Автор: Емельянычева Ксения Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентационная работа педагога-психолога в самоопределении и профессиональной ориентации обучающихся"
Раздел: среднее образование
Профориентационная работа педагога-психолога в самоопределении и
профессиональной ориентации обучающихся.
Целью профориентационной работы является оказание профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного
отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора
сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
В связи с этим целями были поставлены следующие задачи:
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся:
осуществление
мониторинга
готовности
учащегося
к
профильному
и
профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся;
проведение занятий по профориентации учащихся;
осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей
учащихся;
способствование формированию у школьников адекватной самооценки.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников были выделены
следующие этапы профориентационной работы:
1.
5-6 классы:
формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору
профессии.
Методы работы:
Опросник профессиональных склонностей
Занятие «Найди себя»
Групповое консультирование.
2.
7-8 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении
познавательного
опыта
и
интереса
к
профессиональной
деятельности,
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа
“Я”).
Методы работы:
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова);
Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока»)
Занятие «Осознание выбора профессий»
Групповое консультирование.
3.
9-11
классы:
психодиагностика
профессиональных
склонностей
и
предпочтений,
изучение
индивидуально-психологических
особенностей
учащихся,
профориентационные
занятия,
групповое
и
индивидуальное
консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения. Обучение действиям по самоподготовке
и саморазвитию, формирование профессиональных качеств.
Методы работы:
Тест Дж. Голланда (в модификации Г.В. Резапкиной)
Формула темперамента (автор – А.Белов)
Профориентационные занятие: «План моего будущего», ты свою будущую
профессию?», «Особенности карьеры», «Лучший мотив», «Цепочка профессий»
Индивидуальное консультирование.
Результаты профориентационной диагностики
1.
5-6 классы (участники – 217 человек)
Опросник профессиональных склонностей позволяет определить у учащихся на
раннем
этапе
профессионального
самоопределения
сферу
интересов.
По
результатам данной методики были выявлены следующие профессиональные
склонности:
39% учащихся – тип «Человек-человек» где, ведущая деятельность – люди,
общение.
12% учащихся – тип «Человек - техника» где, ведущий предмет труда –
технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
12% учащихся – тип «Человек - знаковые системы» где, ведущий предмет труда -
условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
31% учащихся – тип «Человек – художественный образ» где, ведущий предмет
труда - художественный образ, способы его построения.
6% учащихся – тип «Человек - природа»
Результаты данной методики нельзя интерпретировать в буквальном смысле. Эти
результаты
не
показатели
профессиональных
склонностей
,
а
показатели
интересующей сферы учащихся. Данные показатели могут смениться к окончанию
школы. Здесь мы видим доминирующем профессиональным типом является «Человек-
человек», т.е. им интересно все, что связано с людьми и общением. Мы знаем, что
ведущей деятельностью подростков является общение, отсюда такой интерес
к
данному профессиональному типу. И другой доминирующий тип -
«Человек –
художественный
образ»,
он
привлекает
подростков
своей
яркостью,
эксцентричностью,
демонстративностью
и
желанием
проявить
себя.
А
все
профессиональные типы, которые требуют долгой, трудоемкой и монотонной работы
на данном возрастном этапе не привлекает учащихся.
2.
7-8 классы (участники – 173 человека)
1)Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова классифицирует
профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в
выявлении
индивидуального
предпочтении
предмета
труда,
а,
следовательно,
и
определенной группы профессий. Опросник дал следующие данные о профессиональных
предпочтениях на данный момент:
29,5% учащихся будет комфортно при выборе профессии, связанной с общением и
обслуживанием людей;
29,5%
учащихся склоны к профессиям типа «Человек – Природа», т.е.
профессиям, связанным с лесным хозяйством, животноводством, растениеводством
и т.д.;
23,5 % учащихся склоны к техническим профессиям;
6 % семиклассников рекомендуется выбирать творческие профессии;
У 11,5 % учащихся предпочтение того или иного типа профессии еще не имеет
определенного значения, на данный момент они склоны к 2 типам профессий:
«Человек – Природа» и «Человек – Человек», «Человек – Природа» и «Человек –
Художественный образ»;
Нет ни одного школьника, выбирающего профессии, связанные с цифрами,
числовыми значениями, кодами, символами, текстами.
2) Методика «Карта интересов» предназначена для профориентации школьников. Она
позволяет выявить структуру интересов личности. Данная структура, по мнению авторов
методики, имеет шкалы, отражающих интересы социума: физика и математика; химия и
биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и
геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина;
предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.
«Карта интересов» также имеет несколько диапазонов:
Очень низкий интерес;
Низкий интерес;
Средний интерес;
Выше среднего интерес;
Высокий интерес.
13,5% учащихся имеют устойчивый очень низкий интерес ко всем отражениям общества,
представленных в методике. 50% учащихся имеют к ним же низкий интерес, а средний
интерес имеют оставшиеся 36,5% учеников. Интереса выше среднего уровня и высокий
интерес не показал ни один ученик. Таким образом, можно говорить о низком интересе
большинства учащихся ко всем сторонам жизни окружающего социума.
