Напоминание

"Профориентационная работа педагога-психолога в самоопределении и профессиональной ориентации обучающихся"


Автор: Емельянычева Ксения Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентационная работа педагога-психолога в самоопределении и профессиональной ориентации обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Профориентационная работа педагога-психолога в самоопределении и

профессиональной ориентации обучающихся.

Целью профориентационной работы является оказание профориентационной

поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей

профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного

отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора

сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом

требований рынка труда.

В связи с этим целями были поставлены следующие задачи:

изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся:

осуществление

мониторинга

готовности

учащегося

к

профильному

и

профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся;

проведение занятий по профориентации учащихся;

осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей

учащихся;

способствование формированию у школьников адекватной самооценки.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников были выделены

следующие этапы профориентационной работы:

1.

5-6 классы:

формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору

профессии.

Методы работы:

Опросник профессиональных склонностей

Занятие «Найди себя»

Групповое консультирование.

2.

7-8 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении

познавательного

опыта

и

интереса

к

профессиональной

деятельности,

представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа

“Я”).

Методы работы:

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова);

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Голомштока»)

Занятие «Осознание выбора профессий»

Групповое консультирование.

3.

9-11

классы:

психодиагностика

профессиональных

склонностей

и

предпочтений,

изучение

индивидуально-психологических

особенностей

учащихся,

профориентационные

занятия,

групповое

и

индивидуальное

консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия

решения о выборе профиля обучения. Обучение действиям по самоподготовке

и саморазвитию, формирование профессиональных качеств.

Методы работы:

Тест Дж. Голланда (в модификации Г.В. Резапкиной)

Формула темперамента (автор – А.Белов)

Профориентационные занятие: «План моего будущего», ты свою будущую

профессию?», «Особенности карьеры», «Лучший мотив», «Цепочка профессий»

Индивидуальное консультирование.

Результаты профориентационной диагностики

1.

5-6 классы (участники – 217 человек)

Опросник профессиональных склонностей позволяет определить у учащихся на

раннем

этапе

профессионального

самоопределения

сферу

интересов.

По

результатам данной методики были выявлены следующие профессиональные

склонности:

39% учащихся – тип «Человек-человек» где, ведущая деятельность – люди,

общение.

12% учащихся – тип «Человек - техника» где, ведущий предмет труда –

технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

12% учащихся – тип «Человек - знаковые системы» где, ведущий предмет труда -

условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

31% учащихся – тип «Человек – художественный образ» где, ведущий предмет

труда - художественный образ, способы его построения.

6% учащихся – тип «Человек - природа»

Результаты данной методики нельзя интерпретировать в буквальном смысле. Эти

результаты

не

показатели

профессиональных

склонностей

,

а

показатели

интересующей сферы учащихся. Данные показатели могут смениться к окончанию

школы. Здесь мы видим доминирующем профессиональным типом является «Человек-

человек», т.е. им интересно все, что связано с людьми и общением. Мы знаем, что

ведущей деятельностью подростков является общение, отсюда такой интерес

к

данному профессиональному типу. И другой доминирующий тип -

«Человек –

художественный

образ»,

он

привлекает

подростков

своей

яркостью,

эксцентричностью,

демонстративностью

и

желанием

проявить

себя.

А

все

профессиональные типы, которые требуют долгой, трудоемкой и монотонной работы

на данном возрастном этапе не привлекает учащихся.

2.

7-8 классы (участники – 173 человека)

1)Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова классифицирует

профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в

выявлении

индивидуального

предпочтении

предмета

труда,

а,

следовательно,

и

определенной группы профессий. Опросник дал следующие данные о профессиональных

предпочтениях на данный момент:

29,5% учащихся будет комфортно при выборе профессии, связанной с общением и

обслуживанием людей;

29,5%

учащихся склоны к профессиям типа «Человек – Природа», т.е.

профессиям, связанным с лесным хозяйством, животноводством, растениеводством

и т.д.;

23,5 % учащихся склоны к техническим профессиям;

6 % семиклассников рекомендуется выбирать творческие профессии;

У 11,5 % учащихся предпочтение того или иного типа профессии еще не имеет

определенного значения, на данный момент они склоны к 2 типам профессий:

«Человек – Природа» и «Человек – Человек», «Человек – Природа» и «Человек –

Художественный образ»;

Нет ни одного школьника, выбирающего профессии, связанные с цифрами,

числовыми значениями, кодами, символами, текстами.

2) Методика «Карта интересов» предназначена для профориентации школьников. Она

позволяет выявить структуру интересов личности. Данная структура, по мнению авторов

методики, имеет шкалы, отражающих интересы социума: физика и математика; химия и

биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и

геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина;

предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.

«Карта интересов» также имеет несколько диапазонов:

Очень низкий интерес;

Низкий интерес;

Средний интерес;

Выше среднего интерес;

Высокий интерес.

13,5% учащихся имеют устойчивый очень низкий интерес ко всем отражениям общества,

представленных в методике. 50% учащихся имеют к ним же низкий интерес, а средний

интерес имеют оставшиеся 36,5% учеников. Интереса выше среднего уровня и высокий

интерес не показал ни один ученик. Таким образом, можно говорить о низком интересе

большинства учащихся ко всем сторонам жизни окружающего социума.

