Автор: Ананьева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООш № 6"
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах.
Раздел: начальное образование
МАСТЕР-КЛАСС
Организация
самостоятельной
работы
на
уроках
математики
в
начальных классах.
Задача: - показать на примерах организацию самостоятельной работы по
математике в начальных классах. (1 слайд)
Ход мастер-класса:
1.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер- классе. Мы,
сегодня будем работать под таким девизом «Успех приходит к тому, кто в него
верит». (2 слайд)
1.
Решение текстовой задачи.
Форма работы: индивидуальная
Цель: обучать приемам самостоятельного поиска для решения текстовой
задачи.
Для того чтобы решить текстовую задачу, необходимо построить
математическую модель – выделить в условии существенные признаки. Согласно
существующим методам это делается с помощью некоторых рассуждений. Но, как
показала практика, подобные рассуждения трудно воспринимаются младшими
школьниками, всю важную информацию в наглядной и легко обозримой форме – в
виде схемы. Она помогает обучающимся осознать и обосновать выбор действий,
необходимых для решения задач.
Рассмотрим следующую задачу. При решении этой задачи прослеживается
связь подготовительного и основного этапа обучению решения задач.
а) Прочитай условие задачи.
(3слайд)
Маше 7 лет. Вера на 2 года старше Маши, а Лена на 3 года старше
Веры.
Сколько лет Лене?
Выбери схему, на которой ты сможешь обозначить известные в условии
величины.
(4 слайд)
– Попробуем выполнить задание самостоятельно. Это поможет вам сделать
вывод о том, поняли ли вы текст условия задачи или нет.
Все справляются с заданием, выбирая схему 4 и обозначая на ней известные в
условии задачи величины..
Учитель. Кто хочет нарисовать схему на доске? (К доске выходят один и
быстро "оживляют" схему 4.)
(5 слайд)
Учитель. Переходим к заданию в). Прежде чем отвечать на вопросы, давайте
их обозначим на выбранной схеме.
К доске выходят по очереди два ребёнка. Каждый обозначает на схеме один вопрос.
Схема на доске принимает следующий вид:
(6 слайд)
У. Теперь вы можете самостоятельно ответить на каждый вопрос, записав
арифметические действия на доске и в тетрадке.
С первым вопросом быстро справляются все дети: 7 + 2 = 9 (л. Вере).
Второй вопрос также не вызывает затруднений. У всех в тетрадях запись:
9 + 3 = 12 (л .Лене ).
У. А если я изменю вопрос.
(7 слайд)
Маше 7 лет. Вера на 2 года старше Маши, а Лена на 3 года старше
Веры. На сколько лет Лена старше Маши?
– Дети отвечая на третий вопрос выполнили вот такие арифметические
действия.
Предлагаю вам обсудить, все ли действия выполнены верно.
(8 слайд)
12 – 9 = 3 (г.)
12 – 7 = 5 (л.)
3 + 2 = 5 (л.)
Обсуждение
1) 12 – 9 = 3 – это неверно. Было уже известно, что Лена на 3 года старше
Веры. (Это дано в условии.)
– В вопросе спрашивается, на сколько лет Лена старше Маши; Лене 12 лет, а
Маше 7. (Значит, надо из 12 вычесть 7.)
У. А кто скажет, на сколько Маша младше Лены?
Д. Здесь действия выполнять не нужно; на сколько Лена старше Маши, на
столько Маша младше Лены.
У. А кто ответил на третий вопрос так: 3 + 2 = 5? Я что-то не понимаю, как вы
рассуждали?
– А это видно на схеме. (Выходит к доске и показывает отрезок, равный
сумме двух отрезков: один обозначает число 2, а другой – число 3.)
У. Я думаю, что без схемы было бы трудно предложить такой способ ответа
на вопрос.
2. Мастер вычислений.
Одна из форм самостоятельной работы по отработке вычислительных
навыков.
Цель: задания помогают быстро и эффективно освоить правила умножения и
деления многозначных чисел в пределах миллиона.
Форма работы: работа в парах.
Перед вами лежат примеры не простые – в каждом столбике зашифровано
слово. Догадайся как его расшифровать. Для этого посмотрите на буквы и цифры в
рамке. Первое слово отгадано. Попробуй отгадать второе. А чтобы вам было легче -
мы его нарисовали.
(9 слайд)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Ж Б У Г К М Ч Р Е
3
2
7
8
9
х
6
1
9
6
7
3
4
ж
е
м
ч
у
г
(10 слайд)
1
9
3
4
х
3
Проверяем:
(11 слайд)
1
9
3
4
х
3
5
8
0
2
К
Р
А
Б
А теперь следующее вычисление полностью самостоятельно.
(12 слайд)
0 1
2 3
4 5
6 7
8
9
а и
ц
м у л д к с
н
Проверяем:
(13 слайд)
5
2
8
9
0
х
8
5
4
8
9
0
х
8
4
3
9
1
2
0
у
м
н
и
ц
а
Обычно дети не хотят дополнительно отрабатывать вычислительные навыки,
но такие примеры и на перемене заинтересовывают ребят. А в результате
отработанные навыки приводят к успешному решению, как примеров так и задач.
3
Представление объёмных фигур.
Цель: умение представлять объёмные фигуры.
Форма работы: групповая.
(Тема урока «Круг и шар» 2 часть учебника «Математика» 4 класс, № 269)
Детям нужно представить и сосчитать, из скольких ещё шаров можно
составить «пирамиду»? В классе обычно 2 или 3 ребёнка кому удается представить
и сосчитать. Чтобы активизировать самостоятельность и сделать её более
продуктивной мы выполняем практическую работу в группах.
Вам, уважаемые коллеги я тоже предлагаю попробовать. Делимся на четыре
группы. На партах лежит пластилин. Давайте ответим на вопрос нашей задачи. Не
забывайте, как работать в группах. Каждая группа должна показать результат. Чья
группа справилась быстрее покажите домиком.
Проверяем:
1+3=4, 1+3+6=10, 1+3+6+10=20 и т.д.
(14 слайд)
Правильно организованная самостоятельная работа ведёт к положительной
мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.
Большое спасибо за взаимопонимание!
Закончить хочу нашу работу словами древнего китайского мудреца:
(15 слайд)
«Голодному не надо давать рыбу. Он её скушает за день. Надо ему дать
удочку и научить его ловить рыбу, тогда он сможет ловить её каждый день и
перестанет быть голодным».
1
9
3
4
х
3
5
2
8
9
0
х
8
,
1
9
3
4
х
3
5
2
8
9
0
х
8
5
2
8
9
0
1
9
3
4
х
3
х
8