Автор: Садреева Елена Витальевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка- д/с № 39 "Золотой петушок"
Населённый пункт: республика Татарстан г. Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Прогулка на свежем воздухе, как одно из условий оздоровления детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
«Прогулка на свежем воздухе, как одно из условий
оздоровления детей дошкольного возраста»
Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и
дошкольного
образовательного
учреждения.
Что
же
такое
здоровье?
Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу
Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается –
«состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья человека. До 7 лет ребенок проходит
огромный путь развития, являющийся основой для дальнейшей жизни.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие органов н
становление функциональных систем организма, закладываются основные
черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
Прогулка на свежем воздухе является одним из условий оздоровления
дошкольников.
«День, проведенный ребенком без
прогулки, потерян для его здоровья»
Сперанский Г.А.
Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в
ДОУ.
В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной
организации прогулки в режиме дня дошкольника.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для
физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее
доступным средством закаливания детского организма. Она способствует
повышению
его
выносливости
и
устойчивости
к
неблагоприятным
воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен
веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся
преодолевать
различные
препятствия,
становятся
более
подвижными,
ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные
умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный
тонус.
Цель
прогулки:
укрепление
здоровья,
профилактика
утомления,
физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в
процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи:
Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных
условиях;
Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей
дошкольного возраста;
Оптимизировать двигательную активность детей;
Способствовать
познавательному,
речевому,
художественно-
эстетическому развитию детей.
Прогулка должна включать 5 этапов. Структура прогулки составляет:
наблюдение;
двигательная
активность
(подвижные
игры,
спортивные
игры
и
упражнения);
трудовая деятельность;
индивидуальная
работа
по
различным
направлениям
развития
дошкольников;
самостоятельная игровая деятельность.
На каждой прогулке я решаю, как правило, комплекс взаимосвязанных
задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского
сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей.
Они
озеленены,
спланированы
и
оборудованы
в
соответствии
с
педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная
группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места
для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная
площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для
творческих игр и игр с различными игрушками). На участках имеются
закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность
проводить время на улице в любую погоду.
В зимнее время на участке мы совместно с детьми и родителями
строим снежные фигуры с учетом всех основных движений: метание,
подлезание, равновесие, прыжки, скольжение, катание с горок.
Помимо игровых площадок на территории детского сада есть площадка
для физкультурных занятий, где инструктор по физической культуре
проводит физкультурные занятия с детьми. В работе по оздоровлению детей
на прогулке огромную роль играет взаимосвязь воспитателя и инструктора
по физическому воспитанию. В свободное от занятий время, на прогулке, в
зависимости от времени года мы совместно организуем подвижные игры,
футбол, катание на лыжах, санках. У детей развиваются основные движения,
снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные
качества.
Помимо игр на прогулке организуются спортивные развлечения,
праздники, различные мероприятия.
Каждый год у нас в городе в сентябре проходит «Кросс нации» - это
пропаганда здорового образа жизни и привлечение граждан России к
занятиям физической культурой. От взрослых участников не отстают и
малыши. Ежегодно на территории нашего детского сада проходит мини
«Кросс нации». Под руководством инструктора по физической культуре
воспитанники средних, старших и подготовительных групп участвуют во
Всероссийском забеге. Наши воспитанники с большим удовольствием
пробегают дистанцию, приходят к финишу, получают массу позитива и
частичку крепкого здоровья.
Прогулки в нашей группе представляют собой один из важнейших
организованных видов двигательной активности и оздоровления детей.
При
планировании
прогулки
моя
основная
задача
состоит
в
обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для
детей
деятельности.
При
планировании
содержания
прогулки
я
предусматриваю
равномерное
чередование
спокойной
и
двигательной
деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в
течение всей прогулки.
Большое место отводится наблюдениям. Во время пребывания на
участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об
окружающем.
Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных
изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями,
устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них
интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это
развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем,
будит мысль и воображение детей.
Во время прогулки я уделяю внимание и трудовой деятельности детей.
Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.
Прогулки я широко использую для экологического воспитания детей. Я
знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность
дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На
прогулке я использую разнообразные игровые упражнения «Найди по
описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Угадай животное»,
«Когда это бывает?», «Загадки» и т.п.
Так же на прогулки для установления причин явлений, связей и
отношений между предметами и явлениями я использую опыты. Опыт всегда
должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети
получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в
старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные
поисковые действия). В каждом опыте раскрываются причины наблюдаемого
явления,
дети
стараются
самостоятельно
подойти
к
суждениям,
умозаключениям. Уточнить их знания о свойствах и качествах объектов
природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и
интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические
мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что
запланировано взрослым в конкретной прогулке. Главное — каждый из
компонентов прогулки вносит свое, неповторимое здоровьесбережение,
развитие и воспитание дошкольников.
Мы так же организуем наблюдения детей за общественной жизнью и
явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются
целевые прогулки на родник «Шамсинур», к проезжей части, в школу № 11.
На таких прогулках идет не только развитие двигательной активности, но и
развиваются творческие способности, так как идет взаимодействие таких
специалистов как, инструктор по физической культуре и воспитатель по
изодеятельности.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных
впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания
и
представления,
развивается
наблюдательность
и
любознательность.
Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое
развитие.
Длительная
ходьба
во
время
прогулки
требует
от
детей
определенной выдержки, организованности и выносливости.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном
контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией
семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут
дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не
противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию
телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного
образовательного
учреждения,
как
ведущего
звена
в
организации
образовательной работы с детьми и родителями. Основные направления
работы с родителями – консультации, папки-передвижки, памятки, стенды,
беседы, анкетирование, дни открытых дверей, проведение семинаров-
практикумов, родительских собраний, совместных мероприятий.
Таким
образом,
прогулка
является
одним
из
условий
для
систематического
оздоровления
детей.
Правильно
организованные
и
продуманные
прогулки
помогают
осуществлять
задачи
всестороннего
развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится
примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно
увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение
утреннего приема детей на свежем воздухе, дневной прогулки после занятий
и вечерней.
Одним из главных моментов является деятельность на прогулке. Она
должна быть разнообразной. Для каждой прогулки должен быть составлен
четкий план, в котором намечены цель, задачи, этапы реализации.
В силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все
время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Педагог
должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Приобрести здоровье - храбрость,
мудрость, а умело распорядиться
им искусство.
Франсуа Вольтер