Автор: Гильфанова Миляуша Тафкиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СПДП "Тургай" в Сабинском муниципальном районе
Населённый пункт: РТ, Сабинский район, с. Старая Икшурма
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Фитотерапия"
Раздел: среднее образование
«Утверждаю»
Директор ГКУ СПДП «Тургай»
__________ Асанова А.К.
«Фитотерапия»
Составила воспитатель ГКУ СПДП «Тургай»:
Гильфанова Миляуша Тафкиловна
2023 г
.
«Пей фиточай! Здоровье получай!»
Актуальность.
Важной
методикой
в
инновационно-воспитательном
процессе
является
организация
фитотерапии.
Она,
на
мой
взгляд,
эффективно
влияет
на
формировании
культуры
здоровья
воспитанников
и
решает
проблему
реабилитации в оздоровлении часто болеющих детей. По классификации
«Всемирной организации здравоохранения» фитотерапия является одной из
составных частей традиционной медицины. В последнее время во всем мире
значительно вырос интерес населения к лекарственным средствам природного
происхождения. Например, в Германии 80% людей постоянно применяют в своей
практике средства растительного происхождения, более 80% населения во всех
странах хотя бы однажды лечились фитопрепаратами.
Будущее нашей страны - это дети. Наша Родина Россия только тогда
будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда её
подрастающее поколение, будет здоровым.
Основной целью моей работы является организация фитотерапии как важная
методика в формировании психофизического развития ребенка в условиях
инновационно-воспитательного процесса.
Задачи проведенной работы включают в себя следующие этапы:
· Рассмотреть
современные
подходы
к
развитию
здоровой
личности ребенка в условиях инновационно-воспитательного процесса через
фитотерапию;
· Провести анализ принципов сохранения здоровья детей;
· Организовать фитобар с целью профилактической и оздоровительной
работы;
· Дать методические рекомендации при организации фитобара
в
условиях инновационно-воспитательного процесса.
Анализ используемой литературы показал, что в условиях инновационного
процесса существуют современные подходы к развитию здоровой личности
ребенка. В сферах инновационной деятельности в области культуры здоровья у
воспитанников,
необходимо
большое
внимание
уделять
поиску
новых
организационных форм здоровьесберегающей работы. Формирование культуры
здоровья
у
воспитанников
возможно
при
следующих
организационных
педагогических условиях:
· Сохранение индивидуальных приоритетов в создании собственной
методики инновационно-воспитательного процесса;
· Использование фитотерапии как средство формирования культуры
здоровья личности.
Для приготовления чаев и отваров используются листья смородины, ягоды,
мелиса, мята, зверобой, шиповник и ромашки. В период подъема заболеваемости
ОРВИ и гриппом воспитанники получают витаминный чай.
Вид: групповой, познавательно-исследовательский.
Участники: воспитанники от 7 до 18 лет.
Продолжительность: 1 год
Ожидаемый результат.
Осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим
здоровью человека.
Сформированные знания о лекарственных растениях, ярко выраженный
интерес к объектам и явлениям природы.
Снижение уровня заболеваемости.
Пояснительная записка
При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться
правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не
вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые
добавки в виде сахарного сиропа, меда (при отсутствии непереносимости),
сиропа шиповника, сиропа аптечного корня, варенье.
Система комплексной фитореабилитации разработанная нами способствует
повышению интереса к проблеме фитотерапии, как одного из наиболее важных
направлений в инновационном воспитательном процессе и решает проблему
реабилитации и оздоровления часто болеющих детей.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Содержание
Количество часов
теория
практика
1
Круглый стол «О пользе лекарственных
растений». Знакомство с лекарственными
растениями.
1
2
«Растения, которые нас лечат».
1
3
«Зелёная аптека»
1
4
«Целительные свойства лекарственных растений»
1
5
Правила сбора, сушки и хранения лекарственных
растений.
1
6
Экскурсия на цех по производству чая, который
расположен в п. Лесхоз Сабинского района.
1
7
«Не попить ли нам чайку» (ознакомление детей с
разновидностями чая)
1
8
Знакомство с чайными приборами
1
9
«Ромашка – лекарственное растение»
1
10
«Ищем полезные растения». Экскурсия для сбора
ромашки. Сушка.
2
11
Какими свойствами обладают листья ягоды
1
12
Сбор листья ягоды, сушка.
2
13
Приготовление напитков из листьев земляники
1
14
Какими свойствами обладают листья смородины
1
15
Сбор листья смородины. Сушка.
2
16
Приготовление чая из листьев смородины.
1
17
Какими свойствами обладают шиповники.
1
18
Сбор шиповника. Сушка.
2
19
Приготовление чая из шиповника.
1
20
Какими свойствами обладают мята и мелиссы.
1
21
Сбор мята и мелиссы. Сушка.
2
22
Приготовление напитков из мяты и мелиссы.
1
23
Технологии расфасовки упаковки лекарственных
растений.
2
24
Оформление гербарий из сушеных растений и
листьев.
3
25
Презентация. Подведение итогов.
1
ВСЕГО:
13
20
Список используемой литературы.
1.Барнаулов О.Д. «Введение в фитотерапию» Санкт – Петербург. Издательство
«Лань», 2012 г.
2. «Лекарственные растения Сибири», В.Г. Минаева, Москва, 1999.
3. «Лесной огород», Г.М. Свиридонов, Москва, 1987.
4. «Кладовая здоровья», В.Ф. Сотник, Москва,2003.
5. «Мир лесных растений», В.В. Петров Москва, 2008.
6. «Познай мир», Энциклопедия, Москва.2005.