Авторы: Фахуртдинова Светлана Вячеславовна, Мария Васильевна Баяндина
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 79" г.Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Материал по краеведению
Тема: Имена в истории Пермского края. Н.В. Мешков
Раздел: среднее образование
Имена в истории Пермского края. Николай Васильевич Мешков
История богата
не
только
историческими
событиями,
но
и
личностями,
чьи имена хранятся
в
памяти
многих
поколений.
А
какие
же
личности остаются в истории? Какие качества необходимы человеку, чтобы его имя
осталось на века?
Данный вопрос является предметом моего исследования. Чтобы найти на него ответ, я
обратилась к биографии почётного гражданина города Перми, видного общественного
деятеля Пермской губернии Николая Васильевича Мешкова, чьё фамилия знакома каждому
жителю нашего города.
Итак, цель моей работы- на основе фактов биографии Н.В. Мешкова выявить, почему
именно данный человек стал частью истории нашего города.
Задачи:
- познакомиться с биографией Мешкова
- выделить самые значимые поступки Мешкова
- определить роль Мешкова в развитии нашего города
-
1. Интересная и необычная личность
Биография Николая Васильевича запомнилась мне своими противоречивыми фактами,
которые ещё сильнее повысили мой интерес к его личности.
Во-первых, Николай Васильевич родился в Тверской губернии, но очень много сделал для
нашего города и стал почетным гражданином Перми.
Во-вторых, Мешков имел предпринимательскую жилку, без какой-либо помощи стал
крупным пароходчиком, а для этого необходимо экономить, правильно рассчитывать
доходы и расходы. Однако, при этом являлся он являлся щедрым меценатом, передавал
огромные суммы на нужды Перми.
В- третьих, Мешков – это человек с четырьмя классами образования в уездном училище,
но он состоял в переписке со многими представителями интеллектуальной элиты: Горьким,
Толстым, Шаляпиным, Куприным.
В-четвёртых, Николай Васильевич был богатейшим человеком Урала, но водил дружбу с
революционерами и забастовщиками во время первой русской революции. А в 1918 году
остался в Советской России консультантом Наркомата путей сообщения.
Итак, мы видим, что данные факты говорят, что Мешков- человек незаурядный и
интересный.
2. Умение поставить интересы других выше своих
Об этом свидетельствуют следующие факты биографии Николая Васильевича:
-Переехал Николай Васильевич в Пермь в 1876 году. До этого (с 19 лет) Николай
работал в конторе купца Соболева, который владел несколькими пароходами, баржами и
пристанями в ряде городов. В 1875 году он перешёл на службу в «Товарищество Волго-
Камского пароходства», где за проявленные организаторские способности был назначен
«полным доверенным в бассейне реки Кама».
Переехав в Пермь после женитьбы, Мешков работал доверенным лицом пароходной фирмы
«Товарищество Волго-Невского пароходства». Здесь он управлял довольно большим
хозяйством: в ведении молодого Мешкова находилось 6 пароходов и 28 больших барж.
Успешное проведение ряда перевозочных операций, связанных с доставкой из Петербурга
и других городов отечественной и импортной продукции для нужд строящейся Уральской
дороги были высоко оценены «Товариществом», в два раза повысившим его жалованье.
Несмотря на успешное развитие карьеры в «Товариществе», молодой Николай Мешков
стремился к независимости и самостоятельности. Накопленный опыт уже позволял ему
думать о собственном деле.
В 1877г. он попросил у правления «Товарищества»
разрешения на аренду или приобретение буксирного парохода. Получив такое
разрешение он, совместно со своим другом М.И. Шулятиковым взял в долг 800 руб. и
арендовал винтовой пароход «Пожва». За одну навигацию друзья получили на нем
значительный доход. Через год, несмотря на лестное предложение «Товарищества»
утроить его жалованье, он решил окончательно покинуть «Товарищество» и
пуститься в самостоятельное «плавание», взяв в аренду все ту же «Пожву». Это было
началом
большого
пути
будущего
предпринимателя,
успешность
которого
обеспечивалась только личными способностями Н.В. Мешкова и его умением вести
дела.
