Автор: Кириллова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1155
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект познавательно-исследовательской деятельности
Тема: свойства воды и соли
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
«Опыты с водой и солью»
Провела Кириллова Л.Н.
Цель: Продолжать формировать представление о свойствах воды и соли.
Закреплять представления детей о трех агрегатных состояниях воды (жидкое,
твердое, газообразное). Создать проблемную ситуацию для исследования свойств
поваренной соли и ее водного раствора. Развивать умение рассуждать, делать
выводы.
Материалы и оборудование: ёмкости, вода, пачка поваренной соли, лупы, чайная
ложка, свеча, камни, обруч, мячики для бассейна и фитбол, ткань,
информационные плакаты, глобус.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается
голубым цветом? (вода). Нет на Земле ни одного живого организма, который мог бы
прожить без воды.
Мы с вами уже знаем, что вода может быть в трех состояниях: в виде жидкости, в виде
льда и в виде пара. Что нужно, чтобы вода превратилась в лед? (заморозить). Что нужно,
чтобы вода превратилась в пар? (нагреть).
Мы с вами уже изучили, как ведут себя молекулы воды, льда и пара. Давайте вспомним.
Когда вода в жидком состоянии её молекулы находятся близко друг к другу, но
между ними есть место. Показ картинки
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы находятся очень близко друг к
другу и крепко соединены. Показ картинки
Когда вода находится в газообразном состоянии, ее молекулы расположены очень далеко
друг от друга. Показ картинки
Чтобы лучше запомнить, давайте поиграем в игру "Лёд, вода и пар".
Так по команде "Вода"- дети сближаются.
А по команде "Лёд" - дети расходятся и крепко держат друг друга за плечи.
А по команде «Пар» - дети расходятся далеко друг от друга.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что такое
лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты). Проходят
за столы
Воспитатель: На столах у вас стоят стаканы с водой. Какую форму приняла вода?
Дети: Вода приняла форму стакана.
Воспитатель: Верно. А если налить воду в вазу, какую форму она примет?
Дети. Вода примет форму вазы.
Воспитатель. О каком свойстве воды мы говорим!
Дети. Вода не имеет собственной формы.
Воспитатель. Из стакана воду можно вылить. Значит, вода какая?
Дети. Вода жидкая.
Воспитатель. Какого цвета обычная вода?
Дети. Она бесцветная.
Воспитатель. Есть ли у воды вкус?
Дети. Она не имеет вкуса.
Воспитатель. Можно ли изменить вкус воды? Если да, то с помощью чего?
Дети. С помощью соли, сахара и лимона.
Воспитатель. Есть ли у воды запах? Понюхайте.
Дети. Запаха нет.
Воспитатель. Перечислите свойства воды.
Дети. Вода - это жидкость без цвета, без вкуса, без запаха и без формы.
Опыт
Обратите внимание, что вода налита до определенного уровня.
Как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камень в воду? (ответы детей)
Проверяем на опыте и делаем выводы (камень не растворился; вода поднялась)
Если нам надо будет, чтобы вода поднялась еще выше, почти до верха. Как нам это
сделать? (бросить много камней в стакан)
Воспитатель
Вынимаем камешки и убираем их.
А теперь давайте изучим свойства соли.
Воспитатель: зачерпните соль ложкой и высыпьте ее обратно. Что можно сказать об этом
свойстве?
Дети: соль – сыпучая
Воспитатель: имеет ли соль цвет? Какой?
Дети: соль – белая
Воспитатель: имеет вкус?
Дети: да. Соленый
Воспитатель: понюхайте соль. Чем она пахнет?
Дети: не имеет запаха.
Воспитатель: возьмите лупы и рассмотрите из чего соль?
Дети: состоит из маленьких твёрдых кристалликов
Опыт
После того, как все дети отметили свойства соли, мы кладём по одной чайной ложке соли
в стаканчик с водой и перемешиваем.
Воспитатель: Если хорошо перемешать соль ложкой, что произойдёт, как вы считаете?
Отмечаем, новое свойство - соль растворяется в воде.
Воспитатель: как вы думаете, в воде может все раствориться? (вспомнить опыт с камнем)
Воспитатель: Обратите внимание на уровень воды. Подмечаем самое главное то, что вода
не поднялась. Почему? (сравнение с камнем)
Чтобы это узнать, давайте поиграем в игру "Вода и соль"
Дети (молекулы воды, стояли в тесном круге и когда я попыталась протиснуть между
ними фитбол (камень), некоторым пришлось выйти из круга, так как не хватало места.
(как и вода в стакане поднялась)
Но когда я достала из корзины мячики (молекулы соли) и положила детям подмышки,
никто из круга не вышел, так как всем хватило места. Вот почему вода не поднялась,
когда в неё добавили соль.
Воспитатель
А как вы думаете, можно ли соль опять вернуть?
Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим наглядно. Несколько детей (молекулы соли)
мы накрываем тканью (вода).
Воспитатель: Как можно увидеть соль?
Дети: Убрать воду
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы вода испарилась?
Дети: нагреть ее
Опыт
Проверяем. Для этого нам понадобятся свечи. Каждый ребёнок зачерпнул немного
солёной воды из своего стаканчика и начал нагревать над огнём свечи. Вода выкипела, а
соль осталась.
Музыкальная физминутка
Воспитатель: Предлагаю вам смоделировать из конструктора молекулы льда и воды.
Воспитатель: Что нового мы узнали на занятии?
Что больше всего вам понравилось на занятии?