Автор: Гармаш Наталья Владимировна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБОУ ДО г. Кургана "ДШИ №1"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: методические рекомендации : "Помощь родителям в начальный период обучения в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
МБОУДО г. Кургана «Детская школа искусств №1»
«Помощь родителям в начальный период
обучения в классе домры»
Методические рекомендации для родителей
Составитель:
Гармаш Н.В., преподаватель,
высшая квалификационная категория
Курган 2023 г.
Поступление ребенка в школу искусств – это новый этап его жизни. Когда
ребенок начинает заниматься музыкой, важно с самого начала организовать
процесс домашних занятий на инструменте. Помощь в этом могут оказать
родители. Маленький человечек в семь-восемь лет еще не достаточно
серьезен, чтобы самостоятельно и ежедневно отрабатывать задания
педагога. К сожалению, часто можно слышать от детей: «забыл поиграть»,
«не успел, уроков много задали» и т.д. А ведь музыка – это большой и
серьезный труд и это нужно понимать с самого начала.
И прежде всего нужно устанавить тесный контакт с родителями в самом
начале обучения. Пригласить родителей сначала на родительское собрание
своего класса, где учащиеся старших классов познакомят с домрой- играют
на этом инструменте, а преподаватель знакомит со спецификой обучения в
школе искусств, об истории школы, об историческом здании, и обязательно
прошу родителей о том, чтобы они были моими помощниками в воспитании
и организации домашних занятий.
Часто и взрослые люди склонны ошибочно преуменьшать важность
домашних музыкальных занятий, доставляя этим трудности, как для
собственного ребенка, так и для педагога. Домра – инструмент с красивым,
певучим звуком, но, чтобы такого звука добиться, надо трудиться ежедневно.
Уже в начале обучения уроки проходят в присутствии родителей. Это даёт
возможность родителям лучше контролировать домашние задания своих
детей. И это один из решающих факторов успеха в учёбе.
Присутствие на занятии позволяет родителям проникнуться его атмосферой,
увидеть успехи и неудачи ребенка, понять требования преподавателя,
рождает интерес к инструменту. Начальный интерес в обучении очень важен
и сложен для ребенка, так как это период постановки игрового аппарата,
адаптации к инструменту, нужен постоянный контроль и внимание и помощь
родителей очень важна. В моей практике были родители, которые учились
играть вместе с детьми!
Еще один немаловажный момент: мама и папа для ребят – авторитет и
получается так, что то, что интересно родителям – достойно и детского
внимания.
Конечно, на ребенка «»сваливается» большой объем ответственности, он
устает, поэтому я не требую многочасовых утомительных занятий. Гораздо
важнее, чтобы время на занятия выделялось каждый день. Когда его больше,
можно поработать более интенсивно, когда мало – позаниматься чем то
одним, но очень качественно. Ведь есть дела, которые мы делаем ежедневно,
вне зависимости от обстоятельств. Таким делом должны стать и ежедневные
музыкальные упражнения.
Доказано, что игра на музыкальных инструментах развивает интеллект (через
развитие мелкой моторики), все виды памяти, внимание, силу воли, умение
организовать себя и хороший вкус. Правильная организация занятий ученика
требует, чтобы ребёнок ясно представлял себе цели работы, её смысл, умел
среди многих дел выделить главное, умел наметить план и порядок
выполнения музыкальных задач. Практика показывает, что от плохой
организации домашних занятий возникают нежелательная перегрузка,
хроническая нехватка времени для их выполнения и для отдыха.
Еще Аристотель сказал:
«Музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую
сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она
должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Поэтому, положительных сторон в общении с музыкой, музыкальных
занятиях множество. И, несомненно, музыка принесет большую пользу
ребенку.
Ниже я привожу краткие методические рекомендации, так называемые
«памятки» по работе дома.
Они адресованы моим ученикам и их родителям.
Уход за инструментом и обращение с ним
1.
Если есть возможность, приобретите хороший инструмент.
2.
Домра должна храниться в чехле. Нельзя допускать резкого перепада
температур. В холодную погоду, если предстоит продолжительное
пребывание на улице, инструмент утеплить. Не хранить домру около
отопительных приборов.
3.
Домру необходимо беречь от ударов. Нельзя инструмент давать
маленьким детям.
4.
Не рекомендуется самостоятельно настраивать инструмент
начинающему домристу.
5.
После занятия на инструменте необходимо протереть струны ватным
тампоном.
6.
Необходимо для занятий иметь: пульт, прорезиненные салфетки,
подставку под ногу, медиаторы, струны.
Как заниматься на инструменте дома.
1.
Заниматься необходимо ежедневно. Для получения качественного,
звука, развития техники пальцев важны правильные мышечные
ощущения. На занятия с ребенком мы их формируем. Но, если не
заниматься ежедневно – мышечные ощущения, сформированные на
уроке – ребенок теряет.
2.
