Напоминание

Развитие творческого потенциала школьников через создание театральной постановки "Колобок" на занятиях по внеурочной деятельности предмета изобразительное искусство


Авторы: Савченко Ольга Николаевна, Ольга Николаевна Савченко
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Учитель изобразительного искусства
Населённый пункт: г Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческого потенциала школьников через создание театральной постановки "Колобок" на занятиях по внеурочной деятельности предмета изобразительное искусство
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

Савченко Ольга Николаевна

учитель изобразительного искусства

МБУ « Школа № 23 имени Пальмиро Тольятти»

Развитие творческого потенциала школьников через создание

театральной постановки «Колобок» на занятиях по внеурочной деятельности

предмета изобразительное искусство.

Школьный театр – это

удивительный мир, в котором все

дети талантливы и неповторимы.

Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства

культурного и духовного воспитания школьников. Театрализация урока, факультатива, или занятий по

внеурочной деятельности, стала неотъемлемой частью, как средство культурологического развития

личности ребенка, как компонент театральной культуры, который заключается в знакомстве

школьников с театром как видом искусства, в изучении истории театра, в освоении элементов

актерского мастерства и постановке спектаклей, в которых играют сами дети.

Театральное образование и воспитание в школе направлено на воспитание основ зрительской

культуры, развитие навыков театрально-исполнительской деятельности, накопление учащимися

знаний об искусстве театра.

В 2022-2023 учебном году наша школа стала участницей городского сетевого

проекта по развитию духовно-нравственной направленности школьников «Внедрение уровневой

модели сценического искусства «Театр ПЛЮС» в образовательный процесс школы, как средство

развития ресурсов детей и формирование функциональной грамотности».

В рамках этого проекта был проведен цикл занятий внеурочной деятельности по

изобразительному искусству, с включением театрального компонента. Идея этих занятий заключается

в театрализованной постановке сказки «Колобок», работа над которой заключалась в создании вместе

с детьми текста сказки, сказочных персонажей и декораций. Дети вовлекаются в творческий процесс,

становясь и авторами, и художниками, и декораторами, и кукловодами, и актерами.

Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной

школе,дает неограниченные возможности творческой деятельности, такие как: использование знаний

- по литературному чтению (тексты, сказки, русское народное творчество и т.д.);

– по музыке (музыкальные произведения и т.д.);

– по изобразительному ( русский народный костюм)

- по окружающему миру (природа родного края и т.д.)

Использование всех видов художественной деятельности, предусмотренных в любых программах

по изобразительному искусству, таких как: рисование, конструирование, иллюстрирование,

декоративная деятельность и т.д. Все эти виды деятельности очень хорошо объединяются при

создании образа театральных кукол декораций, текста, театральной постановки.

Особенно это актуально, когда разговор идет о современной школе, где на уроках изобразительного

искусства и внеурочной деятельности необходим синтез искусств - это художник и театр, художник и

книга, создание исторической картины, тематического панно, декорации к школьному спектаклю.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность – это эффективное средство развития

способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности.

Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей

элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных

спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность,

организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство“локтя” партнёра, помогают

преодоление смущения, застенчивости, скованности.

Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения

событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений

и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить

самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрыты области

своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным

терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их

психологического равновесия.

Идея.

На протяжении нескольких лет я веду занятия внеурочной деятельности по изобразительному

искусству. Постоянно приходилось придумывать разнообразные занятия, способные увлечь детей.

Задания интересные, с использованием новых художественных материалов, с новыми формами

работы, со сменой видов деятельности и т.д.

Поэтому идея создания персонажей для кукольного театра мне показалось особенно интересной. К

тому же, как итог нашей художествено-творческой работы стал спектакль «Колобок»,который мы

показали младшим школьникам. Занятия такого плана развивают у детей фантазию, память,

мышление, творческоевоображение, артистические способности, знакомят с множеством детских

сказок, с историей руссского устного творчества, историей народного костюма, историей родного

края, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук

и пальцев ребёнка, двигательную активность.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое разностороннее

влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не

навязчивое педагогическое средство.

Я остановлюсь на изготовлении кукольных персонажей с детьми, так как:

1 виды деятельности разнообразны, детям не скучно,

2 на занятиях дети работают с новым художественным материалом -картон,акрил;

3 работают индивидуально – выполняют эскиз,рисуют сказочного героя; декорацию- ширму

изготавливают коллективно;

4 кукол можно использовать в школьном кукольном театре;

5 учителю можно использовать кукол, как своих помощников. Куклы могут наладить контакт с

трудными детьми, сгладить конфликтные ситуации, разрядить эмоциональную обстановку т.д.

