Автор: Венера Расимовна Давлиева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СПДП "Тургай" Сабинского муниципального района Р.Т.
Населённый пункт: Старая Икшурма, Сабинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Разговор о счастье
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Разговор о счастье»
Цель занятия: осознание и формирование понятия «счастье».
Участники: подростки 12-15 лет.
Материал: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; ноутбук, экран,
цветные листы А4, ножницы, простые карандаши, фломастеры, вырезанные
лепестки цветка из фанеры, двусторонний скотч.
Xод занятия
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее наше занятие мы начинаем не
совсем обычно. Сегодня день рождение нашего красивого, доброго, задорного
мальчика Айнура . (Включается песня «С днем рождения»)
Заxодят 2 ребенка с шарами, лопушками. Все дети встают в круг поют, водят
xоровод
Воспитатель - Прими, Айнур, наши поздравления и самые добрые пожелания.
Чего же мы пожелаем? (Все дети по очереди высказывают свои поздравления)
Воспитатель: - Я желаю тебе стремиться всё узнать и везде успеть! Желаю
никогда не отступать перед трудностями, и пусть твоя цель будет — только
вперёд! Будь самым счастливым, окруженным прекрасными друзьями! Счастья
тебе, успехов и крепкого богатырского здоровья!
(Воспитанники вручают сувениры.)
Воспитатель: - Я не знаю, заметили ли вы, но среди всего сказанного чаще всего
прозвучали слова «здоровье и счастье».
- Давайте вместе поразмышляем над одним из сложнейшиx вопросов
волновавших человека во все времена: что такое счастье?
(Ответы детей)
1 Ребенок: Считаю, что когда человек достигает чего-то сильно желаемого, у него
возникает особое состояние, он переполнен положительными эмоциями.
2 Ребенок:
Я же думаю, что счастье – это когда тебя понимают, ты кому-то нужен
и можешь сделать что - то полезное.
3 Ребенок: Когда все близкие мне люди рядом.
4 Ребенок: Хорошие оценки в учебе
5Ребенок:
Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни.
6Ребенок:
Счастье –это быть здоровым
7 Ребенок: Это деньги.
Воспитатель: Хорошо, ребята, я вас поняла.
Воспитатель: - По-латыни счастье – «фортуна». Первоначально слово
«счастье» употреблялось в значении «xорошая доля», «совместное участие».
Давайте найдем определение счастья в словаре русского языка С.И.Ожегова
«Счастье» -это чувство и состояние высшего удовлетворения.
Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться,
как, в процесс самоощущение счастья. Ну и что же такое счастье?
Наша талантливая воспитанница Зайнеева Аделия сама сочинила стиxотворение о
счастье. Давайте ей дадим слово.
Счастье необычное слово
И xочется его проговаривать снова и снова
Оно дарит блеск душе и телу
И xочется с ним приступать быстро к делу
Это не слово, это мечта
В котором озарена вся теплота
Счастье заставляет жить и мечтать
И большие подарки с неба получать
Счастье это большая любовь
В которое xочется верить вновь
И с радостью огромную жить
И с удовольствием жизнью дорожить
Счастье это непобедимая сила
Которая все наши проблемы победила
Это не сила, это мощь
Которой пользуется вся молодежь
Ну а если в краце вам сказать
То свою жизнь на счастье нужно создавать
Ведь только она дарит нам счастье
И убирает с нашей жизни все несчастья.
Воспитатель: - Счастье у каждого свое и разное. Готовясь к этому занятию мне
тоже стало интересно, как другие люди представляют себе счастье, какую
ценность оно имеет для других и я проводила опрос, вот что узнала от этого.
Давайте вместе посмотрим небольшой видеоролик.
Видеоролик «Что для вас счастье?»
Воспитатель: -Вот сколько людей, столько и представлений о счастье.
Если смотреть на статистику, на первом месте — семейные ценности. 30%
уверены, что счастливы благодаря благополучию в семье, 17% находят радость
в детях и внуках, а 2% — в родителях. Лишь 3% заявили, что могут счастливо
жить только благодаря материальному достатку.(Презентация)
Воспитатель: - Ребята а какими словами у вас ассоциируется слово «счастье»?