Помогите ребенку спланировать распорядок дня. Спланируйте
домашние занятия по музыкальным предметам и по
общеобразовательным. Отчего-то ученику музыкальной школы
приходится отказаться. Например: от компьютерных игр,
отнимающих массу времени, или от многочасового сидения перед
телевизором. Спланируйте день ребенка правильно, тогда он будет
все успевать.
3.
Отведите для занятий отдельное место. Сидеть нужно на твердой
поверхности, стул подобрать под рост ребенка. Можно заниматься
перед зеркалом для того, чтобы контролировать постановку рук и
посадку. На начальном этапе обучения очень важно уделять
внимание верной посадке и постановке игрового аппарата.
4.
У начинающих домристов есть очень неприятный, болезненный
момент в работе – это «наращивание» мозолей. Пугаться этого не
стоит, со временем мозоли твердеют и работать на инструменте
ребенку становится комфортно.
5.
Обязательно следите за записями в дневнике.
6.
Многие ошибки допускаются ребенком по невнимательности. Для
музыкальных занятий важна концентрация внимания,
сосредоточенность. Сосредоточенность в занятиях музыкой – это
прежде всего активное слуховое внимание к звучанию при
собственной игре. Нужно обращать внимание на такие компоненты,
как: качество, чистота, красота звука; его тембральная окраска;
громкость; характер звучания.
7.
Между занятиями в классе, обязательно дома успевать заниматься
всем учебным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами,
пьесами), т.к. отрабатывая каждый материал, мы формируем
определенные исполнительские навыки. Но начинать целесообразно
с того, что на данный момент является наиболее трудным, а
заканчивать самым приятным, чтобы дать возможность ребенку
порадоваться за свои успехи и дать ему понять, что некоторые вещи
он уже делает хорошо.
8.
Не изнурять маленького музыканта сверх меры: равномерно
распределять работу по дням недели, делать перерывы во время
занятий (через каждые 20-30- минут, а для маленьких 15-20 минут),
делать в перерывах расслабляющую гимнастику.
9.
Бывают дни, когда остается очень мало времени для занятий, тогда
лучше поработать над чем – то одним (предпочтительно гаммы,
упражнения). Важно не только количество времени, которое мы
отдаем занятиям на инструменте, но и то КАК мы занимаемся.
10.Не заниматься, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
11.И все же залог успеха юного музыканта находится в
систематической домашней работе. Поэтому, еще раз подчеркну,
что важно и необходимо заниматься на инструменте каждый день.
Как организовать домашние занятия ученика, играющего на
музыкальном инструменте?
Ваш ребенок поступил в музыкальную школу. Это событие является
серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для его
родителей. Для того чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми,
весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных
способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь
ему в этом.
Значение начального периода в обучении любому из видов искусств
трудно переоценить. Именно в первые месяцы важно суметь не только
увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку
трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все
последующие годы. Не только от педагога, но и от самих родителей зависит
то, насколько успешно ребенок будет учиться музыке. Мне хочется обратить
внимание на те важные моменты в организации домашних занятий, зная и
выполняя которые каждый из вас сможет серьезно помочь своему ребенку.
Не жалейте время и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень
благодарном деле радовали и самого ребенка, и родителей, и учителей.
1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет режим,
расписание дня. Необходимо, чтобы придя из общеобразовательной школы,
пообедав и отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил
уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько
частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за
инструментом. Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи,
поможет вашему ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за
одинаковый промежуток времени.
Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть
составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время
занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не был включен
телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.
2.
Домашние занятия
обязательно должны быть систематическими,
ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок
занимается
только
перед
уроком,
такая
работа
всегда
бывает
малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными
усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет. Для того,
чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить
волевые усилия как ребенку, так и родителям. Даже если позаниматься 20
минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
3.
Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей
семилетнего возраста, как правило, достаточно 30 минут ежедневных
занятий, для учеников средних и старших классов – до двух часов в день.
Хотя в этом вопросе трудно давать общие для всех рекомендации.
4. Как заниматься? Для музыкальных занятий большое значение имеет
концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах
работа.
Первоклассники редко бывают способны к длительной сосредоточенной
работе,
их
внимание
еще
неустойчиво,
не
может
долго
быть
сконцентрировано на чем то одном. Поэтому в занятиях с начинающими
нужно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. При
домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься
чем-то одним в течение долгого времени. Лучше позаниматься минут
двадцать, но серьезно, затем сделать небольшой перерыв и снова вернуться к
занятиям.
5.
Приветствуется присутствие родителей на уроках, чтобы родители
записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком. Но,
бывают
и
такие
ситуации,
когда
присутствие
родителей
на
уроке
нежелательно(ребёнок стесняется) и поэтому у таких учеников с самого
начала нужно
вырабатывать
самостоятельность в работе, давая на
начальном этапе очень конкретные, доступные задания.
6. Обязательно следите за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому,
что дневник регулярно просматривается.
7. Купите хороший инструмент. Как ни странно, хороший далеко не всегда
значит самый дорогой. Обязательно посоветуйтесь со своим педагогом.
Приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать»
за ним.
8. Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен.
9. Следите за посадкой за инструментом. Посмотрите внимательно, как
сидит ваш ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Желательно
купить ему хороший пульт для нот.
И, наконец, самое важное: необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал
неподдельную заинтересованность в своих успехах со стороны родителей.
Просите ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно
внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте
похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего
ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами. Плохо, если
в исполнении слышно только одно желание — чтобы вы от него побыстрее
отстали. Ярким, замечательным примером для родителей от преподавателя
служит цитата: «наше дело – учить, ваше дело – любить». Если соблюдать
все правила занятий, то союз преподавателя-родителей-учеников станет
самым крепким и приводящим к большим творческим успехам ваших
любимых детей.
Как заинтересовать ученика в выполнении домашнего задания?
Довольно часто родители жалуются на нежелание ребёнка качественно
выполнять домашнее задание. Не следует считать, что малыш вырастет,
поймёт ценность ученья и будет с удовольствием делать всё сам.
Если возникла проблема нежелания выполнять домашнюю работу, значит,
ученик нуждается в вашей поддержке.
Внимательно выслушивайте своего ученика, не повышайте голос, не ругайте
его, если обнаружите, что он не знает или не может вспомнить что-то
простое, элементарное. То, что просто нам, взрослым, зачастую вызывает
трудности у детей.
Во-первых, помогите ученику выделить этапы по сложности. Учите его
выполнять работу от простого к более сложному, как бы распутывая
клубочек.
Ребенок должен знать, что главное не оценка, а понимание материала, что
если он хорошо усвоил материал сегодня, то завтра ему будет значительно
легче.
Совет к выполнению домашнего задания не сразу после школы, а когда
ребенок сытый и отдохнувший.
Не скупитесь на похвалу, малыш нуждается в вашей поддержке. Вселяйте
таким образом в него уверенность в хорошем результате. Приходите на
помощь
своевременно,
но
предварительно
дайте
ребёнку
самому
потрудиться, подумать и попробовать найти решение.
Порой родители думают, что нежелание учиться – это элементарная лень.
Только вот не всегда дело обстоит именно так. Наиболее частой причиной
является страх, что что-либо не получится.
Проявляя желание помочь, помогая ребенку в самостоятельном разборе
пьесы, вы своей заботой снимете его напряжение. Как только ребенок сможет
справляться с заданием без вашей помощи, он обязательно от нее откажется.
Подводя итог, можно сказать, что родительская забота и помощь ребёнку при
выполнении
домашнего
задания
очень
важны
и
необходимы.
Не
переживайте, что ребёнок долго не становится самостоятельным. Ваш
личный пример обязательно поможет развить это качество.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Периодичность занятий - каждый день.
С какими проблемами сталкивается ваш ребенок при выполнении
домашнего задания?
1.Трудно усадить ребенка заниматься на инструменте.
Советы: вместе с ребенком определите время начала выполнения домашнего
задания, чтобы это время было осознанно самим ребенком (лучше, чтобы это
всегда было одно и то же время).Старайтесь придерживаться этого времени.
Помните, что домашняя работа – это кропотливый ежедневный процесс,
требующий терпения от родителей и ребенка.
2.Трудно определить, с чего начинать выполнение работы
Советы: лучше начинать выполнять работу с разбора трудных мест в пьесе в
медленном темпе, это помогает многим детям быстрее сосредоточиться.
Между поставленными заданиями нужно делать небольшой перерыв (5
минут, но не более) для переключения внимания (во время перерыва можно
дать ребенку выпить полстакана воды).
Если начали выполнять какое-то задание, делаем его до конца, не
отвлекаемся.
Медлительным детям необходимо учиться ориентироваться по будильнику
или песочным часам. («Как ты думаешь, сколько тебе потребуется времени
на выполнение задания? Давай проверим».)
3.Ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно.
Совет: чтобы развивать умение работать самостоятельно, можно вместе
составить план работы по выполнению задания, например:
– Что было сегодня на уроке?
– А что же задано, как ты это пометил?
– Что можешь выполнить сам, без помощи?
– А что тебе совсем непонятно? Давай разберемся до начала выполнения
работы.
– С чего начнешь выполнять задание? Расскажи…
– Сколько частей в задании?
Постепенно
надо
уменьшать
вашу
помощь,
давать
больше
самостоятельности ребенку. .
Некоторые родители постоянно недовольны работой ребенка, не хвалят
его, а постоянно ищут недостатки, добиваются идеального выполнения
заданий
Совет. В этой ситуации у ребенка появляется неуверенность в себе и страх
вызвать недовольство родителей, учеба не приносит удовольствия, нет
интереса к занятиям.
Нужно хвалить ребенка за любые достижения, пусть даже маленькие,
замечать, что уже получилось, и анализировать, над чем еще необходимо
поработать. («Ты сам! Тебе удалось!», «Эта фраза получилась! А вот здесь
надо еще постараться».)