В короткое время, расширяя круг своей деятельности, Н.В. Мешков сумел
установить деловые контакты с крупнейшими заводчиками и местным купечеством.
Появилась постоянная клиентура. Из года в год увеличивалось количество принадлежащих
ему пароходов на всей протяженности Волжско-Камского водного пути.
В тяжёлый
неурожайный год в 1891 году Пермское земство обратилось к Мешкову за помощью:
пострадавшие от засухи уезды Пермской губернии 400 тыс. пудов семенного зерна.
Для проведения этой операции Земство доверило ему под честное слово 1,5 миллиона
рублей. И Мешков с честью безукоризненно выполнил взятые перед Земством
обязательства.
Хлеб
оказался
прекрасного
качества.
Никакой
выгоды
при
проведении этой операции Мешков не преследовал и не имел, это он сделал бесплатно.
После этого случая авторитет Мешкова в деловых кругах и у общественности Перми
вырос. В течение последующих лет количество пароходов под его управлением на Волге и
Каме растет. Устанавливаются новые контракты, транспортная сеть ширится, репутация и
авторитет пароходчика Мешкова крепнут.
Следующими примерами, когда интересы других стали превыше собственных,
являются факты:
став членом Губернского земского собрания, членом правления Пермского отделения
Крестьянского банка, членом Губернского училищного совета, почетным членом Общества
содействия начальному образованию, он активно выступает за создание фонда в помощь
сельским учителям, ходатайствует об увеличении пособия Пермской бесплатной
библиотеке, хлопочет о создании в Перми Народного дома, вносит свою лепту в
строительство здания для Кирилло-Мефодиевского начального училища, активно
участвует в делах Городской думы, возглавляет комиссию по празднованию 100-летнего
юбилея А.С.Пушкина. Поэтому в 1912 г. за заслуги перед городом он получает звание
Почетного гражданина г. Перми.
Последним примером, который я хочу привести в доказательство своего утверждения,
является помощь Мешкова в открытии университета в Перми. Это было большим
событием не только для Урала, но и для всей России. В то время на территории
России действовало 13 университетов. Все они находились в ее европейской части, за
исключением Томского – единственного на весь огромный Урало-Сибирский регион.
Н.В. Мешков вышел с предложением внести в кассу города на нужды будущего
университета 500.000 рублей. Инициатива Мешкова явилась побудительным мотивом
к цепи пожертвований со стороны общественных организаций и частных лиц: уже 14
ноября такую же суммы вносит в фонд будущего университета Городская дума,
начинаются пожертвования со стороны уездных земств, 18 января 1916 г. жертвует
полмиллиона Губернское собрание и т.д. Ко времени окончательного решения вопроса
общая сумма пожертвований на университет достигла 2.876.297 рублей.
Николай Васильевич мечтал увидеть город, ставший его второй родиной, центром научной
мысли и просвещения на Урале. В ход были пущены и личные связи, и деньги.
Деятельность
Мешкова
способствовала
тому,
что
«...потребность
университета
в
Приуральском крае была признана делом государственной важности».
Всего через 7 месяцев после «высочайшего соизволения» университет был открыт.
И в этом немалая заслуга Мешкова: с большим трудом он добивается освобождения от
постоя войск переданных им университету зданий Ночлежного дома, ремонтирует их за
свой счет, с «неизменной отзывчивостью, спешно предпринимает сооружение нового
громадного корпуса на месте завода Алафузовых» (сейчас это корпус № 5 университета).
За 7 месяцев энергией и волей этого человека, в труднейших условиях 1-й Мировой войны,
была завершена восемнадцатилетняя борьба общественности Перми за создание высшей
школы. И Пермь получила классический университет.
