Автор: Головко Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 64"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы тестов и способы их предъявления младшим школьникам"
Раздел: начальное образование
Формы тестов и способы их предъявления младшим школьникам
В качестве основного средства контроля и проверки обязательного
уровня обученности, использую в своей работе наборы тестов, которые
признаются сегодня наиболее объективными измерителями.
Что такое тест? С английского – «испытание, проба, исследование».
Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о
ЗУНах учащихся (в США, Великобритании, Германии, Турции).
Преимущества теста перед традиционными методами контроля знаний:
1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность
контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие
факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения,
строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут
поставить разные отметки. При тестировании это исключается.
2.
Оценка,
полученная
с
помощью
теста,
может
быть
более
дифференцированной.
3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет
при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент
случайности в выборе контрольных заданий.
Однако
тест
затруднительно
проверяет
углубленное
понимание
предмета, овладение стилем мышления.
Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного
контроля.
Тесты
различаются
по
показателям
степени
выявления
итогов
обученности:
1.
Уровень различения – низшая ступень обученности (учащийся
отличает данный объект, процесс, явление от аналога). Выражается это в том,
что при предъявлении ему, например, правил орфографии, обучаемый может
только отличать их друг от друга, но написать и объяснить их не может.
Тесты первого уровня – закрытые (выборочные) или альтернативные.
2.
Уровень
запоминания.
(Учащиеся
отвечают
на
вопросы
репродуктивного
плана.
Тесты
второго
уровня
предполагают
дать
определенные правила, термины, пояснения). Это тесты – дополнения.
3.
Уровень понимания. (Нахождение существенных признаков и
связей
исследуемых
явлений,
установление
сходства
и
отличия,
сопоставление, ранжирование полученной информации с имеющимися
данными) Тесты сличения – ранжирования.
4.
Уровень
переноса
знаний.
Для
выявления
творческих
способностей учащихся. Предполагают применение практики, знаний и
умений.
НАПРИМЕР:
1. Выборочные.
Какие существительные не соответствуют I склонению:
а) ягода;
б) погода;
в) школа;
г) небо;
д) картина?
Информатор: небо (4)
2. Тест-дополнение.
Чтобы определить падеж имени существительного, найди слово, с которым
связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу определи
падеж.
а) Скоро будет /…?/ Москва /…/
б) Самолет летит /…?/ Москвой /…/
в) Мы увидели внизу /…?/ Москву /…/
г) /…?/ О Москве слагают новые стихи и песни /…/.
д) Москва /…?/ встречает всех гостей радушно. /…/
Информатор: 1. Что? (именительный падеж)
2. Над чем? (творительный падеж)
………………………………………
Может быть дополнительный вопрос:
- Дополни название падежа, который не назвали. Приведи пример
предложения, где слово в названном падеже.
Информатор: родительный падеж / чего? / Москвы.
3. Тест-сличение.
Среди данных предложений найди антонимические пары:
а) через час по чайной ложке.
б) Ходит вокруг да около.
в) Семимильными шагами.
г) Воды в рот набрать.
д) Семи пядей во лбу.
1) Брать быка за рога.
2) Единым духом.
3) Рта не закрывать.
4) Олух царя небесного.
5) Черепашьим шагом.
Информатор: а-2; б-1; в-5; г-3; д-4
4. Тест - ранжирование.
Укажите правильную последовательность разбора слова по составу:
а) основа;
б) приставка;
в) окончание;
г) суффикс;
д) корень.
Информатор: 3, 1, 4, 2, 5.
Целесообразно
составление
контрольных
схем
на
каждого
ученика
индивидуально:
БЛОК
И
№№
ЗАДАНИЙ
Результаты выполнения заданий-тестов
№ заданий,
ответы на
которые
№ заданий,
ответы на
которые
№ заданий,
ответы на
которые
№
заданий,
ответы на
даны полно
и правильно
даны не
полно, но
правильно
даны не
правильно
которые
вообще не
даны
80 % правильно выполненных заданий по каждому блоку позволяет
поставить ученику оценку «зачтено».
Если учеником не достигнут данный уровень по предмету, в его
документе пишется «не зачтено».
Таким образом, представленные формы и способы предъявления тестов
удобны, позволяют выявить объективную ситуацию в овладении учащимися
знаниями,
формирования
необходимых
компетенций,
овладения
содержанием образовательной программы.
Список литературы:
1
. Алёшина, Т. Н. Тесты как форма контроля [Текст] / Т. Н. Алёшина, Н. В.
Савинцева // Начальная школа. – 1993. – № 1.
2. Волошина, О. И. Русский язык. Тесты: начальная школа [Текст] : учебно -
методическое пособие / О. И. Волошина. – М.: Дрофа, 2020
3. Воронцов,
А. Б.
Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки
учебной деятельности учащихся [Текст] / А. Б. Воронцов // Начальная школа.
– 1999. – № 7
4. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования
[Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1991. – № 6.
5. Полуянов, Ю. А.
Формирование оценки на начальном этапе учебной
деятельности [Текст] / Ю. А. Полуянов // Начальная школа. – 1999. – № 7.
6. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного
и начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2019.
7. Рудницкая, В. Н. Тесты по математике [Текст] / В. Н. Рудницкая. – М.:
Издательство «Экзамен», 2020. – 111 с.
8. Щеглова, И. В. Русский язык: итоговая аттестация за курс начальной
школы: типовые тестовые задания [Текст]
/ И. В. Щеглова.
–
М.:
Издательство «Экзамен», 2020. – 52 с.