Если вы получили от ребенка не тот ответ, которого ожидали, не давайте
оценочных суждений («Ну почему ты такой бестолковый! Сколько раз
можно повторять!» и т.д.), лучше задайте такой вопрос, который поможет
ребенку найти правильный ответ.
6.Ребенок, выполняя домашнюю работу, постоянно допускает ошибки.
Совет. Вы можете вместе с ребенком организовать проверку работы по
плану:
Проанализировать,
что
получилось
правильно
и
какие
ошибки
допущены.
Объяснить, как исправить ошибки.
С
началом
практических
занятий
одновременно
встает
вопрос
об
организации и режиме домашней работы ученика. Если общий распорядок
дня учащегося позволяет ему заниматься на инструменте утром, то его
занятия будут наиболее продуктивными. Количество
времени, которое
ученик должен отдавать домашним занятиям, зависит от возраста ученика и
его одаренности, сложности задания, а также от того этапа обучения, на
котором ученик находится. Однако при всех обстоятельствах занятия
должны быть регулярными. Следует отметить, что особенно в более поздний
период обучения каждое отдельное занятие нужно начинать с медленных
пьес или упражнений, чтобы «разогреть», подготовить аппарат к большей
последующей нагрузке, дать рукам соответствующую зарядку.
Перед работой над пьесами и упражнениями дома ученик должен быть
проконсультирован, что играть их надо медленно, четко, хорошем и
достаточно громким звуком. Медленная игра обеспечивает наблюдение за
правильностью исполнения и дает возможность предупредить ошибки.
Чтобы обеспечить правильное развитие ученика и облегчить работу себе,
педагог должен проявить своему воспитаннику любовь к домашним
занятиям, к самому процессу овладения инструментом. Неповинность, а
творческая
ответственность
за
подготовку
задания
должна
быть
руководящим началом в самостоятельной домашней работе.
Музыкальное воспитание начинается с самым первых шагов обучения без
скидок на возраст. Разумеется, воспитание младших учащихся должно
строится на доступном репертуаре, а сообщаемые знания соответствовать их
возрастному развитию.
Вполне естественно, что сначала понятия ученика о качестве исполнения в
его исполнении будет ограничиваться только понятиями о некрасивом звуке,
о неточности исполнения, о том, что звучит нечисто. Однако это имеет
первостепенное значение, так как качество звука, чистота исполнения, а
также ритмическая дисциплина ученика - залог его дальнейшего, более
глубокого музыкального развития.
Немаловажное значение в музыкальном развитии имеет слушание музыки.
Формирование музыкального чутья и вкуса лучше всего происходит на
основе полученных слуховых впечатлений.
Важное место в педагогике занимает постепенность, последовательность в
освоении
учебно-педагогического
материала.
Постепенное
накопление
навыков, закрепление их будет гарантией того, что ученику не придется
возвращаться
к
недостаточно
отработанному
приему.
Только
усвоив
предыдущее, закрепив его, ученик будет иметь базу для перехода к
последующему, более трудному.
Если для владения приемом потребовалось много времени, то необходимо
расширить аналогичный репертуар, иначе работа наскучит учащемуся. При
разнообразии репертуара ученик не заметит, что он «топчется» на месте
осваивая и закрепляя по существу, один и тот же прием. Осуждение
заслуживает
«натаскивание»
учащихся
путем
завышения
сложности
репертуара. Такой метод основывается на неверном убеждении, что,
разучивание пьесы и упражнения, превышающее возможности учащегося, он
«быстрее продвигается», что «после этого ему все будет легко». Помимо
того, очень часто таким соблазнительным репертуаром педагоги стараются
заинтересовать учащегося, что тоже неверно.
Все это нарушает основном педагогический принцип «от простого к
сложному», а не наоборот. Правда, для ученика солидность произведения
«громкая» фамилия автора представляет соблазн, и он старается выучить его,
но дальше старания обычно не идет, так как в силу своей исполнительской
незрелости ученик не сумеет ни раскрыть
художественное содержание
произведения,
ни
преодолеть
его
технических
трудностей.
Все
заканчивается не более чем поверхностным ознакомлением с текстовой
частью пьес, а это приучает к недоработки их, лишает ученика понятия о
художественной законченности произведения. Такая поверхностная работа
над пьесой положительного влияния на формирования музыканта не окажет.
В педагогической практике невыполнение учащимся домашних заданий
бывает частым явлением. В подавляющем большинстве, причиной этого
кроется в не добросовестности или лени учащегося, а не понимании задания,
в незнании, как подойти к разучивание пьесы или упражнения и добиться
хорошего результата. Обычно этим и объясняется то, что учащийся дома
многократно, но порой бегло, поверхностно проигрывает пьесу или часть его
от начала до конца, «пока не выйдет», результата никакого. Кроме затраты
сил и времени, такой метод работы над произведение ничего хорошего не
дает.
Основная задача педагога - сформировать правильно мыслящего и умеющего
самостоятельно работать музыканта.