Данная
тенденция несет негативный характер для личностного развития учащихся.
Если говорить о предпочтениях учениками отельных шкал, то: 3,5% - география и
геология , 27% - радиотехника и электроника, 23% - история и политика, 3,5% -
педагогика и медицина, 35% - литература и искусство, 7% - спорт и военное дело. Такие
данные получились в результате одинаковых значений по 2 и более категориям у
отдельных учеников. В результате можно говорить о том, что учащихся не интересуют
такие категории. Как физика, биология, философия, путешествия. Но и выбранные
категории скорее носят низкий интерес со стороны учеников, чем средний или высокий.
3.
9-11 классы (участники – 180 человек)
1) Определение профессиональной направленности личности у учащихся было выявлено
с помощью Теста Дж.Холланда. Данный тест позволяет определить направленность
личности
учащихся
по
6
типам
(шкалам):
реалистический,
интеллектуальный,
социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный. Таким образом, были
получены следующие результаты:
Реалистический - 4% учащихся;
Интеллектуальный - 4% учащихся;
Социальный - 14% учащихся;
Конвенциальный - 0% учащихся;
Предприимчивый - 64% учащихся;
Артистичный - 14% учащихся.
4% учащимся с реалистичным типом личности свойственна эмоциональная
стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются
конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами,
машинами. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости,
конкретности.
Данным
учащимся
рекомендуется
выбирать
примерно
следующие
профессии: механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
14% учащихся склоны к артистичному типу. Данный тип направленности личности
отстраняется
от
отчетливо
структурированных
проблем
и
видов
деятельности,
предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на
свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Им присуще
сложный
взгляд
на
жизнь,
гибкость,
независимость
суждений.
Свойственна
оригинальность.
Профессии – музицирование,
занятие живописью, литературное
творчество, фотография, театр и пр.
Социальный тип представили также у 14% учащихся. Такой тип ставит перед
собой цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей
социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных
контактах. Стремится поучать, воспитывать. Способен приспособиться практически к
любым условиям. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем.
Учащиеся данного типа - активны и решают проблемы, опираясь главным образом на
эмоции, чувства и умение общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный
работник и т. п.
Конвенциональный тип, который отдает предпочтение четко структурированной
деятельности, не свойственен ни одному учащемуся.
Предприимчивый же тип направленности личности является характерным для 64%
учащихся. Человек с таким типом избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему
проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминирование, реализовать любовь к
приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также
требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.
Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворять свои потребности в
доминировании и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист,
администратор, предприниматель и др.
И 4% школьников направлены на интеллектуальный тип, который ориентирован на
умственный труд. Такой человек аналитичен, рационален, независим, оригинален. У него
преобладают теоретические и, в некоторой степени, эстетические ценности. Размышления
о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему
нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии в первую
очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.
Таким
образом,
большинству
учащихся
свойственен
предприимчивый
тип
направленности личности. Все типы будут разъяснены учащимся. Также школьники
будут ознакомлены со своими индивидуальными результатами.
2) Методика «Формула темперамента» (автор – А. Белов), позволила определить тип
темперамента
у
учащихся.
Из
данных
результатов
можем
сделать
выводы
об
особенностей нервной системы учащихся.
Холерики – 23% учащихся
Сангвиники – 53% учащихся
Флегматики – 18% учащихся
Меланхолики – 6% учащихся
Так
сильный тип нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик) способен
выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен, а слабый тип нервной
системы (меланхолик) – чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие
нагрузки, сверхсильные раздражители. Уравновешенный тип (флегматик и сангвиник) –
человека трудно вывести из себя, а неуравновешенный тип – эмоционально нестабильный,
легко выходит из себя. Подвижный тип (холерик и сангвиник) – быстро переключается с
одного события на другое, инертный тип (флегматик и меланхолик) – испытывает
трудности в быстром переключении с одного вида деятельности на другой.
Результаты диагностики, планируются использовать
для практического занятия и
объяснить старшеклассникам, как особенности нервной системы влияют на выбор той
или иной профессии.
Можно сказать о том, что умение ставить цели, планировать свое будущее у наших
учащихся еще не достаточно сформировано. Далеко не всегда могут ученики установить
причинно-следственные связи, определить четко чего именно они хотели бы достичь, что
для них на самом деле главнее. Необходимо помочь подросткам научиться строить планы
на будущее, ставить цели, а не предаваться бесплодным мечтаниям. Научить мечтать, но
не просто мечтать, мечтать очень сосредоточенно, целенонаправлено.
Рекомендации: провести цикл классных часов, посвященных целеполаганию, построению
временной перспективы.
Иногда
выбор
профессии
в
этом
возрасте
отличается
неосознанностью,
профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не
устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в
выборе профессии. Часть подростков недостаточно знает о конкретных особенностях
каждого вида деятельности и не всегда учитывает свои профессиональные интересы и
склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по
окончании
обучения
не
знают,
кем
можно
пойти
работать.
Поэтому
цель
профориентационной работы – оказать помощь учащимся в осознанном выборе
профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.