"Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"
Автор: Быкова Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 466 "Жемчужинка" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: Статья Тема: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Воспитание основ толерантности у дошкольников.
Наилучшее воздействие на формирование
дружеских чувств к детям других национальностей
оказывает общение с ними в быту и детском саду.
М.И.Богомолова
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы
стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются
важнейшими показателями целостности личности, способной создать
собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость
формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная
уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества
происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений,
продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена
дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в
нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и
правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем
возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к
представителям различных национальностей является неотъемлемым
условием толерантного воспитания, и мы, педагоги, должны довести до
сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя
и различны по своей природе.
Основные принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность
ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в
отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств
воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между
детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на
формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к
значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем
поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального
подхода при воспитании сознания и поведения.
5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском
саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь
своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных
формах.
Принципы содержания работы:
- комплексно- тематический подход к планированию.
- личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно-
воспитательного процесса.
- интеграция образовательных областей.
- использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
- обеспечение эмоционального и практического компонентов
этнотолерантности.
- построение развивающей предметно- пространственной среды с учетом
современных требований.
Основные направления по формированию толерантности у детей:
- позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности,
вероисповедания;
- формирование навыков коммуникации;
- изучение национальных особенностей народов мира на примере фольклора;
- развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.
Формы воспитания толерантности:
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была
плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и
разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства
детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе
которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является
освоение и практическое применение детьми способов толерантного
взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) проведение русских народных праздников, например таких как
“Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских
народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что
все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые,
третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и
особенности.
Методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый
сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя»,
«Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей:
«Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать
по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать
для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко
милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций(проблемных ситуаций),
направленных на практическое применение навыков культурного поведения в
игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать
сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми:
«Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной
друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок,
пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий,
иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я
и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты
Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной
музыки разных народов.
Работа с детьми:
- беседы
- конструирование
- видеопросмотры
- экскурсии
- фольклорные и тематические праздники
- театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное
сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно
использоватьразнообразные формы работы с родителями: собрания,
консультации, выставки педагогической и детской художественной
литературы, фотостенды, совместные праздники, развлечения,
индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе
детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного
воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения,
правовой культуры. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в
формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая
воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и
социума.
Мероприятия с родителями:
- анкетирование
- совместные праздники
- конкурс «Моя родословная»
- конкурсы совместных рисунков
- выставки
- тематические дни в ДОУ;
- консультативный пункт;
Цикл проводимых мероприятий позволяет в условиях дошкольного
учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о
региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же
приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций,
проживающих в данной местности, одновременно находя в них
общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь,
справедливость, взаимопомощь).