Весь ход работы над произведением будет
значительно
проще,
если
учащемуся оно «по душе». Между тем, в репертуарном отношении педагог
не должен идти на поводу у учащегося, потакая его желаниям, хотя сочетать
педагогические задачи с интересом учащегося к заданной ему программе для
стимулирования его работы необходимо. Подходить к решению этого
вопроса надо чутко, используя наклонности учащегося. Если учащемуся не
нравится
заданное
произведение,
то
оно
будет
способствовать
его
художественному и техническому развитию. Надо путем проигрывания и
беседы убедительно показать, что ученик не прав.
Углубленность работы на первых парах - это детальная работа над каждой
частью, над уже выявленными произведения трудностями как техническими,
так и музыкальными. В тех случаях, когда в пьесе встретится трудное место
или пассаж, требующие особой работы над ними, их следует вычленить, взяв
несколько тактов до них и несколько тактов после, но так, чтобы «до» и
«после» были музыкально осмыслены. Если ограничиться выборкой только
самого пассажа, то ученик, даже хорошо выучивший и отработавший его
отдельно, не всегда сумеет включить его в пьесу при проигрывании ее
целиком, потому что пассаж будет выучен вне связи с предыдущим и
последующим. Если же в пьесе попадется какой-нибудь большой, но
трудный оборот, ритмическая фигура, неудобная штриховая или техническая
комбинация, осложняющие работу и выпадающие из общего технического
характера, то в таком случае их следует путем нескольких повторений
развить в двух-трех тактовое упражнение. Сначала это будет делать педагог,
а впоследствие и ученик, когда поймет и то, как это делается, и то, для чего
это нужно.
Надо принять за правило всегда играть, что бы то не было в
таком темпе, в котором гладко может прозвучать самое сложное техническое
место.
Игра в медленных темпах - это одно из условий более тщательной отработки
технически трудных пассажей, отдельных эпизодов и целых пьес.
Уход за инструментом и обращение с ним
1.
Если есть возможность, приобретите хороший инструмент.
2.
Домра должна храниться в чехле. Нельзя допускать резкого перепада
температур. В холодную погоду, если предстоит продолжительное
пребывание на улице, инструмент утеплить. Не хранить домру около
отопительных приборов.
3.
Домру необходимо беречь от ударов. Нельзя инструмент давать
маленьким детям.
4.
Не
рекомендуется
самостоятельно
настраивать
инструмент
начинающему домристу.
5.
После занятия на инструменте необходимо протереть струны ватным
тампоном.
6.
Необходимо для занятий иметь: пульт, прорезиненные салфетки,
подставку под ногу, медиаторы, струны.
Как заниматься на инструменте дома.
1.
Заниматься необходимо ежедневно. Для получения качественного,
звука, развития техники пальцев важны правильные мышечные
ощущения. На занятия с ребенком мы их формируем. Но, если не
заниматься ежедневно – мышечные ощущения, сформированные на
уроке – ребенок теряет.
2.
Помогите ребенку спланировать распорядок дня. Спланируйте
домашние занятия по музыкальным предметам и по
общеобразовательным. Отчего-то ученику музыкальной школы
приходится отказаться. Например: от компьютерных игр,
отнимающих массу времени, или от многочасового сидения перед
телевизором. Спланируйте день ребенка правильно, тогда он будет
все успевать.
3.
Отведите для занятий отдельное место. Сидеть нужно на твердой
поверхности, стул подобрать под рост ребенка. Можно заниматься
перед зеркалом для того, чтобы контролировать постановку рук и
посадку. На начальном этапе обучения очень важно уделять
внимание верной посадке и постановке игрового аппарата.
4.
У начинающих домристов есть очень неприятный, болезненный
момент в работе – это «наращивание» мозолей. Пугаться этого не
стоит, со временем мозоли твердеют и работать на инструменте
ребенку становится комфортно.
5.
Обязательно следите за записями в дневнике.
6.
Многие ошибки допускаются ребенком по невнимательности. Для
музыкальных занятий важна концентрация внимания,
сосредоточенность. Сосредоточенность в занятиях музыкой – это
прежде всего активное слуховое внимание к звучанию при
собственной игре. Нужно обращать внимание на такие компоненты,
как: качество, чистота, красота звука; его тембральная окраска;
громкость; характер звучания.
7.
Между занятиями в классе, обязательно дома успевать заниматься
всем учебным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами,
пьесами), т.к. отрабатывая каждый материал, мы формируем
определенные исполнительские навыки. Но начинать целесообразно
с того, что на данный момент является наиболее трудным, а
заканчивать самым приятным, чтобы дать возможность ребенку
порадоваться за свои успехи и дать ему понять, что некоторые вещи
он уже делает хорошо.
8.
Не изнурять маленького музыканта сверх меры: равномерно
распределять работу по дням недели, делать перерывы во время
занятий (через каждые 20-30- минут, а для маленьких 15-20 минут),
делать в перерывах расслабляющую гимнастику.
9.
Бывают дни, когда остается очень мало времени для занятий, тогда
лучше поработать над чем – то одним (предпочтительно гаммы,
упражнения). Важно не только количество времени, которое мы
отдаем занятиям на инструменте, но и то КАК мы занимаемся.
