Напоминание

"МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Стрепкова Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Оболенская СОШ"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, поселок Оболенск,
Наименование материала: статья
Тема: "МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составила:

Стрепкова С. В.

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

05.09.2023г.

г.о. Серпухов

Цель:

обучение детей способам наглядного моделирования.

Задачи:

- развитие эмоциональной отзывчивости ребенка с помощью схем, карточек,

моделей;

- воспитание осознанного отношения к музыке;

- обучение целостного восприятия произведения и его осмысления.

Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий

процесс.

С

появлением

ФГОС

работа музыкального руководителя

наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными

социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание

образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к

ребенку через игру

.

Музыка и игра – источник детской радости. Применяя

на музыкальных занятиях различные игровые методы, мы можем решить

важную задачу раннего музыкального воспитания детей, а именно развивать

эмоциональную отзывчивость.

Музыка - это понятие временное: музыка

звучит - она есть, а музыка закончилась - её нет. Не достаточно просто

услышать – важно понять ее и запомнить. Профессиональному музыканту

легче - у него есть ноты. Что-то забыл, в любой момент может посмотреть,

вспомнить. Детям мы можем предложить наглядные средства обучения:

модели, карточки, схемы.

В книге «Психология и педагогика игры дошкольника» соавторы

А.П.Усова,

А.П.Запорожец

в

ходе

исследований

утверждают,

что

возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно

выше, чем считалось раньше. Ребёнок может не только познавать внешне

наглядные свойства предметов и явлений, но и овладевать способами анализа

и решения разнообразных задач, лежащих в основе многих явлений природы

и социальной жизни. Более перспективный метод реализации умственного

воспитания ребенка является моделирование, т.к. мышление старших

дошкольников

отличается

предметной

образностью

и

наглядной

конкретностью.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно

представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота,

длительность, динамика, тембр), отразив их схематически. На музыкальных

занятиях мы можем заметить что, наглядный материал осваивается детьми

лучше вербального. Без использования моделирования процесс начального

усвоения детьми музыкального языка, очень усложняется.

детям очень нравится работать с помощью наглядного материала, таким

образом, поддерживается интерес к деятельности. У ребят пробуждается

желание слушать, играть, фантазировать.

Такой способ легко помогает запомнить материал. Ускоряет процесс его

усвоения. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь -

записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». А так же применяя

графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать

полученные знания.

Наглядное моделирование можно использовать во всех разделах

музыкально-образовательной деятельности.

Слушание музыки: непосредственное восприятие и дифференцирование

музыкальных звуков.

С детьми средней группы мы берем, к примеру, пьесу «Полька»

П.И.Чайковского из «Детского альбома». При знакомстве с музыкой я

использую три иллюстрации: две с изображением бабочки и одну – с

изображением жука. Так как произведение делится на три части, первая

фраза повторяется в конце - иллюстрации располагаются в соответствии с

музыкой: бабочка, жук, бабочка. На следующих прослушиваниях детям

предстоит подобрать эмоции к смене музыки: весело, сердито, весело. А в

заключительном занятии дети безошибочно определят, что у пьесы три части

и схематично изобразят это с помощью графических фигур: например,

оранжевый кружок, синий треугольник, оранжевый кружок.

Для того, чтобы научить детей дифференцировать музыкальные звуки,

их свойства, можно использовать наглядные пособия в виде индивидуальных

карточек, начиная с младшей группы. Это музыкально-дидактические игры:

«Солнышко и дождик» (весело - грустно), «Большие и маленькие гармошки»

(громко - тихо), «Мишка и мышка» (медленно - быстро).

Наличие комплекта карточек на каждого ребёнка позволяют сделать

занятие продуктивным.

Для детей средней группы задания усложняются. Количество карточек

увеличивается к двум прибавляется - третья: «Солнышко светит, солнышко

спит, дождик» (весело-спокойно-грустно - смайлики), «Петушок, курочка,

цыплёнок»

(ритмические

рисунки),

«Чьи

следы»

(быстро,

спокойно,

медленно), «Угадай, на чём играю?» (музыкальные инструменты).

