Автор: Юсупова Хеди Хамидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Д/сад №40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Ухта Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая
каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не
интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем
деятельность и поведение.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего
развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она
становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов
и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его
внимание к предметам и действиям. При недостатке общения, речь
ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим
способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного
творчества.
Произведения устного народного творчества таят в себе
неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют
с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и
речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного
языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и
самобытности слов.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление
его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать
его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего
народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм
поведения в обществе. Влияет на его духовное развитие, на его
фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым
нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления
животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а
волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной
веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная
лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Также в
песенную
лирику
входят
частушки,
прибаутки,
пестушки,
скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у
детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством
для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном
этапе их развития. Посредством малых форм фольклора у детей
развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными
средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной
системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все
задачи
методики
развития
речи-
их
звучность,
ритмичность,
напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание
повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию
разговорной речи.
Познавая окружающий мир по средствам устного народного
творчества,
дети
усваивают
словесные,
образные
обозначения
предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная
составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием
словаря.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений
устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания,
и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.