Напоминание

"Подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по дзюдо"


Автор: Кравченко Михаил Николаевич
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Вейделевская спортивная школа"
Населённый пункт: п.Вейделевка Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по дзюдо"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подвижные игры и игровые упражнения на занятиях по дзюдо

организации игр с элементами дзюдо, сюжетно-ролевых игр, тренеру-

преподавателю рекомендуется внимательно наблюдать за деятельностью

занимающихся, чтобы вовремя заметить и преодолеть опасные тенденции в

выполнении тех или иных ролей, когда эмоции захлёстывают игроков и

порог волевого контроля над поведением снижается.

Следует подбирать сюжетно-ролевые игры с учётом равных возможностей

занимающихся, чтобы дать им возможность проявить себя. Это достигается

не только выбором ролей, но и подбадриванием занимающихся не уверенных

в себе, не освоивших правила, горячо переживающих неудачи. В том числе,

рекомендуется решать подобные задачи и на примере учебных и

соревновательных схваток по дзюдо, которое по сути своей, как и любое

единоборство, ограниченное нормами правил, является игровым

конфликтным взаимодействием, т.е. собственно той же игрой. Так, например,

проводя учебные и соревновательные схватки по лично-командному зачёту,

28

предоставляется возможность нивелировать проигрыш одного «слабого»

спортсмена выигрышем всей команды. Расширив, таким образом, для

отдельного индивидуума выбор вариантов стратегий разрешения

конфликтного взаимодействия с позиции «выигрыш-выигрыш» до позиции

«статус-кво».

Тренеру-преподавателю следует помнить, что игровые упражнения с

элементами единоборств, применяемые тренерами среди разнообразия

прочих тренировочных средств, при обучении технике дзюдо, носят на

занятиях скорее коллективный, чем индивидуальный характер. Применение в

тренировочном процессе таких коллективных игр с элементами единоборств,

в большей мере способствует эмоциональной разгрузке занимающихся,

одновременно такие игры развивают специфические физические качества,

совершенствуют умение группироваться и навыки самостраховки, знакомят

учащихся с тактическими основами ведения единоборств. Здесь можно

порекомендовать такие несложные коллективные игры, как «Салки-

кувыркалки», «Регби на коленях», «Волки и овцы», «Татами», «Не давай

пояс водящему», «Тяни в круг», «Тяни на булавы», «Кто сильнее»,

«Перетягивание поясов», «Борьба за мяч», «Один за другим» и пр.

1. «Займи свое место»

Дети садятся по кругу (лицом к середине) на маленькие стулья, поставленные на расстоянии

шага друг от друга. Преподаватель называет имена двух рядом сидящих детей. Они встают,

выходят за линию стульев и становятся спиной друг к другу. Остальные дети вместе с пре-

подавателем, хлопая в ладоши, говорят: «Раз, два, три - беги!» И пара бежит: один в одну сторону,

другой - в другую. Выигрывает тот, кто быстрее добежит до своего места.

2. «Мыши в норках»

На одной стороне комнаты (площадки) - «мышиные норки»; там живут «мыши». Напротив -

«кладовая»; там хранятся «продукты» (кубики, шишки, мячики). Кто-то из детей становится

«кошкой». По сигналу преподавателя «мыши» выбегают из «норок», направляются в «кладовую»

и там «едят». По сигналу «Кошка!» «мыши» бегут в свои «норки», а «кошка» старается их поймать.

Пойманные «мыши» садятся в сторонке. Игра закапчивается, когда все «мыши» будут пойманы.

3. «Лошадки»

Играющие становятся парами. Один в паре - «лошадка», другой -«кучер», который

управляет лошадью с помощью «вожжей» (веревок). По команде преподавателя «лошадки» идут

шагом, бегут рысью или останавливаются («Тпру!»). «Лошадки» выполняют движения только по

команде взрослого. Тот, кто невнимательно слушал команду и ошибся, выбывает из игры.

4. «Поезд»

Играющие становятся в колонну (в затылок друг к другу) - это «вагоны»; впереди стоит

«паровоз». Преподаватель дает свисток. «Паровоз» гудит, и «поезд» начинает двигаться - сначала

медленно, потом все быстрее и быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место),

«поезд» замедляет ход и останавливается. По сигналу преподавателя «паровоз» дает гудок, и

движение возобновляется. «Поезд» может двигаться только после гудка. Если кто-то из «вагонов»

начал движение раньше, он выбывает из игры.

5. «Воробышки и кот»

Играющие стоят на небольшом возвышении (скамейке) - это «воробышки на крыше». В

стороне сидит на стуле «спящий кот» (кто-нибудь из детей). По сигналу преподавателя

«Воробышки, полетели!» «воробышки» спрыгивают с «крыши» и, «расправив крылья» (подняв

руки в стороны), разбегаются в стороны. Но вот просыпается «кот» и с криками «Мяу-мяу!» бежит

ловить «воробышков», которые прячутся «на крыше». Пойманных «воробышков» он отводит к

себе в «дом». Выигрывает тот «воробышек», который остался непойманным.

6. «Лови, бросай - упасть не давай!»

Играющие становятся по кругу; в руках у одного из них - мяч. Ребенок с мячом говорит:

«Лови, бросай - упасть не давай!» - и бросает мяч стоящему рядом. Тот, кто уронит мяч, выбывает

из игры.

7. «Поймай комара»

Играющие становятся по кругу (лицом к центру) на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Преподаватель стоит в середине круга. В руках у .него длинный прут (длиной до 1,5 м) с

привязанным на шнуре «комаром» (из бумаги или материи). Преподаватель кружит «комара»

немного выше голов играющих. Когда «комар пролетает» над головами, дети подпрыгивают,

стараясь поймать его руками. Когда «комар» пойман, все хлопают в ладоши.

8. «Гуси»

В одном углу комнаты или площадки очерчивается «дом «гусей», в другом - «луг». «Пастух»

(преподаватель) с хворостинкой в руках отводит «гусей» пастись на «луг», а сам возвращается

«домой». Через некоторое время «пастух» зовет «гусей»: «Гуси, гуси!». Услышав голос «пастуха»,

«гуси» отвечают: «Га-га-га!». «Пастух» несколько раз может так звать «гусей», но как только он

скажет: «Летите домой!» - «гуси», «расправив крылья» (вытянув руки в стороны) и размахивая

ими, бегут в «дом». Выигрывает тот, кто прибежит в «дом» первым.

