Автор: Емельянычева Ксения Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Восприятие школы подростком"
Раздел: среднее образование
Восприятие школы подростком.
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни
ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике,
особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период
кризиса в развитии личности ребенка.
Восьмиклассники находятся на
этапе развития самостоятельности: «Пробую быть
самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими
моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное
2. Считает именно свое мнение истинно верным
3. Не считается с мнением родителей
4. Поступает так, как хочет
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить
и т.д.)
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о
безопасности)
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности
нужно:
• аргументировать запреты
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое
здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)
• не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения
уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только
отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился
• в спорах пытаться договориться
Особенности
многих
восьмиклассников
проявляются
в пренебрежительном
отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо
обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.
Т.о. учеба в это время отходит на второй план.
В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным,
маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет
упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав. В подтверждение
теории в 8-х классах проводилось анонимное анкетирование. Целью, которого являлось
изучение отношение восьмиклассников к школе.
Для
выявления
отношения
к
учебному
процессу
в
8
классе
было
проведено
анкетирование, где было выявлено, что нравится учиться 56% учащимся.
Не совсем нравится учиться 25% учащимся.
Не знают 18% учащихся
Мы видим, что половине класса нравится учиться и совсем немного, что-то не
устраивает, но в целом положительное отношение к школе, так как в этом возрасте чаще
учащихся школа привлекает внеучебной деятельностью. Они достаточно благополучно
чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с
учителем.
Положительное восприятие и понимание учителя подростками позитивно
влияет на особенности поведения и характера школьников, их личностные качества и
успеваемость, и наоборот. Подростки зачастую отрицают возможность учителя понимать
их внутренние переживания. При этом в любом учителе важным представляется его
отношение к ученикам. Внешние данные учителя не имеют особого значения при
формировании положительного отношения к нему. Нелюбимым подростки считают того,
с кем они испытывают дефицит неформальных, доверительных отношений. В общении с
любимым учителем для подростков важна компетентность педагога как специалиста,
уровень его профессионального мастерства. Т.е. ученикам на данном возрастном этапе
важно, понимание, что их уважают, ими интересуются, проявление внимание к ним как к
личности, нужно постараться найти время для взаимопонимания.
Следующий вопрос, на который отвечали ученики 8 класса: «Как дается тебе учеба?»
ответили:
Хорошо и без особого напряжения –25% учащихся;
Хорошо, но стоит большого труда – 38% учащихся
Неважно, но без напряжения труда – 6% учащихся
Неважно, но это стоит большого труда –31% учащихся
Где, мы видим, что почти половина учащиеся считают, что успешно справляются с
учебой, но для успешной учебы им приходится прикладывать большие усилия для успеха
в учебе. 31% учащихся оценивают свою учебу как неудачной. В причинах мы попробуем
разобраться чуть позже.
В следующем вопросе нужно было назвать предмет, который они посещают с
удовольствием, эти предметы вы видите на экране. Где мы видим, что предмет, который
преобладает в интересах учащихся отсутствует. Почти все предметы на одном уровне. И
конечно, нравятся предметы, которые вызывают приятные эмоции.
Предметы, которые вызывают трудности, вы видите на экране. Где мы наблюдаем,
что доминирующим предметом, в процентном соотношение это геометрия.
Целью
изучения курса “Геометрия” является формирование пространственных представлений,
т.е. это определенный вид мыслительной деятельности - пространственное мышление.
Следовательно, либо данный тип мышления не развит до соответствующего уровня, либо
учащимся не хочется прикладывать максимум усилий для изучения, данного предмета.
По мнению учащихся для успешной учебы они прикладывают много усилий и
стоит этого им большого труда. Мы видим, что при выполнении самостоятельной работы
они в первую очередь половина класса сначала пытаются понять задание, четверть класса
приступают сразу к работе, для них важно быстрота. Есть ученики, которые волнуются
или переживают, но их немного. Обычно повышенная тревога от отсутствия знаний.
Тревожность как личностная черта встречается не так часто, и как правило учителя сразу
замечают таких учеников.
Что же конкретно им мешает при выполнении заданий. Мы видим, что половина класса
отмечают, что не могут правильно распределять время.
Т.е. учащимся сложно
распределить время и самоорганизовать самого себя при выполнении заданий. Главное
условие успешной
учёбы
– самоорганизация. Самоорганизация –
способность
подростка правильно организовывать для себя учебный процесс.
Очень
важен классный руководитель для восьмиклассников, а какой главной
функцией они считают для него, вы видите экране. 63% учащимся нужен классный
руководитель, чтобы защищал интересы класса в школе. Им очень сложно признать свои
ошибки, они будут пытаться найти факты и аргументы для своей правоты. А классный
руководитель это старший наставник, и пример для большинства, и учащиеся ждут от
него, что он тоже будет отстаивать и защищать свой класс и своих учеников. И данная
потребность на данный период находится в приоритете у десятиклассников. Не столько
важно совместное времяпровождение с классным руководителем в неформальной
обстановке, здесь прослеживается стремление к независимости, как возможность
поговорить, посоветоваться о школьных делах. Данное желание наблюдается у 63%
учащихся. Что подтверждает, что подростки нуждаются в неформальных, доверительных
отношениях с учителем и взрослыми.
У подростков в этот период возникает много противоречий и с родителями. Для
детей очень важно в этот период
доверительное общение с родителями и умение
договариваться и сотрудничать.
Где мы видим, что рассказывают ученики 8 класса своим
родителям о школьных делах: Да, всегда – 44% учащихся. Иногда –56% учащихся, Нет –
0% учащихся. Все ученики 8 класса считают своих родителей помощниками, а главное
опорой.
Ребёнку важно чувствовать, что родителям действительно интересна его
жизнь и они хотят принимать в ней участие.
Подростковый возраст интересный, но и одновременно противоречивый возраст. И наша
главная задача взрослых – помочь пройти этот непростой возрастной отрезок их жизни.