10.Не заниматься, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
11.И все же залог успеха юного музыканта находится в
систематической домашней работе. Поэтому, еще раз подчеркну,
что важно и необходимо заниматься на инструменте каждый день.
Как организовать домашние занятия ученика, играющего на
музыкальном инструменте?
Ваш ребенок поступил в музыкальную школу. Это события является
серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для его
родителей. Для того чтобы ребенок мог успешно справляться с новыми,
весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных
способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь
ему в этом.
Значение начального периода в обучении любому из видов искусств
трудно переоценить. Именно в первые месяцы важно суметь не только
увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку
трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все
последующие годы. Не только от педагога, но и от самих родителей зависит
то, насколько успешно ребенок будет учиться музыке. Мне хочется обратить
внимание на те важные моменты в организации домашних занятий, зная и
выполняя которые каждый из вас сможет серьезно помочь своему ребенку.
Не жалейте время и силы на то, чтобы успехи в этом непростом, но очень
благодарном деле радовали и самого ребенка, и родителей, и учителей.
1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет режим,
расписание дня. Необходимо, чтобы придя из общеобразовательной школы,
пообедав и отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил
уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько
частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за
инструментом. Такая смена видов деятельности, как утверждают психологи,
поможет вашему ребенку меньше уставать и больше успевать сделать за
одинаковый промежуток времени.
Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть
составлено так, чтобы в помещении, где занимается ребенок, во время
занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не был включен
телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.
2.
Домашние занятия
обязательно должны быть систематическими,
ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок
занимается
только
перед
уроком,
такая
работа
всегда
бывает
малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными
усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет. Для того,
чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить
волевые усилия как ребенку, так и родителям. Даже если позаниматься 20
минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
3.
Сколько по времени должны длиться занятия? В среднем для детей
семилетнего возраста, как правило, достаточно 30 минут ежедневных
занятий, для учеников средних и старших классов – до двух часов в день.
Хотя в этом вопросе трудно давать общие для всех рекомендации.
4. Как заниматься? Для музыкальных занятий большое значение имеет
концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах
работа.
Первоклассники редко бывают способны к длительной сосредоточенной
работе,
их
внимание
еще
неустойчиво,
не
может
долго
быть
сконцентрировано на чем то одном. Поэтому в занятиях с начинающими
нужно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. При
домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься
чем-то одним в течение долгого времени. Лучше позаниматься минут
двадцать, но серьезно, затем сделать небольшой перерыв и снова вернуться к
занятиям.
5.
Приветствуется присутствие родителей на уроках, чтобы родители
записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком. Но,
бывают
и
такие
ситуации,
когда
присутствие
родителей
на
уроке
нежелательно(ребёнок стесняется) и поэтому у таких учеников с самого
начала нужно
вырабатывать
самостоятельность в работе, давая на
начальном этапе очень конкретные, доступные задания.
6. Обязательно следите за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому,
что дневник регулярно просматривается.
7. Купите хороший инструмент. Как ни странно, хороший далеко не всегда
значит самый дорогой. Обязательно посоветуйтесь со своим педагогом.
Приучите ребенка бережно относиться к своему инструменту, «ухаживать»
за ним.
8. Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен.
9. Следите за посадкой за инструментом. Посмотрите внимательно, как
сидит ваш ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Желательно
купить ему хороший пульт для нот.
И, наконец, самое важное: необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал
неподдельную заинтересованность в своих успехах со стороны родителей.
Просите ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно
внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте
похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего
ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами. Плохо, если
в исполнении слышно только одно желание — чтобы вы от него побыстрее
отстали. Ярким, замечательным примером для родителей от преподавателя
служит цитата: «наше дело – учить, ваше дело – любить». Если соблюдать
все правила занятий, то союз преподавателя-родителей-учеников станет
самым крепким и приводящим к большим творческим успехам ваших
любимых детей.
Как заинтересовать ученика в выполнении домашнего задания?
Довольно часто родители жалуются на нежелание ребёнка качественно
выполнять домашнее задание. Не следует считать, что малыш вырастет,
поймёт ценность ученья и будет с удовольствием делать всё сам.
Если возникла проблема нежелания выполнять домашнюю работу, значит,
ученик нуждается в вашей поддержке.
Внимательно выслушивайте своего ученика, не повышайте голос, не ругайте
его, если обнаружите, что он не знает или не может вспомнить что-то
простое, элементарное. То, что просто нам, взрослым, зачастую вызывает
трудности у детей.
Во-первых, помогите ученику выделить этапы по сложности. Учите его
выполнять работу от простого к более сложному, как бы распутывая
клубочек.
Ребенок должен знать, что главное не оценка, а понимание материала, что
если он хорошо усвоил материал сегодня, то завтра ему будет значительно
легче.
Совет к выполнению домашнего задания не сразу после школы, а когда
ребенок сытый и отдохнувший.
