Напоминание

"Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития"


Автор: Шмидт Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№1"Березка"
Населённый пункт: Кемеровская область,пгт.Тяжинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Шмидт Татьяна Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1»

Работа строилась в рамках единого образовательного пространства

«детский сад – ребенок – семья».

Педагогическая наука признает значение театра в художественно-

эстетическом развитии детей. Но чаще всего театрализованная деятельность

не находит широкого применения в педагогической практике в ДОУ,

поэтому существует дефицит восприятия театрального

искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей

Между тем театрализованная деятельность оказывает неоценимую помощь

воспитателю в

художественно-эстетическом развитии детей, развивает эмоциональную

сферу ребенка.

ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития

детей в

соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и

склонностями

развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, для

развития

эстетических чувств детей.

Перед нами стояли следующие задачи: развивать художественное

восприятие,

эмоциональную отзывчивость, творческие способности,

воображение ,фантазию;

сформировать опыт эмоциональных навыков поведения детей .

Решению этих задач нам помогает театр-студия «В гостях у сказки» целью

которого

является художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Театр-студия помогает нам ввести детей в мир художественной культуры,

способствует

воспитанию художественно-эстетического вкуса, развивает творческую

активность,

инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании

художественного образа ; формирует умение передавать мимикой, позой,

жестом,

движением основные эмоции ; развивает представления о нравственных

качествах человека .

Идея создания театра-студии появилась в ходе работы с детьми в период

адаптации

воспитанников к детскому саду.

Для преодоления робости и застенчивости детей мы вовлекали их в образно-

ролевые игры, в

которых нет необходимости вступать детям во взаимодействие друг с

другом. Когда ребенок

изображал два противоположных образа одного и того же героя ( например

сначала зайчика

трусливого, потом смелого), он получал огромное удовольствие. Это

поддерживало его

положительную самооценку, вызывало желание взять на себя другие роли-

образы. Затем

дети с удовольствием участвовали в играх драматизациях . Постепенно даже

застенчивые

детки стали активно участвовать в драматизация стихов и потешек .

увлечение детей

Родители с воодушевлением принялись мастерить костюмы, проявляя чудеса

изобретательности и оказывая помощь друг другу в подборе нужных

аксессуаров и

изготовлении декораций.

Перезваниваясь и встречаясь семьями вместе с детьми, совещаясь и

советуясь друг с

другом по поводу костюмов и декораций к спектаклям, родители быстро

сдружились. В

атмосфере взаимного доверия на родительском собрании в форме круглого

стола, в

индивидуальных и групповых беседах мы доносили до родителей мысль, что

без

приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности

ребенка. Родители

сами убедились в важности художественно – эстетического воспитания

поскольку оно тесно

связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным

развитием,

формированием духовно-нравственных ценностей .

Благодаря сотворчеству детей и взрослых, родители стали активными

участниками

педагогического процесса и художественно – эстетического воспитания

детей. Кто

принимает участие в изготовлении декораций к спектаклям , кто сочиняет

сказку в стихах

для презентации проекта по здоровьесбережению, кто сочиняет стихи вводя в

пьесу много

новых героев , чтобы все желающие могли принять участие в спектакле , а

кто то принимает

участие в подготовке и проведении литературно - музыкальных гостиных.

Одна из семей

воспитанников охотно приняла предложение сыграть роли лисы Алисы и

кота Базилио.

Зрители были в восторге от игры родителей .

Мы привлекали к постановкам в спектакле и подготовке и проведению

театрально

литературных гостиных не только родителей, но и старших сестер

воспитанников,

выпускников нашей группы.

Ребята с удовольствием просмотрели запись выпуска киножурнала

«Ералаш».

В нашей группе все развивающие центры в рамках реализации

образовательной области

«художественно-эстетическое развитие» очень насыщены и вариативны. Все

материалы и

оборудование которые необходимы детям для любой им деятельности,

находятся в

свободном доступе, разнообразная вариативная насыщенная, учитывающая

индивидуальные

интересы детей предметно - пространственная развивающая среда

обеспечивает свободу

выбора на любимое занятие или театрализацию любимого произведения.

Поэтому в нашей

зоне театрализованной деятельности имеются наборы кукольного и

пальчикового театра,

маски и костюмы персонажей и декорации для инсценировок сказок.

Предметно –

пространственная развивающая среда постоянно обновляется. Ребята

разыгрывают простые

потешки, сказки, эпизоды из театральной постановок в свободной

деятельности. Театральные

постановки в детском саду помогают раскрывать творческие способности

ребят. Каждый

может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать песни,

участвовать в

танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихи

для исполнения

роли.

Премьере спектакля предшествует большая и интересная совместная работа:

 чтение сказки и обсуждение ее с детьми;

 деление сказки на этюды и работа над эпизодами;

 Поиск музыкальных и хореографических решений отдельных эпизодов;

 придумывание совместно с детьми и родителями костюмов и декораций;

 работа над выразительностью речи;

 репетиция отдельных эпизодов;

 генеральная репетиция;

 премьера спектакля и обсуждение его со зрителями и детьми.

Мы используем разные формы театрализованной деятельности:

 игры в кукольный театр ( настольный театр, пальчиковый театр);

 игры – драматизации ( инсценировки песен, потешек, стихов, игровое

творчество

детей ) ;

 игры спектакли (драматический спектакль, театр масок);

 театрализованное действие ( праздники, развлечения,досуги)

В репертуаре театра студии « В гостях у сказки» несколько театральных

постановок:

«Красная шапочка», « Теремок» ( на стихи С. Маршака ), «Зимовье зверей», «

Откуда дырки

в сыре?» , «Козленок который умел считать до десяти» , «Бычок-смоляной

бочок» , а также

драматизация множества стихов и потешек . Было подготовлено

множество театральных и литературно музыкальных детско-родительских

гостиных .

Нам удалось вызвать у родителей интерес к жизни детей в ДОУ и к созданию

необходимой

художественно-эстетической среды при организации семейного досуга.

Таким образом, театрализованная деятельность сопровождает детей нашей

группы от

периода адаптации к детскому саду до выпуска в школу и играет огромную

роль в

художественно-эстетическом воспитании дошкольников, формировании

творческой

личности, развитии эстетических чувств детей, художественного восприятия

и творческих

способностей.

Литература:

1. Гончарова О.В. «Театральная палитра» М., 2010г.

2. Карамаенко Т.Н. «Кукольный театр – дошкольникам» М., 2010г.

3. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском

саду» М., 2007г.

4. Чистякова М.И. «Психогимнастика» М., 1990г.

5. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М., 2008г



В раздел образования