9. «Что спрятано?»

Играющие садятся за стол. На столе лежат 3-5 различных предметов. Дети внимательно

смотрят на лежащие предметы и стараются их запомнить. Один ребенок (по желанию или по

очереди) отходит от стола в сторону; в это время один из предметов прячут. Ребенок, подойдя к

столу, должен угадать, что спрятано.

10. «Кто быстрее»

Играющие выстраиваются в колонну (друг за другом) и ходят по залу (площадке).

Руководитель игры хлопает в ладоши в такт их шагам или ударяет в бубен. Одни дети держат в

руках красные, другие - синие флажки. По сигналу руководителя «Стой!» дети останавливаются.

Руководитель говорит: «Раз, два, три - сюда беги!» - и поднимает красный флажок, или синий, или

оба вместе. Дети должны быстро подбежать к нему и выстроиться в колонну против флажка

своего цвета. Выигрывают те, кто быстрее прибежит к своему флажку.

11. «Угадай, что у тебя в руке»

Играющие сидят (или стоят) по кругу и держат руки за спиной. Преподаватель, обходя

детей, кладет каждому в руки какой-нибудь небольшой предмет (кубик, шарик, шишку). Получив

предмет, ребенок называет его, а потом показывает остальным. Если предмет назван правильно,

все хлопают в ладоши. Если предмет назван неправильно, то все дети после показа хором

произносят название этого предмета. Ребенок, совершивший ошибку, выбывает из игры. В игре

используются только знакомые детям предметы.

Вариант этой игры. Дети сидят по кругу. Вещи лежат в мешочке. Преподаватель подходит

к каждому по очереди и предлагает не глядя вынуть названный предмет из мешочка.

12. «Слушай сигнал!»

Все играющие идут в колонне по одному в обход площадки (зала) или по кругу, и на сигнал

преподавателя «Стой!» дети останавливаются там, где их застала команда. Игровое упражнение

проводится в чередовании ходьбы и бега.

13. «Перебрось - поймай!»

Дети становятся в две шеренги, одна напротив другой па расстоянии 2 м. У каждого ребенка

мяч большого диаметра. Они перебрасывают

мячи друг другу двумя руками снизу. Обращается внимание на то, чтобы при ловле мяча

руки заранее не выставлялись вперед.

14. «Пройди - не задень!»

Ходьба на носках, руки на поясе, между предметами, поставленными на расстоянии 30 см

один от другого (дистанция 2 м).

15. «Повтори действие»

Ходьба в колонне по одному с выполнением движений для рук: в стороны, на пояс, за

голову; затем дети бегут в колонне по одному, сохраняя дистанцию друг от друга. Ходьба и бег

чередуются.

16. «Достань предмет»

Дети становятся в две шеренги по обе стороны от натянутого на высоте 1-1,5 м на двух

стойках шнура, к которому подвешены небольшие предметы (шарики, колокольчики). Дети

первой шеренги выполняют подряд 5-6 прыжков, стараясь достать предметы, и возвращаются на

исходную линию. По сигналу преподавателя задание выполняет вторая группа детей. Игровое

упражнение повторяется. Основное внимание обращается на энергичное отталкивание от пола

(татами) и взмах рук. Преподаватель отмечает тех, кто коснулся предмета.

17. «Ловишки» (салки)

С помощью считалки выбирается водящий-ловишка, он становится на середину площадки.

По команде преподавателя «Раз, два, три -лови!» все разбегаются по площадке, увертываются от

ловишки, который старается догнать кого-либо из играющих и коснуться рукой (запятнать). Тот,

кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда пойманы 3-4 играющих, то выбирается

другой ловишка. Игра повторяется.

18. «Веселые жучки»

Играющие становятся в одну или две шеренги (одна от другой на некотором расстоянии) и

принимают положение - стойка в упоре на коленях, опираясь на кисти рук «на четвереньках». По

команде преподавателя «Марш!» дети передвигаются на четвереньках до обозначенного места -

кто быстрее. Ориентиром могут быть кубики, кегли. Определяется победитель. Затем следующая

группа детей выполняет задание. Дистанция - 5 м. В условиях проведения игр на площадке

данное упражнение может быть заменено на другое.

19. «Пролезь и задень!»

Ходьба, перешагивая через бруски (шнуры), положенные на расстояние 2-3 шагов ребенка,

попеременно правой и левой ногой, руки на поясе. Необходимо сохранять равновесие,

правильную осанку (голову и спину держать прямо).

20. «Веселые зайки»

Прыжки на двух ногах через шнур, положенный вдоль зала (площадки). Перепрыгивание

через шнур справа и слева, продвигаясь вперед, руки произвольно. Дистанция 5 м.

Вариант: с лазаньем под шпуром (высота 40 см).

21. «Переменный шаг»

Кладутся 5-6 набивных мячей в две линии на расстоянии 40 см один от другого. Нужно

пройти, перешагивая через мячи попеременно правой и левой ногой, руки за головой, удерживая

правильную осанку.

22. «Медвежата»

Ползание в прямом направлении с опорой на ладони и стопы - по-медвежьи. Выполняется

шеренгами, от исходной черты. Дистанция 5 м. Не более 3 раз.

23. «Пройди - не упади!»

Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки па поясе. На середине

присесть, затем выпрямиться и пройти дальше. Упражнение выполняется в колонне по одному,

страховка преподавателем обязательна.

24. «Воротца»

Дети становятся парами и идут в обход зала (площадки), держась за руки. На сигнал

преподавателя «Стоп!» все останавливаются и поднимают руки вверх, образуя воротца. Первая

пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами до конца колонны и встает последней,

говоря: «Готово!». Дети опускают руки и продолжают ходьбу до нового сигнала.

25. «Кто ушел?»

Дети стоят по кругу. Водящий становится в центр, ему предлагают запомнить играющих, а

затем закрыть глаза. Преподаватель дотрагивается до одного из детей и тот выходит из зала.

После этого водящему предлагают открыть глаза и отгадать, кто из детей ушел. Если он угадывает,

то сам выбирает другого водящего. В противном случае он при повторении игры вновь выполняет

роль водящего.

