Автор: Бурасова Светлана Владимировна
Должность: руководитель методического отдела образовательно-издательского центра "академия"
Учебное заведение: Учебно-методический центр "Академия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Демонстрационный экзамен для педагогов СПО: зачем его сдавать?
Раздел: среднее профессиональное
Демонстрационный экзамен
для педагогов СПО: зачем его сдавать?
Уже второй год подряд, шаг за шагом, в России успешно
реализуется
федеральный
проект
«Профессионалитет».
Число
образовательно-производственных кластеров, создаваемых на базе
существующих колледжей, стремительно растет. В настоящее время
сформировано
более
200
«кластеров
будущего»,
которые
представлены в 70 регионах нашей страны. Бесспорно, что новые
образовательные
запросы
влекут
за
собой
совершенствование
профессиональной
подготовки всего кадрового состава СПО: преподавателей, мастеров производственного
обучения, методистов и управленцев. Эта масштабная задача также решается поэтапно.
Большое
количество
педагогов
СПО
проходят
обучение
с
целью
формирования
компетенций,
необходимых
для
эффективной
реализации
федерального
проекта
«Профессионалитет».
В этом ключе отдельно стоит отметить одну из инициатив ФГБОУ «Государственный
университет просвещения» – проведение обучения в форме стажировки по дополнительной
профессиональной
программе
повышения
квалификации
«Обучение
педагогических
работников
практическим
навыкам
работы
на
современном
оборудовании
на
базе
современных мастерских и стажировочных площадок реального сектора производства в
соответствии с профилем реализуемой основной образовательной программы среднего
профессионального образования»
Сама идея осуществления стажировок на базе предприятий отрасли, безусловно, не
новая и имеет давние корни в традиционной системе российского образования. Но в
условиях современных реалий, когда темпы развития науки и техники очень высоки, она
становится очень актуальной. Преподавателям колледжей не просто необходимо знать
новейшее
отечественное
оборудование,
но
и
уметь
на
нем
работать.
Интеграция
образовательных
организаций
и
предприятий
станет
невозможной
без
устойчивого
промежуточного звена – высококвалифицированного педагога, освоившего все трудовые
функции, которыми в будущем должен владеть выпускник.
На завершающем этапе обучения стажирующиеся педагоги сдают демонстрационный
экзамен,
который
максимально
приближен
к
процедуре
итоговой
аттестации
по
программам СПО в колледжах. Конечно, это очень волнительно и ответственно. Теперь
преподаватель выступает совершенно в другой роли – он демонстрирует аттестационной
комиссии
приобретенные
в
ходе
обучения
навыки
работы
с
профессиональным
оборудованием. Демонстрационный экзамен позволяет одновременно решить несколько
задач: смоделировать реальные производственные условия для демонстрации педагогами
сформированных умений и навыков; собрать уникальную базу оценочных материалов,
разработанную
независимыми
экспертами,
в
том
числе
представителями
отрасли;
определить проблемные зоны в процессе практической подготовки, чтобы своевременно
внести изменения в программы дисциплин и профессиональных модулей.
Таким
образом,
демонстрационный
экзамен,
проводящийся
среди
педагогов
по
итогам стажировок на базе производственных площадок и мастерских, становится одним
из наиболее важных показателей той модернизации, которая пришла в систему СПО.
Практико-ориентированный подход, лежащий в основе идей ФП «Профессионалитет»,
замыкает в одну цепочку и преподавателей, и производственников. Оба звена погружаются
в специфику
обучения будущих высококвалифицированных
специалистов, рабочих и
служащих. За небольшой промежуток времени, отведенный для стажировок, педагогам и
их наставникам-производственникам удается установить тесную профессиональную связь
сотрудничества, поделиться опытом и идеями, чтобы в дальнейшем весь процесс обучения
в колледжах максимально эффективно приближал обучающихся к их будущей трудовой
деятельности.