль, что
без
приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности
ребенка. Родители
сами убедились в важности художественно – эстетического воспитания
поскольку оно тесно
связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным
развитием,
формированием духовно-нравственных ценностей .
Благодаря сотворчеству детей и взрослых, родители стали активными
участниками
педагогического процесса и художественно – эстетического воспитания
детей. Кто
принимает участие в изготовлении декораций к спектаклям , кто сочиняет
сказку в стихах
для презентации проекта по здоровьесбережению, кто сочиняет стихи вводя в
пьесу много
новых героев , чтобы все желающие могли принять участие в спектакле , а
кто то принимает
участие в подготовке и проведении литературно - музыкальных гостиных.
Одна из семей
воспитанников охотно приняла предложение сыграть роли лисы Алисы и
кота Базилио.
Зрители были в восторге от игры родителей .
Мы привлекали к постановкам в спектакле и подготовке и проведению
театрально
литературных гостиных не только родителей, но и старших сестер
воспитанников,
выпускников нашей группы.
Ребята с удовольствием просмотрели запись выпуска киножурнала
«Ералаш».
В нашей группе все развивающие центры в рамках реализации
образовательной области
«художественно-эстетическое развитие» очень насыщены и вариативны. Все
материалы и
оборудование которые необходимы детям для любой им деятельности,
находятся в
свободном доступе, разнообразная вариативная насыщенная, учитывающая
индивидуальные
интересы детей предметно - пространственная развивающая среда
обеспечивает свободу
выбора на любимое занятие или театрализацию любимого произведения.
Поэтому в нашей
зоне театрализованной деятельности имеются наборы кукольного и
пальчикового театра,
маски и костюмы персонажей и декорации для инсценировок сказок.
Предметно –
пространственная развивающая среда постоянно обновляется. Ребята
разыгрывают простые
потешки, сказки, эпизоды из театральной постановок в свободной
деятельности. Театральные
постановки в детском саду помогают раскрывать творческие способности
ребят. Каждый
может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать песни,
участвовать в
танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихи
для исполнения
роли.
Премьере спектакля предшествует большая и интересная совместная работа:
чтение сказки и обсуждение ее с детьми;
деление сказки на этюды и работа над эпизодами;
Поиск музыкальных и хореографических решений отдельных эпизодов;
придумывание совместно с детьми и родителями костюмов и декораций;
работа над выразительностью речи;
репетиция отдельных эпизодов;
генеральная репетиция;
премьера спектакля и обсуждение его со зрителями и детьми.
Мы используем разные формы театрализованной деятельности:
игры в кукольный театр ( настольный театр, пальчиковый театр);
игры – драматизации ( инсценировки песен, потешек, стихов, игровое
творчество
детей ) ;
игры спектакли (драматический спектакль, театр масок);
театрализованное действие ( праздники, развлечения,досуги)
В репертуаре театра студии « В гостях у сказки» несколько театральных
постановок:
«Красная шапочка», « Теремок» ( на стихи С. Маршака ), «Зимовье зверей», «
Откуда дырки
в сыре?» , «Козленок который умел считать до десяти» , «Бычок-смоляной
бочок» , а также
драматизация множества стихов и потешек . Было подготовлено
множество театральных и литературно музыкальных детско-родительских
гостиных .
Нам удалось вызвать у родителей интерес к жизни детей в ДОУ и к созданию
необходимой
художественно-эстетической среды при организации семейного досуга.
Таким образом, театрализованная деятельность сопровождает детей нашей
группы от
периода адаптации к детскому саду до выпуска в школу и играет огромную
роль в
художественно-эстетическом воспитании дошкольников, формировании
творческой
личности, развитии эстетических чувств детей, художественного восприятия
и творческих
способностей.
Литература:
1. Гончарова О.В. «Театральная палитра» М., 2010г.
2. Карамаенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» М., 2010г.
3. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском
саду» М., 2007г.
4. Чистякова М.И. «Психогимнастика» М., 1990г.
5. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М., 2008г