В средней группе знакомлю детей с модулем нотного стана. Этот модуль

позволяет им осваивать длинные и короткие звуки (крупные цветы -

короткие звуки, дети припевают их на слог «ТИ». Мелкие - длинные, дети

припевают на слог «ТА»). Это несложно после игры «Петушок, курочка и

цыплёнок», где

длина звука изображается маленькими и большими

зёрнышками.

Пропевание ритмического рисунка на одной высоте с

помощью слогов «ти» и «та» дети осваивают легко и без труда. Затем с

удовольствием проигрывают на шумовых инструментах: ложках, маракасах,

бубнах.

Игра «Чьи следы» помогает освоить детям темп: быстро, спокойно,

медленно. Детям раздаются карточки с изображением следов: у медведя они

на большом расстоянии, у лисички - расстояние поменьше, а у мышки -

очень частое расстояние, т.е. разный ритм рисунков. Дети затем это с

удовольствием

простукивают

на

ложках.

Карточки

очень

помогают

исполнять медленный ритм, что детям сложно. После следов детям будет

понятно изображение ритма схематично полосками.

Так же графическое изображение музыкальных инструментов на

карточках

помогает

детям

в

определении,

сколько

звуков

звучит

одновременно (1-2-3).

А в разделе «Пение» нам помогают различные схемы.

Начинаем с того, что учимся брать правильно певческое дыхание. Для

положительного результата я использую наглядную схему. Дети, образно

нюхают цветочек, затем проговаривают короткую гласную «у» на одном

дыхании. Продолжает упражнение длинная гласная «У», увеличивая звук и

на выдохе проговариваем «Ух» выдыхая. Такое не сложное упражнение

очень

нравится

ребятам.

Оно

способствует

гармонизации

различных

способов общемузыкального воспитания

ребенка,

формирует умение брать

дыхание и удерживать его до конца фразы, помогает

изменять голосовые

интонациию. Со средней группы осваиваем фонематическое упражнение по

стихотворению

«Ленивый

жук»

Фишкина

[5].

Каждая

строчка

сопровождается иллюстративным материалом в виде карточек со схемами.

Линии на схемах показывают направление движения интонаций, изменения

высоты

голоса.

Упражнение

очень

помогает

детям

избавляться

от

«гудошности». По аналогии мы с детьми «летаем на воздушном шаре»,

«порхаем, как бабочки», «поднимаемся и опускаемся на эсколаторе».

Графическое изображение мелодии дети отлично переносят в свои голосовые

интонации.

Часто в песнях происходит изменения настроения: то весело, легко, то

загадочно и т.д. Детки с удовольствием подберут эмоции и выстроят

содержание песни с помощью карточек со смайликами. Это очень помогает

детям, у которых внимания и памяти не хватает на всю песню.

Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям

моделирование - основной метод. Эта работа начинается уже с младшей

группы и является подготовительной.

В младшей группе детям понятнее образные названия движений. Это

«зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т.д. В группах

есть модули с изображением этих предметов. Детки быстрее осваивают

движение, когда видят и понимают, что надо изобразить. В дальнейшем мы

переходим к схематичным изображениям движений и компонуем их в

нужном порядке (как в танце).

Чтобы лучше запомнить и воспитателю и детям движения хоровода, я

предлагаю на карточках не сложную схему. Это помогает намного легче

запомнить последовательность движений.

Использование моделирования в элементарном музицировании детей

хорошо

прописано

у

Тютюнниковой

Татьяны

Эдуардовны

автора

«Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом

музицировании на детских музыкальных инструментах

»

. Я с удовольствием

пользуюсь её наработками. В творческом музицировании, дети учатся у

педагога, самих себя и друг у друга.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что моделирование даёт

возможность: накапливать опыт познания, пробуждать у детей желание

наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.

В конце своего выступления я хочу отметить,

что наглядное

моделирование помогает проводить музыкальные занятия более интересно и

красочно. Такой метод способствует комплексному развитию ребенка и

прививает любовь к музыке в целом!



В раздел образования