Не скупитесь на похвалу, малыш нуждается в вашей поддержке. Вселяйте
таким образом в него уверенность в хорошем результате. Приходите на
помощь
своевременно,
но
предварительно
дайте
ребёнку
самому
потрудиться, подумать и попробовать найти решение.
Порой родители думают, что нежелание учиться – это элементарная лень.
Только вот не всегда дело обстоит именно так. Наиболее частой причиной
является страх, что что-либо не получится.
Проявляя желание помочь, помогая ребенку в самостоятельном разборе
пьесы, вы своей заботой снимете его напряжение. Как только ребенок сможет
справляться с заданием без вашей помощи, он обязательно от нее откажется.
Подводя итог, можно сказать, что родительская забота и помощь ребёнку при
выполнении
домашнего
задания
очень
важны
и
необходимы.
Не
переживайте, что ребёнок долго не становится самостоятельным. Ваш
личный пример обязательно поможет развить это качество.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Периодичность занятий - каждый день.
С какими проблемами сталкивается ваш ребенок при выполнении
домашнего задания?
1.Трудно усадить ребенка заниматься на инструменте.
Советы: вместе с ребенком определите время начала выполнения домашнего
задания, чтобы это время было осознанно самим ребенком (лучше, чтобы это
всегда было одно и то же время).Старайтесь придерживаться этого времени.
Помните, что домашняя работа – это кропотливый ежедневный процесс,
требующий терпения от родителей и ребенка.
2.Трудно определить, с чего начинать выполнение работы
Советы: лучше начинать выполнять работу с разбора трудных мест в пьесе в
медленном темпе, это помогает многим детям быстрее сосредоточиться.
Между поставленными заданиями нужно делать небольшой перерыв (5
минут, но не более) для переключения внимания (во время перерыва можно
дать ребенку выпить полстакана воды).
Если начали выполнять какое-то задание, делаем его до конца, не
отвлекаемся.
Медлительным детям необходимо учиться ориентироваться по будильнику
или песочным часам. («Как ты думаешь, сколько тебе потребуется времени
на выполнение задания? Давай проверим».)
3.Ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно.
Совет: чтобы развивать умение работать самостоятельно, можно вместе
составить план работы по выполнению задания, например:
– Что было сегодня на уроке?
– А что же задано, как ты это пометил?
– Что можешь выполнить сам, без помощи?
– А что тебе совсем непонятно? Давай разберемся до начала выполнения
работы.
– С чего начнешь выполнять задание? Расскажи…
– Сколько частей в задании?
Постепенно
надо
уменьшать
вашу
помощь,
давать
больше
самостоятельности ребенку. .
Некоторые родители постоянно недовольны работой ребенка, не хвалят
его, а постоянно ищут недостатки, добиваются идеального выполнения
заданий
Совет. В этой ситуации у ребенка появляется неуверенность в себе и страх
вызвать недовольство родителей, учеба не приносит удовольствия, нет
интереса к занятиям.
Нужно хвалить ребенка за любые достижения, пусть даже маленькие,
замечать, что уже получилось, и анализировать, над чем еще необходимо
поработать. («Ты сам! Тебе удалось!», «Эта фраза получилась! А вот здесь
надо еще постараться».)
Если вы получили от ребенка не тот ответ, которого ожидали, не давайте
оценочных суждений («Ну почему ты такой бестолковый! Сколько раз
можно повторять!» и т.д.), лучше задайте такой вопрос, который поможет
ребенку найти правильный ответ.
6.Ребенок, выполняя домашнюю работу, постоянно допускает ошибки.
Совет. Вы можете вместе с ребенком организовать проверку работы по
плану:
Проанализировать,
что
получилось
правильно
и
какие
ошибки
допущены.
Объяснить, как исправить ошибки.
С
началом
практических
занятий
одновременно
встает
вопрос
об
организации и режиме домашней работы ученика. Если общий распорядок
дня учащегося позволяет ему заниматься на инструменте утром, то его
занятия будут наиболее продуктивными. Количество
времени, которое
ученик должен отдавать домашним занятиям, зависит от возраста ученика и
его одаренности, сложности задания, а также от того этапа обучения, на
котором ученик находится. Однако при всех обстоятельствах занятия
должны быть регулярными. Следует отметить, что особенно в более поздний
период обучения каждое отдельное занятие нужно начинать с медленных
пьес или упражнений, чтобы «разогреть», подготовить аппарат к большей
последующей нагрузке, дать рукам соответствующую зарядку.
Перед работой над пьесами и упражнениями дома ученик должен быть
проконсультирован, что играть их надо медленно, четко, хорошем и
достаточно громким звуком. Медленная игра обеспечивает наблюдение за
правильностью исполнения и дает возможность предупредить ошибки.
Чтобы обеспечить правильное развитие ученика и облегчить работу себе,
педагог должен проявить своему воспитаннику любовь к домашним
занятиям, к самому процессу овладения инструментом. Неповинность, а
творческая
ответственность
за
подготовку
задания
должна
быть
руководящим началом в самостоятельной домашней работе.
