Напоминание

"Учитель и ученик растут вместе"


Автор: Хасанова Руфина Габдрахмановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Сейтяково МР Балтачевский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: РБ, Балтачевский район, с. Сейтяково
Наименование материала: статья
Тема: "Учитель и ученик растут вместе"
Раздел: полное образование





Назад




Эссе на тему: «Учитель и ученик растут вместе»

Учитель и ученик…Кто кого учит? На этот вопрос нельзя ответить

однозначно. Ведь это понятие философское. Не зря Д.И. Менделеев говорил:

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…». Люди

меняются, но роль учителя в нашей жизни остаётся неизменной. Уверена, что

эта профессия не терпит случайных людей. Почему я так считаю? Во-первых,

очень велика ответственность за результат работы. Во-вторых, огромен труд,

тяжела нагрузка, возложенная на представителя этой профессии. В-третьих,

статичность деятельности. Учитель не должен быть «законсервирован» в

устоявшихся рамках, так как основными приметами современности являются

непостоянство и изменчивость. Значит, учитель должен не только учить

своих подопечных, но и уметь учиться в течение всей своей жизни. Слова

Конфуция очень верно отражают суть вышесказанного уже более двух с

половиной тысяч лет: «… учитель и ученик растут вместе», то есть древний

мыслитель и философ Китая понимал, что обучение должно идти в ногу со

временем,

касаться

как

ученика,

так

и

его

наставника.

По-моему, главное предназначение человека, связавшего свою судьбу со

школой, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти

трудный путь становления. Не тянуть за руку на гору, находясь на её

вершине, а вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдёт на вершину

сам.

Основа преподавания любого предмета – педагогическое общение, без

овладения

которым

немыслим

современный

учитель.

От

того,

как

происходит взаимодействие учителя и ученика, как они понимают друг

друга, зависит успех обучения и воспитания. Для меня, учителя математики,

общение на уроке и вне его направлено на создание благоприятного климата,

а

также

на

психологическую

оптимизацию

учебной

деятельности.

В преподавании математики нужно уметь принимать ребенка таким,

какой он есть, радоваться совместному творчеству и одобрять его стремление

к самовыражению. Вырабатывая цели и задачи нашей деятельности, я учу

выбирать пути и средства для их достижения. Например, знакомая всем

задача про два автомобиля, которые движутся с разной скоростью. И где же

они встретятся? Но я не сказала, по какой дороге они едут, и вообще едут ли

они навстречу друг другу? Такие открытые задачи в моем предмете не только

тренируют память, но и будят воображение, заставляют искать альтернативу

и приводят часто к парадоксальным открытиям. Заметьте, будят, а не

усыпляют,

бодрят,

а

не

душат.

И. Гете сказал: «Часто говорят, что цифры управляют миром, по

крайней мере, нет сомнения в том, что цифры показывают, как он

управляется». И нет сомнения, что знание математики поможет моим

ученикам

ориентироваться

в

жизни.

В

своей

работе

я

отошла

от

традиционных форм восприятия на уроке, подбираю материал так, чтобы

включить в работу логическое мышление учащихся. Работа в группах

помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в совместном общении мы

решаем поставленные задачи, находим решения и объясняем их. Выслушивая

каждого участника в группе, с уважением отношусь к его мнению. Важной

составляющей

своей

работы

считаю

исследовательскую

деятельность

учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря

созданию проблемной ситуации на уроке ученикам приходится искать новые

способы решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают

мышление

детей,

делают

обучение

интересным,

непредсказуемым

и

разнообразным.

Они

с

удовольствием

решают

поставленные

задачи,

зачастую

предлагая

необычные

варианты

ответов.

При изучении математики повышается и роль информационных

технологий в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое

средство.

В

качестве

основы

предполагается

построение

учащимися

компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции,

создание

презентаций,

интерактивных

сообщений.

Информационные

технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную

возможность самим, независимо от преподавателя, узнать новое понятие,

подметить

закономерность,

выдвинуть

собственную

гипотезу,

прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение

информационных технологий позволяет делать уроки математики не

похожими друг на друга, а мне интересно наблюдать, как развивается

познавательная способность детей.

Это чувство постоянной новизны

способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников,

их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и

ощущение

самостоятельности.

Применяемые методы помогают обучить детей навыкам сотрудничества и

работы в команде, овладеть навыками критического мышления. На уроках

работаю по технологии системно — деятельностного подхода. Моя задача,

как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы

полученные учащимися на уроке знания были результатом их собственных

поисков. Но эти поиски необходимо организовывать, при этом управлять

учащимися,

развивать

их

познавательную

активность.

Ребята

учатся

рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий,

делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Обучаясь, ученик

раскрывает себя, открывает свои способности. Учитель направляет ученика

на нужный путь, на нужную дорогу, на ту дорогу, на которой ученик

максимально

проявит

себя.

В процессе общения с детьми я тоже развиваюсь и вместе с ними иду к

вершинам знаний. Мне нравится чему-то учиться у них; они нужны мне,

учителю, не меньше, чем я им. Думаю, что самое неприемлемое – поверить в

то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Настоящий учитель –

это пожизненный ученик, и я учусь всю жизнь, никогда не останавливаясь на

достигнутом. С каждым учебным годом по-новому открываю, казалось бы,

давно известное. Да, в моей профессии много трудностей. Но только работая

с детьми, можно получить удовлетворение от своего труда, реализовать

творческий потенциал, необходимый для движения вперед. Не надо бояться

рисковать, меняться, учиться жизни.



В раздел образования