Автор: Лукьяненко Лариса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Тарко - Сале
Наименование материала: статья
Тема: ХУДОЖЕСТВЕНАЯ ОДАРЁННОСТЬ. ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Раздел: дополнительное образование
ХУДОЖЕСТВЕНАЯ ОДАРЁННОСТЬ. ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Лукьяненко Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ДДТ» г.Тарко-Сале
Аннотация. В данной статье речь пойдёт о проблемах диагностики художественной
одарённости и о методах её выявления в рамках реализации программ дополнительного
образования художественной направленности. Автор статьи приходит к выводу, что для
диагностики потенциальной художественной одарённости такая методика как тест Торренса не
состоятельна, если в её рамках оценивать креативность. Подлинными же индикаторами
одарённости является эстетическое отношение к миру и устойчивое желание реализовываться в
выбранной области творчества.
Ключевые слова:художественная одарённость, развитие одарённости, дополнительное
образование, образовательная программа, эстетическое отношение к миру
Abstract. This article will be focused on problems of the artistic giftedness diagnosing and
methods of identifying it within the framework of the implementation of artistic orientation programs
in an additional education. The author of the article concludes that for the diagnosis of a potential
artistic giftedness, such a technique as the Torrence test is not useful, if creativity is evaluated within
its framework. The real indicators of a giftedness are an aesthetic attitude to the world and a steady
desire to be realized in the chosen field of creativity.
Keywords: artistic giftedness, development of giftedness, additional education, educational
program, aesthetic attitude to the world
Талант – этопотребность
(Т.Манн)
Образовательная система сегодня предлагает довольно широкий спектр
программ дополнительного образования для обучающихся, в рамках которых
находят своё развитие и применение их всевозможные творческие навыки. К
реализаторам таких программ в области декоративно-прикладного искусства
могут относиться, например, различные кружки ремёсел, группы по дизайну,
кружки живописи, рукоделия и многое другое. При реализации таких программ,
специально
разработанных
для
стимулирования
творческой
активности
обучающихся, происходит не только развитие способностей, но и их диагностика,
и в рамках диагностики возможно выявить уровень художественной одарённости
учащегося. Вполне возможно, именно благодаря методам такого выявления
человек сможет пойти по пути максимальной реализации своей художественной
одарённости и осуществить вклад в культуру нашей страны.
Прежде всего, установим, что художественная одарённость всегда имеет два
аспекта – родовой и индивидуальный. Первый заключается в самой возможности
развития художественного вкуса и способности к творчеству; это – особого рода
потенциал, который позволяет человеку приобщаться к художественному
творчеству и искусству, «пробовать себя», ценить продукты творчества других
людей. Если бы у человека не было такого потенциала, искусство бы оставалось в
интересах лишь узкого круга людей. Индивидуальная же художественная
одарённость требует от человека самореализации именно через конкретную
область творчества. О родовой художественной одарённости говорят так:
«каждый ребёнок – художник, нужно только его разглядеть», имея в виду, что у
любого человека в возрасте от 6 до 9 лет проявляются способности к
художественному творчеству. Между этими двумя аспектами границы нет – они
взаимосвязаны,
но
в
рамках
данной
статьи
речь
пойдёт
именно
об
индивидуальной художественной одарённости.
Как же определить, что ребёнок художественно одарён, а не просто
исполнителен? Способность быстро усваивать и воспроизводить материал
(например, танцевальные движения или музыкальные композиции) – ещё не
показатель именно одарённости. «Отношения между способностью усваивать
накопленное в художественной практике «до тебя» и способностью создавать еще
не бывшее довольно сложны и индивидуальны в каждом конкретном случае»
1
.
Также нельзя принимать за художественную одарённость способность ребёнка
мимикрировать под «взрослые» формы выражения: в живописи, например,
ребёнок часто самовыражается так, как это делал бы взрослый, и это принимают
за одарённость, тогда как он просто воспроизводит усвоенные им образцы
«взрослого творчества». При диагностике одарённости важно всегда иметь в виду
личный жизненный опыт ребёнка – обладает ли он к своему возрасту таким
набором переживаний, которые он может «перевести в слово» или же просто
транслирует переживания других, взрослых, творцов. Если ребёнок посещает
занятия по прикладным ремёслам, в которых возможно такое «копирование»,
нужно внимательно перепроверять, не просто ли он воспроизводит усвоенные
извне образцы и действительно ли вносит в своё произведение личностный опыт.
