Напоминание

Развитие речи старших дошкольников с ТНР


Авторы: Егорова Ирина Николаевна, Мария Алексеевна Михайлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Иркутска детский сад № 169
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Развитие речевой активности старших дошкольников с ТНР в процессе командного создания
Тема: Развитие речи старших дошкольников с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевой активности старших дошкольников с ТНР в процессе

командного создания видеороликов

Дети дошкольного возраста преимущественно воспринимают и усваивают

информацию

через

визуальные

образы,

и

видео

становится

самым

распространенным и востребованным из источников медиаобразовательной

среды.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми выступает

создание

условий

для развития детской

личности,

подразумевающие

создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком,

учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую

деятельность:

игра,

рисование,

конструирование

и

пр.,

позволяющая

реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне

понимания.

Опыт работы с детьми 5-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи,

показывает, что они с трудом овладевают навыками связной речи. Это, в

свою очередь, негативно влияет на развитие мышления, а также других

психических процессов. Найти более эффективные способы получения и

усвоения знаний детьми - одна из основных задач в работе с дошкольниками

с ТНР. На наш взгляд, таким интересным средством коррекционно –

развивающей работы может являться мультипликация, ведь все дети любят

мультфильмы. В нашей группе, уже который год существует мультстудия

«Радуга», в рамках которой мы создаем видеоролики по мотивам

произведений иркутских детских поэтов и писателей. Цель и задачи нашей

работы представлены на слайде.

В процессе создания мультфильмов у дошкольников незаметно

активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи.

Необходимость озвучивания мультфильма ставит ребенка перед

необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается

диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно

пользоваться словарем. На данный момент в нашей видеотеке представлено

11 совместно созданных с детьми мультфильмов и 6 роликов со слайдшоу по

мотивам стихотворений.

Главная идея нашей работы заключается в создании для ребенка таких

условий, в которых раскрываются его коммуникативные, творческие,

интеллектуальные способности в игровой обстановке т.е. создание для

каждого ребенка ситуации успеха.

Начинается наша работа с идеи, сюжета. Чтобы придумать новую идею для

видеоролика, нами применяется технология «общего сбора». На общем сборе

происходит обсуждение предпочтения детей в тех или иных темах для

создания ролика. Для того чтобы наш диалог на нужную тему состоялся, мы

утром до прихода детей выкладываем в выставочном уголке яркую книгу,

или тематическую игрушку, поделку, так чтобы у детей появился интерес и

вопрос для обсуждения на сборе. Часто дети сами становятся инициаторами

беседы, приносят свои коллекции, игрушки, книги и т.д.

На общем сборе мы решаем, какую конкретно тему мы выбираем, «сборы»

позволяют взрослым ориентировать детей на выбор произведения для

съемки, ребенку выбрать не только понравившееся стихотворение или

сказку, но и свою роль в создании видеоролика в качестве сценариста,

художника, аниматора, актера дубляжа, видеооператора. Каждый ребенок

изначально попадает в ситуацию успеха, так как сам выбирает, кем быть в

команде

Перед вами алгоритм создания видеоролика. Он может быть самым

простым, когда на рисунки детей, выставленные в видеоряд, накладывается

звук записанного стихотворения или сказки. Или более сложным, когда при

создании видеоряда требуется перекладка, перестановка персонажей,

озвучивание каждого героя по отдельности, а также передача всех звуков и

событий сказки или стихотворения.

Помогает в развитии речи дошкольника и умения сформулировать свою

мысль создание «Объяснялки» - загадки про любой предмет. Изначально на

сборе мы с детьми выбираем тему, и кто будет придумывать «объяснялку»

так как до записи «объяснялки» ребенку необходимо придумать описание

так, чтобы, не называя загаданное, описать предмет или действие, а

слушателям отгадать загадку.

После вступления в силу Федерального закона № 270 - ФЗ в нашем детском

саду появился паблик в социальной сети ВК. На этой платформе мы

познакомились с некоторыми садами в нашей стране и поддержали

патриотическую акцию «Передай флаг России», приуроченную к

празднованию Дня российского флага. Участвуя в этой акции, наши

воспитанники объединились от малышей до подготовительной группы и

создали ролик, который вы можете увидеть в нашем паблике. Для ролика

дети создали два изображения российских флага, один из которых создан из

пластилина, а второй при помощи аппликации, ребята выучили

стихотворение и рассказали его в ролике.

Благодаря участию в конкурсе ТобБлог на президентской платформе

«Россия- страна возможностей» в нашем детском саду возник проект

«Маленькие блогеры добрых дел», в котором старшие дошкольники с ТНР

рассказывают, рассуждают на разные темы. На данный момент мы с детьми

создали два ролика о детском саде, в котором ребята рассказывают о

работающих в детском саду людях, о том, чем они занимаются в детском

саду и нужно ли им помогать.

Также мы участвуем во всероссийском проекте «Секреты детского сада»,

организованного с теми же педагогами, с которыми мы взаимодействовали в

патриотической акции.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование

видеотехнологии

в дошкольном образовании позволяет значительно

повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания

новых

объектов

действительности.

А

так

же

делает

образовательную

систему

дошкольного

образовательного

учреждения

открытой для активного участия родителей.



В раздел образования