В день открытия Пермского университета из средств Мешкова были учреждены две
стипендии по 300 рублей: одна — имени самого Николая Васильевича, другая — в
честь его матери Е. И. Мешковой. Кроме того, в постановлении Пермской городской
Думы говорилось: «В знак особой признательности Н. В. Мешкову принять
следующее: а) поместить его портрет в зале заседаний Думы; б) ходатайствовать перед
Советом университета о помещении его портрета в актовом зале университета; в)
наименовать одно из училищ, мужское — именем Н. В. Мешкова и одно женское —
именем покойной его матери Е. И. Мешковой и г) назвать одну из улиц города —
Набережную — именем Н. В. Мешков. (К сожалению, это не произошло ни в 1916 году
ни в 2013 году, когда этот вопрос рассматривался Пермской городской Думой...).
За всю историю Перми не было ни одного (!!!) общественного деятеля, который при
жизни удостоился бы такой восторженной благодарности, такого чествования, каким
наградили современники Почетного гражданина г. Перми Николая Васильевича
Мешкова.
По постановлению Временного правительства от 6 мая 1917 г. Пермское отделение
Петроградского университета становилось самостоятельным Пермским университетом, а
почетный гражданин Мешков включался в состав комитета по устройству университета. А
29 сентября 1917 г. Совет университета избрал Н.В. Мешкова своим почетным членом «за
выдающиеся заслуги в деле основания университета в Перми».
Итак, мы видим, что все вышеперечисленные факты доказывают, что общественные
интересы находились у Николая Васильевича на первом месте. Он любил наш город,
прилагал все свои силы, чтобы сделать жизнь в Перми лучше.
3.Изменение цели жизни
Изучая биографию Николая Васильевича, можно сказать, что с течением времени
цель его жизни менялась. Если до 1891 года её можно было сформулировать, как
«Стать крупным предпринимателем». То после 1891 года (успешное решение
проблемы Пермской губернии с хлебом) приоритеты Мешкова поменялись: он считал
основным делом своей жизни - развитие путей сообщения России, которые сравнивал
с системой кровообращения, необходимой для обеспечения развития экономики
страны. Свою деятельность он — известный в конце позапрошлого века на Каме и
Волге пароходчик теснейшим образом связывал с организацией железнодорожного
строительства, считая, что одно направление своим развитием подталкивает другое.
Мешков проектировал провести железную дорогу от Оренбурга вдоль западного Приуралья
в Печорский край. В рамках этого проекта, в 1914 г. он учредил «Акционерное общество
Оренбург-Уфимской железной дороги». По мере налаживания строительства железной
дороги, он собирался организовать и субсидировать специальные экспедиции для изучения
и планирования водных и подъездных путей в Печерском и Припечорском бассейнах..
Революция и гражданская война помешали осуществлению важнейших его проектов.
После Октябрьских событий Николай Васильевич жил по принципу: «Что Родине, то и
мне». Крупнейший пароходовладелец, он был хозяином железных дорог, складов,
пристаней, мастерских, большого участка Нижегородской ярмарки с гостиницей, заводов и
издательств (имел 60 мл.). Он отказался от эмиграции, решив разделить судьбу России, что
бы с ней не произошло. Пережил национализацию своего пароходства и конфискацию
капиталов. Был арестован и три месяца сидел в Бутырской тюрьме. Зная и высоко оценивая
деловые качества Н.В. Мешкова, Красин пригласил его на должность консультанта в
Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Мешков принял это предложение.
Находясь в этой должности, он стал консультантом так дорогого ему Волжско-Камского
пароходства. Здесь он проработал до марта 1931г., по мере своих сил способствуя
сохранению и развитию транспортных артерий России.
Умер
Николай
Васильевич
Мешков
19
июня
1933
г.
в
Москве,
от
тяжелой
продолжительной болезни и похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.
Вывод: как мы видим, цель жизни Мешкова менялась с течением времени: сначала это
было становление его как предпринимателя, затем- развитие путей сообщения России.
Мешков жил интересами города и страны, вкладывал душу и средства на развитие нашего
города.