26. «Великаны и гномы»

Ходьба в колонне по одному. На сигнал преподавателя «Великаны» дети идут на носках,

подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» - ходьба в

полуприседе и так в чередовании.

27. «Зайка серый умывается»

Все играющие образуют круг. Выбранный «зайкой» становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

«Зайка» проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к

кому-нибудь из детей. То, к кому подойдет «зайка», прыжками отправляется на середину круга.

Игра повторяется 5-6 раз. В кругу могут находиться и несколько «заек» - 4-5. Они одновременно

проделывают нес движения.

28. «Канатоходцы»

С веревкой можно придумать много разных игр. Кладем веревку на пол: это воображаемый

канат. Надо пройтись босиком именно по нему, шаг влево или вправо - значит упал! Можно взять

веер, попробовать сделать прыжок, походить боком или спиной.

29. «Догони мяч»

Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью

считалки выбирают водящего. Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным.

На противоположной стороне круга ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз,

два, три - беги!». На этот сигнал играющие начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий

бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него

дойдет мяч. Игру можно повторить уже с новым водящим.

30. «Поймай мяч»

Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает

отсчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх.

Задача того, чье имя назвали, быстро обернуться и поймать мяч. Кому это не удалось три раза -

выбывает из круга.

31. «Море - суша»

На землю кладут обруч или очерчивают круг - это море. Снаружи -суша. По команде

«Море!» ребенок запрыгивает в обруч, если звучит команда: «Суша!» - быстро покидает обруч.

Можно играть и группой, тогда у каждого играющего должен быть свой круг.

32. «Шарик»

Преподаватель подбрасывает воздушный шар. Пока он летит можно прыгать, бегать, а когда

он коснулся пола - все должны застыть и не улыбаться. Кто не выполнил - поет песню или читает

стихотворение.

33. «Свободное место»

Играющие становятся по кругу (лицом к середине). Водящий выходит за круг, остальные

очерчивают вокруг себя кружки. Обегая круг, водящий дотрагивается до кого-нибудь рукой

(осаливает) и продолжает бежать вперед. Осаленный выбегает из своего кружка и бежит в про-

тивоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается как можно скорее обежать круг и

занять свободное место. Осаленный, не успевший занять свое место, становится водящим. Если

же ему удалось сделать это, водящий вновь занимает свое место, и игра возобновляется.

34. «Кот и мышка»

Играющие становятся по кругу, держась за руки, по не замыкая его, оставляя в нем

«ворота». Руководитель игры выбирает из числа детей «кота» и «мышку». «Кот» становится за

кругом, а «мышка» - внутри него. «Кот» старается поймать убегающую «мышку», пробегая через

«ворота» или под руками детей. Дети везде пропускают «мышку», а «кота» стараются задержать,

приседая и опуская сцепленные руки. Когда «кот» поймает «мышку», они становятся в общий

круг. На их место назначаются другие дети, и игра возобновляется.

35. ««Ворона и воробьи»»

Играющие становятся по кругу - это большая «лужа», образовавшаяся после дождя. В

«луже» купаются «воробьи». Выбирают «ворону», которая располагается в стороне от круга.

Играющие па обеих ногах впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. По сигналу руководителя

«Ворона!» «воробьи» спешат покинуть «лужу»; «ворона» «летит к луже» и салит «воробьев», не

успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выбывают из игры и отходят в сторону. Игра

продолжается до тех пор, пока «ворона» не осалит определенное количество «воробьев»

(согласно условию игры, установленному заранее). Те, кого «ворона» ни разу не осалила,

считаются победителями.

36. «Переброска мячей»

Играющие становятся в две шеренги, на расстоянии 2 м одна от другой, каждый определяет

себе пару. Дети перебрасывают мячи по команде педагога из исходного положения - ноги па

ширине плеч, двумя руками из-за головы.

37. «Не попадись на удочку»

Дети становятся по кругу (на расстоянии вытянутых в стороны рук). Руководитель игры

становится в центре круга и вращает по кругу шнур («удочку»), к концу которого привязан

мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении

подпрыгивают на месте (мешочек не должен касаться ног). Тот, кого «удочка» заденет, выбывает

из игры и отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся 2-3 ребенка.

38. «Автомобили»

Играющие располагаются на площадке (в зале) в произвольном порядке - это

«автомобили». Каждый должен хорошо запомнить свое место - «гараж». По первому сигналу

руководителя игры все «автомобили» «выезжают» из «гаражей» и двигаются в любом направле-

нии, стараясь не сталкиваться. В середине площадки стоит «милиционер» из числа детей - с

флажком в руках. По сигналу «милиционера», который поднимает флажок, все «автомобили»

должны сразу же остановиться. Нельзя двигаться, пока «милиционер» не опустит флажок. По

второму сигналу руководителя игры все «автомобили» спешат в свои «гаражи». После этого

сигнала преподаватель хлопает в ладоши определенное количество раз (установленное заранее).

Тот, кто не попадет за это время в свои «гаражи», или спутает «гараж», или не остановится по

требованию «милиционера», один раз пропускает игру. Игра повторяется 3-4 раза.

39. «Салка с мячом»

Дети становятся по кругу. «Салка» - в центре круга; у его ног лежит мяч. «Салка» выполняет

различные движения: подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним эти

движения. По сигналу руководителя игры: «Раз, два, три - из круга беги!» дети разбегаются в

разные стороны, а «салка» быстро поднимает мяч с земли, и бросает его в убегающих. После этого

по сигналу руководителя: «Раз, два, три - в круг скорей беги!» дети снова образуют круг. «Салкой»

становится тот, в кого попал мяч. Если же никто не осален мячом, остается прежний «салка», и

игра продолжается.

40. «У медведя во бору»

Из числа детей выбирают «медведя», для которого отводится определенное место -

«берлога». В двух шагах от берлоги чертится линия -это «опушка леса». Дети располагаются на

противоположной от «берлоги» стороне площадки (зала). По сигналу руководителя игры они под-

бегают к «опушке» и делают движения, имитирующие сбор ягод и грибов, одновременно дружно

приговаривая: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь сидит И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из

«берлоги», кого-нибудь ловит и отводит к себе в «берлогу». Когда будут пойманы все дети,

выбирают другого «медведя».

41. «Салки с перебежками»

На противоположных сторонах площадки (зала) чертят два «дома». Играющие

располагаются в одном из «домов». В середине площадки между «домами» находится водящий.