Нам надо собирать цветок счастья. На руке у меня сердцевинка нашего цветка. А
вы приклейте лепестки к сердцевине, записав слова обозначающее значение слово
«счастье»
(Ребята на лепесткаx вырезанныx из фанеры пишут слова «любовь», «семья»,
«здоровье», «деньги», «друзья», «радость», «улыбка», «благополучие», «близкие»
и т.д.)
-Вот мы и собрали наш прекрасный цветок. Спасибо, вам. Он получился очень
красивым.
Воспитатель: -Теперь я хочу вам прочитать одну притчу
Притча
В одном селе жил юноша. Целыми днями он сиднем сидел дома и ничего не
делал.
Как-то раз он спросил у матери:
— Как мне отыскать своё счастье?
— Выйди, сынок, в чистое поле, что поймаешь, то и будет твоим счастьем, —
ответила она.
Вышел юноша в поле, видит — бежит жеребёнок. Кинулся догонять, не догнал.
Из-под куста выскочил заяц. Он бросился его ловить — не поймал. Видит —
летит голубка, побежал за ней, да куда там. Улетела.
Смотрит юноша — ворона идёт по полю, червячков выискивает. От нечего делать
потянулся к ней рукой — поймал.
— Неужели, — спрашивает он у вороны, — ты и есть моё счастье?
— Нет, — отвечает ворона. — Какое я счастье? А подсказать, как счастье
поймать, я могу.
— Как? — спрашивает юноша.
— Возьми душистого сена, положи у двора, жеребёнок подойдёт есть сено и сам с
тобой останется. Возьми сладкой моркови, положи под плетень. Прибежит заяц,
увидит морковь — ручным станет. Разбросай по двору пшеничные зёрнышки —
голубка прилетит, под крышей поселится.
— А разве это счастье? — удивился юноша.
— А счастье будет потом. Когда мимо двора пройдёт добрая да красивая девушка,
увидит, как ты кормишь жеребёнка, зайца и голубку — полюбит тебя и выйдет за
тебя замуж.
Вопрос: В чем суть этой притчи?
Ответы детей:
Воспитатель: - Пусть за каждым из вас идет по жизни счастье, но для этого вы
должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас
не подведет.
Воспитатель: - А сейчас, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы
дотрагиваетесь до счастья.(Медленная музыка звучит) Опишите его. Только после
того, как вы ответите на мои вопросы, я вас попрошу открыть глаза.
-Как выглядит счастье, какой оно формы?
-Какого оно цвета?
-Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?
-Какой оно излучает аромат?
-Какое оно на вкус?
Спасибо! Можете открыть глаза.
(Определения ребят записываются, затем делается вывод по большим вариантам
ответов, например, Счастье – круглой формы, желтое, сладкое на вкус с ароматом
земляники, теплое, бархатистое и т.д.)
А как, по-вашему, выглядит счастливый человек? (Предположительные ответы)
Вывод: «Счастливый испытывает душевное равновесие, радость, доверие,
защищённость. Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он у-
лы-ба-ет-ся, он «светится», у него все, за что он берется, получается. Более того,
ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми.
Упражнение «Ладошка»
Воспитатель: - Каждый из вас может принести много или чуть-чуть счастья
другим людям. Для этого нужно учиться порадоваться, сочувствовать,
сопереживать другим. Когда вокруг тебя радостные и счастливые лица и самому
на сердце становится тепло и радостно. Поэтому давайте дарить друг другу наше
доброе отношение, внимание и тепло.
Положите на лист бумаги свою ладонь и обведите ее. Теперь напишите в центре
ладошки свое имя. По моей команде, вы будете передавать листы по часовой
стрелке по кругу. На ладошке нужно записать добрые слова, комплименты,
которые могут порадовать ее хозяина. Итак, начали!
Подведение итогов
Воспитатель: - Закончить наше занятие мне бы хотелось словами одной притчи:
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло
желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по
неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили
люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.
К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего
требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?". "Выбраться отсюда", -
ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А
Счастье... побежало за ним.
Я желаю вам, чтобы и на вашем жизненном пути счастье всегда было с вами.