Автор: Мусинская Наталья Викторовна
Должность: руководитель информационного отдела образовательно-издательского центра "академия"
Учебное заведение: Учебно-методический центр "Академия"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Профессионалитет для преподавателей строительных специальностей СПО
Раздел: среднее профессиональное
Профессионалитет для преподавателей
строительных специальностей
Федеральный
проект
«Профессионалитет» включен в число
стратегических
инициатив
социально-экономического
развития
страны
до
2030
года
и
нацелен
на
создание
в
системе
СПО
принципиально
новой
отраслевой
модели
подготовки
квалифицированных
кадров
в
соответствии
с
актуальными
потребностями реального сектора экономики. По словам советника
министра
просвещения
РФ,
зампредседателя
комиссии
Общественной палаты РФ по воспитанию и просвещению Наталии
Золотаревой,
преимуществом
кластерного
подхода
к
подготовке
кадров
является
возможность предприятий договариваться с образовательной организацией о требованиях
к
будущим
сотрудникам.
«Студенты
«Профессионалитета»,
обучаясь
по программам,
максимально настроенным на работодателей, готовы к практически бесшовному переходу
на
те
рабочие
позиции,
которые
предоставляются
им
партнерами,
работодателями
-
участниками этого кластера», - сказала Наталия Золотарева.
Чтобы колледжи могли выпускать подготовленные кадры, которые будут отвечать
требованиям работодателей и сразу приступать к работе, преподавателям СПО необходимо
по-новому подходить к образовательному процессу. В сентябре 2023 года стартовало самое
масштабное обучение педагогов, методистов и мастеров производственного обучения по
программам повышения квалификации. Программы разрабатывали ведущие сотрудники
Центра
подготовки
педагогических
кадров
системы
профессионального
образования
Института
развития
компетенций
педагогических
работников
профессионального
образования ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения».
Обучение
проводилось
по
21
направлению,
наиболее
важным
для
экономики
России, задействовано 140 федеральных государственных
образовательных стандартов
СПО.
Более
8 300
человек
обучались
в
разных городах,
так
как
одним
из
условий
программы ПК в рамках федерального проекта «Профессионалитет» был обмен опытом
между кластерами разных территорий.
Строительная отрасль по распространению кластеров находится на третьем месте,
впереди только машиностроение и клиническая и профилактическая медицина. Поэтому
представители строительных профессий и специальностей на этом проекте – одна из самых
многочисленных групп на этом проекте, они составляют примерно одну десятую часть всех
обучающихся.
В рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» в Российской
Федерации
на
сегодняшний
день
создано
семь
образовательно-производственных
кластеров «Строительство»: кластеры уже функционируют в Свердловской, Ростовской,
Челябинской,
Смоленской и Нижегородской
областях, а также в
Приморском крае и
Чеченской Республике. В областных центрах модернизированы и оснащены по последнему
слову техники опорные колледжи и техникумы, в
областных городах у них имеются
колледжи-партнеры. Студенты партнерских колледжей в рамках сетевого договора смогут
пользоваться передовыми мастерскими и оборудованием опорных ПОО на практиках и во
время
демонстрационного
экзамена.
Все
семь
базовых
образовательных
организаций
приняли участие в программе повышения квалификации «Профессионалитет 2023».
К ним присоединились представители еще 20 строительных колледжей из разных городов
и техникумы Луганской и Донецкой Народных Республик. Обучение проходило по 25
ФГОС строительного направления. Особенно многочисленные группы были представлены
по
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений» и
профессии 08.01.28 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ».
Луганский художественно-промышленный колледж (демоэкзамен)
Первый модуль обучения проходил в дистанционном формате. Педагоги изучали
теоретические
вопросы
в
области
применения
новых
образовательных
технологий
в
учебном
процессе.
Сами
слушатели
активно
использовали
цифровые
технологии:
тестирование, заполнение дневников, выполнение проектной работы – все делалось в
личном кабинете, созданном на цифровой платформе для каждого участника. Успешно
пройдя
первый
модуль
программы,
слушатели
приступали
ко
второму
модулю
-
прохождение стажировки на производственных предприятиях отрасли. Несколько дней
преподаватели
провели
на
реальных
стройплощадках
и
стройкомбинатах,
где
познакомились с производством, технологическими циклами, обеспечением безопасности
труда на
предприятиях,
внедрением
«бережливого
производства»
и
иных
передовых
технологий. Наставники на производстве показали практикантам как на современных
предприятиях
используются
цифровые
технологии.
В конце каждый стажирующийся
подготовил
отчет
с
предложениями
по
доработке
содержания
дисциплины
(модуля,
практической подготовки) с учетом итогов стажировки.
Для прохождения
второго – практического
– модуля
обучения
свои
площадки
предоставили более 20 строительных организаций Владивостока, Смоленска, Челябинска,
Ростова-на-Дону и других городов.
г. Ростов-на-Дону г. Челябинск
г. Смоленск г. Екатеринбург
В обучении участвовали представители ЛНР и ДНР, так как колледжи новых
территорий также включились в проект «Профессионалитет». Стажировку они проходили
на территории своих республик.
Третий
-
завершающий
модуль
трехступенчатой
программы
повышения
квалификации - стажировки в мастерских базовых колледжей. Стажеры занимались в
мастерских на реальном оборудовании и тренажерах, упор делался на образовательные
технологии,
применяемые
в
Профессионалитете.
Кроме
производственного
опыта,
полученного
на
предприятиях,
участники
программы
смогли
пополнить
свой
педагогический опыт в активном общении с коллегами. Заканчивалась программа обучения
итоговой аттестацией в виде демонстрационного экзамена в соответствии с отраслевой
спецификой мастерской. За демоэкзаменом в режиме видеоконференцсвязи наблюдала
аттестационная
комиссия,
в
которую
входили
представители
Государственного
университета
просвещения,
наставники
с
предприятий,
руководство
образовательной
организации, направившей слушателя.
Всего по направлению «Строительство» повысили свою квалификацию более 800
человек из 32 образовательных организаций, включая колледжи Луганской и Донецкой
Народных Республик.