Играющие произносят хором: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас до

гнать.

С последними словами все перебегают в другой «дом» - напротив. Водящий в это время

салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный выбывает из игры. Затем играющие

перебегают из нового «дома» в прежний. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не

поймает (осалит) всех ребят. Тогда выбирают нового водящего, и игра возобновляется.

Правила игры:

1. Водящий имеет право ловить или салить только вне «дома».

2. Пойманные не должны вырываться из рук водящего.

42. «Кукушка»

Играющие изображают птиц; каждый располагается в очерченном кружке - «гнезде».

«Кукушка» - без гнезда. По сигналу руководителя «Кыш, полетели!» - «птицы» покидают «гнезда»

и «летают» (бегают), где им угодно; «кукушка» вместе с ними. По сигналу «Домой!» все (в том

числе и «кукушка») бегут и занимают любое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» становится

«кукушкой». Игра повторяется 5-6 раз.

43. «Зайцы в огороде»

На татами или площадке чертят большой круг, чтобы играющие могли свободно встать по

кругу (примерно на расстоянии шага друг от друга). Один из играющих - «сторож огорода»; он

стоит внутри круга, в маленьком кружке. Остальные дети - «зайцы» - размещаются за чертой и

прыгают в «огород» (круг), чтобы «поесть капусты». «Сторож» старается осалить кого-нибудь из

«зайцев», не успевших выпрыгнуть из «огорода». Осаленный идет в середину круга и становится в

маленький кружок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «зайцы».

Правила игры:

1. Попадать в круг, передвигаться по кругу и возвращаться из него можно только прыжками.

Прыгать надо заранее обусловленным способом — на обеих ногах или на одной.

2. Ребенок, неправильно впрыгнувший или выпрыгнувший из круга, становится в маленький

кружок.

3. «Сторож» может салить только находящихся в кругу «зайцев».

4. Когда пойманы 3-5 «зайцев», выбирают нового «сторожа» - но только из числа

непойманных. С возобновлением игры стоящие в середине круга «зайцы» возвращаются в

большой круг.

44. «Оттолкни мяч»

Играющие садятся по кругу, ноги скрестно (лицом к середине), и начинают перекатывать по

земле (полу) друг другу большой мяч в определенном направлении. Тот, к кому подкатывается

мяч, старается оттолкнуть его от себя рукой (или руками - согласно условию игры). Не сумевший

оттолкнуть мяч (мяч касается какой-нибудь части его тела) поворачивается спиной к середине

круга и выбывает из игры - до тех пор, пока мяч не коснется следующего ребенка. Игра

заканчивается, когда половина играющих нарушит правила.

Правила игры:

1. Мяч разрешается только катать по полу или земле. Нельзя отталкивать мяч ногами.

Нарушивший одно из этих правил, выходит из игры.

2. Если мяч задел двух детей, то выходит из игры тот, у которого мяч прошел справа (при

условии отталкивать мяч двумя руками или одной правой) или слева (при условии - отталкивать

мяч левой рукой).

45. «Мяч по кругу»

Играющие становятся по кругу (лицом к середине) на расстоянии 1-2 шагов друг от друга;

каждый чертит вокруг себя маленький кружок. По счету «Раз, два, три!» дети начинают

передавать или перебрасывать друг другу большой надувной мяч (диаметром 10-20 см).

Уронивший мяч поворачивается спиной к середине круга и в дальнейшей игре не участвует - до

тех пор, пока другой ребенок не уронит мяч. Игра продолжается, пока мяч не обойдет круг 1-2

раза. Правила игры:

1. Передавать или перебрасывать мяч можно только рядом стоящему, причем в

определенную сторону (вправо или влево).

2. Ребенок, передавший мяч через одного, уронивший мяч или вышедший из своего кружка,

временно выбывает из игры, пока другой играющий не нарушит одно из перечисленных правил.

46. «Не ошибись!»

Играющие становятся по кругу. Руководитель игры, стоя в круге -так, чтобы все его хорошо

видели, - предлагает детям показывать руками только на то, что он назовет. Например, он

говорит: «Покажите уши» - все показывают на уши, и взрослый проделывает то же самое. Когда

дети увлекутся, преподаватель предлагает показать, например, ухо, а сам показывает рукой на

подбородок. Те дети, кто ошибается и повторяет его движения, временно выбывают из игры.

Победителями считаются те (тот), кто ни разу не ошибся. Игра повторяется 5-6 раз.

47. «По мостику»

Из шнуров выкладывается дорожка (ширина 20 см), на середину ставится кубик.

Предлагается пройти по мостику па носках, руки за головой, на середине перешагнуть через

препятствие. И пройти дальше.

48. «Выполни задание»

Играющие становятся в колонну по одному, затем идут между предметами, поставленными

в один ряд на одной стороне площадки или зала; по другой стороне - бегут, перепрыгивая через

кубики. Ходьба и бег чередуются. Основная задача - не задевать предметы.

49. «Холодно - горячо»

Ходьба в колонне по одному, по кругу, на сигнал преподавателя «Горячо!» - ходьба на

носках, руки за головой, на сигнал «Холодно!» -обычная ходьба. Те же задания проводятся в беге.

50. «Кто быстрее»

Играющие становятся в 3-4 колонны. По сигналу руководителя стоящие первыми в колонне

прыгают на двух ногах до линии финиша (дистанция 4-5 м). Тот, кто первым перепрыгнет линию

финиша, считается победителем. Затем следующие дети выполняют игровое задание по сигналу

руководителя.

51. «Точно в круг»

Дети становятся в 3-4 круга, у всех по два мешочка. В центре каждого круга на расстоянии 2

м от детей лежит обруч. По сигналу дети бросают мешочки в обруч, стараясь попасть в него.

Отмечают тех, кто попал, затем дети бегут за мешочками. Упражнение повторяется 2-3 раза.

52. «Быстро возьми»

Все играющие образуют круг. По кругу поставлены различные предметы (кубики, мячи,

кегли), которых на 2-3 предмета должно быть меньше количества участвующих детей. Если

педагог подаст команду «Быстро возьми!», каждый играющий должен быстро взять предмет и

поднять его над головой. Тот, кто не успел взять предмет, считается проигравшим.