Музыкальное воспитание начинается с самым первых шагов обучения без
скидок на возраст. Разумеется, воспитание младших учащихся должно
строится на доступном репертуаре, а сообщаемые знания соответствовать их
возрастному развитию.
Вполне естественно, что сначала понятия ученика о качестве исполнения в
его исполнении будет ограничиваться только понятиями о некрасивом звуке,
о неточности исполнения, о том, что звучит нечисто. Однако это имеет
первостепенное значение, так как качество звука, чистота исполнения, а
также ритмическая дисциплина ученика - залог его дальнейшего, более
глубокого музыкального развития.
Немаловажное значение в музыкальном развитии имеет слушание музыки.
Формирование музыкального чутья и вкуса лучше всего происходит на
основе полученных слуховых впечатлений.
Важное место в педагогике занимает постепенность, последовательность в
освоении
учебно-педагогического
материала.
Постепенное
накопление
навыков, закрепление их будет гарантией того, что ученику не придется
возвращаться
к
недостаточно
отработанному
приему.
Только
усвоив
предыдущее, закрепив его, ученик будет иметь базу для перехода к
последующему, более трудному.
Если для владения приемом потребовалось много времени, то необходимо
расширить аналогичный репертуар, иначе работа наскучит учащемуся. При
разнообразии репертуара ученик не заметит, что он «топчется» на месте
осваивая и закрепляя по существу, один и тот же прием. Осуждение
заслуживает
«натаскивание»
учащихся
путем
завышения
сложности
репертуара. Такой метод основывается на неверном убеждении, что,
разучивание пьесы и упражнения, превышающее возможности учащегося, он
«быстрее продвигается», что «после этого ему все будет легко». Помимо
того, очень часто таким соблазнительным репертуаром педагоги стараются
заинтересовать учащегося, что тоже неверно.
Все это нарушает основном педагогический принцип «от простого к
сложному», а не наоборот. Правда, для ученика солидность произведения
«громкая» фамилия автора представляет соблазн, и он старается выучить его,
но дальше старания обычно не идет, так как в силу своей исполнительской
незрелости ученик не сумеет ни раскрыть
художественное содержание
произведения,
ни
преодолеть
его
технических
трудностей.
Все
заканчивается не более чем поверхностным ознакомлением с текстовой
частью пьес, а это приучает к недоработки их, лишает ученика понятия о
художественной законченности произведения. Такая поверхностная работа
над пьесой положительного влияния на формирования музыканта не окажет.
В педагогической практике невыполнение учащимся домашних заданий
бывает частым явлением. В подавляющем большинстве, причиной этого
кроется в не добросовестности или лени учащегося, а не понимании задания,
в незнании, как подойти к разучивание пьесы или упражнения и добиться
хорошего результата. Обычно этим и объясняется то, что учащийся дома
многократно, но порой бегло, поверхностно проигрывает пьесу или часть его
от начала до конца, «пока не выйдет», результата никакого. Кроме затраты
сил и времени, такой метод работы над произведение ничего хорошего не
дает.
Основная задача педагога - сформировать правильно мыслящего и умеющего
самостоятельно работать музыканта.
Весь ход работы над произведением будет
значительно
проще,
если
учащемуся оно «по душе». Между тем, в репертуарном отношении педагог
не должен идти на поводу у учащегося, потакая его желаниям, хотя сочетать
педагогические задачи с интересом учащегося к заданной ему программе для
стимулирования его работы необходимо. Подходить к решению этого
вопроса надо чутко, используя наклонности учащегося. Если учащемуся не
нравится
заданное
произведение,
то
оно
будет
способствовать
его
художественному и техническому развитию. Надо путем проигрывания и
беседы убедительно показать, что ученик не прав.
Углубленность работы на первых парах - это детальная работа над каждой
частью, над уже выявленными произведения трудностями как техническими,
так и музыкальными. В тех случаях, когда в пьесе встретится трудное место
или пассаж, требующие особой работы над ними, их следует вычленить, взяв
несколько тактов до них и несколько тактов после, но так, чтобы «до» и
«после» были музыкально осмыслены. Если ограничиться выборкой только
самого пассажа, то ученик, даже хорошо выучивший и отработавший его
отдельно, не всегда сумеет включить его в пьесу при проигрывании ее
целиком, потому что пассаж будет выучен вне связи с предыдущим и
последующим. Если же в пьесе попадется какой-нибудь большой, но
трудный оборот, ритмическая фигура, неудобная штриховая или техническая
комбинация, осложняющие работу и выпадающие из общего технического
характера, то в таком случае их следует путем нескольких повторений
развить в двух-трех тактовое упражнение. Сначала это будет делать педагог,
а впоследствие и ученик, когда поймет и то, как это делается, и то, для чего
это нужно.
Надо принять за правило всегда играть, что бы то не было в
таком темпе, в котором гладко может прозвучать самое сложное техническое
место.
Игра в медленных темпах - это одно из условий более тщательной отработки
технически трудных пассажей, отдельных эпизодов и целых пьес.