Напоминание

Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах.


Автор: Ананьева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООш № 6"
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах.
Раздел: начальное образование





Назад




МАСТЕР-КЛАСС

Организация

самостоятельной

работы

на

уроках

математики

в

начальных классах.

Задача: - показать на примерах организацию самостоятельной работы по

математике в начальных классах. (1 слайд)

Ход мастер-класса:

1.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер- классе. Мы,

сегодня будем работать под таким девизом «Успех приходит к тому, кто в него

верит». (2 слайд)

1.

Решение текстовой задачи.

Форма работы: индивидуальная

Цель: обучать приемам самостоятельного поиска для решения текстовой

задачи.

Для того чтобы решить текстовую задачу, необходимо построить

математическую модель – выделить в условии существенные признаки. Согласно

существующим методам это делается с помощью некоторых рассуждений. Но, как

показала практика, подобные рассуждения трудно воспринимаются младшими

школьниками, всю важную информацию в наглядной и легко обозримой форме – в

виде схемы. Она помогает обучающимся осознать и обосновать выбор действий,

необходимых для решения задач.

Рассмотрим следующую задачу. При решении этой задачи прослеживается

связь подготовительного и основного этапа обучению решения задач.

а) Прочитай условие задачи.

(3слайд)

Маше 7 лет. Вера на 2 года старше Маши, а Лена на 3 года старше

Веры.

Сколько лет Лене?

Выбери схему, на которой ты сможешь обозначить известные в условии

величины.

(4 слайд)

– Попробуем выполнить задание самостоятельно. Это поможет вам сделать

вывод о том, поняли ли вы текст условия задачи или нет.

Все справляются с заданием, выбирая схему 4 и обозначая на ней известные в

условии задачи величины..

Учитель. Кто хочет нарисовать схему на доске? (К доске выходят один и

быстро "оживляют" схему 4.)

(5 слайд)

Учитель. Переходим к заданию в). Прежде чем отвечать на вопросы, давайте

их обозначим на выбранной схеме.

К доске выходят по очереди два ребёнка. Каждый обозначает на схеме один вопрос.

Схема на доске принимает следующий вид:

(6 слайд)

У. Теперь вы можете самостоятельно ответить на каждый вопрос, записав

арифметические действия на доске и в тетрадке.

С первым вопросом быстро справляются все дети: 7 + 2 = 9 (л. Вере).

Второй вопрос также не вызывает затруднений. У всех в тетрадях запись:

9 + 3 = 12 (л .Лене ).

У. А если я изменю вопрос.

(7 слайд)

Маше 7 лет. Вера на 2 года старше Маши, а Лена на 3 года старше

Веры. На сколько лет Лена старше Маши?

– Дети отвечая на третий вопрос выполнили вот такие арифметические

действия.

Предлагаю вам обсудить, все ли действия выполнены верно.

(8 слайд)

12 – 9 = 3 (г.)

12 – 7 = 5 (л.)

3 + 2 = 5 (л.)

Обсуждение

1) 12 – 9 = 3 – это неверно. Было уже известно, что Лена на 3 года старше

Веры. (Это дано в условии.)

В вопросе спрашивается, на сколько лет Лена старше Маши; Лене 12 лет, а

Маше 7. (Значит, надо из 12 вычесть 7.)

У. А кто скажет, на сколько Маша младше Лены?

Д. Здесь действия выполнять не нужно; на сколько Лена старше Маши, на

столько Маша младше Лены.

У. А кто ответил на третий вопрос так: 3 + 2 = 5? Я что-то не понимаю, как вы

рассуждали?

– А это видно на схеме. (Выходит к доске и показывает отрезок, равный

сумме двух отрезков: один обозначает число 2, а другой – число 3.)

У. Я думаю, что без схемы было бы трудно предложить такой способ ответа

на вопрос.

2. Мастер вычислений.

Одна из форм самостоятельной работы по отработке вычислительных

навыков.

Цель: задания помогают быстро и эффективно освоить правила умножения и

деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Форма работы: работа в парах.

Перед вами лежат примеры не простые – в каждом столбике зашифровано

слово. Догадайся как его расшифровать. Для этого посмотрите на буквы и цифры в

рамке. Первое слово отгадано. Попробуй отгадать второе. А чтобы вам было легче -

мы его нарисовали.

(9 слайд)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

А Ж Б У Г К М Ч Р Е

3

2

7

8

9

х

6

1

9

6

7

3

4

ж

е

м

ч

у

г

(10 слайд)

1

9

3

4

х

3

Проверяем:

(11 слайд)

1

9

3

4

х

3

5

8

0

2

К

Р

А

Б

А теперь следующее вычисление полностью самостоятельно.

(12 слайд)

0 1

2 3

4 5

6 7

8

9

а и

ц

м у л д к с

н

Проверяем:

(13 слайд)

5

2

8

9

0

х

8

5

4

8

9

0

х

8

4

3

9

1

2

0

у

м

н

и

ц

а

Обычно дети не хотят дополнительно отрабатывать вычислительные навыки,

но такие примеры и на перемене заинтересовывают ребят. А в результате

отработанные навыки приводят к успешному решению, как примеров так и задач.

3

Представление объёмных фигур.

Цель: умение представлять объёмные фигуры.

Форма работы: групповая.

(Тема урока «Круг и шар» 2 часть учебника «Математика» 4 класс, № 269)

Детям нужно представить и сосчитать, из скольких ещё шаров можно

составить «пирамиду»? В классе обычно 2 или 3 ребёнка кому удается представить

и сосчитать. Чтобы активизировать самостоятельность и сделать её более

продуктивной мы выполняем практическую работу в группах.

Вам, уважаемые коллеги я тоже предлагаю попробовать. Делимся на четыре

группы. На партах лежит пластилин. Давайте ответим на вопрос нашей задачи. Не

забывайте, как работать в группах. Каждая группа должна показать результат. Чья

группа справилась быстрее покажите домиком.

Проверяем:

1+3=4, 1+3+6=10, 1+3+6+10=20 и т.д.

(14 слайд)

Правильно организованная самостоятельная работа ведёт к положительной

мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.

Большое спасибо за взаимопонимание!

Закончить хочу нашу работу словами древнего китайского мудреца:

(15 слайд)

«Голодному не надо давать рыбу. Он её скушает за день. Надо ему дать

удочку и научить его ловить рыбу, тогда он сможет ловить её каждый день и

перестанет быть голодным».

1

9

3

4

х

3

5

2

8

9

0

х

8

,

1

9

3

4

х

3

5

2

8

9

0

х

8

5

2

8

9

0

1

9

3

4

х

3

х

8



В раздел образования