53. «Найди свой цвет»

В разных сторонах площадки (зала) в небольшие кружки ставят цветные кегли. Играющие

плотно располагаются вокруг них. На первый условный сигнал все разбегаются по площадке

врассыпную. На второй сигнал «Найди свой цвет!» каждый играющий должен найти кеглю со-

ответствующего цвета. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

54. «Точно в цель»

Ставятся три корзины (или кладутся обручи), дети становятся вокруг корзин на расстоянии 2

м, в руках у каждого по два мешочка. По сигналу преподавателя они метают мешочки правой и

левой рукой в горизонтальную цель - корзину, затем бегут за мешочками. Задание повторяется.

55. «Ползи - толкай»

Дети ползают на четвереньках, подталкивая головой набивной мяч (вес 0,5 кг) в прямом

направлении, дистанция -5м. Упражнение проводится шеренгами.

56. «Перебрось - поймай»

Играющие становятся в две шеренги, исходное положение - стойка ноги врозь (на ширине

плеч). В руках у одной группы детей мячи большого диаметра. По сигналу педагога дети бросают

друг другу мячи двумя руками из-за головы. Главное, не прижимать мяч к груди во время его

ловли и следить за полетом мяча.

57. «Проползи - не задень»

4-5 набивных мячей кладут вдоль зала на расстоянии 1 м друг от друга в 3-4 ряда. Дети

становятся в колонны (по количеству рядов из мячей) и ползают между мячами на ладонях и

коленях, старясь не задевать их. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

58. «Быстро из круга»

Дети образуют круг. В середине круга одна треть играющих. Стоящие по кругу

поворачиваются в правую сторону и держась за руки, бегут (или идут). Стоящие в центре круга

хлопают в ладоши в такт бега (или ходьбы). По сигналу преподавателя «Стой!» идущие по кругу

останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Преподаватель считает до трех. За это

время стоящие в середине должны выбежать из круга. После счета «три» дети быстро опускают

руки. Неуспевшие выбежать считаются проигравшими. При повторении игры в центр круга

становятся другие дети. Игра повторяется с таким расчетом, чтобы все дети поочередно побывали

в центре.

59. «Ловкие зайчата»

Продвигаясь вперед, прыгать на двух ногах справа и слева через шнур, повернувшись к нему

боком. Дистанция 5 м. Повторить 2-3 раза. Задание выполняется двумя колоннами.

60. «Река и ров»

Играющие идут в колонне по одному, на сигнал преподавателя «Ров справа!» дети

поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону или не успел

выполнить команду, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все

снова строятся в колонну по одному и продолжают ходьбу до следующего сигнала.

61. «Новые пятнашки»

Детям раздается одинаковое количество бельевых прищепок, которые они цепляют себе на

одежду. Когда ребенок поймает кого-то из играющих, он цепляет ему свою прищепку. Выигрывает

тот, кто первым освобождается от прищепок.

62. «Съедобное - несъедобное»

Водящий держит в руках мяч, он бросает его играющим, выкрикивая при этом слова в

произвольном порядке. Если слово «съедобное», мяч надо поймать, если нет - оттолкнуть или

просто не ловить.

Вариант. «Бывает - не бывает». Водящий бросает мяч играющим, выкрикивая действия

каких-либо предметов. Скажем, «поезд едет, яблоко висит, стол летает...». Если такое бывает —

игрок ловит мяч, если нет - отталкивает.

63. «Совушка»

На площадке обозначается гнездо совушки (круг), в котором она находится. Остальные

играющие: мышки, жучки, бабочки — располагаются по всему залу (площадке). По сигналу

преподавателя «День!» все ходят, бегают по площадке, передавая движениями характер образа,

стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время преподаватель произносит: «Ночь!», и

все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается,

вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День!» совушка

улетает, а мышки, жуки, бабочки снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим

(из числа ни разу не пойманных).

64. «Самолеты»

Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала (площадки),

перед каждой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля). Играющие изображают

летчиков. По команде преподавателя «К полету приготовиться!» дети выполняют круговые

движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите!» дети поднимают прямые руки

в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде «На посадку!» самолеты

возвращаются и приземляются (строятся в свои звенья и опускаются на одно колено, прямые руки

в стороны). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и красиво (выдержано расстояние

друг от друга).

65. «У кого мяч?»

Дети образуют круг (если группа малочисленна, то полукруг). Выбирают водящего. Он

становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Кому-либо из играющих дается мяч малого диаметра, и дети передают его по кругу за спиной.

Водящий старается угадать, у кого мяч. Он произносит: «Руки!», и тот, к кому обращаются, должен

показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у

кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.

66. «Передал - садись»

Играющие становятся на исходную линию в несколько шеренг по 5-6 детей. Перед каждой

шеренгой находится водящий с мячом боль-

шого диаметра на расстоянии 1,5-2 м. По команде преподавателя водящий перебрасывает

мяч игроку, стоящему первым в шеренге, тот так же посылает мяч обратно и садится на пол (ноги

скрестно). Затем мяч получает второй игрок и так далее. Когда водящий получит мяч от игрока,

стоящего последним, он поднимает мяч над головой и в этот момент все играющие данной

шеренги должны быстро встать. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

При повторении упражнения выбирают другого водящего.

67. «Проползи - не урони»

Ползание по гимнастической скамейке в упоре на коленях и предплечьях с мешочком на

спине. Дети становятся в шеренгу перед скамейкой. Ребенок, стоящий первым, подходит к

скамейке, занимает исходное положение - становится на четвереньки, второй, стоящий за ним в

шеренге, кладет ему на спину мешочек с песком. Надо проползти до конца скамейки таким

образом, чтобы мешочек не упал и так один за другим дети выполняют задание.

68. «Догони свою пару»

Играющие становятся на одной стороне площадки в две шеренги: одна впереди, другая

сзади (отступив на 2-3 шага). По команде педагога дети первой шеренги быстро перебегают на

другую сторону площадки (за условную линию), а дети второй стараются их осалить, каждый свою

пару. Перебежав на другую сторону площадки, дети меняются ролями. Игра повторяется 3-4 раза.

69. «Ловкие и быстрые»

В две линии ставятся кегли (дистанция 5 м) на расстоянии 40 см одна от другой. Играющие

становятся в две колонны и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед между кеглями. Затем

шагом возвращаются в свою колонну с внешней ее стороны. Побеждает команда, выполнившая

задание быстро и без потерь (не задевая кегли).

