Напоминание

"Прогулка на свежем воздухе, как одно из условий оздоровления детей дошкольного возраста"


Автор: Садреева Елена Витальевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка- д/с № 39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: республика Татарстан г. Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Прогулка на свежем воздухе, как одно из условий оздоровления детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы

«Прогулка на свежем воздухе, как одно из условий

оздоровления детей дошкольного возраста»

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и

дошкольного

образовательного

учреждения.

Что

же

такое

здоровье?

Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу

Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается –

«состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а

не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья человека. До 7 лет ребенок проходит

огромный путь развития, являющийся основой для дальнейшей жизни.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов н

становление функциональных систем организма, закладываются основные

черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и

практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в

систематических занятиях физической культурой и спортом.

Прогулка на свежем воздухе является одним из условий оздоровления

дошкольников.

«День, проведенный ребенком без

прогулки, потерян для его здоровья»

Сперанский Г.А.

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в

ДОУ.

В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной

организации прогулки в режиме дня дошкольника.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для

физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее

доступным средством закаливания детского организма. Она способствует

повышению

его

выносливости

и

устойчивости

к

неблагоприятным

воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен

веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся

преодолевать

различные

препятствия,

становятся

более

подвижными,

ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные

умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный

тонус.

Цель

прогулки:

укрепление

здоровья,

профилактика

утомления,

физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в

процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи:

Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных

условиях;

Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей

дошкольного возраста;

Оптимизировать двигательную активность детей;

Способствовать

познавательному,

речевому,

художественно-

эстетическому развитию детей.

Прогулка должна включать 5 этапов. Структура прогулки составляет:

наблюдение;

двигательная

активность

(подвижные

игры,

спортивные

игры

и

упражнения);

трудовая деятельность;

индивидуальная

работа

по

различным

направлениям

развития

дошкольников;

самостоятельная игровая деятельность.

На каждой прогулке я решаю, как правило, комплекс взаимосвязанных

задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского

сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей.

Они

озеленены,

спланированы

и

оборудованы

в

соответствии

с

педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная

группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места

для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная

площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для

творческих игр и игр с различными игрушками). На участках имеются

закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность

проводить время на улице в любую погоду.

В зимнее время на участке мы совместно с детьми и родителями

строим снежные фигуры с учетом всех основных движений: метание,

подлезание, равновесие, прыжки, скольжение, катание с горок.

Помимо игровых площадок на территории детского сада есть площадка

для физкультурных занятий, где инструктор по физической культуре

проводит физкультурные занятия с детьми. В работе по оздоровлению детей

на прогулке огромную роль играет взаимосвязь воспитателя и инструктора

по физическому воспитанию. В свободное от занятий время, на прогулке, в

зависимости от времени года мы совместно организуем подвижные игры,

футбол, катание на лыжах, санках. У детей развиваются основные движения,

снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные

качества.

Помимо игр на прогулке организуются спортивные развлечения,

праздники, различные мероприятия.

Каждый год у нас в городе в сентябре проходит «Кросс нации» - это

пропаганда здорового образа жизни и привлечение граждан России к

занятиям физической культурой. От взрослых участников не отстают и

малыши. Ежегодно на территории нашего детского сада проходит мини

«Кросс нации». Под руководством инструктора по физической культуре

воспитанники средних, старших и подготовительных групп участвуют во

Всероссийском забеге. Наши воспитанники с большим удовольствием

пробегают дистанцию, приходят к финишу, получают массу позитива и

частичку крепкого здоровья.

Прогулки в нашей группе представляют собой один из важнейших

организованных видов двигательной активности и оздоровления детей.

При

планировании

прогулки

моя

основная

задача

состоит

в

обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для

детей

деятельности.

При

планировании

содержания

прогулки

я

предусматриваю

равномерное

чередование

спокойной

и

двигательной

деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в

течение всей прогулки.

Большое место отводится наблюдениям. Во время пребывания на

участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об

окружающем.

Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных

изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями,

устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них

интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это

развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем,

будит мысль и воображение детей.

Во время прогулки я уделяю внимание и трудовой деятельности детей.

Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Прогулки я широко использую для экологического воспитания детей. Я

знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность

дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На

прогулке я использую разнообразные игровые упражнения «Найди по

описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Угадай животное»,

«Когда это бывает?», «Загадки» и т.п.

Так же на прогулки для установления причин явлений, связей и

отношений между предметами и явлениями я использую опыты. Опыт всегда

должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети

получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в

старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные

поисковые действия). В каждом опыте раскрываются причины наблюдаемого

явления,

дети

стараются

самостоятельно

подойти

к

суждениям,

умозаключениям. Уточнить их знания о свойствах и качествах объектов

природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к

природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и

интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические

мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что

запланировано взрослым в конкретной прогулке. Главное — каждый из

компонентов прогулки вносит свое, неповторимое здоровьесбережение,

развитие и воспитание дошкольников.

Мы так же организуем наблюдения детей за общественной жизнью и

явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются

целевые прогулки на родник «Шамсинур», к проезжей части, в школу № 11.

На таких прогулках идет не только развитие двигательной активности, но и

развиваются творческие способности, так как идет взаимодействие таких

специалистов как, инструктор по физической культуре и воспитатель по

изодеятельности.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных

впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания

и

представления,

развивается

наблюдательность

и

любознательность.

Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое

развитие.

Длительная

ходьба

во

время

прогулки

требует

от

детей

определенной выдержки, организованности и выносливости.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном

контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией

семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут

дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не

противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию

телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного

образовательного

учреждения,

как

ведущего

звена

в

организации

образовательной работы с детьми и родителями. Основные направления

работы с родителями – консультации, папки-передвижки, памятки, стенды,

беседы, анкетирование, дни открытых дверей, проведение семинаров-

практикумов, родительских собраний, совместных мероприятий.

Таким

образом,

прогулка

является

одним

из

условий

для

систематического

оздоровления

детей.

Правильно

организованные

и

продуманные

прогулки

помогают

осуществлять

задачи

всестороннего

развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится

примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно

увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение

утреннего приема детей на свежем воздухе, дневной прогулки после занятий

и вечерней.

Одним из главных моментов является деятельность на прогулке. Она

должна быть разнообразной. Для каждой прогулки должен быть составлен

четкий план, в котором намечены цель, задачи, этапы реализации.

В силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все

время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Педагог

должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Приобрести здоровье - храбрость,

мудрость, а умело распорядиться

им искусство.

Франсуа Вольтер



В раздел образования