Цель: Пробудить интерес детей к искусству театра через изучение различных

видов деятельности: изобразительной, декоративно-прикладной, конструктивной и

мотивации к практической творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и уточнить представление о кукольном театре, о истории

возникновения театра, поощрить творческую самостоятельность;

- дать общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах декора в

театре, о истории русского народного костюма;

- сформировать навыки работы с новыми художественными материалами –

создавать заготовки из картона;

- сформировать предпосылки позновательной деятельности;

- научить творческой инициативе, необходимой в практической работе;

- научить видеть необычное в обычных предметах.

Развивающие:

- развить художественный вкус, фантазию, изобретательность;

- развить уверенность в себе, актерские способности;

- развить познавательный интерес к художественной и театральной деятельности, к

специализированным областям искусства.

Воспитательные:

- воспитать любовь к традициям русской культуры;

- воспитать чувство личной ответственности, настойчивости в достижении

поставленной цели;

- воспитать художественный вкус, творческое отношение к труду;

- воспитать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Актуальность.

Занятия развивают любознательность, готовность пробовать свои силы в новом

материале, желание общаться и проявлять свою индивидуальность; способствуют

формированию у детей интереса к театральной деятельности, любви к

прекрасному, к искусству, к истории театра. Переход от теории к практике, от

практики – к реализации полученного продукта и выход во внеклассную

деятельность – кукольный театр.

Теоретическое и практическое значение – театрализованные занятия

способствуют развитию познавательного интереса учащегося. Расширяют кругозор,

обогащают опыт общения и помогают приобрести умения совместной

деятельности.

Степень разработанности материала.

Автором разработан цикл занятий.

1 урок – беседа; сценарий - обсуждение, выбор произведения будущего спектакля

с детьми; просмотр презентации, мультфильма «Колобок», разнообразных

иллюстраций, фотографий;

2-3 урок – продолжение беседы, работа над текстом;

4-5 урок – эскиз декорации-ширмы, проработка в цвете;

6-7 урок – эскиз главных персонажей с костюмоми проработка главных персонажей

в цвете;

8-9 урок – распределение актеров по ролям, репетиция спектакля;

10-11 урок- показ театрализованного представления 1 классам.

Сказка «Колобок»

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам покажем и расскажем сказку

«Колобок».

Покатился однажды Колобок в школу и вдруг на встречу ему заяц.

Колобок. Здравствуй, Зайка!

Заяц. Здравствуй, а ты – кто?

Колобок (напевая). Я – весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Заяц. А ты куда?

Колобок. Я в школу! Хочу учиться!

Заяц. В школу? А что там хорошего? Уроки длинные, переменки – короткие.

На уроках сидеть надо смирно, а попробуй усидеть, когда так прыгать хочется!

Зачем тебе это? Уж лучше я тебя съем!

Колобок. Нет, Зайка! Это несправедливо. Ты мне лучше задание какое-нибудь

дай, а если я не справлюсь, тогда и съешь меня!

Заяц. Согласен!

-А ну-ка, сосчитай от 1 до 10 и обратно

Колобок (разочарованно). У-у-у! И только?

Колобок считает до 10 и обратно.

Колобок. Вот видишь, Заяц, как я умею хорошо считать, так что останешься

ты ни с чем!

Колобок убегает от Зайца, Заяц скачет за ним следом.

Ведущий. Дальше Колобок встречает Волка.

Колобок. Фу! Еле убежал! Здравствуй, Волк!

Волк. Здравствуй! А ты – кто? Я тебя раньше не видел!

Колобок (напевая). Я – весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

А от тебя, Волк, и подавно уйду!

Волк. А куда ты уйдёшь?

Колобок. В школу! Хочу учиться!

Волк. В школу? А что там хорошего? На уроках у доски отвечать приходится!

А заданий на дом столько задают, что и кино посмотреть некогда.

Зачем тебе такая жизнь? Уж лучше я тебя съем!

Колобок. Нет, Волк, это несправедливо! Ты мне сначала задание какое-нибудь дай,

а если я не справлюсь, тогда и съешь!

Волк. Согласен!

Какое же мне задание потруднее придумать? Уж больно ты румяный, да вкусный!

Вот, придумал! А знаешь ли ты времена года?