70. «Канатоходцы»

Дети становятся в две колонны, затем идут по гимнастической скамейке парами, держась за

руки. В конце скамейки надо разъединить руки и спокойно сойти с нее, не спрыгивая.

71. «Успей выбежать»

Играющие образуют круг. В центре круга находится примерно одна треть детей. Дети,

стоящие по кругу, берутся за руки, идут вправо, по сигналу педагога бегут. Стоящие в центре

ритмично хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» дети останавливаются и поднимают сцепленные

руки вверх. Преподаватель считает до трех. За это время ребята, стоящие в центре, должны успеть

выбежать из круга. После счета «Три!» дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать

считаются проигравшими. При повторении игры на середину выходят другие дети.

72. «Кто быстрее до кегли»

Дети становятся в шеренгу у исходной черты и по сигналу преподавателя прыгают на правой

(или левой) ноге, кому как удобно, до кеглей (дистанция 4 м). Возвращаются обратно шагом.

Затем задание выполняет вторая шеренга. Можно выполнять упражнение в колоннах.

73. «Ловкие и сильные»

Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками хватом рук с

боков скамейки.

74. «Перебрось - поймай»

Играющие становятся в две шеренги на расстоянии 3 м одна от другой. Между шеренгами

на равном расстоянии от каждой проводится коридор шириной 0,5 м (вдоль шеренги). По сигналу

преподавателя игроки первой команды, имеющие мячи малого диаметра, бросают их правой

рукой в коридор, а игроки второй шеренги ловят мячи двумя руками после отскока. Игровое

упражнение с мячом развивает координацию движений, ловкость и глазомер.

75. «Перепрыгни - па задень»

Дети становятся в две колонны. По обеим сторонам зала выкладываются шнуры. Дети

прыжками на двух ногах через шнур, стоя к нему боком, продвигаются вперед (без пауз),

перепрыгивая шнур справа и слева. Затем шагом возвращаются в свою колонну. Длина шнура 4-5

м.

76. «Переноска мячей»

Игроки становятся в 3-4 колонны по углам площадки. В центре площадки обруч большого

диаметра (или корзина), где находятся малые мячи (или мешочки) по количеству играющих. По

команде педагога стоящие первыми в колоннах бегут к обручу, берут по одному мячу,

возвращаются в свою колонну и становятся в ее конец. Второй игрок начинает бег после того, как

первый пересечет обозначенную линию, и так действуют все играющие. Побеждает команда,

быстро и без потерь (не уронив мяча) выполнившая задание.

77. «Мяч над головой»

Играющие распределяются на тройки. Двое играющих перебрасывают мяч друг другу, а

третий находится между ними и старается коснуться мяча, и если ему удается, то он меняется с

тем игроком, от кого направлялся мяч.

78. «Мяч в воздухе»

Играющие становятся в круг, в центре водящий с мячом большого диаметра. Он высоко

подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей, тот, в свою очередь, должен подбежать

и поймать мяч, а водящий бежит на его место. Если же тот, кого назвали, не успевает поймать мяч,

дети быстро разбегаются, а ребенок, подняв мяч с земли, говорит: «Стой!» - и бросает мяч в ноги

одному из играющих. Тот, в кого попали мячом, становится водящим, игра продолжается.

79. «Фигуры»

Играющие идут по кругу, в центре находится водящий. По сигналу преподавателя (свисток,

хлопок в ладоши) все останавливаются и замирают, приняв различные позы. Водящий выбирает

того, чья фигура ему понравилась больше, и меняется с ним местами. Игра повторяется с другим

водящим.

80. «Хитрая лиса»

Играющие становятся по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне

круга обозначается дом лисы. По сигналу преподавателя дети закрывают глаза, а он обходит их с

внешней стороны круга и незаметно дотрагивается до одного из играющих, который и становится

водящим - «хитрой лисой». Дети открывают глаза и хором три раза (с небольшим интервалом)

спрашивают (сначала тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?». После третьего раза

играющий, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку

и говорит: «Я здесь!». Все разбегаются по площадке (залу), а «лиса» их ловит (пятнает) и уводит к

себе. Подсчитывают количество пойманных «лисой». Игра повторяется с другим водящим.

81. «Парашютисты»

Играющие распределяются на две-три команды. По количеству команд ставятся

гимнастические скамейки - это «самолеты». В конце каждой скамейки обозначается круг

диаметром 50 см - это место приземления. По первому сигналу педагога команды (колонны) по

одному входят на гимнастическую скамейку - «садятся в самолеты». По второму сигналу

«парашютисты» по одному прыгают с «самолета», стараясь точно приземлиться в указанное место

(кружок).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЗЮДО

1. «Татами»

Подготовка к игре. В спортивном зале поясами от кимоно отгораживается площадка

«татами». Все игроки - Уке, двое водящих - Тори (за чертой татами).

Описание игры. Уке бегают, по сигналу руководителя Тори окружают руками одного из Уке и

ловят. Пойманный становится Тори. Все трое Тори берут в захват за рукава друг друга и

продолжают ловить остальных Уке (окружая их). Каждый пойманный присоединяется к Тори,

четверка разбивается на 2 пары. Игра заканчивается, когда пойманы все Уке. Последние

осаленные Уке становятся Тори.

Правила:

1. Уке за границу татами не выходят. Кто вышел - становится Тори.

2. Чтобы поймать Уке, его надо окружить руками, а не хватать.

3. Уке не могут «разрывать» руки Тори.

2. «Не давай пояс водящему»

Подготовка к игре. Игроки становятся в круг и размыкаются на вытянутые руки, круг

очерчивается мелом (перед ногами игроков). Выбирают 2-4 водящих, которые становятся в

середину круга. Если играют 10-12 человек, то водящий один. Берут пояс от кимоно, складывают

вчетверо и крепко обвязывают его концом. Стоящие по кругу получают такой пояс.

Описание игры. Игроки перекидывают пояс по кругу или на противоположную сторону

игрокам, чтобы водящие не могли его коснуться. Водящие, бегая в круге, стремятся дотронуться

до пояса или его схватить. Если кому-нибудь из них это удается, то на его место идет игрок, при

броске (или передаче) которого водящий коснулся пояса (поймал его). Играют установленное

время. В заключение выделяются игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры:

1. Если пояс развязался, игра останавливается, пояс перевязывается и игра продолжается.