Данная

тенденция несет негативный характер для личностного развития учащихся.

Если говорить о предпочтениях учениками отельных шкал, то: 3,5% - география и

геология , 27% - радиотехника и электроника, 23% - история и политика, 3,5% -

педагогика и медицина, 35% - литература и искусство, 7% - спорт и военное дело. Такие

данные получились в результате одинаковых значений по 2 и более категориям у

отдельных учеников. В результате можно говорить о том, что учащихся не интересуют

такие категории. Как физика, биология, философия, путешествия. Но и выбранные

категории скорее носят низкий интерес со стороны учеников, чем средний или высокий.

3.

9-11 классы (участники – 180 человек)

1) Определение профессиональной направленности личности у учащихся было выявлено

с помощью Теста Дж.Холланда. Данный тест позволяет определить направленность

личности

учащихся

по

6

типам

(шкалам):

реалистический,

интеллектуальный,

социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный. Таким образом, были

получены следующие результаты:

Реалистический - 4% учащихся;

Интеллектуальный - 4% учащихся;

Социальный - 14% учащихся;

Конвенциальный - 0% учащихся;

Предприимчивый - 64% учащихся;

Артистичный - 14% учащихся.

4% учащимся с реалистичным типом личности свойственна эмоциональная

стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются

конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами,

машинами. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости,

конкретности.

Данным

учащимся

рекомендуется

выбирать

примерно

следующие

профессии: механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

14% учащихся склоны к артистичному типу. Данный тип направленности личности

отстраняется

от

отчетливо

структурированных

проблем

и

видов

деятельности,

предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на

свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Им присуще

сложный

взгляд

на

жизнь,

гибкость,

независимость

суждений.

Свойственна

оригинальность.

Профессии – музицирование,

занятие живописью, литературное

творчество, фотография, театр и пр.

Социальный тип представили также у 14% учащихся. Такой тип ставит перед

собой цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей

социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных

контактах. Стремится поучать, воспитывать. Способен приспособиться практически к

любым условиям. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем.

Учащиеся данного типа - активны и решают проблемы, опираясь главным образом на

эмоции, чувства и умение общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный

работник и т. п.

Конвенциональный тип, который отдает предпочтение четко структурированной

деятельности, не свойственен ни одному учащемуся.

Предприимчивый же тип направленности личности является характерным для 64%

учащихся. Человек с таким типом избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему

проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминирование, реализовать любовь к

приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также

требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.

Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворять свои потребности в

доминировании и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист,

администратор, предприниматель и др.

И 4% школьников направлены на интеллектуальный тип, который ориентирован на

умственный труд. Такой человек аналитичен, рационален, независим, оригинален. У него

преобладают теоретические и, в некоторой степени, эстетические ценности. Размышления

о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему

нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии в первую

очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.

Таким

образом,

большинству

учащихся

свойственен

предприимчивый

тип

направленности личности. Все типы будут разъяснены учащимся. Также школьники

будут ознакомлены со своими индивидуальными результатами.

2) Методика «Формула темперамента» (автор – А. Белов), позволила определить тип

темперамента

у

учащихся.

Из

данных

результатов

можем

сделать

выводы

об

особенностей нервной системы учащихся.

Холерики – 23% учащихся

Сангвиники – 53% учащихся

Флегматики – 18% учащихся

Меланхолики – 6% учащихся

Так

сильный тип нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик) способен

выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен, а слабый тип нервной

системы (меланхолик) – чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие

нагрузки, сверхсильные раздражители. Уравновешенный тип (флегматик и сангвиник) –

человека трудно вывести из себя, а неуравновешенный тип – эмоционально нестабильный,

легко выходит из себя. Подвижный тип (холерик и сангвиник) – быстро переключается с

одного события на другое, инертный тип (флегматик и меланхолик) – испытывает

трудности в быстром переключении с одного вида деятельности на другой.

Результаты диагностики, планируются использовать

для практического занятия и

объяснить старшеклассникам, как особенности нервной системы влияют на выбор той

или иной профессии.

Можно сказать о том, что умение ставить цели, планировать свое будущее у наших

учащихся еще не достаточно сформировано. Далеко не всегда могут ученики установить

причинно-следственные связи, определить четко чего именно они хотели бы достичь, что

для них на самом деле главнее. Необходимо помочь подросткам научиться строить планы

на будущее, ставить цели, а не предаваться бесплодным мечтаниям. Научить мечтать, но

не просто мечтать, мечтать очень сосредоточенно, целенонаправлено.

Рекомендации: провести цикл классных часов, посвященных целеполаганию, построению

временной перспективы.

Иногда

выбор

профессии

в

этом

возрасте

отличается

неосознанностью,

профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не

устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в

выборе профессии. Часть подростков недостаточно знает о конкретных особенностях

каждого вида деятельности и не всегда учитывает свои профессиональные интересы и

склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по

окончании

обучения

не

знают,

кем

можно

пойти

работать.

Поэтому

цель

профориентационной работы – оказать помощь учащимся в осознанном выборе

профессии, формировании дальнейшего образовательного маршрута.



В раздел образования