Во
всех
программах
художественной
направленности
для
измерения
креативности, которая считается одним из «столпов» одарённости, применяется
тест Торренса, который хотя бы раз в жизни проходили все: предлагается сделать
законченный рисунок на основе предложенных геометрических фигур и линий,
дополнив их по своему усмотрению. Человек считается креативным, если
придуманные им изображения повторились другими испытуемыми минимальное
1Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественно-творческая одаренность:
ориентиры диагностики и приоритеты развития // Теоретическая и экспериментальная психология , 2009, Т.
2, № 1, с. 66
число раз или же вообще не повторились. Однако с таким тестом нужно быть
осторожнее. Интуитивно предполагая, что от него требуется максимальная
оригинальность, испытуемый может начать сознательно изображать либо то, чего
не может быть, либо нечто чрезмерно, в его понимании, сложное, чтобы быть
заметнее других. Тогда как подлинное творчество мотивируется другим –
желанием самовыразиться
через произведение,
выразив
через
обыденные
изображения что-то специфически своё. В этом контексте «небывальщина» - это
не креативность, и уж тем более – не признак одарённости.
Художественная одарённость выражается в содержательной наполненности
произведения, в реализации в нём личного опыта или же ассоциаций,
оригинальных не по форме (как в указанном тесте), а по смыслу. Для такой
реализации нужен не только жизненный опыт и опыт переосмысления, но и
определённый опыт в той области, в которой человек реализуется. А.С. Пушкин,
прежде чем проявиться как одарённый поэт, обучался и русской словесности, и
ряду иностранных языков одновременно, то есть приобретал опыт, который в
будущем станет «базисом» его не просто одарённости, а гениальности. Это же
может касаться любой области декоративно-прикладного искусства.
Ни
«тестирование»
способностей,
ни
улавливание
способностей
и
наклонностей не помогают в диагностике художественной одарённости. Человек
с
отменным
художественным
вкусом
может
никогда
не
захотеть
стать
художником, как бы его к этому ни принуждали и ни уверяли, что он одарён.
Главным при диагностике одарённости выступает именно желание обучающегося
заниматься
конкретным,
определённым
художественным
творчеством
в
определённом жанре. Если у человека есть устойчивая склонность к творчеству,
то она всегда должна расцениваться как признак потенциальной одарённости.
Если же на пути самореализации случаются творческие неудачи, а склонность
сохраняется – этот признак ещё более очевиден. Одарённость – это не
ситуативная реализация каких-то склонностей, которые хочется удовлетворить в
данный момент. Она всегда устойчива во времени и всегда исходит из самого
субъекта творческой деятельности.
Таким образом, лучшим признаком художественной одарённости при её
диагностике является устойчивое желание творить в какой-либо конкретной
области. Художник имеет особое отношение к миру: мир для него – «живая»
подсказка, друг, собеседник, мир удивляет, поражает воображение даже в самых
простых своих проявлениях. Тот человек становится художником, кто относится к
миру так без принуждения, а сам по себе. Это называет эстетическим отношением
к миру, и именно оно реализуется через художественное воображение и
творчество. Поэтому при реализации программ дополнительного образования в
области художественного творчества любой направленности нужно обращать
внимание именно на искреннее отношение обучающегося к миру и его искреннее
желание творить и самовыражаться в творчестве постоянно.
Библиографический список
1.
Андреев В.Н., Андреев Н.В. два пути познания мира и значимость их
использования в решении проблемы развития художественной одарённости // Мир науки,
культуры и образования, №2 (69), 2018 – с.173-177
2.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественно-
творческая одаренность: ориентиры диагностики и приоритеты развития // Теоретическая и
экспериментальная психология , 2009, Т. 2, № 1, с. 66-74
3.
Печко Л.П. Доминантный признак художественной и литературной одарённости
подростков //Мир науки, культуры и образования, №6 (73), 2018 – с. 317-318