2. Если пояс выпал из круга, то игроки должны быстро поднять его и продолжать игру.

3. Водящий имеет право осалить пояс, находящийся в руках у игрока, в воздухе, на татами,

за кругом, если он туда «вылетел».

3. «Тяни в круг»

Подготовка к игре. Посредине площадки чертятся два концентрических круга (один в

другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг, крепко держась за руки.

Описание игры. По указанию руководителя игроки начинают двигаться по кругу вправо или

влево, не отпуская соединенных рук. По сигналу «Хаджиме!» игроки останавливаются и стараются

втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся

перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, или перешагнуть через него, но так, чтобы не

разъединить руки. Попавший в большой круг, хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем

играющие опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру. Игроки, разъединившие руки во

время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки, ни разу не втянутые в круг, считаются

победителями.

Правила игры:

1. Игра начинается и прекращается по сигналу руководителя.

2. Втягивать соседей в круг можно только руками, не прибегая ни к каким другим способам.

3. Когда оставшиеся игроки не могут окружить большой круг, они встают вокруг малого

круга и втягивают друг друга в него. В этом случае спастись от втягивания некуда.

4. «Тяни на булавы»

Подготовка к игре. Посредине площадки ставятся 3-5 булав или кеглей: 4 по углам

четырехугольника (на расстоянии шага одна от другой) и одна в центре. Три булавы ставятся

треугольником. Все играющие строятся вокруг них в круг, крепко схватившись за руки.

Описание игры. Играющие двигаются по кругу вправо или влево. По сигналу «Хаджиме»

начинают втягивать друг друга на булавы (кегли), не разъединяя рук. Спасаясь, они перешагивают,

перепрыгивают булавы, крепко держась за руки с соседями. Кто свалит булаву, тот выбывает из

игры. Каждый раз булава возвращается на место. Чтобы упавшую булаву удобнее было ставить,

можно очертить место каждой из них. Если во время перетягивания игроки разъединят руки, то

выходят из игры оба игрока. Количество игроков постепенно уменьшается. Когда их станет так

мало, что они не смогут окружить булавы, они встают между ними или сбоку от них. Победителем

становится последний оставшийся игрок. Каждый раз игра начинается и заканчивается по сигналу.

5. «Кто сильнее»

Подготовка к игре. Посредине площадки чертится линия. Справа и слева от нее,

параллельно ей чертятся еще две линии на расстоянии

2-3 м от средней линии. Играющие делятся на 2 равные команды и строятся около средней

линии: одна команда лицом к другой. Игроки команд (противники) должны быть примерно

одинаковы по росту и силе.

Описание игры. Игроки, стоящие друг против друга на коленях, подходят к средней линии,

берутся за правые рукава кимоно, левые кладут за спину. По сигналу руководителя «Хаджиме!»

игроки начинают тянуть в свою сторону противников, стараясь перетянуть их за черту, на-

ходящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на стороне противника до подсчета

очков. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую строну. Выигрывает

команда, сумевшая перетянуть больше игроков.

Правила игры:

1. Начинать перетягивать можно только по установленному сигналу. В противном случае

перетягивание не засчитывается.

2. Перетягивать разрешается только установленным способом: одной рукой, двумя руками.

3. Игрок должен перетянуть противника за линию, находящуюся за его спиной на

расстоянии 2-3 м от средней.

6. «Перетягивание поясов»

Подготовка к игре. Связанные пояса от кимоно 3-5 штук кладут посредине площадки вдоль

нее. Середина отмечается цветной тряпочкой (ленточкой), а на земле (полу) под серединой

поясов проводится черта поперек зала (площадки). Параллельно ей с обеих сторон в 2-3-х м

проводятся еще 2 черты. Играющие делятся на две команды, равные по количеству и по силам.

Каждая команда стоит на коленях, берет в руки половину поясов так, чтобы игроки через одного

были с одной и другой стороны. Лучше всего рассчитать их для этого на пер-вый-второй.

Описание игры. По сигналу руководителя «Хаджиме!» играющие берутся руками за пояса и

поднимают их с пола. По свистку руководителя команды начинают тянуть их в свою сторону. Когда

середина пояса перетянута за линию, параллельную средней в ту или другую сторону,

руководитель останавливает игру условным сигналом «Мате». Играют несколько раз. Побеждает

команда, которая смогла большее количество раз перетянуть середину на свою сторону.

Правила игры:

1. Начинать тянуть можно только по сигналу, в противном случае подается новый сигнал.

Если 2 раза подряд команда начала тянуть до сигнала, то она проигрывает.

2. Пояса считаются перетянутыми, если середина находится в 2 метрах от средней линии на

стороне противника.

7. «Борьба за мяч»

Подготовка к игре. В игре участвуют 2 равные команды. Игроки одной из команд надевают

цветные повязки. Площадка для игры ограничивается. Мяч надувной средних размеров. Капитаны

команд идут на середину площадки. Все остальные игроки, размещаясь по площадке, встают

парами: один игрок из одной команды, другой -из другой.

Описание игры. Руководитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются

поймать его или отбить кому-либо из своих игроков. Завладев мячом, играющий стремится

передать его кому-либо из игроков своей команды. Игроки другой команды отбивают, перехва-

тывают мяч у противников и передают своим игрокам. Задача играющих — сделать 5 передач

подряд между своими игроками. Команда, которой это удастся, выигрывает очко, и игра

начинается сначала с середины площадки. Если мяч перехвачен соперниками, счет передач

начинается снова. Играют 5-6 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Вырывать мяч нельзя, можно только выбивать его и перехватывать.

2. Если мяч вылетит за пределы площадки, то команда противников вбрасывает его с того

места, где он перелетел границу.

3. Если за мяч схватятся одновременно два игрока, то руководитель останавливает игру

свистком и бросает между ними спорный мяч.

4. Мяч можно вести только ударяя о пол. Если игрок пробежал с мячом более двух шагов,

руководитель останавливает игру, и мяч вбрасывает игрок другой команды с границы площадки

напротив того места, где допущена ошибка.

5. Если во время передач мяч перехвачен противником, счет передач аннулируется и

начинается вновь.

