Авторы: Егорова Ирина Николаевна, Мария Алексеевна Михайлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ города Иркутска детский сад № 169
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Развитие речевой активности старших дошкольников с ТНР в процессе командного создания
Тема: Развитие речи старших дошкольников с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевой активности старших дошкольников с ТНР в процессе
командного создания видеороликов
Дети дошкольного возраста преимущественно воспринимают и усваивают
информацию
через
визуальные
образы,
и
видео
становится
самым
распространенным и востребованным из источников медиаобразовательной
среды.
Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми выступает
создание
условий
для развития детской
личности,
подразумевающие
создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком,
учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую
деятельность:
игра,
рисование,
конструирование
и
пр.,
позволяющая
реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне
понимания.
Опыт работы с детьми 5-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи,
показывает, что они с трудом овладевают навыками связной речи. Это, в
свою очередь, негативно влияет на развитие мышления, а также других
психических процессов. Найти более эффективные способы получения и
усвоения знаний детьми - одна из основных задач в работе с дошкольниками
с ТНР. На наш взгляд, таким интересным средством коррекционно –
развивающей работы может являться мультипликация, ведь все дети любят
мультфильмы. В нашей группе, уже который год существует мультстудия
«Радуга», в рамках которой мы создаем видеоролики по мотивам
произведений иркутских детских поэтов и писателей. Цель и задачи нашей
работы представлены на слайде.
В процессе создания мультфильмов у дошкольников незаметно
активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи.
Необходимость озвучивания мультфильма ставит ребенка перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно
пользоваться словарем. На данный момент в нашей видеотеке представлено
11 совместно созданных с детьми мультфильмов и 6 роликов со слайдшоу по
мотивам стихотворений.
Главная идея нашей работы заключается в создании для ребенка таких
условий, в которых раскрываются его коммуникативные, творческие,
интеллектуальные способности в игровой обстановке т.е. создание для
каждого ребенка ситуации успеха.
Начинается наша работа с идеи, сюжета. Чтобы придумать новую идею для
видеоролика, нами применяется технология «общего сбора». На общем сборе
происходит обсуждение предпочтения детей в тех или иных темах для
создания ролика. Для того чтобы наш диалог на нужную тему состоялся, мы
утром до прихода детей выкладываем в выставочном уголке яркую книгу,
или тематическую игрушку, поделку, так чтобы у детей появился интерес и
вопрос для обсуждения на сборе. Часто дети сами становятся инициаторами
беседы, приносят свои коллекции, игрушки, книги и т.д.
На общем сборе мы решаем, какую конкретно тему мы выбираем, «сборы»
позволяют взрослым ориентировать детей на выбор произведения для
съемки, ребенку выбрать не только понравившееся стихотворение или
сказку, но и свою роль в создании видеоролика в качестве сценариста,
художника, аниматора, актера дубляжа, видеооператора. Каждый ребенок
изначально попадает в ситуацию успеха, так как сам выбирает, кем быть в
команде
Перед вами алгоритм создания видеоролика. Он может быть самым
простым, когда на рисунки детей, выставленные в видеоряд, накладывается
звук записанного стихотворения или сказки. Или более сложным, когда при
создании видеоряда требуется перекладка, перестановка персонажей,
озвучивание каждого героя по отдельности, а также передача всех звуков и
событий сказки или стихотворения.
Помогает в развитии речи дошкольника и умения сформулировать свою
мысль создание «Объяснялки» - загадки про любой предмет. Изначально на
сборе мы с детьми выбираем тему, и кто будет придумывать «объяснялку»
так как до записи «объяснялки» ребенку необходимо придумать описание
так, чтобы, не называя загаданное, описать предмет или действие, а
слушателям отгадать загадку.
После вступления в силу Федерального закона № 270 - ФЗ в нашем детском
саду появился паблик в социальной сети ВК. На этой платформе мы
познакомились с некоторыми садами в нашей стране и поддержали
патриотическую акцию «Передай флаг России», приуроченную к
празднованию Дня российского флага. Участвуя в этой акции, наши
воспитанники объединились от малышей до подготовительной группы и
создали ролик, который вы можете увидеть в нашем паблике. Для ролика
дети создали два изображения российских флага, один из которых создан из
пластилина, а второй при помощи аппликации, ребята выучили
стихотворение и рассказали его в ролике.
Благодаря участию в конкурсе ТобБлог на президентской платформе
«Россия- страна возможностей» в нашем детском саду возник проект
«Маленькие блогеры добрых дел», в котором старшие дошкольники с ТНР
рассказывают, рассуждают на разные темы. На данный момент мы с детьми
создали два ролика о детском саде, в котором ребята рассказывают о
работающих в детском саду людях, о том, чем они занимаются в детском
саду и нужно ли им помогать.
Также мы участвуем во всероссийском проекте «Секреты детского сада»,
организованного с теми же педагогами, с которыми мы взаимодействовали в
патриотической акции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование
видеотехнологии
в дошкольном образовании позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для
создания
новых
объектов
действительности.
А
так
же
делает
образовательную
систему
дошкольного
образовательного
учреждения
открытой для активного участия родителей.