Колобок. Конечно, знаю! Зима, весна, лето, осень!

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

А от тебя, Волк, и подавно уйду! И в школу побегу быстрее тебя!

Колобок убегает, Волк – следом за ним.

Ведущий. Убежал Колобок от Волка, но вдруг на пути встречает Медведя.

Колобок. Здравствуй, Медведь!

Медведь. Здравствуй, а ты кто? (Зевает) .

Колобок (напевая). Я – весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

А от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Медведь. А куда?

Колобок. Как – куда? В школу! Я хочу учиться!

Медведь. В школу? И чего ты там не видел? Утром вставать надо рано, а так

поспать хочется! Выходной день только раз в неделю, а каникул и вовсе не

дождёшься! Давай я тебя лучше съем!

Колобок. Нет, Медведь, это несправедливо! Ты мне сначала задание какое-нибудь

дай, а если я не справлюсь, тогда и ешь меня.

Медведь. Согласен.

Какое же мне задание для тебя потруднее придумать? Уж больно ты румяный, да

вкусный!

Придумал!

Очень я люблю песни ласковые, да напевные слушать. Спой мне, Колобок свою

песенку, а если песня твоя не понравится мне - съем тебя!

Колобок. Ну, слушай мою песенку, Медведь!

Колобок поёт свою песенку медленно и негромко, как колыбельную. Заметив, что

Медведь засыпает, последнюю строчку Колобок поёт шёпотом.

Колобок. Я – весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

На сметане я мешён,

На окошечке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

А от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Ведущий. Навстречу ему идёт Лиса.

Лиса. Здравствуй, а ты кто?

Колобок. Здравствуй, Лиса! Я-Колобок!

Лиса. А куда ты идешь?

Колобок. Я бегу в школу!

Лиса. Фуууууу, там же скучно! Лучше я тебя съем!

Колобок. Нет, Лисонька! Ты мне лучше задание какое-нибудь дай, а если я не

справлюсь, тогда и ешь меня.

Лиса. Отгадай загадку.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаны красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся! (Буквы) .

Лиса. Правильно.

А теперь, реши, задачу!

Пять ворон на крышу сели.

Две ещё к ним прилетели,

Отвечай-ка быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (Семь) .

Лиса правильно решает задачу.

Лиса. Ну, что ж, Колобок, придется тебя отпустить!

Ведущий. Вот с такими приключениями и добежал колобок до школы.

По данному плану мною проведены уроки в 4 классе.

Всего 9-11 занятий по 45 мин.

В программе есть темы, которые можно объединить, создав единый блок под названием

«Изготовление театральных кукол и декораций к спектаклю «Колобок».

Конструирование.На наших занятиях учащиеся осваивают навыки констуирования из картона.

Рисование на темы. Иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется

по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и

сопровождается выполнением набросков и зарисовок.

Учащиеся выполняют эскизы будущих кукол, их портреты.

Декоративная работа. Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих

декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Беседа. Беседы основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей

интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Занятия

обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных

мультимедийных программ, видеофильмов, слайдов.

Учащиеся знакомятся с историей развития кукольного театра, с разнообразными сказочными

героями.

Формы организации: индивидуальная, коллективная, в звеньях.

Формы занятий: практические, интегрированные, беседы, мастер- классы.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, творческие, репродуктивные,

самостоятельной работы.

Заключение.

Театр – один самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет

решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса,

нравственным воспитанием, с развитием коммуникативных качеств личности,

с воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи, с созданием

положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру.

Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему

реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое

влияние на всестороннее развитие личности ребенка.

Список литературы

В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. Москва,

«Гуманитарный издательский центр Владос», 2004

Б.М.Неменский, И.Б.Полякова, Т.Б.Сапожникова. Особенности обучения по

программе Б.М.Неменского «ИЗО и художественный труд». Методическое пособие.

Лекции 1-8

Детская энциклопедия «Театр от А до Я».

О.Л. Кабачек «Диалоги о культуре».

Ю. Аленский «Азбука театра».

Сазонов Е Ю. «Театр наших детей».

А.В.Терещенко. История культуры русского народа. Москва. ЭКСМО, 2006

Ф.М.Пармон. Русский народный костюм. Москва. Легпромбытиздат.1994.

Е Ю. Сазонов. «Театр наших детей».

«Сказки в рисунках И.Я.Билибина» Издательство СНЕГ 2020



В раздел образования