6. Если во время передач противник допустил грубость (вырвал мяч, умышленно толкнул),

руководитель останавливает игру и отдает мяч команде, игрок которой передавал мяч.

8. «Точное движение»

Подготовка к игре. Поставить стул, посадить на пего желающего и предложить ему закрыть

глаза.

Описание игры. Участник с закрытыми глазами должен встать со стула и пройти по квадрату

- два шага вперед, сделать самостраховку назад, два шага вправо, сделать самостраховку на бок,

два шага назад, два шага влево и сесть на стул.

9. «Запрещенное движение»

Подготовка к игре. Все играющие вместе с руководителем встают в круг. Если играющих

много, руководитель выходит на шаг вперед, чтобы быть заметнее; если мало, то можно

построить всех в шеренгу, а самому встать перед ними.

Описание игры. Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за

исключением «запрещенного», заранее им установленного. Например, запрещено выполнять

движение «перекат назад в группировке». Руководитель начинает делать разные движения, а все

играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет запрещенное движение. Участник

игры, повторивший его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть. Игра проводится 3-5 мин,

после чего отмечаются играющие, не допустившие ни одной ошибки, а также и самые

невнимательные.

Правила игры:

1. Играющие обязаны повторять за руководителем все движения, кроме запрещенного. Тот,

кто не повторяет все движения, считается проигравшим.

2. Проигравшие продолжают играть и при каждой ошибке делают шаг вперед.

10. «Передай мяч»

Подготовка к игре. Игра проводится на ковре. Выбираются 2 водящих (их число по ходу

игры может быть доведено до 4), а остальные игроки садятся по кругу ногами в центр. Интервалы

между игроками — вытянутые руки. Играющим дается надувной мяч.

Описание игры. По сигналу играющие перебрасывают мяч по кругу руками, а водящие,

передвигаясь любым способом, стараются перехватить мяч или выбить его из рук сидящего, а

затем передать мяч другому сидящему по кругу игроку. После этого водящий занимает место

потерявшего мяч, который становится водящим. Однако игра осложняется тем, что после того, как

один из водящих овладеет мячом, на него могут нападать остальные водящие и игрок из круга,

потерявший мяч. Борьба длится до тех пор, пока мяч не будет передан одному из сидящих игро-

ков. Сделавший эту передачу выходит из круга и занимает место игрока, потерявшего мяч. Игра

продолжается 4-6 мин. Отмечаются лучшие водящие и игроки, которые не были на их месте.

Правила игры:

1. Разрешается сидеть только ногами внутрь круга. Изменять это положение и включаться в

борьбу за мяч может лишь игрок, который потерял мяч.

2. Не разрешается применять болевые и удушающие приемы.

3. Если при передаче мяча он вышел за пределы круга, водить идет тот, кто неточно бросил

мяч, а водящий занимает его место в кругу.

11. «Один за другим»

Подготовка к игре. Игра проводится на татами. Игроки делятся на 2 равные команды,

строятся по массе тела с разных сторон татами. В центре чертится линия (или наклеивается

цветная лента). Играют на коленях.

Описание игры. Выходят 2 самых легких игрока и выполняют захват кимоно так, чтобы

между нами находилась линия. По команде руководителя «Хаджиме!» одновременно стараются

выполнить выведение из равновесия вперед так, чтобы соперник переступил через линию. Побе-

дитель остается на татами, проигравший возвращается к команде. Победитель находится на

татами до первого поражения, его сменяет другой игрок той же команды. Проигрывает команда, у

которой не хватит игроков для продолжения противоборства.

Правила игры:

1. Игроки вступают в противоборство в порядке возрастания массы тела, с колен не вставать.

2. Способы выведения из равновесия предварительно повторяются и оговариваются с

игроками.

12. «Регби на коленях с надувным мячом»

Подготовка к игре. Игроки делятся на 2 равные по силам команды с разными поясами.

Встают на колени с разных сторон татами, на середину которого кладется надувной мяч.

Описание игры. По свистку, игроки на коленях устремляются к мячу, чтобы завладеть им.

Используя передвижение с мячом и передачи, игроки стараются приблизиться к краю на стороне

противника и коснуться мячом пола за чертой татами (можно коснуться мата, чучела за татами).

Задача другой команды - перехватить мяч и сделать то же самое. Игра продолжается 5 или 10

мин. Побеждает команда, сумевшая большее число раз коснуться мячом пола или предмета на

стороне противника.

Правила игры:

1. Передвигаться разрешается только на коленях.

2. Не разрешается захватывать игрока, не владеющего мячом, вставать на ноги и мешать

вбрасыванию мяча, если он вышел за пределы татами. За нарушение мяч передается противнику.

13. «Салки на татами»

Подготовка к игре. Участники делятся на 2 команды и строятся на разных сторонах татами.

Описание игры. Руководитель вызывает 1 или 2 пары игроков и начинает игру командой

«Хаджиме!». Варианты касаний могут быть различными. Одна встреча продолжается 10-20 с,

после чего считают количество касаний и вызывают новые пары. Побеждает команда, участники

которой выиграли большее количество поединков.

Варианты касаний: касание рукой (правой, левой, обеими, любой) различных частей тела

(середина живота, плечо, предплечье, спина, поясница).

Правила игры:

1. Касание лица штрафуется одним очком в пользу противника.

2. Места касания прикрывать нельзя.

14. «Салки на коленях»

Подготовка к игре. Выбирается водящий, который берет цветной платочек и встает

посредине. Все остальные окружают его в произвольном порядке. Большую площадку

необходимо ограничивать.

Описание игры. Водящий - «салка» - поднимает руку с платочком вверх и говорит: «Я -

салка!» После этого все разбегаются на коленях в пределах площадки, а он старается догнать кого-

либо из убегающих. Игрок, которого он коснулся рукой или платочком, считается осаленным и

становится салкой; бывший водящий передает ему платочек, и игра продолжается. Каждый раз,

когда салка поймает кого-нибудь, он передает ему платочек и пойманный становится салкой.

Правила игры:

1. Водящий может ловить только после того, как скажет: «Я - салка!».

2. Новый водящий не имеет права сразу ловить бывшего водящего.

3. Выбежавший за границу площадки считается пойманным и становится новой салкой.

4. Вставать с колен нельзя, вставший игрок сразу выбывает.

5. Во время передвижения на коленях на руки опираться нельзя.



В раздел образования